Файл: философия_скан_соц.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 695

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зависят от господствующих форм собственности. Совокуп­ность производственных отношений образует базис обще­ства, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия, наука и т.д. Общественно-экономическая формация объемлет все много­образные проявления жизни общества на всех уровнях: от способа производства до форм общественного сознания.

Исторический процесс, согласно идеям К. Маркса, есть процесс смены общественно-экономических формаций, ко­торый осуществляется в результате социальной революции. Причиной революции является углубляющийся конфликт между развитыми производительными силами и устаревши­ми, консервативными производственными отношениями. Экономическое противоречие приводит к конфликтам в по­литической сфере, что опосредованно отражается на всех уровнях надстройки общества. Социально-политические ан­тагонизмы обостряют классовую борьбу, что и приводит к революционному взрыву. Классовая борьба объявляется важнейшей движущей силой истории, в формационном подходе ей отводится ключевое место. По мнению К. Мар­кса, в своем развитии общество проходит пять основных этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, фео­дальный, капиталистический, коммунистический.

Марксистское представление об историческом развитии подвергается обоснованной критике. В рамках формацион-ной парадигмы история представлена как объективный, ес­тественно-исторический процесс, в котором сводится до ми­нимума значение субъективных факторов. Субъективные моменты, связанные с деятельностью отдельных людей и их сознанием, признаются вторичными и не принимаются вс внимание. Формационная концепция не учитывает личност­ный фактор. Надстройка и общественное сознание, соглас­но К. Марксу, преобразуются лишь задним числом, после изменения отношений собственности. Однако известно, что философские идеи, научные концепции, прозрения в искусстве могут намного опережать экономическое разви­тие, не только предугадывать его, но и приближать.

Недостатком этого подхода является также отрицание ва­риативности общественного развития. Формационная тес

218

рия, претендующая на всеобщность предлагаемых объясни­тельных схем, на самом деле является обобщением истори­ческого развития только западноевропейского человечества. Формационный подход неприменим для объяснения разви­тия азиатских государств. Акцент на всеобщем не позволя­ет объяснить многообразие исторических процессов. Исто­рия XX в., в частности история России, показала утопизм формационного подхода, связанный с учением о.классовой борьбе и неизбежном наступлении коммунистической об­щественно-экономической формации. В этой части марк­систское учение из сферы философии переходит в сферу политической мифологии. «Призрак бродит по Европе, при­зрак коммунизма» — фраза из «Манифеста коммунистиче­ской партии», которая и по форме, и по содержанию являет­ся мифологической. В утопии о светлом коммунистическом будущем марксисты выступили так же, как христианские мыслители, мечтавшие о наступлении царства Божия на Земле.


Историческое исследование, так же как исследование в сфере естествознания, опирается на определенные миро­воззренческие и методологические предпосылки. Эти ос­нования могут быть различными, поэтому существуют столь разные взгляды на историю. Ни одна из существу­ющих концепций, сколь бы правдоподобной и всеобъемл­ющей она ни казалась, не может предложить окончательную объективную картину исторического процесса. Каждая тео­рия имеет границы своего применения. Формационная и ци-вилизационная концепции не исключение. Они строятся на разных философско-методологических основаниях и пред­лагают разные версии общественного развития. В понятии «цивилизация» фиксируется социокультурная особенность, уникальность и неповторимость того или иного этапа разви­тия общества. Для формационного подхода характерна жест­кая привязка любых исторических явлений к способу произ­водства, системе экономических отношений. В понятии «общественно-экономическая формация» выражается социо-экономическая универсальность, всеобщность. Но при этом понятия цивилизации и общественно-экономической фор­мации не следует считать конфликтующими, они, скорее, дополняют друг друга, фиксируя разные стороны истори­ческого процесса.

219