Файл: Мещеряков, Зинченко Большой психол словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 18153

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь.

Предисловие.

Персоналии.

Список авторов.

Список сокращений и список символических обозначений.

_А_

_Б_

_В_

_Г_

_Д_

_Е_

_Ж_

_З_

_И_

_К_

_Л_

_М_

_Н_

_О_

_П_

_Р_

_С_

_Т_

_У_

_Ф_

_X_

_Ц_

_Ч_

_Ш_

_Щ_

_Э_

_Ю_

_Я_

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Отрасли психологии.

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).

Нейропсихология.

Общая психология.

Парапсихология.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психогенетика.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психология управления.

Психометрика.

Психомоторика.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизика.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Специальная психология.

Этнопсихология.

Юридическая психология.

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Персоналии.

3. В. Вундт считается родоначальником К. о. (а также рецепторов, органов чувств, сенсорных систем) на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов: с этой т. зр. ощущения можно делить на световые, механические (в т. ч. звуковые, тактильные, вестибулярные), химические, электрические, термические. Еще Ч. Шеррингтон заметил, что подобное деление справедливо лишь для тех рецепторов, которые обладают узкой избирательностью (специализацией), или, др. словами, имеют определенные адекватные стимулы. Для некоторых рецептивных систем более приемлема физиологическая классификация.

4. Физиологическая классификация рецепторов (и соответствующих ощущений), разработанная англ. физиологом Чарлзом Шеррингтоном (Sherrington, 1861-1952; лауреат Нобелевской премии 1932 г.), имеет иерархическое строение (рис. 4) и опирается на 2 основания: критерий объективной (соматической) локализации рецепторов и критерий субъективной локализации ощущений (дистантная, т. е. внешняя, экстрасоматическая, и контактная, т. е. соматическая локализация).

Рис. 4. Классификационная схема рецепторов, разработанная Ч. Шеррингтоном.

Однако некоторые виды ощущений не укладываются строго в одну категорию физиологической К. о. Напр., болевые ощущения и соответствующие рецепторы формально м. б. отнесены ко всем 3 основным категориям: экстероцепция, интероцепция и проприоцепция, что, в принципе, находится в соответствии с существующей классификацией боли на поверхностную, висцеральную и глубокую.

5. Г. Хэд делил ощущения (виды чувствительности) на 2 категории (субмодальности): протопатические и эпикритические ощущения (см. Протопатическая чувствительность). Это деление первоначально относилось только к кожной модальности, но по аналогии предполагается, что и в др. модальностях, хотя и в разных пропорциях, представлены более древние и более молодые субмодальности. (См. также Ощущения) (Б. М.)

КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ СЕНСОРНОГО РЯДА — одна из 2 основных пороговых теорий, выдвинутых в классической психофизике. Возникла как альтернатива пороговой теории Фехнера. К. т. н. с. р. была подготовлена критикой взглядов Г. Фехнера в работах Г. Мюллера, а затем развита в работах Дж. Ястрова, Г. Урбана и др.

Согласно К. т. н. с. р., сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, а не дискретности и, следовательно, понятие сенсорного порога не отражает реального принципа, лежащего в основе работы сенсорной системы (см. Порог сенсорный). Сенсорный ряд есть, по выражению Ястрова, непрерывный ряд промежуточных степеней ясности, и в нем нет к.-л. точки, отличающейся по своим свойствам от остальных, т. е. не существует порога в сколько-нибудь реальном смысле слова. В основе модели, предлагаемой К. т. н. с. р., лежат 2 положения: а) источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются внесенсорные факторы, а не флуктуации порога во времени (см. Порог моментальный); б) зависимость вероятности ощущения от интенсивности раздражителя подчиняется нормальному закону Гаусса (см. Нейроквантовая теория).


Считается, что в каждый момент времени на сенсорную систему воздействует множество различных случайных факторов, влияющих на ее работу либо благоприятным, либо неблагоприятным образом. Баланс этих факторов распределяется по нормальному закону. Возможность возникновения ощущения в ответ на действие к.-л. раздражителя зависит от: 1) его интенсивности и 2) имеющегося в момент действия раздражителя баланса благоприятных и неблагоприятных факторов. Т. о., раздражитель постоянной интенсивности может вызывать или не вызывать ощущение в зависимости от того, на какой баланс факторов он «ложится». Т. к. баланс этих факторов распределен по закону Гаусса, зависимость вероятности возникновения ощущения от интенсивности стимула описывается интегральной кривой нормального распределения, которая никогда не достигает значений вероятностей, равных 0 и 1, а лишь асимптотически приближается к ним. Напр., вероятность появления ощущения при действии слабого раздражителя может лишь приближаться к 0 по мере уменьшения интенсивности раздражителя, но не может его достигнуть. Т. о., благодаря исходным положениям, принятым в К. т. н. с. р., предлагаемая ею модель в понятии сенсорного порога не нуждается. (К. В. Бардин.)

КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ (англ. cluster analysis) — математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей (как объективных, так и субъективных), характеризующих ряд объектов (напр., испытуемые, стимулы), сгруппировать их в классы (кластеры) т. о., чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в др. классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в Евклидовой метрике (наиболее употребимой), так и в др. метриках. Метод К. а. нашел широкое применение в психолингвистике, характерологии, антропологии, археологии и др. (В. Ф. Петренко.)

КЛАУСТРОФОБИЯ (от лат. claustraклетка; преграда) — навязчивый страх перед пребыванием в замкнутом пространстве, закрытом помещении. См. Изоляция, Космическая психология, Навязчивые состояния, Неврозы, Фобии.

КЛЕПТОМАНИЯ (от греч. kleptoворую, краду) — навязчивое (патологическое, непреодолимое) стремление к воровству (без корыстной цели). См. Навязчивые состояния.

КЛИКА (от фр. cliqueбанда, шайка).

1. Группа людей, стремящихся любыми средствами достичь корыстных, неблаговидных целей. См. Корысть.

2. Группа сверстников численностью примерно 3-9 человек, изолированная или в составе компании.

КЛИМАКС (от греч. klimax — лестница, klimaнаклон) — период в жизни человека, характеризующийся угасанием (инволюцией) функции половой системы, происходящим на фоне общих возрастных изменений организма (син. климактерий). Ср.: Акме, Возраст, Старение.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. clinical psychology; от греч. kline — постель, больничная койка) — термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами (см. Социореадаптация).


Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX — нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, З. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.

Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни. (См. Тесты проективные.)

Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики — диагностикой и психотерапией. С 1960-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в К. п. проникают гуманистические идеи, и психотерапия (подобно др. видам психологической помощи) становится главной формой профессиональной деятельности психолога в клинике. Изменяется и само понятие «клиника», становясь синонимом «клиники жизни», включая в себя многообразие межличностных проблем, конфликтов, экзистенциальных кризисов. К. п. все реже понимается как узко прикладная к мед. практике область; границы ее профессиональной компетентности расширяются от постели больного к его жизни внутри больничного коллектива и вне его. Возникновение социальной психиатрии способствует еще большему распространению внебольничных форм ведения больного, в т. ч. групповой и семейной психотерапии, психологического консультирования. Т. о., доминирующим становится целостный экологический подход к больному человеку, ориентированный на активацию потенциальных резервов и механизмов выживания, способствующих более гармоничному взаимодействию его с социумом.

На наш взгляд, термином «К. п.» обозначается особый подход, метод в широком смысле слова, позволяющий изучать не болезнь, а больного человека, не столько классифицировать и диагностировать, сколько понимать и помогать. Он объединяет номотетические и идиографические знания о человеке: общепсихологические закономерности — с фактами, выводимыми «методом прецедента», т. е. путем наблюдения, изучения или психотерапевтического анализа т. н. случая (case study — детальное описание и изучение 1 индивида), в результате чего складывается целостное представление об уникальных и устойчивых паттернах переживания и осознавания человеком наиболее значимых аспектов его жизненной истории (см. Идиографический подход).


Среди современных тенденций развития К. п. следует отметить смену естественнонаучной, нозоцентрической парадигматики на гуманитарно- и личностно-центрированную. В рамках этого подхода психодиагностика и психологическая помощь направлены не столько на выявление дефицитарных, сколько сохранных аспектов личности больного человека, развитие способности к духовному росту, порождению новых творческих способов совладания с болезненными состояниями и критическими жизненными ситуациями. Клинический подход в широком смысле слова позволяет решать проблемы диагностики и психологической помощи взрослым и детям в сфере воспитания и образования, иметь дело с трудовой и социальной реабилитацией пожилых людей и инвалидов, создавать специальные программы работы с жертвами насилия и посттравматического стресса. (Е. Т. Соколова.)

КОГИПОНИМЫ — метаязыковой термин, относящийся к терминам, обозначающим разные виды одного и того же (логического) рода, напр.: шахматы и шашки; ощущение и восприятие; мышление и воображение; кошка и собака.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. cognitive тар) — субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде. К. к. играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. К. к. есть не только у взрослых людей, обладающих речью и интроспекцией. Даже очень маленькие дети вполне успешно перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где находятся важные для них вещи. Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал формирование К. к. у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т. е. они действовали согласно карте ситуации. У. Найссер (1981) полагает, что К. к. различных уровней (карта города, карта района и т. д.) скорее вложены друг в друга, чем следуют друг за другом. Отношение между ними аналогично отношению между теми реальными объектами, которые они отражают. (Т. П. Зинченко.)

Добавление ред.: К. к. — метафорический термин, предложенный амер. необихевиористом Э. Ч. Толменом (1886-1959) для обозначения целостного образа (представления) некоторой обстановки, сложившегося в ходе предшествующего опыта животного или человека и определяющего их поведение. Толмен ввел это понятие в статье «К. к. у крыс и человека» (1948) след. образом: «поступающие стимулы перерабатываются в центральной управляющей инстанции в особую структуру, которую можно было бы назвать К. к, окружающей обстановки. И именно эта примерная карта, указывающая пути (маршруты) и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды, окончательно определяет, какие именно ответные реакции... будет в конечном счете осуществлять животное». Чтобы не создавать путаницы, К. к., которые имел в виду Толмен, следовало бы назвать «непосредственными» (или «натуральными»), поскольку люди широко пользуются разнообразными знаковыми картами (и им подобными средствами), нередко функционирующими в виде интериоризованных (субъективных) репрезентаций, что и составляет одно из центральных положений культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. (Б. М.)


КОГНИТИВНАЯ НАУКА (англ. cognitive science) — широкая междисциплинарная область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу. В этой области сотрудничают философы и логики, лингвисты и семиотики, специалисты по компьютерным наукам и искусственному интеллекту, математики... и, конечно, специалисты по когнитивной психологии, нейропсихологии, детской психологии и когнитивной антропологии. См. Моделирование в психологии. (Б. М.)

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. cognitive psychology) — одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени (см. Метод микроструктурного анализа, Парадигма Стернберга). С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод). (А. И. Назаров.)

КОГНИТИВНАЯ ЭРГОНОМИКА (англ. cognitive ergonomics) — раздел эргономики, в котором изучаются и проектируются интерфейсы «человек—др. компоненты рабочей системы» (особенно программное обеспечение) на основе изучения деятельности человека (его мышления, памяти, восприятия и т. д.). (К. В. Самойлов.)

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (англ. cognitive dissonance) — переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями (аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. Конфликт внутриличностный, Теория когнитивного диссонанса.

КОГНИТИВНЫЙ КОНТУР (англ. subjective contour) — кажущееся очертание целостной фигуры, изображенной специальным способом в виде ее отдельных фрагментов (рис. 5). Син. субъективный, или иллюзорный, контур.