ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 731
Скачиваний: 6
В экономической подсистеме общества выделяют следующие основные элементы:
-
производительные силы, или экономические факторы
производства; -
производственные отношения, основа которых — от
ношения собственности.
Главной производительной силой является человек. Человек — источник и носитель экономической инициативы, его физические и умственные способности вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги. Выделяют два типа экономических усилий человека: труд (исполнители) и предпринимательство (организаторы). Важнейшей производительной силой современного общества является наука, ее технологический и человеческий аспекты оказываются включенными в экономический процесс. Другими факторами производства выступают предметы труда -то, на что направлен труд, часть природы, вовлеченная в хозяйственный оборот, и средства труда — орудия, вещи, технические приспособления, с помощью которых оказывается воздействие на предметы труда.
Отношения собственности — отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения мате-
189
риальными благами, общественная форма присвоения.'' Первоначально отношения собственности регулировались традицией и обычаями, в современном обществе регуляция осуществляется с помощью норм права. Таким образом, отношения собственности — это правовые отношения. Подобное представление о собственности сложилось не сразу. Так, например, П. Прудон считал, что собственность есть кража, Г. Бабеф называл собственность грабежом, а К. Маркс утверждал, что собственность есть эксплуатация.
Сама идея собственности как особых отношений людей по поводу вещей предполагает наличие социальных связей. Если нет других людей, то, несмотря на то, что человек владеет какой-то вещью, пользуется ею и распоряжается, он не вступает в отношения собственности. Право владения, пользования и распоряжения могут не совпадать в одном лице. Владельцем вещи может быть один человек, пользователем — другой, распорядителем — третий. Собственность как право порождает целый ряд обязанностей. Обязанности зафиксированы в праве, контроль за их выполнением берет на себя государство.
Известны разнообразные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная и т.п. Исторически первой является коллективная форма собственности. Коллективная собственность предполагает совместный труд членов первобытной общины, совместное пользование и распоряжение (потребление) произведенными материальными благами. Возникновение частной собственности характерно для этапа разложения первобытного об-] щества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый какой-то одной группой, семьей или конкретным лицом. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если какая-то вещь или другое материальное благо при-, надлежит конкретному лицу, которое не извлекает из нее прибыли, то эту собственность следует считать личной,] Личная собственность может превращаться в частную, и наоборот. Частная собственность, по сравнению с коллективной, более эффективна. Она является мощным стимулом к труду, способствует развитию инициативы человека! и увеличению его экономической свободы.
190
Государственная собственность предполагает, что владельцем, пользователем и распорядителем материальных благ выступает государство. Оно может провозглашать, что действует от имени всего народа, однако реальное пользование, распоряжение и владение осуществляются группой лиц — государственной бюрократической верхушкой. Известны и другие формы собственности, которые занимают промежуточное положение между коллективной и частной: акционерная, корпоративная и др.
Важным элементом экономической сферы является рынок. Рынок — объективная социальная и экономическая реальность, совокупность отношений обмена товарами и услугами, механизм взаимодействия производителя и потребителя. Рынок возникает вместе с разделением труда и развивается вместе с обществом. Главная функция рынка -регулирующая. Механизмом регуляции выступает закон спроса и предложения. Спрос — совокупная потребность в товарах и услугах, обеспеченная деньгами. При нормально функционирующем рынке объем спроса примерно равен объему предложения. Повышение спроса увеличивает предложение, и наоборот, уменьшение спроса сокращает предложение. Рынок способствует развитию конкуренции между производителями товаров и услуг. Конкуренция в свою очередь ведет к установлению более рациональных форм хозяйствования и производства, освобождая экономическую систему от слабых и несостоятельных участников.
Несмотря на то, что экономическая сфера общества -это, прежде всего, сфера производства и распределения материальных благ, сознание человека органично включено во все звенья экономической системы. Субъектом экономических отношений выступает человек, он осуществляет обмен, куплю, продажу, его действия определенным образом мотивированы, продуманы и т.п. Кроме того, человек является главной производительной силой и, таким образом, принципиально неустраним из сферы экономических материальных отношений.
Экономическая сфера общества напрямую связана с политической и правовой. Отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство — центральный элемент политической системы оказывает более или менее
191
глубокое влиян16 на экономические процессы. Можно говорить что не то.1ько экономика порождает политику и право, но и'они в сво!' очередь оказывают влияние на экономическую сферу бэт* связи одним из важнейших является вопрос о степени ^ияния государства на экономику. Доктрина классического экономического либерализма, сформулированная А Сми^м в XVIII в., предполагает полное невмешательство гоодарства в экономическую сферу. Современные экономичен*16 концепции не столь категоричны в
этом вопросе.
Несомненн'- государство вмешивается в рынок через контроль над гРавовыми институтами. Государство должно контролировав количество денежной массы, поддерживать ту часть насел;НИЯ> которая не может полноценно участвовать в конкурещии (Дети> старики, больные), обеспечивать минимальньшУР°вень заработной платы, финансировать фундаментальше научные исследования, в случае необходимости преДгРинимать антикризисные меры и т.п. Однако вмешательств' государства в экономику имеет пределы, нарушение ю'°Рых блокирует регулирующую функцию рынка В нор!^льно Функционирующей экономической си-1 стеме государ™0 влияет на экономику, но не подменяет собой рыночное механизмы.
Более опос'еД°ваннои оказывается связь экономической и духовной с*16? общества. Однако свидетельством того, ' что подобнаясвязь существует, может быть следующий факт В стра!ах> гДе доминирующей религией является ; протестантизг» утвердилась наиболее эффективная эконо-1 мическая сис/ема- Напротив, страны, где принято православие оказыаются наименее экономически развитыми. В протес'тантск<м мировоззрении профессиональный успех является косйнным свидетельством богоизбранности человека его п^Д°пРеДеленности к спасению. Грехом является отсутств16 работы, если она возможна. В православном мировозрении, напротив, работа есть наказание за грехи и трУДиначе> как тяжким> не называется. Само желание'заработ1ТЬ рассматривается как грех. Конечно, о прямом влиянии )елигии на экономику говорить, пожалуй, не следует однаР религиозные воззрения могут опосредованным образом симулировать или, напротив, тормозить раз- ] витие экономческой сферы.
6.3. Политическая и правовая сферы общества
Слово «политика» происходит от греческого «роНПке» -искусство управления. Политическое управление появляется в сложно дифференцированном обществе одновременно с государством. Политическая сфера — это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти. Главный политический вопрос -вопрос о завоевании и удержании власти. В политике действуют массовые субъекты — государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, т.е. организационно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.
Центр политической системы — государство. Основной признак государства - - наличие публичной власти, особой системы органов и учреждений, осуществляющих властные функции. Политическая власть определяется как организованная воля одних людей, направленная на других, независимо от их отношения к такого рода влиянию. Носитель воли называется субъектом властных отношений, тот, на кого направлена власть — объектом. В политической системе объект властных отношений не является полностью пассивным, кроме того, субъект и объект властных отношений в разных ситуациях могут меняться местами. Фундамент политической власти — насилие, обеспечивающее подчинение одних людей воле других.
Государство выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние функции — защита общественной безопасности, поддержание законности и порядка, координация усилий разных субъектов политической и социальной сфер. Внешняя функция государства реализуется в отношениях с Другими суверенными государствами.
Различают две основные формы государственного устройства: монархическую и республиканскую. Эти формы выделяются в зависимости от того, осуществляется государственная власть одним лицом (монархия) или группой лиц — выборным органом (республика).
Помимо форм государственного устройства или форм правления выделяют различные типы политических режи-
192
7 Философия
193
мое, или методов осуществления государственного руководства. Основными типами политических режимов являются демократия, авторитаризм и тоталитаризм.
Термин «демократия» происходит от греческих слов «ёе-тоз» — народ и «кга1оз» — власть, буквальный смысл -власть народа. Английский политик У. Черчиль говорил, что демократия ~- самый отвратительный вид государственного правления, но до сих пор человечество не придумало ничего лучше.
Основной принцип демократического устройства -подчинение меньшинства большинству. Однако в демократическом обществе он дополняется другим: право большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности. Любая личность, независимо от того, относится она | большинству или к меньшинству, имеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшинства не отменяются волей большинства, защищены законом и правовыми институтами.
Другой принцип демократии — принцип плюрализма. Источник плюрализма — наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных ил$ политических групп. Поскольку любое меньшинство имеет право на выражение и отстаивание своих интересов, плюрализм является нормой существования демократического государства. Свободу слова, являющуюся одним из признаков демократического государства, следует считать следствием плюрализма.
Политический плюрализм предполагает многопартийность. В развитом демократическом обществе соперничество партий за власть осуществляется без разрушения существующей социально-политической системы в соответствий с заданными правила политической игры, конфликты меэФ ду различными политическими субъектами не носят катастрофического для всего общества характера. Правилами политической игры предполагается борьба за голоса грай-дан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей. Теми же правилами предполагается смена различных партий у власти, что препятствует срастанию т кой-то одной партии с государством. Следствием полит* ческого плюрализма является деидеологизация частно»1
194
жизни граждан. В демократическом государстве не существует единой государственной идеологии, претендующей на статус единственно верной.
Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государство, даже если оно демократическое, является правовым. Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью. Нормы права обязательны для всех субъектов политико-правовой или социальной систем, в том числе и для государства. Правовое государство, таким образом, предполагает наличие своеобразного договора между всеми субъектами социально-политической системы о подчинении нормам права и верховенстве закона.
Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г.1 Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. К. Маркс считал, что исчезновение классовых антагонизмов приведет к исчезновению насилия и государства, а следовательно, и гражданского общества. Однако исторический опыт показал, что идея К. Маркса об исчезновении государства в обозримом будущем является утопией, в современных политических системах роль гражданского общества только возрастает. Гражданское общество возникает в эпоху становления капиталистических отношений как промежуточное звено между государством и гражданами и выполняет Функцию посредника между ними. Основой гражданского общества выступает средний класс (5.4). Современная социальная наука и философия настаивают на необходимости самостоятельности гражданского общества по отношению к государству. Для выстраивания политической системы Постсоветской России проблема построения гражданского общества является одной из наиболее актуальных.
Авторитаризм происходит от латинского слова «аи1:оп-Щ8» — власть, влияние. Авторитаризм определяется как ре-*Им личной власти. При авторитарном политическом ре-*име граждане являются только объектом властного влия-ия и ни прямо, ни косвенно не участвует в принятии
195