Файл: философия_скан_соц.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 732

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эстетическое сознание наиболее концентрировано вы­ражается в искусстве. Однако оно может проявляться и в других сферах человеческой деятельности. Например, мы говорили о гносеологическом принципе красоты как одном из регулятивов в сфере научного и философского знания. Эстетическое сознание реализуется в религии и мифологии. Можно говорить об эстетическом переживании по поводу предметов и явлений природы или событий обыденной жиз­ни. Однако только в искусстве эстетическое сознание из побочного элемента превращается в основную цель. Красо­та в искусстве — это и содержание, и способ, и цель дея­тельности.

В искусстве человек творит новую, художественную действительность, которая, с одной стороны, более или ме­нее правдоподобно отражает реальность, но с другой — является продуктом вымысла и фантазии. Художественная реальность неисчерпаема, именно поэтому одно и то же произведение искусства может быть понято и истолковано различными способами. Его содержание не поддается так­же выражению в рациональных понятиях и суждениях и является предметом эстетического переживания (5.4).

Искусство, наряду с философией, выполняет синтезиру­ющую функцию в культуре, является сокровищницей обра­зов и символов, в которых выражаются значимые для чело­века ценности и смыслы. Кроме того, оно быстрее и нагляднее, чем философия или наука, выражает болезни и несообразности человеческой жизни и тем самым может оказывать мощное мобилизующее воздействие.

207

6.6. Понятие исторического процесса. Личность в обществе и истории

Взгляд на историю человечества выявляет действие двух типов факторов: объективных и субъективных. Под объективными факторами исторического процесса понима­ют природно-климатические и экономические моменты. Под субъективным фактором исторического процесса по­нимают деятельность людей, которая совершается в соот­ветствии с какими-то намерениями, идеями, эмоциями и т.п. В отличие от природы, где эволюция происходит неза­висимо от деятельности людей, история не может разви­ваться помимо человека. Историю творят люди, а не над­личностные силы.

Однако, несмотря на то, что законы общества действуют через людей и благодаря людям, они объективны. Обще­ственные законы носят статистический характер (3.11), это законы тенденции, складывающиеся в результате действий отдельных личностей, векторы которых могут быть весьма различными. Своей деятельностью человек смягчает или усиливает действие закона, тормозит или ускоряет его, од­нако он не может его отменить.

Как писал К. Ясперс, «мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История — осно­ва, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы челове­ка». Немецкий философ подчеркивает неразрывную связь человеческого и исторического бытия, которые взаимно обусловливают и определяют друг друга.

Может ли отдельный человек повлиять на ход истори­ческих событий? Если исходить из представления, что ис­тория фатальна, что в ней действуют жесткие законы, на которые невозможно повлиять, то, очевидно, ответом бу­дет: отдельная личность не может оставить свой индивиду­альный след в истории. Однако, думается, более верной яв­ляется позиция, согласно которой история представляет собой не однолинейный процесс. Исторический процесс

имеет веерный характер, каждая историческая ситуация ос­тавляет несколько вариантов дальнейшего развития собы­тий. От действий отдельных личностей, которые случайно или закономерно оказались на гребне исторической волны, зависит, какая из возможностей реализуется в данный мо­мент. Люди не марионетки, а активные участники истории. Конечно, человек действует в заданных обстоятельствах, его личность сформирована в определенных условиях и т.п. Но, будучи таким, каков он есть, человек тем не менее свободен, он может предпочесть тот или иной вариант действий и тем самым способствовать развитию ситуации в определенном направлении. В истории нет фатальности, и личность может активно проявить себя. Как считает А. Тойнби, личность равновелика истории, поскольку без личности история не существует.

Следует лишь добавить, что в каждой исторической си­туации действуют множество людей, и все они имеют соб­ственные намерения, замыслы, движимы страстями и т.п. Общий вектор исторического развития складывается из действий миллионов. Но анонимность исторического про­цесса не отменяет его личностного характера.

Историю делает множество людей. Однако отдельные группы или личности в силу своего положения, власти или случайных обстоятельств могут повлиять на ход истори­ческого процесса серьезнее, чем другие. Люди, оказавшие­ся на пике исторических событий, — лидеры, военачальни­ки, религиозные деятели — принимают решения, отдают приказы, подписывают договоры, и эти акты их личной воли оказывают существенное влияние на ход событий, причем как положительное, так и отрицательное. А если иметь в виду историю человеческого духа, то личностный фактор становится еще более очевидным. Духовную исто­рию делают именно отдельные личности, а не большие массы людей.

Сам факт выдвижения той или иной личности на аванс-Цену истории — случайность. Чтобы оказаться соразмер­ной обстоятельствам, личность должна обладать опреде­ленными свойствами. Конкретная историческая ситуация требует проявления конкретных психологических и лично­стных качеств. В современной социальной психологии описывается общее свойство, присущее всем великим ис­торическим персонажам: харизма.


208

209


Харизма определяется различным образом: дар свыше, исключительная одаренность; исключительные качества личности, вызывающие уважение со стороны окружа­ющих, позволяющие подчинять своей воле; искусство оча­ровывать окружающих и увлекать их за собой и т.д. «Эта притягательность, — пишет С. Московичи, — заставляет умолкнуть все сомнения нравственного порядка, опроки­дывает всякое законное противодействие лидеру и превра­щает узурпатора в героя».

Основное качество харизматической личности — вера. Харизматический вождь верит во все, что говорит или де­лает, для него борьба за власть совпадает с борьбой за ин­тересы народа, революции, партии и т.п. Именно поэтому Г. Гегель говорил, что великие личности не принадлежат сами себе, они выступают лицом, волей и духом народа.

Второе качество харизматической личности — преобла­дание смелости над интеллектом. Как считает С. Моско­вичи, людей, способных проанализировать ситуацию и предложить решение, в политике достаточно много. Они представляют собой советников, экспертов и исполните­лей. Но теория ничего не значит без воли к действию и умения увлечь людей.

Третье свойство харизматической личности — автори­тет. Человек, обладающий им, заставляет повиноваться и, следовательно, добивается того, к чему стремится. С. Мос­ковичи различает авторитет должности и авторитет лично­сти. Принадлежа к данной семье или к конкретному клас­су, человек приобретает частицу авторитета, придаваемого традицией, даже если он не обладает никакой личностной значимостью и никакими собственными талантами, его ав­торитет связан с местом в социальной иерархии — это ав­торитет должности. Авторитет личности независим от внешних признаков власти или социального положения, он исходит от личности, которая очаровывает, притягивает,! внушает. В стабильных и жестко иерархизированных обще­ствах преобладает должностной авторитет, в современных! обществах с большими возможностями горизонтальной и| вертикальной мобильности единственным авторитетом ста-1 новится авторитет личности.

Следует заметить, что насколько харизматическая лич­ность владеет массой, настолько она зависима от нее. Еслш

210

нет массы, нет вождя. Кроме того, ни одна личность, будь она трижды харизматической, не сможет повлиять на ход истории в одиночку, ее воля должна реализоваться в совме­стных действиях больших групп людей. Таким образом, личность и массы — два противоположных полюса исто­рического процесса, определяющие его ход и содержание.

Итак, наличие закономерностей в историческом процес­се предполагает свободное действие человека. Из действий отдельных людей складываются исторические события. Причем общий результат может оказаться совершенно не­ожиданным. Свобода и необходимость в истории оказыва­ются тесно связанными. Необходимость исторического процесса осуществляется благодаря свободной деятельнос­ти отдельных людей, преследующих собственные частные интересы. Но, как писал А. Смит, «преследуя свои соб­ственные интересы, он (человек — прим, авт.) часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».


6.7. Линейные и циклические концепции истории. Понятие общественного прогресса

Проблема прогресса представляет собой одну из наибо­лее сложных в философии. Как писал П. Сорокин, «прини­мая различные названия в течении истории... она (идея прогресса — прим, авт.) уже давно привлекла к себе вни­мание человеческой мысли и давно уже стала предметом исследования». Понятие прогресса, его соотношение с по­нятиями «изменение» и «развитие» обсуждалось в 3.6. На­помним, что прогресс определяется как необратимое ка­чественное изменение, связанное с повышением уровня организации объекта. Это понимание прогресса сохраня­ется и в случае с обществом. Философские интерпрета­ции идеи прогресса в значительной степени связаны с ценностными предпочтениями философов, поэтому в исто­рии философии можно обнаружить противоположные мне­ния относительно содержания и характера прогресса и ус­ловий его возможности.

Идея прогресса появилась еще в античной философии. Греки говорили о возможности прогресса в интеллектуаль­ной сфере и связывали его с приращением знаний. Интел­лектуальный прогресс должен был с неизбежностью со-

211


провождаться прогрессом нравственным, поскольку в ан­тичном мировоззрении знание блага гарантирует следова­ние ему. В то же время в Античности появились концеп­ции, отрицающие прогресс в обществе. Так, например, историк Гесиод представлял историю как движение по нис­ходящей: золотой век, где царствовали благочестие и высо­кая мораль, увы, остался позади. Затем наступил серебря­ный век, в котором началось падение морали и благочестия. Сейчас время железного века -- время полного развала нравственности.

Вообще идея линейного развития общества не выраже­на в философии Античности. Греческие философы рас­сматривали время космоса как циклическое, поэтому раз­витие истории — прогрессивное или регрессивное -мыслилось ими в рамках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, соответ­ственно, и история должна была начаться вновь.

Идея линейного развития истории и возможность про­грессивного развития общества впервые явно выражены в средневековой философии. Согласно христианскому миро­воззрению, история представляет собой линию, начало ко­торой — грехопадение первых людей, а конец — второе пришествие Христа, страшный суд и наступление царства Божия на земле. Получившая широкое распространение в западноевропейской философии идея прогресса основыва­ется на средневековом христианском представлении о ли­нейности исторического процесса.

Просвещение утверждало веру в прогресс сродни вере в Бога. Большинство философов этого времени позитивно оценивали прогресс и связывали его с развитием разума. В мировоззрении просветителей, так же как и в средневековом взгляде на историю, развитие общества имеет свой венец, только теперь это не наступление царства Божия, а создание царства Разума. Достижение царства Божия возможно бла­годаря праведной жизни, а царство Разума приходит в ре­зультате просвещения.

В конце XIX в. усиливается критика идеи прогресса. Все большее число философов склоняются к мысли об иллюзор-1 ности прогресса и бессмысленности этой идеи. Критика прогресса имеет под собой основания. В XVIIIXIX вв. в прогрессе техники и науки видели единственный путь к

212

лучшему будущему. Прогрессистские иллюзии довольно быстро рассеялись. Современное разочарование в прогрес­се связано, в первую очередь, с разочарованием в возмож­ностях науки и техники, с помощью которых не удалось решить гуманитарные проблемы человечества (5.11).

Разочарование в прогрессе способствовало появлению в философии нелинейных концепций общественного разви­тия. Так, например, Ф. Ницше (2.6) настаивал на ложности самой идеи прогресса. Прогресс — иллюзия, заблуждение разума, история не может развиваться линейно, поскольку ее цель — не в конце, она — в наилучших образцах. Для объяснения характера исторического процесса Ф. Ницше предложил идею вечного возвращения.