Файл: Мещеряков, Зинченко Большой психол словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 18273

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь.

Предисловие.

Персоналии.

Список авторов.

Список сокращений и список символических обозначений.

_А_

_Б_

_В_

_Г_

_Д_

_Е_

_Ж_

_З_

_И_

_К_

_Л_

_М_

_Н_

_О_

_П_

_Р_

_С_

_Т_

_У_

_Ф_

_X_

_Ц_

_Ч_

_Ш_

_Щ_

_Э_

_Ю_

_Я_

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Отрасли психологии.

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).

Нейропсихология.

Общая психология.

Парапсихология.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психогенетика.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психология управления.

Психометрика.

Психомоторика.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизика.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Специальная психология.

Этнопсихология.

Юридическая психология.

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Персоналии.

Обучение по С. М. происходит в процессе действий со стандартным дидактическим материалом, разработанным Монтессори. Этот материал состоит из набора строго определенных по своему цвету, размеру и форме предметов: кубики, цилиндры, вкладыши, рамки с гнездами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнезд, рамки для шнуровки и застегивания пуговиц и пр. Устройство дидактического материала позволяет ребенку самостоятельно обнаруживать свои ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует дисциплинированности, ответственности ребенка. Главным в занятиях по С. М. считается упражнение моторных навыков и активности ребенка; задача приобретения знаний специально не выделяется и является попутной. Поэтому занятия не предполагают речевых воздействий взрослого: речь и ребенка и взрослого должна быть сведена к минимуму. Основой обучения в дошкольном возрасте в С. М. считается сенсорное воспитание, которое осуществляется с помощью самостоятельных занятий ребенка с дидактическим материалом. Для тренировки органов чувств рекомендовалось исключать отвлекающие влияния, при упражнении одного органа «выключать» остальные (напр., для развития осязания, при обследовании формы предметов детям завязывали глаза).

Главная форма обучения по С. М. — самостоятельные индивидуальные занятия детей или индивидуальный урок, основа которого — простота, объективность, отсутствие лишних слов, что предполагает максимальную сосредоточенность ребенка на предмете. Индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление ему свободы выбора занятий; введение в практику дошкольного воспитания систематических планомерных занятий — важные преимущества С. М.

К слабым сторонам С. М. можно отнести отрицание активной позиции воспитателя, недооценку игры как основного вида деятельности ребенка, преимущественное использование искусственного материала, которому передано все обучающее воздействие, акцент на сенсорное и моторное развитие ребенка в ущерб речевому и умственному.

Монтессори организовала целую сеть «домов ребенка», работавших по ее системе (1-й — в Риме, в 1907 г.). С. М. завоевала огромную популярность во всем мире; дидактические материалы и методы обучения Монтессори широко используются в детских садах Европы и Америки. В России первые «дома ребенка» появились в 1913 г., и вскоре увлечение С. М. приняло «эпидемический» характер. Звучала и критическая нота (напр., С. А. Левитин квалифицировал С. М. как «дрессировку детской души»). Сейчас наблюдается определенный ренессанс С. М. В рус. переводах изданы работы Монтессори: «Руководство к моему методу»; «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в "домах ребенка"; «Самовоспитание и самообучение в начальной школе». (Е. О. Смирнова.)


СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ — см. Ценностные ориентации.

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» (англ. manmachine system) — система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. См. также Большая система, Социотехническая система. Син. Антропотехническая система.

С. «ч.—м.» — одно из основных понятий инженерной психологии и эргономики, абстракция, а не физическая конструкция или тип организации. Несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и машиной, каждая из 2 составляющих системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, а эффективность функционирования системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку и машине особенности, в т. ч. потенциальные возможности и ограничения.

СКАНИРОВАНИЕ (англ. scanning).

1. Маршрут движений глаз или фокуса внимания по элементам зрительного поля при приеме (считывании) информации.

2. Последовательное считывание информации из сенсорного регистра для перевода ее в кратковременную память. (А. И. Назаров.)

СКЕПТИЦИЗМ — см. Доверие.

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК (Skinner, 1904-1990) — амер. психолог, автор концепции «оперантного бихевиоризма». Одним из центральных понятий этой концепции является понятие «оперантное обусловливание», которое выражает особый путь образования условных рефлексов (в отличие от «классического» павловского пути). Он заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула. С. отрицал необходимость введения «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, которую провозгласили необихевиористы, и считал возможным в психологии лишь описание связей между стимулами, реакциями и подкреплением, что сближало оперантный бихевиоризм С. с классическим бихевиоризмом Дж. Уотсона, которому свойственна та же механистичность в понимании поведения и отрицание качественных различий в поведении животных и человека. Значительным вкладом в науку считается разработка С. оригинальных экспериментальных методик, в частности «скиннеровских камер (ящиков)». Теоретические постулаты оперантного бихевиоризма С. нашли свое практическое применение в некоторых вариантах программированного обучения (в становлении которого С. сыграл существенную роль) и бихевиоральной терапии, хотя общие установки С. на то, что можно разрешить проблемы общества путем манипулирования поведением людей на основе идей «оперантного бихевиоризма», неоднократно вызывали жесткую критику со стороны психологов как США, так и др. стран мира. (Е. Е. Соколова.)

СКЛОННОСТЬ (англ. disposition)в психологическом смысле С. — любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к к.-л. занятию. Психологическую основу С. составляет устойчивая потребность личности в определенной деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Развитая С. характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности и творческим отношением к ее изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности. Такую С., которой присущи все эти характеристики, называют призванием. С. развиваются, как правило, в единстве с соответствующими способностями и выступают как фактор, компонент одаренности. Син. наклонность. (А. Б. Орлов.)


Добавление: В др. смысле (англ. susceptibility) С. — предрасположенность к чему-нибудь, наличие условий для возникновения чего-нибудь, подверженность чему-либо. Примеры: склонность к полноте, к заболеванию (туберкулезом, шизофренией), к иллюзиям, к панике, к сверхценным идеям (у психопатов). (Б. М.)

СКОТОМА (от греч. skotosтемнота) — т. н. «слепое пятно», т. е. участок поля зрения, проецирующийся на лишенный рецепторов диск зрительного нерва (физиологическая С.), или ограниченный дефект в поле зрения, обусловленный болезнью сетчатки, зрительного нерва, глаукомой и др. (Б. М.)

СКОТОПИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ — см. Адаптация зрительная, Адаптация сенсорная, Зрение, Световая чувствительность, Фоторецепторы.

СЛАВИНА ЛИЯ СОЛОМОНОВНА (1906-1986) — известный отечественный психолог, ученица Л. С. Выготского. Более 30 лет она проработала в лаборатории психологии воспитания Ин-та общей и педагогической психологии (в М.), руководимой Л. И. Божович. Ее оригинальные исследования смыслового барьера и аффекта неадекватности базируются на большом фактическом материале. Труды С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» (1958) и «Дети с аффективным поведением» (1966) и сегодня остаются настольными книгами для специалистов в области детской и педагогической психологии. (А. А. Оспенникова.)

СЛЕДЫ ПАМЯТИ (англ. memory traces) — временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения. Возникновение С. п. обусловливается реальными связями предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во времени, отношениями сходства и различия между ними и т. д. Характеристики этих связей (прочность, лабильность, помехоустойчивость и т. п.) определяются степенью участия соответствующего материала в деятельности субъекта, их значимостью для реализации целей. См. Мнема, Мнемическая функция, Памяти морфологический субстрат, Память. (Т. П. Зинченко.)

СЛЕДЯЩИЕ ДВИЖЕНИЯ (глаз) (англ. tracking eye movements; pursuit movement) — медленные и плавные версионные движения глаз. С. д. возникают только в ответ на реальное или кажущееся движение объектов в поле зрения. Иногда к числу С. д. также относят компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения. С. д. возникают со средним латентным периодом ок. 130 мс. С их помощью можно безошибочно отслеживать объекты, движущиеся со скоростью до 30-40 угл. град/с. При дальнейшем увеличении скорости движения объектов глаза начинают отставать. Возникающее «смазывание» видимых объектов приводит к нарушению различения тонких деталей объектов. В связи с этим амер. психологом Э. Людвигом было введено понятие «динамическая острота зрения».

Существует предположение, что С. д. имеют систему регуляции, автономную от системы регуляции саккадических движений глаз. Это предположение подтверждается данными о различном действии психофармакологических веществ, в частности, барбитуратов (см. Психотропные средства), на саккадические и С. д. См. Ауберта—Фляйшля феномен.


СЛЕЖЕНИЕ (англ. tracking) — один из видов операторской деятельности, в которой главную роль играет двигательный навык ручного управления. Различают 2 вида С. — компенсирующее и преследующее. В 1-м оператор воспринимает только сигнал ошибки регулирования, отображаемой на индикаторе в виде расстояния между фиксированной и подвижной метками; во 2-м он видит 2 независимых сигнала: один соответствует заданию (цель), др. — текущему состоянию параметра регулируемого объекта (курсор). При компенсирующем С. задача оператора — минимизировать ошибку, уменьшая до нуля расстояние между 2 метками. При преследующем С. он должен как можно точнее совмещать курсор с движущейся целью. Оба вида С. широко применяются в экспериментальных исследованиях навыков. (А. И. Назаров.)

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА (англ. blindness and deafness) — отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. С. может наступать не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения. Практически С. возникает тогда, когда снижение слуха в раннем возрасте делает невозможным усвоение речи на слух, а потеря зрения исключает использование зрительных восприятий. Слепоглухонемой лишается возможности речевого общения с людьми; характерной для него становится задержка психического развития. Без специального обучения он не усваивает ни одного слова и даже навыков человеческого поведения. Однако слепоглухонемой обладает возможностью полноценного умственного развития, как это показали А. Г. Соколянский, А. И. Мещеряков и др. (см. также Е. Келлер).

В процессе специального обучения создаются и развиваются все усложняющиеся формы общения слепоглухонемого: от простейших до самых сложных — речевых. Основная задача обучения состоит в формировании и накоплении образов предметов, навыков самообслуживания и бытового труда. Первоначально средствами общения со слепоглухонемым являются жесты, обозначающие предметы и действия. Затем отдельные жесты заменяются словами, сообщенными слепоглухонемому в дактильной форме (см. Дактилология). Постепенно роль словесной речи увеличивается и, в конце концов, она полностью заменяет жестовую форму общения. В словесной речи ведущей является ее дактильная форма, а основной формой письменной речи — рельефный шрифт Брайля. Однако в процессе обучения слепоглухонемой овладевает также и устной (звуковой) формой речи, и умением воспринимать на своей ладони начертание обычных букв. Обучение слепоглухонемых речи, усвоение ими словаря, грамматического строя языка осуществляется в тесной связи с постепенным расширением и усложнением их непосредственного жизненного опыта. Овладение словесным языком открывает для слепоглухонемого возможности усвоения знаний, умений и навыков в объеме школьной программы, широкого круга сведений об окружающем мире.


СЛИЯНИЕ (англ. confluence) — один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт-терапии. В целом, в рамках понимания человека как субъекта, действующего в среде, С. можно определить как недостаточное отделение себя от среды. Человек начинает воспринимать общность своих и чужих («другого») взглядов, мнений, установок, мировоззрения как нечто само собой разумеющееся. Он м. б. сам источником этих взглядов, а может и принимать взгляды другого. С. описывается (напр., И. Польстер, М. Польстер) как некая игра, в которой партнеры играют по определенным правилам, однако эти правила известны только одному из них.

При невротическом С. происходит нарушение ощущения границы между «Я» и «другим», в результате чего нарушается здоровый ритм взаимодействия со средой. В норме предполагается, что при коммуникации с окружающим миром человек вступает в контакт, коммуницирует, а затем выходит из контакта. При невротическом С. исчезает фаза ухода из состояния контакта, внутренняя среда человека как бы «слипается» с внешней для него средой. Это м. б. С. с конкретным человеком, но также и с группой людей, с коллективом. Часто состояние С. может возникать между мужем и женой, родителями и детьми, начальником и подчиненными. (А. А. Корнеев.)

СЛОВАРЬ АКТИВНЫЙ (англ. active vocabulary) — совокупность слов, которыми пользуется человек при построении высказываний (в устной и письменной речи). Ср. Словарь пассивный.

СЛОВАРЬ ПАССИВНЫЙ (англ. passive vocabulary)совокупность слов, которые человек более или менее точно понимает (при чтении и слушании), но не использует сам в речи. С. п. шире активного словаря. Также называется словарем узнавания. Ср. Словарь активный.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ — см. Памяти виды, Память словесно-логическая.

СЛОВО — см. Речь.

СЛУХ (англ. audition, hearing)способность человека (живого организма) с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. В основе С. лежит деятельность слухового анализатора, который связан с др. анализаторами и эфферентными системами.

Первоначальными, жизненно важными стимулами, формировавшими С., были звуки и шумы неживой и живой природы. Для человека особым, чрезвычайно важным фактором формирования слуховой функции является членораздельная речь, акустические характеристики которой находят определенное отражение в соответствующих характеристиках С. Помимо речевых имеется ряд др. культурных форм звуков, таких как музыкальные звуки, звуки трудовых процессов и т. п., которые, однако, не привели к формированию особых параметров С. в филогенетическом смысле, а только определили его частные навыки и способности (напр., С. музыканта, врача, регулировщика машины и т. п.). Возможности С. ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (напр., инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого С.