Файл: философия_скан_соц.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 727

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О. Шпенглер (2.6) также отрицает понятие исторического прогресса и предлагает циклическую концепцию истории. Идею исторической закономерности он заменяет идеей судь­бы, а идею прогресса — идеей круговорота. История не раз­вивается линейно, а представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур. Каждая культура -организм, имеющий индивидуальную судьбу и душу, пере­живающий периоды возникновения, расцвета и умирания. Душа культуры выражается в символах, благодаря которым эту культуру можно постичь. По мнению О. Шпенглера, существовало восемь независимых и несравнимых друг с другом культур: арабская, майи, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская, западноевропейская.

А. Тойнби в своей концепции исторического круговоро­та выделяет уже не восемь, а двадцать одну культурно-ис­торическую единицу. В современности, по его мнению, со­существуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивилизации. Каждая цивилизация представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой. Та Же судьба ждет и все современные цивилизации. По мнению А. Тойнби, цивилизация -- это вызов, брошенный боже­ственным логосом разным народам, ответы на эти вызовы и определяют содержание исторического процесса.

Тем не менее, несмотря на критику, в современной фи­лософии сохраняются теории, приверженные идее прогрес­са. Например, К. Ясперс придерживается линейной кон-

213


цепции истории, которая развивается скорее прогрессивно. К. Ясперс делает акцент на единстве человечества и выте­кающей из этого общности его исторического пути. Глав­ным историческим вопросом, согласно К. Ясперсу, являет­ся вопрос о том, возможна ли единая для всех народов вера. Такой объединяющей верой, по мнению немецкого фи­лософа, должна стать философская вера (1.8).

Каждая историческая эпоха уникальна благодаря своей специфической ситуации. Однако в разных культурах воз­можно формирование близких по духу ситуаций, которые выступают в качестве предпосылок сходных исторических процессов, утверждает К. Ясперс. Так, примерно в 800-х гг. до н.э. одновременно в Индии, Китае, Греции и Персии формируются духовные движения, определившие облик современного человечества. В это время возникла филосо­фия, а вместе с ней и феномен философской веры. Этот ис­торический момент К. Ясперс называет «осевой эпохой». После осевой эпохи история человечества обретает един­ство, а локальные культуры вливаются в единый истори­ческий процесс.

В рамках концепций, отстаивающих прогрессивный ха­рактер исторического процесса, одной из главных является тема критериев прогресса. Одно и то же общество в зависи­мости от выбранного критерия может рассматриваться как прогрессивное или регрессивное. Так, например, Ж.Ж. Рус­со выдвинул тезис о том, что прогресс наук и искусств приносит непоправимый вред человеку, разрушая гармо­ничность и целостность его природного существования. Тем самым французский философ отметил противоречи­вый характер прогресса. К. Ясперс также утверждал, что прогресс науки, техники и производства не ведет к про­грессу самого человека.

Общество представляет собой сложную систему, вклю­чающую множество элементов, поэтому для определения прогрессивности или регрессивности общественного раз­вития уместно использовать комплексный критерий. Каж­дая из общественных подсистем требует собственного кри­терия. Так, в экономической сфере применяется критерий уровня развития производительных сил; в политической — степень возрастания и реализации человеческой свободы; в социальной — уровень гармонизации отношений человека и общества, степень согласованности их интересов; в дУ'

214

ховной — уровень возможностей самореализации челове­ка, степень духовности и гуманистичное™ общества. Ни один из названных критериев не может рассматриваться как самодостаточный. Прогрессивное развитие одной из подсистем общества не гарантирует аналогичного измене­ния другой. При выяснении прогрессивности или регрес­сивности исторической динамики необходимо принимать во внимание сложность общественной системы и многооб­разие связей, оказывающих влияние на жизнь людей.

* >*

Одной из тем философии истории является тема роли и места насилия в историческом процессе. В марксизме ут­верждается, что развитие общества осуществимо только через насилие. Смена общественно-экономических форма­ций происходит в результате социальных революций, со­провождающихся катастрофическими изменениями во всех общественных сферах. В XX в. марксизм критиковали в том числе и за подобное представление о механизмах исто­рического развития.


Современное человечество столкнулось с насилием в невиданных прежде формах: политические революции, со­провождающиеся массовым террором, мировые войны, в которых используется оружие массового поражения, соци­альное насилие в тоталитарных государствах и т.п. Испытав на себе насилие, человечество, по крайней мере, в филосо­фии, отвергло его. В современной философской и социоло­гической мысли идет поиск ненасильственных форм пре­образования общества и воздействия на разные его составляющие. Эта область исследований, в силу чрезвы­чайной актуальности, быстро развивается.

6.8. Культура и цивилизация. Формационная и цивилизационная концепции истории

Термин «культура» происходит от двух латинских слов «си1Шга» — возделывание почвы и «сиНиз» — культ. Куль-тура является общей характеристикой жизнедеятельности человека, отличающей его от животных (подробно о куль-туресм. 1.1).

Понятие «культура» часто отождествляется с понятием «Цивилизация», их часто используют как взаимозамени-

215


Л

мые, не замечая различия заложенных в них исхо_цньг. смыслов. Термин «цивилизация» происходит от лаг~ слов «стз» — гражданин и «стНз» — городской вые понятие «цивилизация» было введено в научный оби­ход в XVIII в. для обозначения идеального устройства че­ловеческого общества.

Можно выделить несколько подходов к соотношению понятии «культура» и «цивилизация». И. Кант культур^

называл то, что служит благу людей, а цивилизацией

внешний тип культуры. Ф. Энгельс предложил использо­вать термин «цивилизация» для обозначения конкретного этапа общественного и культурного развития, которым на­ступил после варварства и связан с появлением государ­ства, письменности и городской культуры. О. Шпеыглер рассматривает цивилизацию как последний этап разаития культуры, когда внешние (технические и биологические) стороны жизни начинают доминировать над внутренними (душевными и духовными). Н. Рерих предложил различать культуру и цивилизацию как сердце и разум общества. Культура, по его мнению, организация мира духовного, а цивилизация — гражданского. Н. Бердяев под цивилизаци­ей имел в виду только материальную культуру. К. Ясперс утверждал, что цивилизацию следует рассматривать, как ценность всех культур, обеспечивающую их единство. Не­смотря на различие перечисленных выше подходов, можно выявить закономерность: цивилизация, как правило, соот­носится с внешними формами организации культуры, с ин­теллектом и техникой, которые могут трактоваться как по­зитивно, так и негативно, а культура — с внутренними.

В рамках цивилизационного подхода цивилизация тони-мается как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религию, культуру экономику, политику и биосоциальную организацию. <Сме-на цивилизации приводит к смене характера основньжх ее элементов. Цивилизационный подход начал формироваться в XVIII в., однако наибольшее развитие получил в коНИе XIX — начале XX в. Цивилизационные концепции истори­ческого процесса были предложены Ф. Ницше, О. Шгженг-лером, М. Вебером, А. Тойнби (6.7). Цивилизационна>з па' радигма предполагает взгляд на историю как на нелинейный, многовариантный процесс, что дает возлло*' ность глубже понять происходящие изменения и зафикс #Р°'

216

^ать их специфику. Другим достоинством этого подхода яв­ляется его применимость к истории любой страны илт реги-^на. Понятие цивилизации позволяет синтезировать >бъек-^ивный взгляд на исторический процесс и при этом не ^гнорирует субъективный фактор. В XX в. цивилизацюнная парадигма стала универсальной методологией филсофии ^стории. „,• Основным недостатком этого подхода является неяс-

критериев, по которым выделяется цивилиация. |1олного описания или перечня таких оснований ю сих !^ор не существует. Предлагаемые варианты отграшчения сдной цивилизации от другой в зависимости от пспод-^твующей ментальное™ явно недостаточны. Интелтекту-^льные и духовно-нравственные структуры, несом!енно, ^грают важнейшую роль в истории, но индикаторы IX вы­деления плохо уловимы и расплывчаты. Неясность 1амого термина «цивилизация» также порождает путаницу в под-хДЦах. Кроме этого, цивилизационный подход не прилага­ет внятной интерпретации движущих сил историч:ского процесса и его направления.


Формационная концепция истории была предложена рС- Марксом в середине XIX в. и развивалась параллетьно с йивилизационным подходом. К. Маркс заявил о нео5ходи-1у1ости материалистического объяснения истории в пртиво-»ес господствовавшим в то время идеалистическим юнцеп-ИИям. К. Маркс исходит из представления о закономещости исторического процесса и его единстве для всего человече­ства. В обществе действуют объективные законы, сгедова-тельно, в историческом процессе можно выявить всеобщие, устойчивые и необходимые связи. Из всего многообраия ис­торических явлений К. Маркс выделяет, с его точки рения, определяющее: способ производства материальных бл1г.

Понятие общественно-экономической формации жляет-ся ключевым в марксистской философии истории. Обще­ственно-экономическая формация — это конкретней тип обцдества, находящегося на определенной ступени ютори-ческого развития, основой общественно-экономи'еской формации выступает определенный способ производства. Особенности способа производства определяются, содной сТОроны, уровнем и характером развития производотель-сил, с другой — уровнем и характером производтвен-отношений. Производственные отношения натямую