Файл: Мещеряков, Зинченко Большой психол словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 18114

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь.

Предисловие.

Персоналии.

Список авторов.

Список сокращений и список символических обозначений.

_А_

_Б_

_В_

_Г_

_Д_

_Е_

_Ж_

_З_

_И_

_К_

_Л_

_М_

_Н_

_О_

_П_

_Р_

_С_

_Т_

_У_

_Ф_

_X_

_Ц_

_Ч_

_Ш_

_Щ_

_Э_

_Ю_

_Я_

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Отрасли психологии.

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).

Нейропсихология.

Общая психология.

Парапсихология.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психогенетика.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психология управления.

Психометрика.

Психомоторика.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизика.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Специальная психология.

Этнопсихология.

Юридическая психология.

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Персоналии.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (англ. technocratic thinking) — мировоззрение или менталитет, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в т. ч. и психотехники) над человеком и его ценностями. Т. м. — это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для Т. м. не существует абсолютных категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.

Существенная особенность Т. м. — взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Т. м. весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которым, в свою очередь, лежат определенные социальные интересы.

Т. м. не тождественно мышлению ученых или техников. Т. м. — это, скорее, прообраз искусственного интеллекта, хотя К. Шеннон (создатель теории информации), Н. Винер (создатель кибернетики), Д. фон Нейман (один из создателей вычислительной техники) не раз предупреждали об опасности технократической трактовки их открытий и достижений. Это же относится и к великим физикам XX в., участвовавшим в создании атомной и водородной бомб.

Т. м. существует реально и играет не последнюю роль в возникновении многих глобальных проблем современности. Есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления. Сейчас разрушительная мощь интеллекта действительно оценивается планетарными масштабами, но как далека она от того, о чем мечтали Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский, говоря о ноосфере, о сфере разума. Интеллект, приобретая планетарные масштабы, далеко не всегда может сохранить хотя бы земную ответственность. Мысль до тех пор не м. б. признана мыслью, пока она не будет содержать еще и мысли о смысле человеческого бытия. См. Интуиция совести. (В. П. Зинченко.)

ТИПЫ ОРИЕНТИРОВКИ (по П. Я. Гальперину)см. Ориентировочная деятельность.

ТИРОКСИН (англ. thyroxin; от греч. thyreos — щит + oxysедкий, кислый) — гормон щитовидной железы, включающий в себя йод; участвует в регуляции окислительных процессов в клетках, в процессах роста и развития. Недостаток гормона ведет к кретинизму.

Т. также подавляет синтез тиреотропного гормона гипофиза. Поэтому при избыточной функции щитовидной железы синтез тиреотропного гормона угнетается, вследствие чего понижается и функция самой щитовидной железы. Наоборот, если щитовидная железа работает недостаточно, автоматически усиливается синтез тиреотропного гормона и этим стимулируется функция щитовидной железы. Т. о., система из 2 желез поддерживает в крови постоянную концентрацию Т., но это постоянство м. б. изменено вмешательством со стороны ц. н. с. (Б. М.)


ТИТЧЕНЕР ЭДВАРД БРЭДФОРД (Titchener, 1867-1927) — амер. психолог, ученик В. Вундта, один из создателей структурной психологии (структурализма). Предметом психологии, по Т., выступало сознание как сумма сознаваемых состояний. Из элементов сознания — ощущений, представлений и простейших чувствований (удовольствия, неудовольствия), как из кирпичиков, складывается все многообразие структур душевной жизни. Методом изучения сознания, по Т., является аналитическая интроспекция — особая форма изощренной интроспекции, направленной на выделение «сенсорной мозаики» сознания. При этом констатация субъектом предметности образа (напр., его высказывание «я вижу книгу») считалось ошибкой самонаблюдения. Т. называл ее «ошибкой стимула» и требовал от испытуемых описывать сознание не в терминах «внешних объектов», а в терминах ощущений. Механистичность и абстрактность созданной Т. модели сознания, элементаристский подход и искусственность лабораторных процедур его исследования вызывали справедливую критику в различных направлениях психологии. (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: Т. известен своими исследованиями ощущений и внимания. В 1904 г. он организовал Общество экспериментальной психологии. Ряд работ Т. переводились и издавались на русском языке: «Очерки психологии» (1898), «Учебник психологии» (1914).

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ — см. Психология слепых, Психология специальная.

ТИХОМИРОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ (1933-2001) — сов. психолог, начал научную работу под руководством А. Р. Лурия, исследовал роль речи в регуляции движений у дошкольников, затем перешел к проблематике мышления, которой занимался всю жизнь. Т. рассматривал познание как форму деятельности, творчество как порождение новообразований в процессах деятельности, отстаивал положение о несводимости психических процессов к информационным и вместе с тем придавал большое значение информационным технологиям в развитии деятельности. Постоянным сюжетом его работ было сопоставление естественного и искусственного интеллекта. Автор многих научных книг и учебника «Психология мышления» (М., 1984). (В. П. Зинченко.)

ТОЛМЕН ЭДВАРД ЧЕЙС (Tolman, 1886-1959) — амер. психолог, создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма. В противовес элементаристскому подходу к поведению Дж. Уотсона, Т. (под влиянием современной ему гештальт-психологии) разрабатывал идеи целостного («молярного») подхода к анализу поведения животных и человека. Единицей поведения, по Т., выступает целостный акт, движимый мотивом, направленный на цель и опосредованный т. н. когнитивными картами. Последние представляют собой образы ситуации, которые складываются у субъекта в опыте, в т. ч. в процессе выполнения данного акта. В многочисленных экспериментах Т. и его последователи использовали специально сконструированные лабиринты и ящики. Т. убедительно доказал несостоятельность механистической схемы поведения бихевиоризма Уотсона (схемы SR) даже применительно к животным: напр., крысы строили «гипотезы», руководствовались сложившимися у них в процессе научения «когнитивными картами», обнаруживали способность к выбору (селективность поведения) и «латентному научению», т. е. научению даже в отсутствие подкрепления и т. п. Т. предложил более 100 психологических терминов, в т. ч. «знаковый гештальт» и «латентное научение». Программный труд Т. — «Целенаправленное поведение у животных и человека» (Purposive behavior in animals and men, 1932). Он внес существенный вклад в изменение сложившихся к тому времени моделей поведения, хотя справедливую критику вызывало отождествление Т. (как и всеми бихевиористски ориентированными авторами вообще) закономерностей поведения животных и человека. (Е. Е. Соколова.)


ТОПОЛОГИЧЕСКАЯ И ВЕКТОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. topological and vector psychology) — модель структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой, разработанная на основе положений гештальт-психологии К. Левином. Левин впервые в истории психологии предпринял экспериментальное изучение мотивационно-эмоциональной сферы личности, выделил ряд новых характеристик личности — уровень притязания, временную перспективу как систему ближайших и отдаленных целей и др., исследовал изменение поведения человека под влиянием успеха и неудачи, условия принятия личностью извне поставленных целей, соотношение потребностей и разных видов деятельности. Для построения модели поведения личности Левин использовал средства топологии — отрасли геометрии, изучающей свойства форм и взаимное расположение фигур, и топологии — науки о путях, расстояниях и направлениях.

Соотношение интересов, желаний, стремлений человека, согласно Левину, выражается в расположении ячеек, на которые разбита область личности. Ячейки в «психологическом окружении» изображают значимые для человека объекты внешней среды и его знания о ней.

Рассматривая структуру личности как динамическое образование, Левин, в противоположность ассоциационистам, полагал, что не ассоциации, а потребности человека являются движущей силой его психической деятельности и поведения. Истолковывая «психологическое окружение» как феноменальный мир личности, Левин высказал предположение, что психическая энергия, вызываемая в ней потребностями, выносится из личности в окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность (см. Валентность).

Перемещения личности к валентному объекту как цели Левин назвал локомоциями. Если на пути локомоций появляются непреодолимые барьеры, то возникает явление «замещения», т. е. переключения энергии в др. личностные системы, связанные с иными видами деятельности личности (ср. сублимация; Защита психологическая). Он объединил в этом понятии как реальные перемещения человека в пространстве, так и акты сознания, мечты, мысленные движения и т. п. Хотя личность и «психологическое окружение», по Левину, всего лишь 2 части психики человека, в своей модели на границе между ними он поместил реальные перцептивные и моторные системы человека. Структура личности рассматривается Левином как следствие дифференциации систем психологических напряжений. Его теория и методология широко используются в амер. психологии, где понятия Т. и в. п. применяются для исследования динамики группового поведения.

ТОРМОЖЕНИЕ (англ. inhibition)нервный процесс, против. возбуждению; проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. Т. в отличие от утомления — активный процесс, обусловленный действием специальных тормозных механизмов. Т. играет существенную роль в координационных и поведенческих актах целостного организма.


Применительно к структурам ц. н. с. Т. — это ослабление, подавление или полное выключение их активности под влиянием разного рода воздействий. Т. может охватывать одновременно многие нервные структуры (глобальное, диффузное Т.), но м. б. и строго локальным, избирательным, сосредоточенным в ограниченных участках ц. н. с.

Существуют отделы мозга, оказывающие преимущественно тормозящее влияние на др. макроструктуры. Среди них выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящий отдел ретикулярной формации нижней части мозгового ствола, хвостатое ядро (см. Ганглий, Мозг), обладающее тормозящим действием на ряд областей мозговой коры, и т. п.

Употребление термина Т. в контексте т. н. высшей нервной деятельности обычно связывают с уменьшением и подавлением условно-рефлекторной активности. Внешнее Т. состоит в подавлении условных рефлексов к.-л. неожиданно возникшим раздражителем. Внутреннее Т. проявляется в прекращении условно-рефлекторных реакций при неподкреплении условного стимула, т. е. при потере им сигнального значения (подробнее см. Условный рефлекс). В основе коркового Т. лежат сложные процессы взаимодействия возбуждения и Т. отдельных нервных клеток и клеточных ансамблей. См. также Запредельное Т., Сеченов И. М. (о центральном торможении).

ТОРСИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ (от фр. torsionскручивание) — вращательные движения глаз вокруг зрительных осей. Примером Т. д. м. б. компенсаторный поворот глаз при боковых наклонах головы.

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ (англ. transactional analysis, TA)теория личности и система психотерапии (направленной на рост и изменение личности; напр., на изменение аттитюдов), ведущие свое развитие из концепции Э. Берна. Син. транзакционный анализ. Главная цель Т. а. как психотерапии состоит в том, чтобы у клиента сформировалась адаптивная, зрелая и реалистическая установка (аттитюд) на жизнь, т. е., в терминах Берна, чтобы «взрослое эго получило гегемонию над импульсивным ребенком». (Б. М.)

ТРАНЗАКЦИЯ (англ. transaction — сделка, урегулирование спора путем соглашения сторон) — единица коммуникативного процесса (социального взаимодействия), состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (напр., вопрос—ответ). Основное понятие транзактного анализа.

ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ — см. Психотропные средства.

ТРАНСВЕСТИЗМ (от лат. trans через + vestireодевать) — один из видов половых извращений, при котором половое удовлетворение достигается путем надевания одежды, обычно считающейся атрибутом против. пола. Син. травестизм, трансвестицизм.

Запрет носить платье против. пола зафиксирован еще в Библии (нарушение этого запрета вменялось в вину Жанне д'Арк). В наше время отношение к переодеванию отражает некоторое неравенство: почти все спокойно воспринимают женщину в брюках, но с удивлением и недоверием — мужчину в юбке. Ношение одежды против. пола — тот случай, когда важно не действие, а его мотивы. Желание оставаться неузнанным, удобство при выполнении какой-то деятельности и т. п. не могут квалифицироваться как проявление девиации. Даже в случаях полового извращения переодевание не всегда свидетельствует о Т. Пассивный гомосексуалист и активная лесбиянка прибегают к одежде др. пола с целью заявить о характере своей сексуальности, привлечь внимание потенциальных партнеров. Транссексуалы, страдающие от несоответствия собственной половой идентичности своему гражданскому полу (см. Транссексуализм), стремятся изменить свою внешность и носят одежду, адекватную их самоощущению. Эти случаи нельзя считать Т.


При истинном Т. мотивом надевания одежды чужого пола обязательно является сексуальное наслаждение (которое для девианта часто невозможно др. способами), что не исключает разглядывания себя в зеркало (элементы нарциссизма). При Т. идентификация с др. полом редка; большинство трансвеститов гетеросексуальны. Это дает основание некоторым авторам считать Т. особой формой фетишизма. (И. А. М.)

ТРАНССЕКСУАЛИЗМ (от лат. transчерез, пере + sexusпол) — стойкое несоответствие половой идентичности субъекта его биологическому (телесному, паспортному) полу, убежденность в «неправильности» своего пола и вытекающее из этого желание принадлежать к против. полу.

Транссексуал воспринимает строение своего тела и половых органов как неправильное и поэтому стремится «исправить» его. Уже маленькие дети-транссексуалы неосознанно используют различные способы «коррекции». Их раздражает собственное имя, — они выбирают себе др., соответствующее против. полу; аналогичная картина наблюдается с ношением одежды, выбором игр и друзей. В период полового созревания неприятие своего тела усиливается. В это же время формируется половое влечение к представителям своего биологического пола. При Т. искажение либидо лишь внешне носит гомосексуальный характер: на самом деле, поскольку юноша-транссексуал идентифицирует себя с женским полом, для него именно влечение к женщине носило бы гомосексуальный характер. Несмотря на то что возникающие при таком характере влечения сексуальные проблемы причиняют массу неприятностей, для транссексуала они менее серьезны, чем основная проблема — приведение своего внешнего вида в соответствие со своим половым самосознанием и признание окружающими его принадлежности к др. полу (А. И. Белкин, 1975; Е. Т. Соколова, 1989).

Считается, что причины Т. кроятся в нарушениях внутриутробного развития тех мозговых структур, которые ответственны за половое поведение (вследствие неправильного питания плода, нервных срывов матери, приема ею некоторых лекарств). При легкой форме Т. (наиболее распространенной) человек способен адаптироваться, выбрав себе профессию, соответствующую половой идентичности, что, давая иллюзорное чувство принадлежности к др. полу, в некоторой степени снижает напряженность внутреннего конфликта и в то же время оправдывает в глазах окружающих его поведение, привычки. В этом случае существенное влияние может оказать правильное и своевременное половое воспитание.

При выраженном Т. половое воспитание оказывается совершенно неэффективным: стремление к перемене пола настолько сильно, что человек готов идти на все, вплоть до хирургической операции перемены пола. Изменение мужского пола на женский оперативным путем относительно менее сложно, чем обратное, которое осуществляется в несколько этапов. В любом случае операция может производиться лишь: а) по завершении процесса психосексуального развития; б) после всестороннего физиологического и психологического обследования; в) после проведения психосоциальной адаптации к новой половой роли; г) после курса гормонального лечения, направленного на формирование физических признаков выбранного пола; д) при гарантии опеки со стороны родственников или друзей на послеоперационный период. (И. А. М.)