Файл: ПЛАН СЛЕС.ПРАКТИКИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 5072

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное пособие для студентов

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 3 Слесарно-монтажные инструменты и

трубопроводные работы

Ручной инструмент. Типовой набор ручного инструмента (рис.3.1) делится на:

1) режущий инструмент – зубила, крейцмейселя, набор напильников, ножовки, спиральные сверла, цилиндрические и конические развертки, круглые плашки, метчики, абразивный инструмент (бруски и пасты) и др.;

4.7 Типичные дефекты при выполнении разметки,

причины их появления и способы предупреждения

Тема 5 РУБКА

6.1 Правила выполнения работ при разрезании металла

Правила резания металлов в значительной мере различаются в зависимости от используемого инструмента и материала, который подвергается разрезанию. Рассмотрим правила резания применительно к различным его методам.

6.2 Правила безопасности труда

6.6 Типичные дефекты при резании металла, причины их появления

и способы предупреждения

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

Стационарное оборудование для притирки и доводки

Контрольные вопросы:

14.1 Механизация клепки

14.2 Типичные дефекты клепки, причины их появления

Контрольные вопросы:

Для разжигания лампы надо налить в ванночку 3 немного бензина и поджечь его. Перед разжиганием лампы вентиль 4 закрывают, а воздушный клапан 2 открывают. К моменту полного сгорания бензина в ванночке 3 следует закрыть клапан 2, подкачать воздух в резервуар 1, слегка открыть вентиль 4 и поставить лампу около защитного устройства (или кирпича) на расстоянии 10...15 см, прогреть змеевик лампы малым пламенем, а затем отрегулировать интенсивность горения. Гасят лампу закрытием вентиля 4 и выпуском воздуха из резервуара 1 клапаном 2. При засорении ниппеля лампы его прочищают примусной иголкой.

Для нагрева паяльник помещают в специальное устройство (рис.15.6, а), следя, чтобы его рабочая часть (обушок) находилась в некоптящей зоне пламени. Нагретый паяльник в перерывах между пайкой кладут на подставку, согнутую из стального прутка (рис.15.6, б).

Нагретую деталь перед погружением в закалочную среду выдерживают (подстуживают) некоторое время на воздухе. При подстуживании необходимо, чтобы температура детали не опускалась ниже точки Аr3 для конструкционных сталей и ниже точки Аr1 для инструментальных. Цель этого способа закалки – уменьшение внутренних напряжений и коробления деталей, особенно цементованных.

В зависимости от расположения шва на свариваемом изделии различают швы нижние (обыкновенные), верхние (потолочные), горизонтальные и вертикальные. Наиболее труден процесс сварки потолочных швов.

Одним из признаков классификации способов сварки является применение давления для сжатия деталей в процессе сварки. Сварка может осуществляться:

При сварке горелку продвигают вдоль шва, соблюдая необходимый угол наклона мундштука и проволоки к свариваемой поверхности. Угол наклона мундштука (рис. 17.4, а) колеблется от 150 (для сварки листов толщиной 1 мм) до 800 (при толщине 15 мм и выше).

Подвод газового пламени осуществляется сварочной горелкой (рис.17.4, а), в которой происходит смешивание кислорода и горючего газа, а корпус 1 позволяет удерживать горелку в рабочем положении. На корпусе расположены вентили 2, регулирующие подвод кислорода и ацетилена. На конце горелки имеется мундштук 3, через который выходит из смесительной камеры горючая смесь.












Практика для получения первичных

профессиональных навыков

(Учебная)


Учебное пособие для студентов


Специальность 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»,

190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,190605

«Техническая эксплуатация подъемно транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования»














ОДОБРЕНА: Составлена в соответствии

Предметной (цикловой) с Государственными

комиссией технических требованиями к минимуму

дисциплин содержания и уровню

Председатель подготовки выпускника

___________ по специальности

________________ Зам.директора по УПР

протокол № _____ _________Р.С. Измайлова

от "___" _________ 200__г. от "___" ________200__г.






Учебное пособие представляет собой полный курс учебной практики студентов по специальностям 190604, 190605, 150411. В пособии рассмотрены теоретические основы слесарных операций, даны сведения об обрабатываемых и инструментальных материалах, методах и правилах выполнения слесарных операций, методах контроля качества обработки и контрольно-измерительных инструментах, правилах их выбора и применения.

Рассмотрены наиболее часто встречающиеся при выполнении слесарных работ дефекты, причины их возникновения и методы их предупреждения.

Пособие предназначено для студентов ГОУ СПО и может быть использовано для подготовки рабочих слесарных профессий на производстве.




СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

4

Часть 1

СлесарнАЯ ПРАКТИКА


Тема 1

Введение

6


1.1

Общие сведения о слесарном деле

6


1.2

Общие сведения о производственной (профессиональной)

практике в ГОУ СПО


7


1.2.1

Производственная (профессиональная) практика

7


1.2.2

Организация, объем и формы учебной практики в УПМ

7


1.3

Квалификационные требования. Квалификационная характеристика

слесаря механосборочных работ


9


1.4

Материалы, применяемые в машиностроении

11


1.5

Приобретение первичных профессиональных навыков и умений при

ручной (слесарной) и станочной обработке металлов


16


1.6

Организация рабочего места слесаря

17


1.7

Техника безопасности, производственная санитария и

противопожарные мероприятия в учебных мастерских.

Научная организация труда. Охрана труда



18


Тема 2

Основы измерения. Классификация измерительных средств

23


2.1

Общие сведения по метрологии

23


2.2

Средства измерения углов и конусов


29

Тема 3

Слесарно-монтажные инструменты и трубопроводные работы

35


3.1

Набор рабочего инструмента слесаря

35


3.2

Механизированный слесарный инструмент

39


3.3

Трубопроводные работы

42


3.3.1

Соединения трубопроводов и фасонные части к ним

43


3.3.2

Трубопроводная арматура

44

Подготовительные операции слесарной обработки

Тема 4

Разметка заготовок

48


4.1

Разметка плоскостная

49


4.2

Подготовка заготовки к разметке

50


4.3

Кернение разметочных рисок

52


4.4

Разметка пространственная

52


4.5

Механизация разметочных работ

53


4.6

Брак при разметке

54


4.7

Типичные дефекты при выполнении разметки,

причины их появления и способы предупреждения


54


4.8

Техника безопасности


55

Тема 5

Рубка

56



Рубка

56


5.1


Типичные дефекты при рубке, причины

их появления и способы предупреждения


60





Тема 6

Резка металла

61



Резка металла

61


6.1

Правила выполнения работ при разрезании металла

63


6.2

Правила безопасности труда


63


6.3

Основные правила резания листового и полосового

материала рычажными ножницами


66


6.4

Основные правила резания труб труборезом

67


6.5

Механизированный инструмент и оборудование

для резки металлов


67


6.6

Типичные дефекты при резании металла, причины

их появления и способы предупреждения



70

Тема 7

Правка и гибка

71


7.1

Правка

71


7.2

Типичные дефекты при правке, причины их появления

и способы предупреждения


73


7.3

Гибка

74


7.4

Типичные дефекты при гибке, причины их появления и

способы предупреждения

74


7.5

Механизация работ при правке, гибке металла


75

Размерная слесарная обработка

Тема 8

Опиливание

78



Опиливание

78


8.1

Приемы опиливания деталей

80


8.2

Опиливание криволинейных поверхностей, пазов и

отверстий


82


8.3

Механизация работ при опиливании

84


8.4

Типичные дефекты при опиливании металла, причины

их появления и способы предупреждения



88

Тема 9

Сверление, зенкерование и развертывание отверстий

89



Сверление, зенкерование и развертывание отверстий

89


9.1

Зенкерование, зенкование и развертывание

97


9.2

Типичные дефекты при обработке отверстий, причины

их появления и способы предупреждения



99

Тема 10

Нарезание резьбы

101



Нарезание резьбы

101


10.1

Накатывание резьб

107


10.2

Типичные дефекты при нарезании резьб, причины их

появления и способы предупреждения


108

Пригоночные операции слесарной обработки

Тема 11

Распиливание и припасовка

109



Распиливание и припасовка

109


11.1

Основные правила распиливания и припасовки деталей

110


11.2

Типичные дефекты при распиливании и припасовке деталей,

причины их появления и способы предупреждения



111

Тема 12

Шабрение

111



Шабрение

111


12.1

Средства механизации

116


12.2

Альтернативные методы обработки

117


12.3

Типичные дефекты при шабрении, причины их

появления и способы предупреждения



119

Тема 13

Притирка и доводка

120



Притирка и доводка

120


13.1

Механизация притирочных и доводочных работ

122


13.2

Типичные дефекты при доводке и притирке, причины

их появления и способы предупреждения


123

СБОРКА НЕРАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Тема 14

Клепка

124



Клепка

124


14.1

Механизация клепки

128


14.2

Типичные дефекты клепки, причины их появления и

способы предупреждения


130

Тема 15

Пайка, склеивание и лужение

130



Пайка, склеивание и лужение

130


15.1

Типичные дефекты при паянии, причины их появления

и способы предупреждения


137


15.2

Склеивание

137


15.3

Характеристика и назначение материалов, используемых для

выполнения соединений трубопроводов



140

Тема 16

Термическая обработка

141



Термическая обработка

141


16.1

Химико-термическая обработка стали. Цементация


151

Тема 17

Сварка, резка и наплавка

153



Сварка, резка и наплавка

153


17.1

Классификация способов сварки

154


17.2

Электрическая сварка

155


17.3

Газовая сварка и резка

156


17.4

Наплавка


157

Тема 18

Комплексная работа

159



Комплексная работа

159




Заключение

160

Литература

161




ПРЕДИСЛОВИЕ


Современный рынок труда характеризуется неуклонным ростом конкуренции. Сложившаяся низкая конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда определяется многими факторами, в том числе нехваткой у молодежи достаточных профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и первичных профессиональных умений и навыков.

В решении проблемы повышения качества профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования важную роль играет региональный компонент. Это связано с тем, что для регионального компонента, во-первых, характерны тесные связи с производством, а во-вторых, он ориентирует среднее профессиональное образование на потребности рынка труда.

С учетом современных рыночных тенденций развивающегося общества, ГОС СПО регламентирует требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,190605 «Техническая эксплуатация подъемно транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования». В частности производственно-технологическая деятельность техника предусматривает проведение монтажных, пусконаладочных работ и испытаний промышленного оборудования и систем отрасли. Осуществление приемки, технического обслуживания и ремонта оборудования отрасли, проведение стандартных и сертификационных испытаний объектов техники, осуществление контроля соответствия технических характеристик смонтированного оборудования и систем требованиям технической документации, выявление дефектов оборудования и систем, и их устранение, оформление дефектных ведомостей, обеспечение экологической безопасности при эксплуатации промышленного оборудования и систем отрасли.

В период прохождения учебной (слесарной и станочной) практики для получения первичных профессиональных навыков студент должен освоить одну или несколько родственных профессий: слесарь-ремонтник, монтажник оборудования предприятий соответствующей отрасли.

Содержание учебной практики, изложенное в пособии соответствует примерной программе "Производственная (профессиональная) практика" по специальностям 150411 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)", 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 190605«Техническая эксплуатация подъемно транспортных, дорожных, строительных машин и оборудования» Исходя из требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по техническим специальностям, можно сформулировать основные цели и задачи учебной (слесарной и станочной) практики для получения первичных профессиональных умений и навыков.


Учебная практика имеет своей целью дать студентам первичные сведения и навыки по рабочим профессиям, а также решает задачи:

  • подготовки студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин;

  • формирование у студентов умений и навыков в выполнении основных слесарных операций;

  • освоение технологии обработки деталей на металлообрабатывающих станках;

  • формирование у студентов умений и навыков в изготовлении простых деталей;

  • обеспечение межпредметных связей, а также связи практики с теоретическим обучением.

Слесарная и станочная практики проводятся в учебно-производственных мастерских (УПМ) техникума. УПМ должны иметь слесарный, механический и сварочный участки с достаточным количеством рабочих мест, быть оснащены оборудованием, инструментами, индивидуальными и коллективными средствами защиты согласно нормам техники безопасности и санитарии.

Данное пособие содержит описание упражнений, которые выполняются во время прохождения учебной практики при освоении первичных профессиональных умений и навыков, работать по смежным профессиям: слесаря, токаря, сверловщика, фрезеровщика и шлифовщика.

Материал пособия не выходит за пределы требований единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) для 1 и 2, а в отдельных случаях 3-го разрядов, каждая тема учебной практики рассчитана на одно или несколько занятий продолжительностью 6 часов. Это облегчает планирование занятий, загрузку рабочих мест в учебных мастерских на протяжении всего периода практики. В каждой теме рассмотрено оснащение рабочего места оборудованием, инструментом, заготовками и вспомогательными материалами, требующимися для проведения каждого занятия.

Пособие содержит справочные сведения о металлах, конструкционных и инструментальных материалах, режущих инструментах, слесарно-монтажных и контрольно-измерительных инструментах, об использовании их при прохождении учебной практики.

С учетом специфики нефтяного производства в тему 3 включена тема "Трубопроводные работы".

Данное пособие содержит общий курс слесарной подготовки. Этот курс также входит в программу обучения квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждения НПО (таких, как наладчик станков-автоматов, монтажник металлоконструкций и оборудования по отраслям, электромонтажник, и другим, которым необходимы навыки проведения слесарных работ).

В пособии подробно рассмотрена каждая операция, приведены научно-технические принципы, даны необходимые теоретические обоснования, критерии, технические требования, описаны специальные инструменты, приспособления и материалы, используемые для конкретной операции, основные правила выполнения операций и их разновидностей, оценка качества выполненных работ, типичные дефекты, причины их появления и способы предупреждения. Кроме того, рассмотрены устройство, принцип действия и правила использования средств механизации операций и характерных видов работ. В конце каждой темы приведены контрольные вопросы.