Файл: Мещеряков, Зинченко Большой психол словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 18229

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь.

Предисловие.

Персоналии.

Список авторов.

Список сокращений и список символических обозначений.

_А_

_Б_

_В_

_Г_

_Д_

_Е_

_Ж_

_З_

_И_

_К_

_Л_

_М_

_Н_

_О_

_П_

_Р_

_С_

_Т_

_У_

_Ф_

_X_

_Ц_

_Ч_

_Ш_

_Щ_

_Э_

_Ю_

_Я_

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Отрасли психологии.

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).

Нейропсихология.

Общая психология.

Парапсихология.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психогенетика.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психология управления.

Психометрика.

Психомоторика.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизика.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Специальная психология.

Этнопсихология.

Юридическая психология.

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Персоналии.

_К_

КАБАНИС ПЬЕР-ЖАН-ЖОРЖ (Cabanis, 1757-1808) — фр. врач и философ, ученик Кондильяка, участник Великой фр. революции. Написал дневник болезни и смерти графа Мирабо. Главный труд: «Отношения между физической и нравственной природой у человека» (1-е фр. изд. 1802; на рус. языке, 1865-1866), в котором утверждал, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь (вульгарный материализм). (Б. М.)

КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (1818-1885) — рос. юрист, историк и публицист, профессор Московского и Санкт-Петербургского ун-тов (до 1862); известен и как автор работ по психологии и этике: «Задачи психологии» (2-е изд., 1883), «Задачи этики» (2-е изд., 1887). Полемизировал с И. М. Сеченовым, отстаивая самостоятельность психологии как науки, которую считал ключом ко всем областям знания, центром человекознания. (Б. М.)

КАЖУЩЕЕСЯ ДВИЖЕНИЕ (англ. apparent motion) — иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях. Син. стробоскопическое движение. Наблюдается не только в зрительной, но и др. модальностях, напр. слуховой и тактильной. Благодаря К. д. кинозрители получают впечатление плавно движущихся объектов при наблюдении спроецированных на экран неподвижных изображений, запечатленных на кинопленке. Одну из первых демонстраций зрительного К. д. осуществил в 1832 г. бельгийский физик Жозеф Плато с помощью созданного им прибора — «фенакистископа» (греч. — «обманывающий зрение»), который представлял собой вращающийся диск с нарисованными по краю фигурами дровосека в разных фазах движения; фигуры наблюдались через щель и производили впечатление работающего дровосека. Г. Экснер (1875) описал К. д. при наблюдении искровых разрядов.

Детальные исследования К. д. начаты гештальт-психологами. Можно сказать, что и сама гештальт-психология началась с классической работы М. Вертгеймера (1912) по К. д., в которой были выделены феноменологически и психофизически разные типы К. д.: частичное; оптимальное (названное Ф. Кенкелем «бета-движением»); феноменальное («фи-движение»). Последнее возникает при сверхоптимальных межстимульных интервалах (80-200 мс), заключается в переживании «чистого» (бесформенного) движения и трактуется гештальт-психологами как доказательство сенсорного («невыводного») характера восприятия движения. Нем. психолог Адольф Корте (1915) описал т. н. «дельта-движение» — К. д. в направлении, противоположном направлению смещения 2-го (и более яркого) объекта относительно 1-го. Он же эмпирически установил для восприятия оптимального К. д. 4 приблизительных уравнения, которые попарно связывают такие стимульные переменные, как пространственное смещение, время экспозиции, межстимульный интервал и «интенсивность» (не только яркость, но и размеры) стимулов. Дэниел Канеман (1967) ввел еще одно правило для сохранения оптимального К. д.: правило постоянства асинхронии включений стимулов, т. е. суммы времени экспозиции 1-го объекта и межстимульного интервала (при изменениях этих слагаемых). Однако этому правилу не подчиняется эффект К. д., обнаруженный при последовательном предъявлении в одной и той же апертуре 2 синусоидальных решеток (одинаковой пространственной частоты) с некоторым сдвигом по фазе. Особенностью этого эффекта, названного «суммакинезом», являются крайне малые значения межстимульного интервала (3-50 мс). Стимульные условия и феноменологические свойства суммакинеза хорошо предсказываются моделью зрительной временной суммации с бифазической импульсной реакцией.


Влияние значения (предметной интерпретации) на К. д. демонстрируется с помощью иллюзии Линка. Попеременно предъявляются 2 пятна света, расположенные с внутренней стороны дугообразной полосы («желоба»). Без дуги возникает впечатление обычного прямолинейного движения пятна, при наличии дуги «видится» катящийся по дну «желоба» шарик. (Б. М.)

КАЗУАЛЬНЫЙ (от лат. casus — случай) — случайный, единичный, не поддающийся обобщению (типологии). Не путать с каузальным.

КАЗУИСТИКА (англ. casuistry) — учение средневековых схоластов о примирении со своей совестью при столкновении разных норм и обязанностей (своего рода рациональный способ разрешения внутренних конфликтов). Позднее это учение нашло яркое развитие и практическое применение у иезуитов, оправдывавших безнравственные и преступные деяния, напр. на основе принципа «цель оправдывает средства» (см.: Интенционализм). В переносном смысле — изворотливость в доказательстве сомнительных положений; крючкотворство.

КАЗУС, КАЗУИСТИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ (лат. casus — случай).

1. Необычный случай (сложный, запутанный или смешной). Ср. курьез.

2. Юридический термин, обозначающий случайное действие, имеющее признаки правонарушения, но без элемента вины; в др. значении — всякое сложное, запутанное дело.

3. Мед. термин, означающий случай редкого заболевания.

КАЙНОФОБИЯ (греч. kairosновый + phobos — страх) — навязчивый страх (боязнь) по отношению к новым объектам, ситуациям, знакомствам. Ср.: ксенофобия.

КАЙФ (араб. kef — состояние опьянения от употребления гашиша; или безделье).

1. Состояние опьянения.

2. Состояние всякого рода удовольствия.

КАКОГЕВЗИЯ (от греч. kakosдурной + geusisвкус) — нарушение чувства вкуса, при котором больные с удовольствием употребляют такую пищу, которую здоровые люди едят с отвращением; наблюдается, напр. при истерии. Син. дисгевзия.

КАКОГРАФИЯ (от греч. kakosдурной + graphoпишу) — один из видов орфографических упражнений при обучении правописанию, в которых уч-ся предлагается исправлять ошибки в неправильно написанных словах (А. Г. Вишнепольский). Эта методика имеет также более благозвучное название — «корректура».

КАКОСМИЯ (от греч. kakosдурной + osme — запах).

1. В широком смысле: всякий неприятный запах.

2. В более узком и специальном смысле: К. — нарушение чувства обоняния, при котором обычно приятные или нейтральные запахи иллюзорно ощущаются с неприятным аффективным тоном (напр., как гнильные). К. м. б. следствием наличия кариозных зубов, хронического тонзиллита, острых и хронических синуитов и заболеваний желудка. Син.: дизосмия, паросмия.

КАКОФОНИЯ (от греч. kakosдурной + phoneзвук) — сочетания музыкальных звуков, воспринимаемые как сумбурные, хаотические и неприятные.

КАМЕРА-ОБСКУРА (от лат. camera obscuraтемная комната) — ящик, в передней стенке которого имеется небольшое отверстие, а на против. стенке — полупрозрачный матовый экран; проходящие через отверстие лучи света от к.-л. предмета дают на против. стенке перевернутое изображение предмета. В средние века К.-о. рассматривалась как модель глаза.


КАМЛАНИЕ (от алтайского кам — шаман) — обрядовое действие шамана. В некоторых современных методах психотерапии для создания измененных состояний сознания применяются приемы из традиционного репертуара шаманов (см., напр., ребёфинг).

КАМУФЛЯЖ (фр. camouflage — маскировка).

1. Способность некоторых животных маскироваться посредством изменения окраски.

2. Военный термин, означающий способ маскировки предметов (напр., зданий и военной техники) путем их окраски, затрудняющей визуальное обнаружение и опознание. Дополним это краткое определение выразительным примером из лекций Л. С. Выготского: «Перед вами загадочная картинка. Надо найти тигра или льва, но вы не можете его увидеть, потому что части... составляющие тело тигра, являются в то же время частями др. изображений на картинке. Вот почему вам трудно его увидеть. Этот закон... успешно применялся в военной маскировке. Один из нем. ученых создал целую систему маскировки, основанную на том, что в военных целях важно не только окрасить то или др. орудие в цвет местности, но и так его поставить, чтобы его части входили в др. структуру. Это лучший из приемов маскировки». См. Маскировка изображений. (Б. М.)

КАНДАУЛЕЗИЗМ — см. Мазохизм.

КАНТ ИММАНУИЛ (Kant, 1724-1804) — великий нем. философ, родоначальник нем. классической философии. Творчество К. подразделяется на «докритический» (до 1770) и «критический» периоды. 1-й период характеризуется интересом к вопросам философии естествознания. Основные работы 2-го периода: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798). Отметив неспособность прежней гносеологии объяснить природу всеобщих и необходимых истин, К. пришел к выводу, что знание представляет собой синтез чувственного опыта и априорных форм мышления, носителем которых является сам субъект. В этическом учении К. утверждал автономию человеческой воли и абсолютные нормы, коренящиеся в субъекте нравственного самосознания. Высшая ступень морального совершенства человека — мудрость; она не заразительна, ее нельзя внушить, «каждый должен извлечь ее из самого себя». Согласно основному моральному закону («категорическому императиву») К., человек должен руководствоваться принципами, способными быть основой всеобщего законодательства, и никогда не относиться к др. человеку лишь как средству достижения своих целей. Тем самым К. поставил вопрос о личности как высшей ценности. Психологи до сих пор охотно цитируют кантовские описания и оценки типов темперамента; используют его дихотомии темпераментов (темпераменты действия и чувства) и эмоций (астенические и стенические); ссылаются на кантовские описания национальных характеров. В целом можно признать, что в трудах К. содержится много ценных, не утративших для современной психологии наблюдений и обобщений. См. также Человекознание. (А. М. Каримский.)


КАПП ЭРНСТ (Kapp, 1808-1896) — нем. географ и философ, занимавшийся вопросами философии техники. Отмечал 2 отличительные способности человека, определившие развитие труда и техники: способность к самонаблюдению и способность к «проекции органов» (органопроекции), т. е. созданию и применению орудий, усиливающих функции органов человеческого тела. См. Флоренский П. А. (Б. М.)

КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ (англ. child caprices)формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании (см. Негативизм детский, Упрямство).

В раннем и дошкольном возрасте проявление К. д. сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением и др. аффективными симптомами. При этом К. д. могут носить характер случайных, эпизодических проявлений (случайные К. д.). Такие К. д. чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями.

Нередко, однако, К. д. превращаются в привычную форму поведения, при помощи которой избалованный ребенок добивается осуществления своих желаний (инструментальные К. д.). Основная причина возникновения таких К. д. — неправильная организация взаимоотношений ребенка со взрослыми.

К. д. могут также возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых к ребенку требованиях, на чрезмерные требования со стороны взрослых (см. Негативизм детский). Иногда в основе К. д. лежат острые и глубокие переживания (см. Аффективные дети), связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности (см. Фрустрация). Иногда К. д. возникают как своеобразный протест и реакция ребенка на эмоциональную травму (напр., отъезд родителей в длительную командировку, появление отчима или мачехи, младших братьев или сестер).

Основной путь предупреждения К. д. — правильная организация жизни и деятельности ребенка, создание нормальных взаимоотношений в семье, спокойная требовательность и одновременно внимание к интересам и потребностям ребенка, включение его в детский коллектив. Важное значение в предупреждении К. д. имеют меры, направленные на укрепление н. с. ребенка: соблюдение режима сна, питания, устранение переизбытка впечатлений и т. д.

Для преодоления К. д. не следует прибегать к угрозам, насилию. Попытка «сломить силой» К. д., как правило, приводит к еще большему перевозбуждению или углублению аффекта. Очень опасно, как показывают психологические исследования, наказывать ребенка лишением любви. Но вредны и упрашивания, постоянные уступки, которые способствуют закреплению К. д. В качестве приема преодоления К. д. может служить отвлечение ребенка от объекта недозволенных желаний и переключение его внимания на др. объект, спокойное игнорирование К. д. (если они не наносят ущерба здоровью ребенка и не вредят окружающим); в некоторых случаях полезен метод естественных последствий, когда взрослые позволяют ребенку испытать результаты своих действий, совершаемых в состоянии каприза.


КАРТЕЗИАНЦЫ (англ. cartesian) — ученики и последователи Декарта Р. (Картезия). Из известных К. отметим нем. философов А. Гейлинкса и Н. Мальбранша (см. Дуализм).

КАРЬЕРИЗМ — эгоистическое стремление к успеху в деятельности и должностному продвижению, что является одним из проявлений мотивации достижения (см. Достижения мотив.).

КАСПЕРА СИМПТОМ (англ. Casper symptom)навязчивый страх покраснеть, смутиться под взглядом посторонних. Син. эритрофобия (erythrophobia). См. Неврозы, Фобии.

КАССИРЕР ЭРНСТ (Cassirer, 1874-1945) — нем. философ, представитель марбургской школы неокантианства. Вначале занимался философскими проблемами математики и естествознания, в 1920-е гг. создает философскую концепцию культуры, являющуюся своего рода философской антропологией («Философия символических форм» в 3-х тт., 1923-1929). Эмигрировал из нацистской Германии в 1933 г., жил в Англии, Швеции, последние несколько лет в США, где написал книгу «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры» (1944), которая отражает содержание его лекций в Йельском ун-те и подводит итог всего творчества. «Философия символических форм» охватывает разные типы символических деятельностей и форм (г. о. язык, миф, религия, искусство, наука). Центральным понятием служит широкое понятие символа (ср. Психология искусства, Флоренский А. П.). В развитии символов К. выделяет 3 основные ступени (уровня): уровень непосредственного выражения (напр., выразительные движения), уровень репрезентации с помощью более или менее полного подобия и уровень условного обозначения посредством знаков. В семиотике Пирса—Морриса этим ступеням можно поставить в соответствие индексальные, иконические и символические знаки. (Б. М.)

КАТАЛЕПСИЯ — см. Гипноз.

КАТАРАКТА (от греч. katarrhaktes — водопад) — врожденное или приобретенное помутнение хрусталика глаза или его сумки, вследствие чего наступают нарушения зрения (в т. ч. слепота).

КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.

Аристотель в «Поэтике» ввел сам термин «К.» в свое учение о трагедии для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителем в процессе эмоционального потрясения, сопереживания.

Л. С. Выготский в «Психологии искусства» (1925) выдвинул гипотезу о применимости понятия К. к разным видам искусства: «никакой др. термин из употреблявшихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные, и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к такому К., т. е. к сложному превращению чувств»; «в этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается К. эстетической реакции».