ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 2851

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это и есть основные принципы "теории шутовства". Ясно, что она их создателя ни к чему хорошему не приведет. "Философия шутовства" могла породить только утрату понимания добра, справедливости, потерю друзей, появление худших качеств: мстительности, неоправданной жестокости, подлости. Но теория давала своему обладателю неограниченные силы: умение анализировать, решимость, изобретательность, независимость, что еще больше подталкивало к перерождению лучших качеств в худшие: добра в зло, справедливости в беззаконие.

Само собой разумеется, что теория в первую очередь отражалась на людях, окружавших Шута. Вначале действия Шута носили вполне справедливый характер. Зачастую он ставил на место наглеца и задаваку. Так Валя поступил с одноклассниками Разумовским и Толькой Щипановым. Валя ударил по самолюбию учительницы Ирины Семеновны, которая своей черствостью обидела такого же мальчишку, что и Валя. Была и одна девчонка, которая читала вслух подружкам "любовные послания". Валя с ней тоже легко расправился.

Все эти поступки оправдывают Валю, но позже разросшаяся "система" начала разить и правого и виноватого. Начиналась болезнь - болезнь одиночества и разросшегося "Я" Шута.

Яркие проявления начались с вполне нормального события в Валином возрасте - он влюбился в симпатичную и умную девочку Иру Богданову. Вначале все шло хорошо и вполне нормально. Валя пел песни под гитару для Иры, писал стихи, посвященные ей, "он стал светиться изнутри радостью и любовью", "вышел из состояния постоянной боеготовности" (с.68).

Но постоянная установка на одиночество начала пускать свой яд. Развязка наступила неожиданно. Шут пишет в своем дневнике: "Слепой монах, ведомый лисицей, был уже на краю пропасти, в сердце его шевельнулось сомнение, он схватил лисицу за хвост, а та оскалилась и зашипела голосом оборотня" (с.70). По записи в дневнике легко подумать, что Ира предала Валю, поиграла с ним. Так считала и подозрительная сущность Шута. Но это было не так, Валя сам оттолкнул Иру, а ей ничего не оставалось, как уйти из жизни Шута.

Но так или иначе именно эта потеря и мнимое предательство любимой девочки вызывают внешние симптомы болезни Шута, внутренний разлад. Сердце Вали начинает ожесточаться, и после "лисьего наваждения", как называл свои отношения с Ирой Валя, он начинает отталкивать и ранить всех близких ему людей. Этим дело не ограничилось, яд в его душе выплескивался и на одноклассников, которых, как ему казалось, необходимо было поставить на место.

Первый удар пришелся на ни в чем не виноватого Котьку Малышева, который всей своей светлой и простой душой доверял Вале. Удар обрушился на Котьку случайно, он его никак не ждал, и удар был злой, жестокий, исподтишка, он пришелся по любимому увлечению Котьки. Таким образом, Валя оттолкнул единственного своего друга. Но Шут ничуть не умиротворился, а "принялся разить направо и налево, огнем и мечом утверждая себя и свою Систему, при этом не отличая правого от виноватого, сильного от слабого и чужого от близкого" (с.80).


Следующий удар пришелся на Сергея Жуковина - парня из соседнего двора, заслужившего своими трудами любовь и уважение всех вокруг. Даже Валя, требовательный и критичный Валя, проникся уважением к нему, начал перенимать его хорошие привычки, идеи. Но Валя считал, что сосед с Запада (так он называл Сергея) жил в мире иллюзий. И Шут решает открыть истину, разбить эти так называемые иллюзии. Шут накануне ухода Сергея в армию заявляет ему: "Они же не понимают тебя и никогда не поймут. Ты полгода строил для них сказку, ты хотел, чтобы они и их дети были счастливы. А они все выходные резались в "козла", с ухмылкой косились в твою сторону и даже крутили пальцем у виска" (с.84). На следующий день, когда все соседи вышли провожать Сергея, дома его уже не было. Это был второй приступ смертельной болезни.

Но это было еще не все. Шут решает расправиться с Учителем, которого уважал безмерно, которого любил и которому доверял. Сам Шут писал о нем: "Учитель был из тех, доброта и ум которых дают больше, чем любая наука" (с.62). Но разросшаяся "система" волнами накатывала на Валю все сильнее и сильнее, он уже "никакой боли не испытывал", он так пристрастился к "стрельбе", что "не стрелять" уже не мог.

Шут начал издеваться над Учителем, но не открыто, а исподтишка и чужими руками, он кусал его "по принципу мыши, пожирающей слона" (с.87). И это имело свои результаты, в один из уроков Учитель не выдержал, сорвался, этого и ждал Шут. Но Учитель смог сделать вывод: "А ведь я все понял, Валя. Ты Шут. Самовлюбленный и жестокий. К сожалению ты из тех подленьких шутов, которые обижают слабых и беззащитных и при этом получают удовольствие" (с.87). Это было первое замечание со стороны, которое свидетельствовало о том, что Шут, тот первоначальный Шут - защитник слабых, умер, а на смену ему пришел самовлюбленный и жестокий из тех, кого презирают все.

Эти слова явились сильным ударом по самолюбию Шута, породили на свет еще больше зла и желчи, которые надо было куда-то выплеснуть. И Шут начал выплескивать, не задумываясь, что это уже крах, а следующий шаг - падение в бездну.

Шут снова принимается за исследования. Он целые дни проводит в изнурительной слежке за Учителем, чтобы найти хоть что-то, что скомпрометировало бы его. Но Валя ничего не находит. Учитель таким и был, каким представлял его себе Шут первоначально: чистым, благородным и безмерно добрым. Но нога занесена, и не сделать шаг уже невозможно. В один из уроков все и произошло. Шут перед классом все хорошее об Учителе перевернул в плохое, а он "лишь... пожал плечами... и нерешительно направился к двери" (с.103). Шут подошел к окну и отвернулся, не замечая, как "один за другим с мест стали подниматься одноклассники... и медленно и молча направились в его сторону. Как один из них по дороге взял со стола какой-то массивный предмет и спрятал его" (с. 103). Но "самое жалкое, что Шута никто и пальцем не тронул". А Котька Малышев как-то по-взрослому плюнул ему под ноги.


И тут Шут умер. Многолетняя болезнь кончилась смертью. Шут так и не смог стать идеалом человека, слишком много античеловечного носила в себе "система шутовства". Слишком сильно принцип Шута "слышать в аромате цветов запах гнили" противоречил первичной цели защищать слабых, не утверждаясь над ними, противоречил желанию любого человека (Валя не исключение) иметь близких людей. Это противоречие привело к утрате смысла жизни, собственной идеи.

Но смерть одного порой приводит к утверждению жизни другого.

Вот она и истинная причина саморазрушения теории. Валя понимает: цель жизни любого человека не в достижении какой-то абстрактной цели, а в совершенно конкретном действии, направленном на совершение добра.

Итак, перед нами "история Шута, себя перешутившего", сердце которого неожиданно защемило "от любви и желания помочь людям", история рождения нового Вали, сумевшего в день своего возрождения написать:

Он шел по лезвию меча,

Он вступал на лед замерзшей реки,

Он входил в пустой дом, -

Его желание быть Шутом исчезло навсегда.

Он с легким сердцем бродил по улицам,

Наслаждаясь теплым бризом и улыбаясь прохожим.

До этого он и не подозревал,

Что на свете есть такие сокровища

И что он ими может владеть. (с.110)


Лекция 18. Зарубежная литература, вошедшая в детское чтение

План

1. Марк Твен - мастер приключенческого жанра. Образы детей в повести «Приключения Тома Сойера». Сатирическая направленность повести «Приключения Гекльберри Финна». Проблематика, сюжет, характеры в повестях «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура».

2. Джанни Родари - итальянский сказочник. Общий обзор творчества.

3. Гуманистическая направленность произведений Астрид Линдгрен. Мир детства, сказочные и реальные персонажи в повестях «Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Проблема детского одиночества («Расмус-бродяга», «Мио, мой Мио»).


Литература основная

  1. Арзамасцева И., Николаева С. Детская литература. – М., 2000. – С. 422-454.

  2. Зарубежная литература для детей и юношества / Под ред. Мещеряковой Н.М., Чернявской И.С. – М., 1989.

  3. Михальская Н.П. «...В плаванье к далеким берегам»: Книга для внеклассного чтения в семейном кругу. – М., 1995.

  4. Шаров А. Волшебники приходят к людям: Книга о сказке и о сказочниках. – М., 1979.


Дополнительная литература

  1. Брандис Э. От Эзопа до Джанни Родари. – М., 1965.

  2. Брауде Л.Ю. «Не хочу писать для взрослых». – Л., 1987.

  3. Зверев А.М. Мир Марка Твена: Очерк жизни и творчества. – М., 1985.

Самостоятельно

Приключенческие произведения для детей Р. Киплинга, А. Милна, О. Пройслера и др.

Литература

  1. Зарубежная литература для детей и юношества / Под ред. Мещеряковой Н.М., Чернявской И.С. – М., 1989.

  2. Николаева С., Арзамасцева И. Детская литература. – М., 1999. – С.392-4


Творчество Марка Твена в детском чтении

1835-1910

Вы, наверное, уже знаете о Томе Сойере и Геке Финне? О них рассказал в своих романах американский писатель Марк Твен. Написаны его книги очень давно, более ста лет назад, но когда их читаешь, кажется. Что все это видел своими глазами т все пережил сам.


Может быть, это происходит потому. Что М.Т. пишет о мальчишках, а мальчишки всех времен и народов чем-то похожи, приключения и проделки их схожи друг с другом, будь то мальчишки американские, австралийские или русские.

Давайте отправимся на родину Марка Твена, в страну его детства, к берегам Миссисипи – самой большой реки в Соединенных Штатах Америки. Миссисипи течет с севера страны на юг, она несет свои воды к Мексиканскому заливу, а в том месте, где она впадает в залив, находится город Новый Орлеан.

Портовый город Новый Орлеан в прошлом веке был крупным центром работорговли. Сюда из южных стран привозили негров – мужчин, женщин, детей и продавали плантаторам южных штатов Америки. Всякое сопротивление негра-раба, а также побег жестоко наказывались, наказывали также и тех жителей, которые скрывали у себя или помогали беглым неграм. В Миссисипи впадают многие реки: Миссури, Арканзас, Колорадо, по их названиям названы и соответствующие штаты. В штате Миссури находится небольшой городок Ганнибал – родина Марка Твена.

Настоящее имя писателя – Самюэль Клеменс. Давайте представим себе те места, где прошло детство будущего известного писателя. Тихие улочки, расположившиеся у подножья холмов, две церкви, две школы, две гостиницы, несколько лесопилок. Население невелико – всего полторы тысячи человек. Жители занимались торговлей, охотой в лесах. По воскресеньям посещали церковную службу. За городом располагались табачные плантации, на которых работали негры-рабы.

Семюэл родился в семье судьи Джона Клеменса. Родные и близкие звали мальчика Сэм. Он был самым обыкновенным мальчишкой, играл в Робинзона. Разбойников, стрелял из лука и сражался на самодельных рапирах. Но еще было в нем нечто, отличавшее его от сверстников: он был фантазер и выдумщик, придумывал интересные игры и истории, был впечатлительным и наблюдательным, обладал очень хорошей памятью. Жизнь в его городке только на первый взгляд казалась однообразной и спокойной. На самом деле в жизни Сэма было много событий, запомнившихся надолго. Так, однажды на его глазах утонул мальчик, его друг. Сам он не раз тонул, но был спасен. Он был свидетелем нескольких крупных драк, происходивших на улицах. Лг видел, в каких жалких лачугах живут негры, как тяжело им работать на плантациях.

Учился Сэм в школе, где в одном и том же классе занимались ученики старшего и младшего возраста. Занятия вел неизменно один и тот же учитель. За шалости наказывали розгами. Сэм не был прилежным учеником, но очень хорошо пиал сочинения, они отмечались как лучшие. В школьные годы он пережил свою первую любовь к девочке по имени Энн Лори. Потом В своей книге он расскажет об этом эпизоде в сценах с Бекки Течер.

Когда Сэму было 12 лет, умер его отец. Детство кончилось. Мальчику пришлось идти работать. Сначала он поступил в типографию, рассыльным. Денег ему не платили, но кормили. Потом пришлось искать другое место, но в маленьком городке найти работу было нелегко. Ему исполнилось 16 лет, хотелось повидать мир, побывать в других городах. И вот он, купив билет на пароход, отправляется в Сент-Луис, а оттуда в Новый Орлеан. Здесь он поступает учеником к лоцману и овладевает искусством водить по реке пароходы. Жизнь на реке – это целый мир. Воспоминания о ней Твен запечатлел в своем псевдониме: «Марк Твен» – «мерка два».


Когда судоходство по Миссисипи сократилось, Марк Твен отправился на Дальний Запад – в Неваду. Он мечтал найти залежи серебра и разбогатеть. Людей, занимающихся поисками драгоценных металлов, называют старателями. Старателем стал и Марк Твен, но разбогатеть ему не удалось. Однако здесь он завоевал себе известность как журналист. Его очерки и заметки обо всем, что его окружало, стали печатать в газетах.

Когда в 1864 году Марк Твен приехал в Сан-Франциско, он уже был опытным газетчиком, автором многих смешных историй. Работу в газете он не оставлял и в Нью-Йорке, куда переехал в 1867 году. С большим успехом Твен выступал с чтением своих рассказов со сцены. Он умел весело смеяться, громко хохотать над всем нелепым и смешным, заражая своим смехом читателей и слушателей.

За свою жизнь Марк Твен побывал во многих странах, объехал вокруг света. Об этом он рассказал в своих книгах «Простаки за границей» и «Пешком по Европе», а также в книге очерков «Жизнь на Миссисипи».

Мировую известность Марку Твену принесли романы «Приключения Тома Сойера», Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура».

Том Сойер и Гек Финн известны во всех концах света, их любят и дети и взрослые. Дети узнают в них себя, а взрослые, читая о приключениях мальчишек, вспоминают свое детство. На родине писателя поставлен памятник Тому Сойеру и Геку Финну. Можно сказать, что эти произведения – гимн в прозе детству, свободе, радости жизни.

Помните, как начинается книга о томе Сойере?

« – Том! – Нет ответа. – Том! Нет ответа. Куда же запропастился этот мальчишка? Том! Нет ответа. Старушка опустила очки на лоб, глянула из-под них. Она редко смотрела сквозь очки, если ей приходилось искать такую мелочь, как мальчишка, потому что это были парадные очки, гордость ее сердца».

И вот с той самой минуты, как вместе с тетей Полли мы находим Тома, интерес к нему не пропадает.

Том – фантазер и выдумщик. Он выдумывает удивительные истории и интересные игры – в разбойников, в индейцев, в пиратов, живущих на острове. Самые скучные дела он умеет превратить в увелекательные занятия. (Покраска забора – в результате стал обладателем таких сокровищ, как одноглазый котенок, оловянный солдатик, шарики, собачий ошейник, да еще хлопушка). Даже во время воскресной проповеди Том выпустил из коробочки жука, и тот вцепился в оказавшегося рядом пуделя. Пудель начал метаться и выть, а все еле сдерживались от смеха.

Сердце Тома жаждет свободы, он хочет внести в жизнь что-то необычное и яркое, помогать бедным и слабым, отстаивать справедливость. И не только в игре, но и в повседневной жизни. Он умеет действовать решительно и смело. Когда это необходимо, он верен в любви и дружбе. Потому у него есть прекрасные друзья – Гек Финн, Джо Гарпер, Бекки Течер. И тетя Полли очень любит Тома, хотя он приносит ей много волнений. Она говорит: «Том – озорник, ветрогон, сорвиголова, но сердце у него золотое».