Файл: Криминалистика (курс лекций).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2020

Просмотров: 5830

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Введение в криминалистику.

Криминалистическая техника

Криминалистическая методика – это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращения отдельных видов преступлений.

Вопрос 1. Понятие и научные основы криминалистической идентификации (отождествления)

Идентификация по материально фиксированным отображениям признаков

Идентификация целого по части

Идентификация по мысленному образу

Идентификация по описанию

Вопрос 2. Понятие и значение установления групповой принадлежности

Вопрос 3. Понятие и сущность криминалистической диагностики

Основные узлы фотоаппарата и их характеристика.

Свойства и характеристика светочувствительных материалов.

Стадии фотографического процесса.

Фотографическая съемка – при подготовке к съемке фотограф должен произвести следующие действия:

Негативный процесс.

Третья стадия.

Позитивный процесс.

Вопрос 2. Понятие криминалистической фотографии, ее система и назначение

Средства и методы запечатлевающей криминалистической фотографии. Возможности исследовательской фотографии.

Вопрос 1. Понятие, задачи и научные основы криминалистического исследования следов. Механизм образования и классификация следов

Общие правила обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов.

Вопрос 2. Следы человека

Вопрос 3. Иные следы

Следы транспортных средств.

Прочие следы

При исследовании топографических признаков учитывают:

Вопрос 3. Технико-криминалистическое исследование документов

Вопрос 4. Назначение экспертизы по исследованию документов

Вопрос 1. Понятие, значение и научные основы криминалистического отождествления личности по признакам внешности

Чтобы использовать признаки внешности в уголовной регистрации и в целях отождествления человека, их необходимо классифицировать (сгруппировать) и при пользовании ими придерживаться единой терминологии.

Вопрос 3. Источники информации о признаках внешности человека и использование «словесного портрета» для идентификации личности

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ:

2. Криминалистика: Учеб. пособие в схемах / Под ред. А.Г. Филиппова.

Введение в криминалистику. Криминалистическая техника

ТЕМА 4. ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ И ВИДЕОЗАПИСИ


Вопрос 1. Введение в фотографию

Вопрос 2. Понятие криминалистической фотографии, ее система и назначение

Вопрос 3. Основы криминалистической видеозаписи

Вопрос 4. Особенности процессуального оформления результатов применения фотосъемки и видеозаписи



Вопрос 1. Введение в фотографию


Фотографию по праву считают одним из величайших открытий прошлого века («фотом» - свет, «графо» - пишу). Изобретение светописи стало возможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Ими изучались действия света на различных светочувствительных материалах, разрабатывались способы получения с их помощью прочных светописных изображений и совершенствовалась сама методика.

Еще в 350 г. до н.э. известный древнегреческий философ Аристотель в одной из своих работ отметил, что свет, проникающий через небольшое отверстие в тёмную комнату, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся перед домом. При этом масштаб изображения тем крупнее, чем дальше от окна находится стена.

Это свойство комнаты (камеры-обскура) описал в своих работах великий итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

В середине XVIII в. в России имела распространение камера-обскура, носившая название «машина для снимания перспектив», изготовленная в виде походной палатки. С ее помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и др. русских городов.

Это была фотография до фотографии – труд рисовальщика был упрощен, но люди продолжали думать над тем, как полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать рисунок, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.

Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскура ученые и изобретатели разных стран начали только в первую треть прошлого столетия.

Наилучших результатов добились известные теперь всему миру французы Ньепс Ж.Н., Дагер Л.Д. и англичанин Тальбот В.Ф.Г. Их и принято считать изобретателями фотографии.

Первый снимок был сделан в 1826 г. Ньепсом (характерно, что выдержка была 8 часов). Снимок он назвал гелиографией. Ньепс использовал свойство асфальта затвердевать на освещенном месте, на неосвещенных местах не затвердевший асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина (т.е. вместо пленки в аппарате использовался асфальт).

Тальбот в качестве светочувствительного материала применял бумагу, пропитанную хлористым серебром. Он впервые в мире получил негатив и сделал с него отпечаток (позитив). Этот способ был назван калотипией переводе на русский язык – «красота»).

Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он экспонировал серебряную пластину, а затем обрабатывал ее в темной комнате над парами ртути и закреплял изображение с помощью поваренной соли. Этот способ был назван дагеротипией.


Сообщение об изобретении фотографии было сделано 7 января 1839 г. на заседании Парижской академии наук известным физиком и астрономом Араго. И теперь этот день считается днем рождения фотографии.

Большой вклад в развитие фотографии внесли русские ученые и изобретатели. Их работы сыграли важную роль в совершенствовании оптики и химии, в разработке теории фотографических процессов и формировании ее как самостоятельной науки. Ряд крупных открытий в оптике сделал М.В. Ломоносов, создавший многие оптические приборы. Первые снимки в России получены русским химиком Ю.Ф. Фрицке в 1839 г. Выдающаяся роль в развитии отечественной фотографии принадлежит русским фотографам и изобретателям А.Ф. Грекову и С.Л. Левукову.

Фотография наших дней – это область науки о ней самой, и область техники, это методы исследования и документирования, зеркало памяти народов, это художественное призвание людей, это различные виды прикладной деятельности.

Из всего многообразия применения фотографии выделяют три основные:

- фотография в науке и технике;

- фотография в общественной жизни;

- фотография как искусство.

Фотография сразу же стала незаменимой в географии, археологии, этнографии, физике, астрономии, металлографии, биологии. Она стала самостоятельным методом исследования, проникая не только в мир видимый, но и в глубины макро- и микрокосмоса.

Широко фотография применяется и в криминалистике: в ходе следственного осмотра, освидетельствования, эксперимента, проверки показаний на месте и многих других следственных действиях. Фотография незаменима при производстве экспертных исследований.

Основные узлы фотоаппарата и их характеристика.

Фотоаппарат – это оптико-механический прибор, с помощью которого производится съемка, представляет собой уменьшенную и усовершенствованную камеру-обскура.

Фотоаппараты общего назначения принято классифицировать:

1. По формату кадров:

- миниатюрные (размер кадра 14х21 (10х14), «Нарцисс» с форматом кадра 14х21 мм и «Вега-2» 10х14мм);

- полуформатные (размер кадра 18х24, фотоаппараты «Чайка» 72 кадра);

- малоформатные (размер кадра 24х36 (24х24), фотоаппараты типа «Зенит», «ФЭД», «Зоркий» и др., которые позволяют получать 36 кадров на пленке стандартной длины;

- среднеформатные (размер кадра 40х40 (60х60), фотоаппараты «Киев-6с», «Салют», «Салют-К», «Любитель»);

- крупноформатные (размер кадра 90х120 (180х240), павильонные, дорожные и некоторые виды репродукционных фотоаппаратов).

2. По способу наводки на резкость: по матовому стеклу, по шкале расстояний, по оптическому дальномеру.

3. По типу затвора: центральные, шторно-щелевые, веерные, дисковые, затворы-жалюзи.

4. По степени автоматизации: автоматические, полуавтоматические, механические.

Фотоаппарат состоит из следующих частей:

1. Светонепроницаемая камера (корпус) – основа конструкции фотоаппарата, объединяющая узлы, детали и механизмы в согласованную оптико-механическую систему.


2. Затвор – это механизм, дозирующий время, в течение которого свет, прошедший через объектив, освещает (экспонирует) фотоматериал.

Время, в течение которого свет, прошедший через объектив, освещает фотоматериал, называется выдержкой.

Для затворов установлен ряд выдержек в секундах: 1,1/2; 1/4; 1/8; 1/16, 1/30 и т.д. до 1/500, 1/1000 с. Для удобства числитель дроби опускается при обозначении. Затворы в современных фотоаппаратах применяются двух типов: центральные и шторно-щелевые.

3. Видоискатель – зеркальное устройство, позволяющее наводить фотоаппарат на снимаемый объект, наводить на резкость, использовать фотоаппарат с другими приборами (микроскопом и т.д.). Следует помнить, что поле зрения видоискателя несколько меньше поля зрения кадрового окна.

4. Лентопротяжный (транспортирующий) механизм служит для перемещения фотопленки во время съемки последовательно на один кадр, а также для обратной перемотки пленки в кассету. Транспортирующий механизм синхронно связан с затвором и счетчиком отснятых кадров.

5. Объектив – собирательная оптическая система, состоящая из линз, заключенных в металлическую или пластмассовую оправу.

Объектив предназначен для получения оптического изображения снимаемого объекта на светочувствительный слой фотоматериала.

В зависимости от угла поля изображения фотообъективы можно разделить на три группы:

- нормальные (с углом поля изображения 45-60о);

- широкоугольные (с углом поля изображения более 60°);

- узкоугольные (с углом изображения менее 45°).

Основные рабочие характеристики объективов – главное фокусное расстояние, светосила, относительное отверстие.

Главное фокусное расстояние – это расстояние от задней главной точки объектива до его главного фокуса (т.е. расстояние от плоскости диафрагмы и до плоскости пленки при фокусировке объектива на бесконечность). От величины главного фокусного расстояния объектива зависит масштаб изображения к действительным размерам объекта: чем больше фокусное расстояние, тем крупнее изображение объекта на пленке.

По длине фокусного расстояния объективы различаются:

- короткофокусные объективы – «Мир-1» (37 мм);

- нормальные объективы «Индустар-50» (50 мм), Гелиос-44 (58 мм);

- длиннофокусные объективы и телеобъективы – «Юпитер-II» (135 мм), «MTО-500», «МТО-1000», «Таир-З».

Объективы с переменным фокусным расстоянием. Такие объективы состоят из большого числа линз, смещающихся относительно друг друга при наводке на резкость (объектив «Рубин-1» – фокусное расстояние от 37 до 80 мм).

Светосила – способность объектива обеспечивать тот или иной уровень освещенности изображения при данной яркости объекта (способность объектива давать изображение большей или меньшей яркости – 0,7; 1,2; 2; 2,8 и т.д.).

Условно за единицу принята сила восприятия изображения человеческого глаза (при нормальном зрении 100%).


Относительное отверстие объектива (диафрагма) – это отношение диаметра светового отверстия к величине главного фокусного расстояния. Оно выражено в виде дроби с числителем 1 и знаменателем, равным отношению фокусного расстояния к диаметру светового отверстия объектива. Установлены следующие значения относительных отверстий: 1:0,7; 1:1; 1:1,4; 1:2; 1:2,8; 1:4; 1:5,6 и т.д. Для экономии места на оправе объектива принято указывать только знаменатель этого значения. Поэтому, например, вместо того чтобы говорить: «Установим относительное отверстие 1:8», говорят: «Установим диафрагму 8». Переходя от одного значения к соседнему, мы уменьшаем или увеличиваем площадь относительного отверстия объектива (диафрагмы) в два раза.

Многие фотоаппараты снабжены механизмами автоспуска, экспонометрами, встроенными лампами-вспышками и другими дополнительными приспособлениями.

Свойства и характеристика светочувствительных материалов.

Фотографическое изображение получают путем съемки или печатания изображения на фотопленку, фотобумагу, фотопластинку или другой светочувствительный материал. Фотографическое изображение может быть черно-белым и цветным. В пособии рассматриваются только черно-белые фотоматериалы и работа с ними.

1. Способность материала изменяться под действием света и чернеть при последующей обработке в проявителе называется светочувствительностью материала.

Светочувствительность отечественных фотоматериалов выражается в единицах ГОСТа. В других странах приняты иные системы обозначения чувствительности. Наша промышленность выпускает черно-белые негативные материалы общего пользования следующей светочувствительности: 32 ед.; 64 ед., 130 ед., 250 ед. ГОСТ, а также технические фотоплёнки для специального назначения.

2. Строение светочувствительного фотографического материала.

На подложку (пленка, стекло, бумага, калька, ткань, пластмасса, керамика, металл) нанесены эмульсионный слой, подслой, противоореольный слой.

Эмульсионный слой состоит из галогенида серебра (бромида с небольшим добавлением йода или хлорида) и желатина.

Галогенид серебра – микроскопические, невидимые невооруженным глазом кристаллы. Это светочувствительная часть эмульсионного слоя.

Для крепления светочувствительных кристаллов к подложке применяется желатин – клеящее прозрачное вещество белкового происхождения. Часто фотоматериалы имеют два и более эмульсионных слоя, обладающих разными фотографическими свойствами.

3. По назначению светочувствительные материалы подразделяются на негативные, позитивные и обращаемые (слайды).

4. Светочувствительные фотоматериалы имеют различную контрастность и разрешающую способность.

Контрастность – это способность фотоматериала передавать соотношение яркостей объекта съемки, без изменения яркости между светлыми и темными участками.


Разрешающая способность – это способность фотоматериала отчетливо воспроизводить мельчайшие детали объекта съемки. Она определяется максимальным числом раздельно передаваемых на фотоматериале параллельных линий, приходящихся на 1 мм оптического изображения и имеющих ширину, одинаковую с промежутками.

Разрешающая способность фотоматериала находится приблизительно в обратной зависимости от светочувствительности: с увеличением светочувствительности она понижается.

5. Светочувствительные материалы характеризуются фотографической широтой.

Фотографическая широта – это способность фотоматериалов обеспечивать удовлетворительную плотность изображения при различных количествах освещения, т.е. это интервал (диапазон) экспозиции (соотношение выдержки и диафрагмы), в пределах которой имеет место правильная передача яркости объекта. Фотоматериалы с большой широтой удобны, потому что дают возможность получать удовлетворительные по плотности негативы и при ошибках в выборе экспозиции. Фотографическая широта и контрастность взаимосвязаны: чем контрастнее материал, тем меньше его фотографическая широта.

Стадии фотографического процесса.

Фотографический процесс состоит из трех основных стадий:

1. Фотографическая съемка.

2. Негативный процесс (проявка и фиксирование негатива).

3. Позитивный процесс (фотопечать и обработка позитива).

Каждая из этих стадий требует тщательной подготовки необходимого оборудования и материалов.

Первая стадия.

Фотографическая съемка – при подготовке к съемке фотограф должен произвести следующие действия:

1. Выбрать необходимый для съемки фотоаппарат.

2. Подобрать соответствующие съемочной ситуации объективы (нормальный, широкоугольный, длиннофокусный).

3. Подготовить необходимые принадлежности: фотоэкспонометр, лампу-вспышку, удлинительные кольца, штатив, светофильтры, бленду, гибкий спусковой тросик и др.

4. Выбрать подходящую по условиям съемки негативную пленку.

Негативные пленки общего назначения чувствительны ко всему видимому спектру света (от красного до фиолетового), а также к инфракрасному и ультрафиолетовому. Поэтому во избежание засветки фотопленку в кассете необходимо заряжать в полной темноте. Кассету в фотоаппарат заряжают при свете, исключая прямой солнечный.

После зарядки фотоаппарата фотограф с учетом конкретной съемочной ситуации должен проделать основные операции, из которых состоит процесс фотосъемки:

1) осуществить кадрирование;

2) навести на резкость;

3) учесть условия освещения;

4) определить выдержку;

5) определить диафрагму;

6) произвести фотосъемку.

Остановимся на основных моментах некоторых операций.

1. Кадрирование состоит в выборе точки съемки, т.е. такого размещения фотоаппарата, при котором снимаемый объект оптимально располагается в границах кадра.