Файл: Мещеряков, Зинченко Большой психол словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 18177

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко.

Большой психологический словарь.

Предисловие.

Персоналии.

Список авторов.

Список сокращений и список символических обозначений.

_А_

_Б_

_В_

_Г_

_Д_

_Е_

_Ж_

_З_

_И_

_К_

_Л_

_М_

_Н_

_О_

_П_

_Р_

_С_

_Т_

_У_

_Ф_

_X_

_Ц_

_Ч_

_Ш_

_Щ_

_Э_

_Ю_

_Я_

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Отрасли психологии.

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).

Нейропсихология.

Общая психология.

Парапсихология.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психогенетика.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психология управления.

Психометрика.

Психомоторика.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизика.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Специальная психология.

Этнопсихология.

Юридическая психология.

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Персоналии.

3. Лицо, выступающее посредником в споре, конфликте, переговорах, передаче чего-либо (напр., сведений). (Б. М.)

МЕДИО-БАЗАЛЬНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы нейропсихологические.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. medical psychology) — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема — влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. Психосоматика).

Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А. Р.) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б. В.). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем — мозговой организации высших психических функций, соотношения развития и распада психической деятельности и др. — позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. — важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. Клиническая психология. (Ю. Ф. Поляков.)

МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (англ. interhemispheric organization of mental processes) — важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве 2 основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.


Функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а др. — правое полушарие. В настоящее время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. Уникальную возможность исследования функциональной асимметрии у человека дают факты локальных поражений мозга, используемые нейропсихологией. История подобных исследований насчитывает более 150 лет, начиная с работ Ж. Було (1825), П. Брока (1861), А. Я. Кожевникова (1847), К. Вернике (1847) и др., показавших преимущественную связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. Доминантность левого полушария была выявлена у правшей не только для экспрессивной и импрессивной речи, но и для таких связанных с речью психических функций, как чтение, письмо вербальная память и вербальное мышление. Правое полушарие оказалось ведущим для таких, функций, как неречевой (и в частности, музыкальный) слух, лицевой гнозис, тактильный гнозис, многие формы зрительно-пространственной ориентации, невербальная память, конструктивная деятельность, осознание своих дефектов. (См. Ведущее полушарие.)

В дальнейшем для исследования М. о. п. п. использовалось большое количество методов: экспериментальное выключение деятельности одного из полушарий введением амитала натрия в сонную артерию соответствующей стороны (Wada test, 1949), прямая электрическая, стимуляция коры мозга при нейрохирургических операциях (Penfield, Roberts 1959), односторонняя электросудорожная терапия больных (Деглин, 1973), метод дихотического прослушивания (Kimura, 1961) и др.

Эти исследования открыли новый этап в изучении М. о. п. п., на котором акцент переместился с изучения функциональной специализации полушарий на исследование межполушарного взаимодействия: специфичности (качественного своеобразия) того вклада, который вносит то или иное полушарие в каждую психическую функцию. Большое значение для разработки этой проблемы имели клинические исследования расщепленного мозга (Gazzaniga, Sperry, 1962).

Применение современных методов исследования М. о. п. п. позволило выявить уровни организации речевых процессов, для осуществления которых необходимо участие правого полушария (напр., автоматизированная речь), и показать важную роль левого полушария в организации деятельности восприятия, переводе ее из чувственного, наглядного плана в план речевого обобщения перцептивного опыта. Лево-правые дихотомии проявляются в различных способах и стратегиях, используемых в процессе переработки информации (в локальности—интегральности, сукцессивности—симультанности, произвольности—непроизвольности, аналитичности—интуитивности, поэлементности—холистичности, протяженности—одномоментности, рациональности—чувственности и т. д.). Клинические данные выявили, что левое полушарие обладает большими возможностями в экстраполяции и прогнозировании, в то время как правое больше связано с общим опытом и реально протекающими событиями.


М. о. п. п. носит динамический характер: роль каждого полушария может меняться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе (см. Латерализация функций).

Межполушарное взаимодействие нарушается при двусторонних поражениях мозга, патологии мозговых комиссур, а также при различных формах атипий (аномалий) онтогенетического развития. В последнем случае нарушение межполушарного взаимодействия м. б. одной из причин неготовности детей к школе и школьной неуспеваемости. Своевременная нейропсихологическая диагностика нарушений М. о. п. п. позволяет выработать адекватную стратегию коррекции и выбрать оптимальный способ коммуникации, предъявления и закрепления информации. (Ж. М. Глозман.)

МЕЙМАН ЭРНСТ (Meumann, 1862-1915) — нем. педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики и педагогической психологии. Учился в ун-тах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893-1894 гг. ассистент В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — проф. философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала «Архив общей психологии» (1903) и «Журнала экспериментальной педагогики» (1905).

Основная цель экспериментальной педагогики, по М., — дать общей педагогике эмпирическое основание. Эмпирическому изучению подлежат объект воспитания (ребенок, подросток, юноша); общие закономерности и индивидуальные особенности его физического и духовного развития; этапы развития; психологические и физиологические особенности школьной работы ребенка (техника заучивания, приемы «умственной гигиены» и пр.); дидактические приемы с т. зр. их эффективности; школьная организация. Методами экспериментальной педагогики являются не только широко понимаемый эксперимент, но и прямое систематическое наблюдение за детьми, а также собирание и анализ продуктов детского творчества (рисунков, дневников и пр.). Педагогика должна использовать знания и др. наук (психологии, этики, логики, антропологии и т. д.).

До сих пор не потеряли значения исследования М. приемов заучивания, «умственной гигиены», типологии представлений, обучения детей рисованию и др. Вместе с тем дать целостное представление о развитии ребенка М. не удалось. Придерживаясь механистической теории развития как функции наследственности и среды, М. противопоставлял естественное созревание обучению (воспитанию). Исследования физической и духовной сторон развития, а также отдельно взятых психических процессов оказались оторванными друг от друга. Такое механическое объединение знаний о различных сторонах развития было характерно для педологии, в становлении которой М. сыграл свою роль. Однако идеи комплексного подхода к изучению детского развития, индивидуализации обучения, более широкого привлечения к научным исследованиям педагогов-практиков сохраняют свою актуальность. (Е. Е. Соколова.)


МЕЖСТИМУЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ (англ. interstimulus interval, ISI). Различают временной и пространственный М. и. Временной М. и. измеряется от момента выключения наличного стимула до включения след.; пространственный М. и. — путем определения расстояния между ближайшими точками 2 стимулов. Син. интерстимульный интервал.

МЕЛАНХОЛИК — см. Темперамент.

МЕНЕДЖЕР — см. Менеджмент.

МЕНЕДЖМЕНТ (англ. management; administration). Термины «М.», «управление», «администрирование» часто употребляются как син., иногда различаются. Так, об администрировании чаще говорят применительно к организациям государственного и некоммерческого сектора, термин «М.» чаще используют при описании управления коммерческими организациями. Обычно выделяют след. значения понятия М.

1. Особая научно-практическая дисциплина или совокупность концепций (организационных, технических, экономических, психологических).

2. Задача, определяющая функции управления, которые включают постановку целей, принятие решений и контроль за их выполнением.

3. Группа профессионалов в организации, занимающихся выполнением функций управления ею.

4. Совокупность процедур и средств, реализующих функции управления.

5. Социальный институт, отвечающий чаяниям и надеждам определенной части населения, и престижная сфера деятельности.

Любая организация — это система, встроенная во внешний мир. На входе она получает ресурсы, на выходе отдает во внешний мир созданный ею продукт (товар, услугу). Т. о., жизнедеятельность организации состоит из 3 основополагающих процессов: получение сырья из внешнего окружения; изготовление «продукта»; передача «продукта» во внешнюю среду. Основная роль М. — поддержание баланса между этими 3 процессами и мобилизация ресурсов на их осуществление. Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые М., включают в себя 3 основных подпроцесса: принятие решений, координация, коммуникация. М. — искусство работать посредством др. людей. Под координацией понимаются процедуры: а) непосредственного руководства действиями в виде распоряжений, приказов и предложений; б) создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации.

Менеджеры — ключевые члены организации, осуществляющие управленческую деятельность и решающие управленческие задачи. Менеджеры выполняют след. функции: 1) обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения; 2) проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями; 3) разрабатывают стратегию поведения организации в изменяющейся внешней среде; 4) обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию; 5) информационно связывают организацию и ее окружение; 6) несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; 7) представляют организацию в различных мероприятиях.


Интересную метафору роли менеджера в организации предложил американец Э. Маршалл в книге «Бизнес и общество» (Marshall, 1993). Если представить себе организацию в виде вращающегося колеса, то менеджер в середине XX в. был его осью. Теперь место менеджера сместилось больше к окружности колеса. Это связано с изменившейся ролью менеджера в организации, с более широким пониманием его задач. Если раньше считалось, что внешние факторы (напр., уровень спроса, предложение труда и материалов) определялись некой «невидимой» силой рынка и в случае падения спроса на готовую продукцию или подорожания материалов издержки списывались на влияние внешних сил, то теперь функция менеджера состоит в том, чтобы скоординировать потенциал организации с изменением внешней среды.

В настоящее время М. как научно-практическая дисциплина фактически представляет собой систему направлений и специализаций со своими предметами и методами. Каждое из направлений специализируется на одном или нескольких компонентах или процессах в организации.

Можно выделить как минимум 5 групп процессов внутри организации, являющихся объектом управления: производство; маркетинг; финансы; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности); работа с персоналом.

Основные направления М.: управление производством; маркетинг; управление персоналом (см. Управление человеческими ресурсами); управление качеством; стратегическое управление; логистика; управление проектом и затратами; управление сервисом; управление внедрением; управление информационными ресурсами; имитационное моделирование; теория принятия управленческих решений.

Управление производством включает след. процедуры и действия: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, в т. ч. управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.

Управление маркетингом призвано сбалансировать цели организации с потребностями ее клиентов. Оно включает: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание системы сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.

Управление финансами предполагает управление движением финансовых средств в организации. Для этого осуществляются: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом анализа и обработки финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической ситуации с возможностями и деятельностью др. организаций. (Е. Б. Моргунов.)