ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 1644
Скачиваний: 3
– Развитие природных возможностей в Ребёнке имеет индивидуальные свойства и отклонения.
Смысл индивидуальных свойств мы связываем с предназначением ребёнка. Природа щедра в отношении Ребёнка, но душа его извлекает из природных богатств особенно те возможности, полное развитие которых в будущем будет способствовать её деятельности. Отчасти с этим же связаны некие отклонения, которые не соответствуют обычным нормам. Скажем, освоение чтения в раннем – двух-трёхлетнем возрасте. Если же та или иная возможность проявляет себя позднее календарного срока, – это можно объяснить или средой, не соответствующей природе Ребёнка, или же болезнями и нарушениями, которые передались ему по наследству.
Аккорд
Игрушка
«Я не ломаю игрушку, правда, не ломаю!
Дайте мне её обратно!
Это вам кажется, что ломаю её, ибо не знаете меня.
Но я разбираю её, чтобы заглянуть вовнутрь, узнать, как она устроена.
Я исследую игрушку и хочу использовать её по-своему. Это своё я принёс с собой, в нём нечто новое, что вам не известно.
Мне нужно набраться опыта, чтобы спустя годы проявить себя, утвердить своё.
Меня не интересует игрушка, и не хочу знать, сколько она стоит.
Но то, к чему влечёт меня моё будущее, будет стоить во много раз дороже, и в нём будет мой дар для всех вас.
Цените во мне, что я “ломаю” игрушку, а не играю по её правилам.
У меня свои правила, и не дам игрушке управлять мною.
Если я подчинюсь всем правилам всех игрушек, которые вы для меня покупаете, скоро сам стану игрушкой, – разве вам это непонятно?
Сегодня “ломаю”, а завтра на этом опыте жизнь буду строить.
Не злись, мама!
Не ругай, папа!
Верните мне игрушку, пока она может сослужить мне!
А вам лучше будет наблюдать, куда устремляется моя Природа!»
Интермедии
Шалун и Шалость
Вопрос Синтии:
– Не связана ли шалость Ребёнка с его развитием?
Как быть с Шалуном?
Развитие есть процесс совершенствования. Оно происходит через преодоление трудностей. Если в данный момент в Ребёнке проснулась та или иная группа природных возможностей, то она нуждается в движении и трудностях.
Преодоление трудностей становится самоцелью. Потому Природа сама направит Ребёнка искать трудности. Если он найдёт в среде организованные нами условия, то он займётся ими, и мы скажем, что ребёнок играет, развлекается, занимает себя. Всё это мы не будем считать шалостью. А если в среде нет организованных условий, то он воспользуется любыми другими условиями, которые не предназначены для него, создаст из них трудности, чтобы преодолеть их и, таким образом, поможет своим возможностям в развитии. Эту форму активности мы называем шалостью. И так как такая активность Ребёнка нарушает наш покой и, кроме того, мы опасаемся, чтобы Ребёнок не напортил чего-то и не навредил самому себе, то сразу прибегаем к запрещениям: «Не трогай... Не бери... Не лезь... Не ломай... Отойди... Не делай этого... Что тебе сказали... Угомонись...» Это называется «понукательной педагогикой». Сила потребностей не позволит Ребёнку воспринимать наши предупреждения. Это нас возмутит: значит, он непослушный, всё делает нам назло. И спешим применить санкции: проявляем строгость, не отпускаем, угрожаем, наказываем...
Что такое шалость, и кто есть шалун?
Если смотреть на шалость Ребёнка с точки зрения нашего спокойствия и озабоченности, чтобы он что-то не напортил и не навредил самому себе, то шалость для нас будет (как поясняют словари): баловство, своевольничанье, противоестественное и легкомысленное действие.
Но если же посмотреть на шалость Ребёнка с точки зрения движения его природных возможностей к совершенствованию, то слово «шалость» нам очень понравится. Оно будет означать: улавливать совершенное, стремиться к совершенству. Шалость ещё тем прекрасна, что в ней много творчества. Шалун развивает себя, обустраивая окружение, он переделывает условия среды. Шалость есть проявление мудрости детства, шалун – двигатель жизни. Шалун вторгается в завтрашний день, вовлекая его в сегодняшний. Он сам завышает планку своего развития до максимального уровня. Шалуны – будущие творцы жизни во всех её многообразных проявлениях: в культуре, науке, в искусстве, в политике, в экономике, в общественной деятельности. Они обустраивают, перестраивают, обновляют жизнь людей; они – эволюционная сила планеты.
Ребёнок-шалун оживляет наше педагогическое сознание. Только надо отходить от авторитаризма, который, конечно, не потерпит шалости, и мы увидим: шалун принуждает нас ломать авторитарную педагогику. Если мы поддадимся шалуну, то он станет точилкой нашего искусства воспитания.
И какая скука воцарилась бы в воспитании, если бы не было шалунов. Там, где нет шалунов, там, где дети только сознательные, уравновешенные, там и нет воспитания, но не будет и педагогического творчества. Если наш Ребёнок уравновешенный, послушный, спокойный и с лёгкостью подчиняется всем нашим требованиям, то пусть это нас не радует; нам лучше было бы считать это неестественным проявлением и искать пути, чтобы сделать его шаловливым. Может быть, пора, чтобы мы сами – воспитатели – тоже научились шалить вместе с Ребёнком, чтобы дать ему возможность утверждать свои природные дары.
Так что – дайте детям шалить.
Но нам нужно будет:
– бдительно наблюдать за Ребёнком, когда он шалит, чтобы сразу помочь избежать опасности и чтобы
– шалость не перешла в бесцеремонность и дерзость в отношении других, не ущемляла их;
– надёжно упрятать и убрать из среды предметы, которые могут провоцировать его (спички, зажигалки, ножи, огнестрельное оружие), или боимся, что он их сломает;
– то и дело шалить вместе с Ребёнком, устраивать ералаш;
– направлять энергию шалости на благие деяния.
Нам не стоит возмущаться и, тем более, гневаться, если всё же что-то случится, и он что-то напортит, что-то сломает. Только поможем ему, чтобы в нём родилось чувство сожаления. Но будьте уверены: его труд и творчество в будущем стократно возместит убытки от шалости.
Есть ещё одна ценность детских шалостей. Память о своём детстве мы храним через свои шалости. Они тоже устанавливают в нашей памяти моральный климат. Нам грустно и радостно вспоминать о них. А иной раз расскажешь своему Ребёнку, своим внучатам о своём детстве, о своих шалостях детства и увидишь, как они развеселятся и будут приставать: «Расскажи ещё!»
Почему это так?
Аккорд
«Упражняйте меня в нравственных поступках»
«Мама, Папа!
Я не знаю, где грань между шалостью и дерзостью, шалостью и злостью, шалостью и хамством, шалостью и вседозволенностью.
Думаю, вы тоже путаете эти вещи и, вместо того чтобы воспитывать меня, занимаетесь моим оправданием и отдаёте меня стихии моих необузданных импульсов.
Пришёл к вам уважаемый гость. Присел на диван. А я, держа в руке чашку с водой, подкрался сзади и вылил ему воду на голову. Вы начали извиняться перед ним, а он, бедный, бормотал: “Ничего, ничего, он же Ребёнок...” Потом, когда гость ушёл, папа только и сказал мне: “Ах ты, шалун, откуда лезут тебе в голову такие глупости?” Вот и всё папино воспитание.
Вы думаете, шалость терпит хамство?
На днях мы пошли в парк. Устроились на скамеечке, и вы увлеклись разговором. Чем же я забавлялся? Всем прохожим, взрослым и маленьким, высовывал язык. Кто-то смеялся надо мной, кто-то смотрел с жалостью, взрослые с укором глядели на вас. А я смеялся. Мама только говорила мне: “Что с тобой?” Вот и всё мамино воспитание.
Шалость не есть дерзость.
Вы же видите, я не слушаюсь бабушку, делаю ей всё назло, кричу на неё. Она попросила не бить по клавишам рояля со всей силой, а я стал ещё сильнее бить кулаками и отбил несколько клавиш. Почему вы, Папа и Мама, не объясните мне, что поступать назло людям нельзя, и почему не потребуете от меня, чтобы я любил и уважал бабушку? Или считаете, что всё образуется само собою?
Я каждый день свершаю много таких «дел» и чувствую вседозволенность. А она ведёт меня по ложному пути.
Мама и Папа!
Дайте мне понять, как надо вести себя в кругу людей и вещей, что есть хорошо и что есть плохо, что можно и чего нельзя.
Воспитывайте меня по мудрым наставлениям Песталоцци. Он вам скажет:
Всё элементарное нравственное воспитание покоится на трёх основаниях:
– выработать в Ребёнке с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние;
– упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, чтобы Ребёнок превозмогал себя и прилагал усилия;
– развивать нравственное мировоззрение через размышления и сопоставления правовых и нравственных условий, в которых Ребёнок находится.
Видите, что советует вам великий педагог: “упражнять”!
Меня надо упражнять в справедливых и добрых делах, а не оправдывать мою вседозволенность и называть всё подряд детскими шалостями.
Не спускайте с меня глаз, Папа и Мама, ибо найти путь к благородству мне самому с каждым годом будет всё труднее и труднее!»
Интермедия
Опасная шалость
Вопрос Нинцы:
– Не могли бы Вы вспомнить о Ваших детских шалостях?
Расскажу об одной такой шалости – опасной. Было это летом 1943 года. Шла война.
Мне было тогда 12 лет, и я находился в деревне у дедушки и бабушки.
С Кавказских гор доносились такие мощные грохоты от взрыва бомб, что в окнах домов звенели стёкла.
Иногда над селом, прямо над крышами домов, пролетали маленькие немецкие самолёты. Они летели медленно, и мы могли разглядеть пилотов. Самолёты сбрасывали листовки, а мы, дети, бежали вслед, грозили кулаками, ругали немцев и бросали камни.
Недалеко от дома был кустарник. В поисках прутьев, из которых плёл корзиночки для ежевики, я наткнулся на заржавевший ствол ружья. Забыв о корзинке и ежевике, я тайком принёс ствол домой и спрятал в курятнике.
Ребёнок всегда знает, что есть шалость, и что взрослым не понравится. Потому действует так, чтобы его не заподозрили в чём-то недозволенном. Так поступил и я.
Я знал, где у дяди лежит коробочка с порохом. Коробочку тоже взял тайком и понёс в курятник.
Весь порох засыпал в ствол, а дальше до отказа заполнил его мелкими камушками. Поставил переднюю часть ствола на камень, то есть, поднял его вверх; потом вернулся в дом за огнём в камине и зажёг конец палки.
Бабушка спросила: «Зачем тебе огонь?» «Сейчас, сейчас», – успокоил я бабушку.
Я вошёл в курятник и запер изнутри дверь.
Зажжённый конец палки я направил к спуску ствола.
Раздался страшный грохот.
Люди, соседи, бабушка не поняли, что произошло. Им показалось, что немцы сбросили бомбу, но не могли понять – где?
И когда взломали курятник, увидели, что я валялся без чувств на земле, а все куры, которые до этого сидели на жёрдочках и наблюдали за моими действиями, тоже валялись на земле мёртвые.
Ствол был разорван на куски.
Я очнулся на коленях бабушки и первое, что услышал, биение её сердца, сильное и учащённое.
Бабушка не отругала меня, и дедушка не стал наказывать. Бабушка плакала и приговаривала: «Слава Богу, что ты живой... Спасибо тебе, Господи!..» А позже дедушка повёл меня в виноградник и спросил: «Сынок, ты хоть понимал, что могло с тобой произойти?.. Ты хоть думал о нас?» Говорил он это, опрыскивая виноградник раствором.
Конечно, я поступил неразумно. Шалости нам такими и кажутся – неразумными. Но она, эта моя детская шалость, дала мне возможность познать многое: сердце бабушки, мудрость дедушки и свою ответственность перед родными. Это осознание произошло не сразу, а спустя годы.
Элегия
Ходит по Миру Мудрец
Проходит Мудрец мимо одного дома. Видит: во дворе собралась толпа женщин, одна рвёт волосы у другой, та кричит, остальные шумят – пытаются их разнять. Заметили они Мудреца и подозвали к себе. Помоги, говорят, а то случится беда.
Мудрец подошёл к ним, и те рассказали ему:
– Вот эта женщина, которую мы впервые видим в нашей деревне, – они показали на особу, которая вцепилась в волосы другой, – говорит, что 12 лет тому назад бросила своего младенца у порога этого дома. Хозяйка, мудрая и великодушная женщина, подобрала его и воспитывает его со всей любовью родной матери. Растёт добрый, вежливый и талантливый мальчик, которого любит всё село. А теперь объявляется эта и требует вернуть Ребёнка... Это справедливо?
Обратился мудрец к женщине:
– Ты бросила младенца, потому что он тебе мешал жить свободно?
– Да... – нехотя ответила женщина.
– А сейчас зачем он тебе, прошло ведь 12 лет?
– Хочу дать ему воспитание, – сказала она.
– Но ведь он воспитывается в добром нраве?
– Я перевоспитаю его.
Тогда сказал Мудрец женщинам:
– Послушайте притчу.
Кукушка тайком снесла свои яйца в гнезде Пеликана. Мама-пеликан высиживала их вместе со своими яйцами, а когда птенцы вылупились, она воспитывала пеликанчиков вместе с кукушатами, не различая их друг от друга и любя всех материнской любовью. И когда маме-пеликану не хватало пищи для всех, она раздирала своё сердце и кормила птенцов собственной кровью. Птенцы оперились, выросли и вылетели из гнезда, думая, что все они пеликаны.
Вот тогда Кукушка решила собрать кукушат, воспитанных пеликаном, считая себя их родной матерью, и провела им урок нравственности. Посадила кукушат на ветку дерева, сама уселась повыше и начала оттуда говорить:
– Дети мои, вы уже входите в большую жизнь мира птиц и животных. Запомните, кем вам не надо быть, чтобы не осрамить наш великий род...
– Кто ты? – спросил один кукушонок. – Мы уже знаем, как живут пеликаны!
– Я ваша родная мать...
– А кто же тогда наша мама-Пеликан?
– Она украла вас у меня... Она, давая вам пить свою кровь, заставляла вас забыть обо мне... – и Кукушка прослезилась. – Она вам не дала воспитание, даже слова не вымолвила о том, кем вам не надо быть, чтобы жить в лесу честно...
Кукушата, воспитанные Пеликаном, расчувствовались.
– Бедная мама... – сказала одна.
– Родная мама... – сказала другая.
– Милая мама... – сказала третья.
– Послушаем мамочку, чтобы знать, кем не надо нам быть... – сказала четвёртая.
– Не будьте, дети мои, Мартышкой, не будьте Хамелеоном, не будьте Свиньёй, не будьте Ослом, не будьте Козлом...
– Кто они, мы их ещё не видели? – спросили кукушата.
– Вы их увидите, таких много в лесу. Не будьте ими!
– А Пеликаном?
– Забудьте о Пеликанах, они злые и бесчувственные!
– Кем же тогда нам быть? – хором спросили кукушата.
– Только Кукушкой, настоящей, как я! – сказала им мама.
И ещё не познавшие мир кукушата поверили своей родной маме.
– Зачем, действительно, раздирать сердце, чтобы кормить своей кровью птенцов, если не хочешь им навредить? Мы чуть было не забыли о своей маме Кукушке... Вот какая она – настоящая мама, свободная и красивая, не то, что мама-Пеликан... – сказали кукушата друг другу. Разлетелись они в разные стороны с мыслью, что отныне они настоящие кукушки, а пеликанами не будут никогда. И вскоре гнездо Пеликана заполнилось яйцами новых кукушек.
Мудрец умолк. Женщины осмысливали притчу, а Мудрец помогал им своими размышлениями вслух: «Воспитание мамы-Кукушки есть педагогика джунглей. Воспитание же мамы-Пеликана есть педагогика Божественная».