ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 3107

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Близкие по тональности и художественному решению к творчеству братьев Стругацких произведения составляют основу творческого багажа О.Ларионовой ("Сказка королей", "Знаки Зодиака", "Соната моря"), также родственны им миниатюрные интеллектуальные эксперименты мудреца и насмешника И. Варшавского, интеллектуальные игры напоминают романы Е.Войскунского и И.Лукодьянова ("Очень далекий Тартесс", "Плеск звездных морей", "Незаконная планета").

В последние годы антиутопия стала менее популярной в силу своеобразной "исчерпанности" пафоса и философии отрицания. По отработанному рецепту гиперболизации имеющихся сегодня социальных и техногенных трудностей и переносу их в будущее в наши дни пишутся ремесленнические поделки. Задача же состоит в том, чтобы определить философию, этику и социальность будущего, что весьма сложно, т.к. человечество находится в данный момент "в точке бифуркации... Это точка, начиная с которой дальнейший процесс может идти по 20-ти возможным дорогам, в зависимости от минимальных колебаний внешней обстановки... Сегодня можно построить приблизительно 5 или 7 равноправных моделей. Все они будут страдать недостоверностью".

В контексте означенного поиска новым уровнем обобщения и научного мышления отмечен дебют В.Кузьменко романом "Древо жизни" (1990). Приключенческо-авантюрный внешне, этот роман представляет своеобразную гипотезу эволюции человека - он должен стать ментально-чувственной сферой самоорганизующейся системы Земли. Самобытное существование человека оказывается формой сознательной жизни планеты - осознавшая себя через человека планета открывает множественность проявлений жизни в космосе (как и люди, самоосознавшие себя живые планеты очень различны) – ведь Космос - это Великая Самоорганизующаяся Система. С появлением этого сложного по форме и содержанию произведения можно говорить о начале формирования русской философско-религиозной фантастики.

Особым направлением в развитии детской и юношеской фантастики второй пол. XX века стало появление собственно детской (не только адресованной младшим школьникам, но проникнутой детским мироощущением) фантастики, в центре которой - образ ребенка с его специфический пониманием и видением окружающего (К.Булычев "Девочка с Земли", "Сто лет тому вперед", Е.Велтистов "Электроник -мальчик из чемодана", "Рэсси - неуловимый друг", А.Мошковский "Заблудившийся звездолет", "Семь дней чудес", Г.Галахова "Невозможный Кукушкин", В.Губарев "Путешествие на Утреннюю звезду", Г.Почепцов "Кубик", "Приключения робота", "Замок на загадочной планете", П.Аматуни "Космическая "Горошина" и многие другие).

В первых произведениях советской детской фантастики образ ребенка, как правило, был схематичен, статичен и знаков по своей природе. В "Звезде КЭЦ" В.Беляева или "Необычайных приключениях Карика и Вали" Я.Ларри герои - лишь необходимое связующее звено между автором и читателем-ребенком. Единственная доступная этим героям динамика - это пространственные перемещения, а также движение от незнания к знанию.


Позже, в "Арктании" и "Победителях недр" Г.Гребнева, в "Тайне двух океанов" Г.Адамова появятся подростки, уже наделенные богатством чувственного мира, но и они вторичны по сравнению с описываемыми фантастическими реалиями, занимают подчиненное место в произведении.

Электроник и Алиса Селезнева открыли в детской фантастике галерею полнокровных обаятельных литературных героев, организующих вокруг себя весь фантастический мир. И это не случайно, ведь именно герой-сверстник способен вызвать наибольшее сопереживание со стороны юного читателя. Поэтика фантастического всегда связана с удвоением мира: художник либо воссоздает параллельно два потока действительного и сверхъестественного (ирреального) бытия, либо моделирует собственный невероятный мир, существующий по своим законам. Собственно детская фантастика, преимущественно основана на характерном для детского мировосприятия свойстве придумывать собственные миры, жить в фантазиях, конструируя свои модели из заранее данных элементов и деталей. Как и в целом детская литература, собственно детская фантастика имеет ряд отличий от фантастики традиционной. Приключенческая сюжетная основа - одно из таких отличий. Напряженный сюжет, обилие увлекательных событий, волнующие приключения, тайна и исключительность -непременный атрибут популярного произведения для детей. Но сегодня на планете все меньше остается материала для экзотики, поэтому неудивителен интерес писателей к экзотике непознанных миров. Подчеркнутая сюжетность нередко сопровождается низким уровнем обобщения проблем человеческого бытия, лаконизмом в отношении психологических особенностей героя, скупостью лирических описаний - ведь чем меньше возраст читателя, тем он равнодушнее к названным нюансам. Важнее для него внешняя канва действия.

Есть определенное отличие и в целях и задачах собственно детской фантастики. Она призвана не предупреждать, прогнозировать, отражать проблемы сегодняшнего дня, но помочь новому поколению взрослеть, ориентируя его в сложных информационных потоках. Если в прежние времена ребенок постигал реальность, главным образом, через взрослого, теперь появились новые информационные каналы, отличающиеся колоссальной оперативностью (телевидение, радио, компьютерная сеть), а действительность подвержена столь быстрому обновлению, что опыт старших оказывается в этих условиях часто бесполезным.

Собственно детская фантастика во многом приближена к сказке, в первую очередь, присутствием чуда. Однако, если в сказке немотивированное чудо создает особый замкнутый мир, в фантастике его немотивированность закамуфлирована (Электроника создают полной биокопией Сережи Сыроежкина по случайной фотографии!), а само чудо связано с сегодняшней действительностью, причем сказочность занимает подчиненное положение по отношению к новой научной мифологии. Таким образом, в эстетической системе собственно детской фантастики сказка является объектом разного рода интерпретаций (от культовой до иронической), переосмыслений с


вторжением в старую ткань новых мотивов и наоборот.

Самобытным и в то же время типичным во многом примером собственно детской фантастики является творчество Кира Булычёва (И.В.Можейко).

КИР БУЛЫЧЁВ

Кир Булычёв — псевдоним Игоря Все­володовича Можейко (родился в 1934 г.). Если И. Можейко известен кол­легам как доктор исторических наук, со­трудник академического Института вос­токоведения, автор научных статей и монографий, то Кира Булычёва пример­но с середины 60-х гг. знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда много раз помогал Булычё­ву-писателю. Так произошло, напри­мер, когда им создавался политический детектив «На днях землетрясение в Ли-гоне» (1980 г.), ставший впоследствии советским бестселлером (от англ. Ьев1 кеПег — книга, которая продаётся луч­ше всего). Действие разворачивается в Юго-Восточной Азии.

Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом ме­дике Павлыше и о славном городе Ве­ликий Гусляр.

Особенной популярностью поль­зовались бесконечные милые приклю­чения девочки-непоседы Алисы. Все они происходили в недалёком благо­устроенном будущем, где иногда мути­ли воду отдельные нелепые мерзав­цы — космические пираты, ржавые от старости военные роботы и т. п. Эти повести для детей написаны без нази­дательности, с юмором — что выгодно отличало их от прочей детской литера­туры тех лет.

Великий Гусляр «построен» Киром Булычёвым с другими целями. Это обычный русский городок — не очень древний, но с достопримечательно­стями, не очень людный, но и не сов­сем медвежий угол. Гуслярцы — тоже люди средние. Средний провинциаль­ный интеллигент Миша Стендаль, сред­ний «труженик» (прораб) Корнелий Удалов. Как правило, «гуслярские» рассказы подаются автором в юмори­стическом ключе. Но проблемы, кото­рые Кир Булычёв «обкатывает» на этом среднестатистическом полигоне, — недетские и нешуточные. «Гуслярский» цикл критики иногда относят к фило­софской фантастике. В повести «Мар­сианское зелье» (1971 г.) поставлен вопрос: кто достоин бессмертия? В рас­сказе «Районный чемпионат по доми­но» вокруг участников «турнира» про­исходят природные бедствия, идёт война, мир гибнет в глобальной ката­строфе. А им — хоть бы что. Ключевой персонаж произносит ключевую фра­зу: «Всегда нужно выбирать главное!», а главное для него — на фоне разру­шения мира — сделать так, чтобы в чемпионате победили свои.

В окружении Алисы, да и в Великом Гусляре, преобладали характеры, ти­пичные для советской действительно­сти. Эти персонажи всё менее понят­ны и близки современному читателю и постепенно уходят из фантастики.

Среди прочих фантастических про­изведений Кира Булычёва выделяется роман-дилогия «Посёлок» (первая часть под названием «Перевал» напе­чатана в 1980 г., а вторая — в 1988 г.). Космический корабль землян потерпел крушение на отдалённой планете и потерял связь с базой. Те, кто смог уце­леть в жестоком, совершенно чужом мире и даже приспособиться к нему, создали Посёлок. «Старики», носители сложной земной цивилизации, посте­пенно умирали, выживание заставляло напрягать последние силы. Экспеди­ции, отправляемые к повреждённому кораблю (чтобы наладить связь с ба­зой), терпели поражение. Планета по­немногу «засасывала» землян, застав­ляла их забывать прежнюю жизнь, опускаться к первобытному прими­тивному состоянию. Тогда решили от­править в опасный путь к кораблю под­ростков (все они воспитывались в Посёлке). Один из них — настоящий «варварский герой»: ловкий, сильный, отлично приспособленный к экстре­мальным условиям жизни. Другой — гораздо более слабый, но более циви­лизованный, лучше ориентируется в земной технике, чаше задумывается о высоких материях. Эта последняя экс­педиция оказалась успешной. Сигнал удалось отправить. На примере судьбы своих героев Кир Булычёв показал мо­дель человеческой истории. Одно по­коление стареет, другое разорвано проблемой: чему преобладать — куль­туре или силе? Лишь когда связывают­ся воедино и то и другое, жизнь про­должается: новое поколение способно постоять за себя, выжить, оно не рас­теряет знаний и цивилизованности, накопленных предками.


Новые произведения Булычёва 90-х гг. рассчитаны на широкие массы. Это в основном приключения — со стрельбой, романтической любовью и восточными тайнами.




Первые сказочные истории о девочке Алисе-жительнице XXI века появились в 1965 г. По словам автора- "Цель их была - найти пути к детской литературе, которая была бы адекватна поколениям детей, взращенных телевизором, а потом и компьютером". Эти истории дали начало сказочно-фантастическому циклу произведений под общим названием "Девочка с Земли", получившему широкую известность и признание в 70ые - 80ые гг. (Ряд произведений цикла был экранизирован в кино и мультипликации). В него вошли 23 повести о девочке из XXI века, объединенные в цикл "Приключения Алисы " в 7 томах.

"Девочка с Земли" - это, оригинальный сплав сказки, фантастики, заимствованный из устного народного творчества и известных произведений детской литературы, где все находит свое место: и шагающие кустики, и живые роботы, и шапка-неведимка, и три мушкетера. Обращенное к детям, это произведение как бы погружает читателя в самобытный культурно-литературный коктейль разных времен и народов, где ребенок дня сегодняшнего должен освоиться сообразно своему особому взгляду на мир. Героиню цикла - Алису - отличает универсальное сочетание ярко-современного характера с общим для всех времен чертами ребенка: не случайно она так напоминает свою тезку из сказок Л.Кэррола "Алиса в стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Правда, сам К.Булычев утверждает, что имя Алиса заимствовано им у дочери, но и у героини Л.Кэррола тоже был реальный прототип -десятилетняя Алиса Лидделп - тем не менее имя в читательском восприятии давно стало нарицательным. Потому, думается, параллель между двумя Алисами не случайна; скорее Алиса К.Булычева -современная наследница Алисы Л.Кэррола - бесстрашной исследовательницы загадок окружающего ее мира, видимого и невидимого невооруженным глазом.

Вообще, со сказкой: литературной и фольклорной, - произведения К.Булычева связывает многое. Здесь масса явных и замаскированных сказочных персонажей: добрый великан Громозека, три капитана, напоминающие трех богатырей, доктор Верховцев - настоящий сказочник, волшебная птица Говорун. На загадочной Пустой планете происходят, подобные сказочным, превращения животных. Не менее узнаваемы мешочек с червяками, которые никогда не кончались (бр. Гримм - горшочек с кашей), невидимые рыбки и шапка-невидимка. Да и сама Алиса по отношению к происходящему и взрослым вокруг нее - своеобразный парафраз образа Иванушки-дурачка. Выглядя наивной, простодушной, не такой умной, как окружающие, она тем не менее оказывается самой находчивой, обеспечивает победу над врагом. Сказочная природа произведений об Алисе очевидна и в символике цифр - три планеты системы Медуза, три капитана, три головаста - и в обилии чудесного, и в своеобразной языковой организации текста.


Однако сказочное у К.Булычева органически соединено с фантастическим, взаимопроникнуто им: "Из вездехода вышли три добрых молодца в красных кафтанах, надетых поверх скафандров. За ними последовали еще три космонавта в раскошных сарафанах, также надетых поверх скафандров. Молодцы и молодицы несли хлеб-соль на блюдах. А когда мы сошли на мокрые металлические полосы космодрома, они надели нам на шлемы скафандров венки из местных пышных цветов" - подобное сочетание ритуально-сказочной символики с чертами реалий научно-фантастических произведений очень характерно для автора. Заметим, соединение этих двух стихий рождает нередко смех - ирония, сатира, гротеск, пародия - все это имеет место в рассказах об Алисе. Причем пародийное начало в этих произведениях рассчитано на восприятие читателя, знакомого с литературой достаточно глубоко. Младшие же школьники, не имея возможности "расшифровать" сложный ассоциативный ряд автора, воспринимают произведение "напрямую" -как своеобразную сказку "нового времени".

Но не только сказка и фантастика, в основных жанровых чертах присутствуют у К.Булычева. Книга полна образами и реминисценциями из других жанров литературы: авантюрного, приключенческого, исторического романов, романтической литературы и др. Читаешь - и постоянно ловишь себя на том, что где-то уже это встречал. Почти каждый персонаж, мотив вызывает ассоциацию определенного рода, но подобная синкретия не механична, она подчинена авторскому желанию создать оригинальное произведение, вобравшее при этом в себя лучшие достижения мировой культуры детства и оставшееся тем не менее современным и легким для читательского восприятия. Органической для К.Булычева (и редко встречающейся в детской литературе) чертой является своеобразное "пересмешничество" -пародирование по законам "перевертыша", где соединяется несоединимое и разъединяется неразрывное. Именно этим путем и осваивается писателем фольклорное и литературное наследие. Смех царит в произведениях К.Булычева везде, в любом описании - "Утро было холодное, зябкое и свежее. Метеорологи обещали дать дождь после обеда, но, как всегда, немножко ошиблись, и их дождь вылился еще ночью", и в любом диалоге - "одна на поиски не выходи, тут очень опасные звери. - Но ведь я - царь природы. -Звери об этом не знают. Они необразованные!" Сюжет приключений Алисы всегда строится по принципу разгадки серии загадок, за которыми стоит некая большая тайна. При этом В загадки не поддаются попыткам их научного разрешения, которые предпринимают взрослые герои, зато отлично решаются с точки зрения детского "наивного" здравого смысла, которым щедро наделена Алиса. - "Все дело в том, что вы все - взрослые, умные люди. И вы мыслите, как ты сам говоришь, логически. А я не очень умная, и мыслю, как в голову взбредет. Я так думала: если это головасты, то потом должны быть лягушки. А лягушата всегда меньше головастиков. Вы ходили по кораблю с пистолетами и искали больших чудовищ. И даже их заранее боялись. А я сидела запертая в каюте и думала, что, наверное не надо всегда смотреть вверх и искать что-то громадное. Может быть, посмотреть по углам и поискать маленьких лягушат".