Файл: Стратегия диверсификации компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что стратегия диверсификации стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

На предприятиях сформировались различные предпосылки диверсификации производства, поэтому в России, как и в Казахстане, наблюдается не эволюционный характер развития явления (как на Западе), а наоборот, диверсификация осуществляется одновременно на различных этапах.

Стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, когда фирме уже не выгодно развиваться с данным продуктом на данном рынке.

Основной целью диверсификации, как правило, является обеспечение выживания организации, усиление ее конкурентоспособности и повышение прибыльности. Любая коммерческая фирма старается остаться «на плаву» и соответственно ищет, как этого добиться. Именно диверсификация, поиск новых направлений эффективной деятельности позволяет компании ускорить свое развитие, получить дополнительные доходы и обрести новые конкурентные преимущества.

Целью данной курсовой работы является проведение анализа эффективности диверсификации производства.

Задачами работы является:

-изучить содержание и виды диверсификации;

- ознакомиться с содержанием стратегии диверсификации производства;

- осуществить выбор стратегии деятельности предприятия на основе метода анализа иерархии;

-разработать предложения по реализации предлагаемых мероприятий;


- провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.

Объект исследования - ТОО «Усть-Каменогорское учебно-производственное предприятие Казахского общества слепых».

Предметом исследования является процесс диверсификации производства компании с целью повышения ее экономической эффективности, устойчивости и конкурентоспособности.

В курсовой работе использованы труды отечественных и зарубежных авторов: Вакуленко Т.Г., Виханский К. И., Данилина Е., Зубенко, A. M., Ковалев А. И., Коттенко А. И., Макарова И., Мудко Г. В., Орлова В. С., Теребова О. С., Фатхутдинов Р. А., Чернова Г. В. и другие.

Представляется, что использованная литература является надежной, так как при написании настоящей курсовой работы автором была использована только информация из официальных источников.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что выводы и рекомендации в области реализации стратегии диверсификации деятельности предприятия могут быть использованы в деятельности аналогичных предприятий независимо от их организационно-правовой формы собственности.

1. Теоретические основы разработки стратегии диверсификации предприятия

1.1. Содержание и виды диверсификации деятельности предприятия

В экономической литературе встречается большое множество определений диверсификации. Общеизвестно, что с экономической точки зрения диверсификация (от лат. diversus – разный и facer – делать) – это одновременное развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг[1].

Диверсификация дает возможность фирмам «держаться на плаву» при сложной экономической конъюнктуре за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции[2].

Методы диверсификации находятся в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. Программы по диверсификации могут содержать один из ниже перечисленных методов[3].


Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований.

Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции.

Фирма, занятая в определенной сфере деятельности, поглощается путем покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию. Центральные корпоративные функции распространяются и на новый отдел, и на навыки и опыт управления поглощенной компании и начинают работать в целом и на вновь образовавшуюся компанию[4].

Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется как непосредственное участие либо как контроль над другой компанией, но, тем не менее, присоединившаяся компания продолжает функционировать как независимая структура.

Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру, гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами. В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию.

Оказание поддержки оператору или потребителю в изменении диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету потребности покупателя в санаторно-курортном комплексе можно охарактеризовать как существенно способствующий диверсификации фактор[5].

Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны ("узкая" диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран ("широкая" диверсификация).

Типы диверсификации производства. Имеется два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная[6].

Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). Существует мнение, что связанная диверсификация предпочтительнее несвязанной, т.к. компания действует в более известной обстановке и меньше рискует. Если же накопленные навыки и технологии невозможно передать другому структурному подразделению, а возможностей роста и развития не столь много, может быть имеет смысл рисковать и компании стоит прибегнуть к несвязанной диверсификации.


Несвязанная диверсификация выражается в переходе фирмы в область иную, чем существующий бизнес, к новым технологиям и потребностям рынка. Она направлена на получение большей прибыли и на минимизацию предпринимательских рисков. При помощи данной стратегии специализированные фирмы превращаются в многоотраслевые комплексы-конгломераты, составные части которых не имеют между собой функциональных связей. Несвязанная диверсификация сложнее связанной[7]. Поскольку организация вступает на неведомое доселе конкурентное поле, она должна осваивать новые технологии, формы, методы организации работ и многое другое, с чем она раньше не сталкивалась. Именно поэтому риск здесь гораздо выше. Примером такой диверсификации может служить всё постсоветское пространство. Во времена перестройки и кооперативов многие жители страны занимались производством одежды, продуктов повседневного спроса и одновременно занимались поставками продуктов и товаров из-за рубежа. В связи с этим можно считать возможным утверждать, что практически всё население постсоветского пространства в большей или меньшей степени ощутило на себе прелести и тяготы несвязанной диверсификации.

На практике повсеместно применяется как масштабная, связанная либо несвязанная диверсификация, так и локальная, экспериментальная микродиверсификация[8]. Последняя реализуется в виде внедрения отдельных элементов масштабной диверсификации, которые позднее могут оформиться в самостоятельное производственное подразделение. Именно локальное, небольшое экспериментирование способно впоследствии дать жизнь новому крупному производству[9].

На рисунке 1 указаны самые очевидные и показательные достоинства диверсификации и расширения предприятия в различных направлениях.

Родственная диверсификация

Её достоинства:

Обмен опытом и технологиями

Совместное использование ресурсов, и как следствие – снижение издержек

Использование брендов и торговых марок

Объединение ресурсов для создания новых конкурентных преимуществ и возможностей

Неродственная диверсификация

Её достоинства:

Распределение рисков по разным видам деятельности

Повышение стоимости компании при правильном выборе направления диверсификации и качественном управлении бизнесами компании (холдинга)

Возможные направления диверсификации

Смешанная диверсификация


Её достоинства:

Всё перечисленное для родственной и неродственной диверсификации.

Рисунок 1 - Виды диверсификации

Но следует учитывать, что диверсификация очень трудоёмкий и сложный процесс, который может принести не только дивиденды, но и проблемы и убытки.

Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса.

Диверсификация может осуществляться через внутренний рынок капиталов, реструктурированием, передачей специфических искусств между стратегическими зонами хозяйствования, разделением функций или ресурсов[10].

Диверсификация с помощью внутреннего рынка капиталов выполняет те же функции, что и фондовый рынок.

При внутреннем рынке капиталов главный офис играет следующие главные роли:

- выполнение функций стратегического планирования, состоящих в определении портфеля стратегической зоны хозяйствования корпорации;

- определение финансовых целей и отслеживание деятельности стратегической зоной хозяйствования;

- размещение корпоративных капиталов среди конкурирующих стратегических зон хозяйствования[11].

В этих условиях стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) представляют собой автономные центры прибыли, находящиеся только под финансовым контролем главного офиса.

Стратегия реструктурирования представляет один из видов стратегии внутреннего рынка капиталов. Разница состоит в степени вмешательства главного офиса в действия стратегических зон хозяйствования. Компании, которые подвергаются реконструированию, обычно были плохо управляемыми в процессе создания и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ и влить в компанию новые финансовые и технологические ресурсы[12].

В том случае, когда используется стратегия передачи искусства или опыта деятельности, новый вид бизнеса рассматривается как связанный с существующими СЗХ (например, в области производства, маркетинга, снабжения, НИОКР). Обычно используются передачи таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании.

Диверсификация путем распределения ресурсов возможна при наличии существенного сходства между одной или несколькими важными функциями существующих и новых СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений по сравнению с автономным решением этого вопроса[13].