Файл: философия_скан_соц.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 731

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В экономической подсистеме общества выделяют следу­ющие основные элементы:

  • производительные силы, или экономические факторы
    производства;

  • производственные отношения, основа которых — от­
    ношения собственности.

Главной производительной силой является человек. Че­ловек — источник и носитель экономической инициативы, его физические и умственные способности вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги. Выделя­ют два типа экономических усилий человека: труд (исполни­тели) и предпринимательство (организаторы). Важнейшей производительной силой современного общества является наука, ее технологический и человеческий аспекты оказы­ваются включенными в экономический процесс. Другими факторами производства выступают предметы труда -то, на что направлен труд, часть природы, вовлеченная в хозяйственный оборот, и средства труда — орудия, вещи, технические приспособления, с помощью которых оказы­вается воздействие на предметы труда.

Отношения собственности — отношения между людь­ми по поводу владения, пользования и распоряжения мате-

189


риальными благами, общественная форма присвоения.'' Первоначально отношения собственности регулировались традицией и обычаями, в современном обществе регуляция осуществляется с помощью норм права. Таким образом, от­ношения собственности — это правовые отношения. Подоб­ное представление о собственности сложилось не сразу. Так, например, П. Прудон считал, что собственность есть кража, Г. Бабеф называл собственность грабежом, а К. Маркс ут­верждал, что собственность есть эксплуатация.

Сама идея собственности как особых отношений людей по поводу вещей предполагает наличие социальных связей. Если нет других людей, то, несмотря на то, что человек владеет какой-то вещью, пользуется ею и распоряжается, он не вступает в отношения собственности. Право владе­ния, пользования и распоряжения могут не совпадать в од­ном лице. Владельцем вещи может быть один человек, пользователем — другой, распорядителем — третий. Соб­ственность как право порождает целый ряд обязанностей. Обязанности зафиксированы в праве, контроль за их вы­полнением берет на себя государство.

Известны разнообразные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная и т.п. Исторически первой является коллективная форма соб­ственности. Коллективная собственность предполагает со­вместный труд членов первобытной общины, совместное пользование и распоряжение (потребление) произведенными материальными благами. Возникновение частной собствен­ности характерно для этапа разложения первобытного об-] щества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый ка­кой-то одной группой, семьей или конкретным лицом. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если какая-то вещь или другое материальное благо при-, надлежит конкретному лицу, которое не извлекает из нее прибыли, то эту собственность следует считать личной,] Личная собственность может превращаться в частную, и наоборот. Частная собственность, по сравнению с коллек­тивной, более эффективна. Она является мощным стиму­лом к труду, способствует развитию инициативы человека! и увеличению его экономической свободы.

190

Государственная собственность предполагает, что вла­дельцем, пользователем и распорядителем материальных благ выступает государство. Оно может провозглашать, что действует от имени всего народа, однако реальное пользо­вание, распоряжение и владение осуществляются группой лиц — государственной бюрократической верхушкой. Из­вестны и другие формы собственности, которые занимают промежуточное положение между коллективной и частной: акционерная, корпоративная и др.

Важным элементом экономической сферы является ры­нок. Рынок — объективная социальная и экономическая реальность, совокупность отношений обмена товарами и услугами, механизм взаимодействия производителя и по­требителя. Рынок возникает вместе с разделением труда и развивается вместе с обществом. Главная функция рынка -регулирующая. Механизмом регуляции выступает закон спроса и предложения. Спрос — совокупная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами. При нормально функционирующем рынке объем спроса примерно равен объему предложения. Повышение спроса увеличивает пред­ложение, и наоборот, уменьшение спроса сокращает пред­ложение. Рынок способствует развитию конкуренции меж­ду производителями товаров и услуг. Конкуренция в свою очередь ведет к установлению более рациональных форм хозяйствования и производства, освобождая экономиче­скую систему от слабых и несостоятельных участников.


Несмотря на то, что экономическая сфера общества -это, прежде всего, сфера производства и распределения ма­териальных благ, сознание человека органично включено во все звенья экономической системы. Субъектом экономи­ческих отношений выступает человек, он осуществляет об­мен, куплю, продажу, его действия определенным образом мотивированы, продуманы и т.п. Кроме того, человек явля­ется главной производительной силой и, таким образом, принципиально неустраним из сферы экономических мате­риальных отношений.

Экономическая сфера общества напрямую связана с по­литической и правовой. Отношения собственности являют­ся правовыми отношениями, а государство — центральный элемент политической системы оказывает более или менее

191

глубокое влиян16 на экономические процессы. Можно гово­рить что не то.1ько экономика порождает политику и право, но и'они в сво!' очередь оказывают влияние на экономичес­кую сферу бэт* связи одним из важнейших является воп­рос о степени ^ияния государства на экономику. Доктрина классического экономического либерализма, сформулиро­ванная А Сми^м в XVIII в., предполагает полное невме­шательство гоодарства в экономическую сферу. Современ­ные экономичен*16 концепции не столь категоричны в

этом вопросе.

Несомненн'- государство вмешивается в рынок через контроль над гРавовыми институтами. Государство должно контролировав количество денежной массы, поддерживать ту часть насел;НИЯ> которая не может полноценно участво­вать в конкурещииети> старики, больные), обеспечивать минимальньшУР°вень заработной платы, финансировать фундаментальше научные исследования, в случае необхо­димости преДгРинимать антикризисные меры и т.п. Однако вмешательств' государства в экономику имеет пределы, нарушение ю'°Рых блокирует регулирующую функцию рынка В нор!^льно Функционирующей экономической си-1 стеме государ™0 влияет на экономику, но не подменяет собой рыночное механизмы.

Более опос'еД°ваннои оказывается связь экономической и духовной с*16? общества. Однако свидетельством того, ' что подобнаясвязь существует, может быть следующий факт В стра!ах> гДе доминирующей религией является ; протестантизг» утвердилась наиболее эффективная эконо-1 мическая сис/ема- Напротив, страны, где принято право­славие оказыаются наименее экономически развитыми. В протес'тантск<м мировоззрении профессиональный успех является косйнным свидетельством богоизбранности че­ловека его п^Д°пРеДеленности к спасению. Грехом явля­ется отсутств16 работы, если она возможна. В православ­ном мировозрении, напротив, работа есть наказание за грехи и трУДиначе> как тяжким> не называется. Само же­лание'заработ1ТЬ рассматривается как грех. Конечно, о пря­мом влиянии )елигии на экономику говорить, пожалуй, не следует однаР религиозные воззрения могут опосредован­ным образом симулировать или, напротив, тормозить раз- ] витие экономческой сферы.

6.3. Политическая и правовая сферы общества

Слово «политика» происходит от греческого «роНПке» -искусство управления. Политическое управление появляет­ся в сложно дифференцированном обществе одновременно с государством. Политическая сфера — это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти. Главный политический вопрос -вопрос о завоевании и удержании власти. В политике дей­ствуют массовые субъекты — государство, партии, обще­ственные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, т.е. организа­ционно выражена в определенных учреждениях, регламен­тированных нормами права, имеющих определенные обя­занности и т.д.

Центр политической системы — государство. Основ­ной признак государства - - наличие публичной власти, особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции. Политическая власть определяется как организованная воля одних людей, направленная на дру­гих, независимо от их отношения к такого рода влиянию. Носитель воли называется субъектом властных отношений, тот, на кого направлена власть — объектом. В политиче­ской системе объект властных отношений не является пол­ностью пассивным, кроме того, субъект и объект властных отношений в разных ситуациях могут меняться местами. Фундамент политической власти — насилие, обеспечива­ющее подчинение одних людей воле других.

Государство выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние функции — защита общественной безопаснос­ти, поддержание законности и порядка, координация уси­лий разных субъектов политической и социальной сфер. Внешняя функция государства реализуется в отношениях с Другими суверенными государствами.

Различают две основные формы государственного уст­ройства: монархическую и республиканскую. Эти формы выделяются в зависимости от того, осуществляется госу­дарственная власть одним лицом (монархия) или группой лиц — выборным органом (республика).

Помимо форм государственного устройства или форм правления выделяют различные типы политических режи-


192

7 Философия

193




мое, или методов осуществления государственного руко­водства. Основными типами политических режимов явля­ются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.

Термин «демократия» происходит от греческих слов «ёе-тоз» — народ и «кга1оз» — власть, буквальный смысл -власть народа. Английский политик У. Черчиль говорил, что демократия ~- самый отвратительный вид государ­ственного правления, но до сих пор человечество не при­думало ничего лучше.

Основной принцип демократического устройства -подчинение меньшинства большинству. Однако в демо­кратическом обществе он дополняется другим: право боль­шинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. Любая личность, независимо от того, относится она | большинству или к меньшинству, имеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшин­ства не отменяются волей большинства, защищены зако­ном и правовыми институтами.

Другой принцип демократии — принцип плюрализма. Источник плюрализма — наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных ил$ политических групп. Поскольку любое меньшинство имеет право на выражение и отстаивание своих интересов, плю­рализм является нормой существования демократического государства. Свободу слова, являющуюся одним из призна­ков демократического государства, следует считать след­ствием плюрализма.

Политический плюрализм предполагает многопартий­ность. В развитом демократическом обществе соперниче­ство партий за власть осуществляется без разрушения суще­ствующей социально-политической системы в соответствий с заданными правила политической игры, конфликты меэФ ду различными политическими субъектами не носят катас­трофического для всего общества характера. Правилами политической игры предполагается борьба за голоса грай-дан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей. Теми же правилами предполагается смена раз­личных партий у власти, что препятствует срастанию т кой-то одной партии с государством. Следствием полит* ческого плюрализма является деидеологизация частно»1

194

жизни граждан. В демократическом государстве не суще­ствует единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной.

Развитые демократические государства постепенно эво­люционируют в сторону правовых. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государ­ство, даже если оно демократическое, является правовым. Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех субъектов политико-правовой или социальной сис­тем, в том числе и для государства. Правовое государство, таким образом, предполагает наличие своеобразного дого­вора между всеми субъектами социально-политической си­стемы о подчинении нормам права и верховенстве закона.

Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г.1 Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. К. Маркс счи­тал, что исчезновение классовых антагонизмов приведет к исчезновению насилия и государства, а следовательно, и гражданского общества. Однако исторический опыт пока­зал, что идея К. Маркса об исчезновении государства в обозримом будущем является утопией, в современных по­литических системах роль гражданского общества только возрастает. Гражданское общество возникает в эпоху ста­новления капиталистических отношений как промежуточ­ное звено между государством и гражданами и выполняет Функцию посредника между ними. Основой гражданского общества выступает средний класс (5.4). Современная со­циальная наука и философия настаивают на необходимости самостоятельности гражданского общества по отношению к государству. Для выстраивания политической системы Постсоветской России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.

Авторитаризм происходит от латинского слова «аи1:оп-Щ8» — власть, влияние. Авторитаризм определяется как ре-*Им личной власти. При авторитарном политическом ре-*име граждане являются только объектом властного влия-ия и ни прямо, ни косвенно не участвует в принятии

195