Файл: Мещеряков, Зинченко Большой психол словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 18144

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь.

Предисловие.

Персоналии.

Список авторов.

Список сокращений и список символических обозначений.

_А_

_Б_

_В_

_Г_

_Д_

_Е_

_Ж_

_З_

_И_

_К_

_Л_

_М_

_Н_

_О_

_П_

_Р_

_С_

_Т_

_У_

_Ф_

_X_

_Ц_

_Ч_

_Ш_

_Щ_

_Э_

_Ю_

_Я_

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Отрасли психологии.

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).

Нейропсихология.

Общая психология.

Парапсихология.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психогенетика.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психология управления.

Психометрика.

Психомоторика.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизика.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Специальная психология.

Этнопсихология.

Юридическая психология.

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Персоналии.

ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ (англ. self-perception theory) — концепция самопознания и развития аттитюдов (социальных установок) личности, в т. ч. Я-концепции (D. J. Bem, 1967, 1972), согласно которой мы познаем себя не путем непосредственного самоанализа, а путем наблюдения за своим поведением и своей деятельности, причем анализируем их с помощью тех же понятий, которые начинаем осознавать при анализе наблюдаемого поведения др. людей. (Б. М.)

ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ — см. Самодетерминации теория.

ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — см. Локализация высших психических функций, Лурия А. Р.

ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ (англ. theory of levels of processing) — (в когнитивной психологии) концепция, которую выдвинули канадские психологи Ф. Крейк и Р. Локхарт (F. Craik, R. Lockhart, 1972) в качестве методологии (framework) для изучения памяти. Согласно Т. у. о., запоминание рассматривается как побочный продукт уровня обработки информации — от сенсорного до концептуального. На самом раннем, поверхностном уровне входной стимул подвергается сенсорному и подетальному анализу. На след. по глубине уровне происходит опознание стимула и выделение его значения; на еще более глубоком уровне стимул вызывает долговременные ассоциации, в результате чего увеличивается доля семантического или концептуального кодирования. Чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. (А. И. Назаров.)

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ — см. Анохин П. К., Функциональная система.

ТЕОРИЯ ЭТАЛОНА (англ. theory of template matching) — (в когнитивной психологии) концепция распознавания стимула путем сравнения вызванного им нервного паттерна с хранящейся в памяти внутренней репрезентацией (эталоном, шаблоном). При положительном результате сравнения (совпадении вызванного и эталонного паттернов) происходит опознание (узнавание) стимула. Проблематичность и ограниченность этой теории связаны с тем, что в ней требуется огромное количество эталонов для опознания, напр. одной только буквы «А», которая м. б. написана и предъявлена бесконечным количеством способов. Ср. Теория прототипа. (А. И. Назаров.)

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965) — сов. психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психологии. Развивая учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, Т. выдвинул программу изучения физиологических основ индивидуально-психологических различий человека. Т. и его ученики изучали свойства н. с., создавали приемы их объективной экспериментальной диагностики, исследовали психологические проявления этих свойств и формирование на их основе индивидуального стиля деятельности и др. Особую роль сыграл Т. в разработке проблемы способностей, рассмотрев в ставших классическими трудах «Психология музыкальных способностей» и «Ум полководца» проблему природных задатков и формирования способностей в конкретных типах деятельности (см. Мышление практическое). Ряд трудов Т. посвящен теоретико-методологическим вопросам (в частности, проблеме объективного метода) и истории психологии. См. также Небылицын В. Д. (Е. Е. Соколова.)


ТЕРСТОУНА ТЕОРИЯ (англ. Thurstone theory)Л. Терстоун (1927) преположил, что величина «внутреннего эффекта», вызванного стимулом, может варьировать при его повторных предъявлениях в силу неконтролируемых изменений во внутреннем состоянии субъекта, т. е. результат предъявления стимула — случайная величина на психологическом континууме. Результат предъявления 2 разных стимулов для сравнения — также случайная величина на континууме психологических различий. Введя статистические параметры этих случайных величин, Терстоун получил свои закон сравнительных суждений, во многом определивший пути развития психофизики и, г. о., психометрики. (И. Г. Скотникова.)

ТЕСТ (англ. test) — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач. Т. представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения Т. (иногда их можно называть «показателями успешности») выражаются в относительных величинах: за единицу часто принимается та или иная мера вариативности индивидуальных данных (см. Коэффициент интеллекта). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.

Т. разделяются на 2 основных типа: 1) собственно психологические Т., 2) Т. достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).

Психологические Т. классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют Т. способностей (в т. ч. Т. интеллекта) и Т. личности (в т. ч. социально-психологические Т.), а по способу реализации — манипулятивные Т., Т. «карандаш—бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические Т. и тестовые батареи; индивидуальные и групповые Т. По цели применения выделяют Т. готовности к школе, клинические Т., Т. профотбора и пр. По психометрическим основаниям Т. делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные Т.

Разработка Т. включает проверку его на валидность, надежность, однородность, дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность. Тестовые шкалы основаны на статистической обработке результатов обследования больших выборок. Различаются 3 вида интерпретации тестового результата: соотнесение «сырого балла» со стандартными нормами, характеризующими внутригрупповой разброс результатов; интерпретация индивидуального профиля результатов выполнения отдельных субтестов; качественный портрет личности на основе применения диагностической экспертной системы.

Понятие «Т.» ввел Джеймс Кеттел в конце XIX в. (см. Измерения в психологии), но распространение тестовый метод получил лишь в 1-й половине XX в., благодаря работам А. Бине, Л. М. Термена, Г. И. Россолимо и др. Первым популярным Т. стала шкала Бине—Симона, созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления не способных к обучению в массовой школе (см. Бине—Симона тест). В настоящее время психологами разработано несколько тысяч Т. и тестовых батарей. Со временем Т. устаревает, т. к. изменяется культура общества, уровень образования населения, возникает т. н. тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий. Не существует Т., свободных от культуры, поэтому любой зарубежный Т. нуждается в ревалидизации.


Применение Т. всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники и этики психологического тестирования. Любые Т., равно как и компьютерные психодиагностические системы, подлежат сертификации. Широкое применение Т. в образовании, при профотборе, в клинике должно сопровождаться повышением качества подготовки психодиагностов. См. Психодиагностика, Психологическая диагностика. (В. Н. Дружинин.)

ТЕСТ БИНЕСИМОНА — см. БинеСимона тест.

ТЕСТ ВЕКСЛЕРА — см. Векслера шкалы.

ТЕСТ РАВЕНА — см. Прогрессивные матрицы Равена.

ТЕСТ ТЬЮРИНГА — см. Тьюринга тест.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ (англ. achievement tests) — тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Т. д. конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.). Т. д. широко применяются при отборе в высшие учебные заведения. В ряде стран результаты выполнения этих тестов заменяют традиционные экзаменационные оценки. Т. д. используются также при профотборе. К Т. д. относятся критериально-ориентированные тесты (КОРТ). В традиционных тестах (напр., тестах интеллекта) балл определяется на основе статистической нормы, а результат говорит о «порядковом месте» человека в группе. В КОРТах балл свидетельствует о близости результатов испытуемого к внешнему нормативу. Норматив берется из содержания деятельности и соответствует чаще минимально-необходимому и реже — идеальному профилю достижений. Уровень выполнения Т. д. зависит как от специальных знаний, так и от общего интеллекта испытуемого. Широко распространены компьютерные тестовые системы, реализующие алгоритм адаптированного тестирования уровня достижений. Их применение позволяет генерировать новые задания, оптимизировать процедуру диагностики и облегчать интерпретацию данных. (В. Н. Дружинин.)

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА (англ. intelligence tests) — тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. Т. и. разделяются на 2 группы: 1) монометрические Т. и. (шкала Стэнфорд—Бине, тест Р. Кэттела, Прогрессивные матрицы Равена); 2) тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и специальные интеллектуальные факторы (Векслера шкалы, тест Р. Амтхауэра и др.).

В тестах «уровня» задания имеют разную степень сложности, а их оценка производится с учетом трудности задания. Время решения в этих тестах ограничено, но не дефицитно. В тестах «скорости» задания более однородны и результат диагностики в большей мере зависит от скоростных возможностей испытуемого. В состав Т. и. включают задания на словесно-логическое, пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую осведомленность и пр.


Существуют варианты тестовых батарей для подростков, детей, взрослых, лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений и т. д. Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, коэффициентом интеллекта, профилем интеллекта, качественной характеристикой индивидуального интеллекта. В последнем случае принимается во внимание не только количество решенных заданий и время решения, но и характер ошибок, реакция испытуемого на тест, способы решения, эмоциональность поведения и пр.

Т. и. широко применяются во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении проблемы индивидуализации обучения, при работе с персоналом. Результаты диагностики интеллекта зависят от уровня образования испытуемых, от их приобщенности к культуре, от ситуации тестирования и др. факторов. См. Бине А. (В. Н. Дружинин.)

ТЕСТЫ ЛИЧНОСТИ (англ. personality tests)психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — отношений (в т. ч. межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в (заданных социальных ситуациях.

Т. л. включают проективные тесты (см. Тесты проективные), личностные опросники (см. Опросники личностные) и тесты деятельности (ситуационные). (В. И. Лубовский.)

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ (англ. projective tests, projective techniques) — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п. Начало применения Т. п. было положено нем. психиатром Эмилем Крепелином (1856-1926) в его методике свободных ассоциаций. Ответы на задания Т. п. (в отличие, напр., от тестов интеллекта) не м. б. альтернативными (напр., правильно — неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель Т. п. относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для Т. п. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность), не применимы к Т. п. (Е. Т. Соколова.)

Добавление ред.: Термин «проективные методы» впервые был использован Л. Франком (1939); понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше; существенную роль в разработке общей методологии Т. п. и многих (м. б., большинства) конкретных проективных методик сыграли идеи психоанализа.


ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. aptitude tests) тесты способностей, разработанные для прогнозирования успешности (неуспешности) человека в конкретном виде (роде) деятельности.

В большом множестве тестов, которые в отечественной психологии традиционно называют «тестами способностей», необходимо различать 2 подмножества: ability tests и aptitude tests. Первые (напр., тесты интеллекта) отражают и оценивают существующий, текущий уровень в развитии способности (компетентности) к выполнению именно тестируемой деятельности (интеллектуальной или физической; учебной, профессиональной, игровой, экспериментальной; общей или специальной, хотя различие между последними понятиями весьма туманно). Они не разрабатывались для того, чтобы оценивать будущие успехи в овладении иными видами (родами) деятельности и проводить направленный, дифференцированный профессиональный отбор. Для осуществления прогностического диагноза разрабатываются по особой технологии aptitude tests. Примером их служит многопрофильная батарея GATB; в нее включены, конечно, задания на оценку текущих способностей в широком диапазоне (от умозаключений и восприятия форм до ловкости пальцев и рук), но получаемые результаты имеют прогностическое значение. Фактически, тестовые задания, которые используются в обоих подмножествах тестов, принципиально ничем не отличаются, но цели их использования и способы интерпретации результатов различаются существенно. Поэтому можно считать, что прогнозные способности (aptitude) оцениваются на основе текущих, актуальных способностей (ability). (Б. М.)

ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ (англ. ability tests, aptitude tests) тесты, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Широко распространены тесты интеллекта и креативности, которые используются для определения общей одаренности человека (см. Одаренность общая). Существуют многочисленные тесты специальных способностей: спортивных, музыкальных, художественных, математических и т. д. Имеются также тесты общих профессиональных способностей. Наиболее известен тест GATB (General Aptitude Test Battery), разработанный по заказу службы занятости США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии и госучреждениях. В этот тест включены задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие образной и тестовой информации, ручную и пальцевую моторику. Т. с. широко используются при индивидуализации обучения в школе, в профориентации и профессиональном отборе. (В. Н. Дружинин.)

ТЕТА-РИТМ (англ. theta rhythm) — ритмические колебания потенциалов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с частотой 4-8 Гц и амплитудой 10-200 мкВ. Низкоамплитудный (25-35 мкВ) Т.-р. в ЭЭГ человека может составлять один из компонентов нормальной ЭЭГ. Пароксизмальные и асимметричные тета-волны у взрослых людей в состоянии бодрствования, а также относительно высокое содержание симметричных тета-волн следует рассматривать как признак патологии. Т.-р. более выражен у детей и у лиц с неуравновешенным характером и агрессивными и психопатическими чертами личности и с затрудненной социальной адаптацией. Интеллектуальное напряжение приводит к увеличению спектральной мощности тета-волн и увеличению пространственной синхронизации между ними. См. Электроэнцефалография.