Файл: Планы практических занятий по ФАХТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 1113

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Система практических и лабораторных занятий

Тема: Художественный текст. Принципы анализа.

Образный строй текста

План

Практическая часть

Тема: Жанр как фактор текстопостроения

и смыслопорождения

План

Практическая часть

Тема: Имманентный анализ структурных уровней текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть занятия №3

Практическая часть занятия №4

Тема: Анализ композиционного уровня текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть

Тема: Композиция текста. Композиционный анализ.

Эксперимент как метод анализа

План

Практическая часть

Практическое занятие №7

Тексты для анализа

Практическая часть

Практическое занятие № 10

План

Литература

На севере диком стоит одиноко

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

На севере мрачном, на дикой скале

Чудная картина!

Дополнительная литература

Практическая часть

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12


Дополнительная литература

  1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М., 1998.

  2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.

  3. Климова Л. Ассоциативное значение слов в художественном тексте // НДВШ Филологические науки. 1991. № 1.

  4. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1989.

  5. Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Звуковая организация текста. М., 1993.

  6. Павловская И.Ю. Фоносемантический анализ речи. СПб., 2001. – Гл.3.

  7. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 2004.

  8. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. Гл. 4.

  9. Эткинд Е. Разговор о стихах. М., 1970.

Тексты для анализа

А. Пушкин. Снова тучи надо мною…

А.К. Толстой. Коль любить, так без рассудку…

А. Блок. Фабрика. Сытые.

В. Маяковский. Нате!; А вы могли бы?

А. Ахматова. Родная земля

А. Островский. Гроза

Практическая часть занятия №3

Вопросы и задания:

1. Прочитайте следующее стихотворение А.К. Толстого:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!


Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Е.Г. Эткинд пишет в связи с анализом этого стихотворения: «Ритм – эта та форма закономерности, которой подчинена речь в поэзии. В стихотворении А. Толстого нет, пожалуй, ни одного, даже самого малого, элемента речи, который оказался бы вне такой закономерности, – ни одного слова, ни одного звука, даже ни одной паузы. Мы видим здесь разные формы ритма: ритм ударений (метрический), ритм фраз (синтаксический), ритм пауз, ритм звучаний (концевые, внутренние рифмы), ритм окончаний строк – чередования мужских и женских рифм (каталектика), ритм строф. Все эти формы ритма существуют во взаимосвязи, все они вместе служат смыслу. Каждая из них несет дополнительный смысл, каждая помогает создать то, что называется содержанием поэтического произведения» (Е. Эткинд. Разговор о стихах. М., 1970. С. 75 – 76).

Докажите посредством собственного анализа справедливость мысли ученого.

2. В лингвистической поэтике под семантической трансформацией (семантизацией) понимается изменение системных значений слов и создание новых смыслов в условиях семантического контекста. Например в следующем фрагменте из стихотворения М. Цветаевой А я – руки настежь! – застыла – столбняк! Чтоб душу мне выдул – российский сквозняк в глаголе выдул акцентируется сема ‘очищение’ (‘вывевать, проветривать, очищать от сора’). Какие отношения между текстуальными единицами обусловливают процесс семантизации, приращения смысла? Ответ иллюстрируйте своими примерами.

3. Прочитайте статью М.Л. Гаспарова «Снова тучи надо мной…», подготовьте ответы на следующие вопросы:

  • Что понимается под имманентным анализом? Какие уровни в строении текста выделял Б.И. Ярхо?

  • Что понимает М.Л. Гаспаров под художественным миром произведения, образами и мотивами? Сюжетом?

  • Почему определенные языковые явления привлекают наше внимание при восприятии текста? Каково содержание понятия?

  • Что значит с точки зрения М.Л. Гаспарова сделать анализ стихотворного текста? С чего следует начинать анализ текста? Какие приемы для этой цели предлагает М.Л. Гаспаров? Какие принципы разбора необходимо учитывать, используя методику имманентного анализа?

  • Согласны ли вы с утверждением Г. Товстоногова, театрального режиссера, что «монтажность не есть монополия кино» (Г. Товстоногов. Зеркало сцены. Л., 1984. С. 100). Какая точка зрения на проблему монтажа у М.Л. Гаспарова?

  • Какими языковыми средствами выражена в стихотворении Пушкина тема будущего?

  • Тождественны ли понятия исследование текста и оценка текста? Помогает ли анализ текста адекватной оценке его эстетической значимости?


4. Проанализируйте стихотворение В. Маяковского «А вы могли бы?» в соответствии с заданием упр. 21 из: Купина 1980. Познакомьтесь с анализом этого стихотворения в книге Ю.М. Лотмана «Анализ поэтического текста» (с. 91 – 94). В соответствии с какими принципами филологического анализа разбирает стихотворение Маяковского Ю.М. Лотман, кокой метод использует?


Практическая часть занятия №4

1. Выполните задание № 52, 56 из: Купина 80: 55, 56.

2. Проанализируйте стихотворение А. Ахматовой “Родная земля” (1961), выявите и опишите семантический и коннотативный объем речевых единиц земля, прах, и мелем, и месим, и крошим... Какую роль в этом стихотворении играет эпиграф?

3. Анализ фрагментов драмы А.Н. Островского «Гроза»:

Слово «гроза», вынесенное в название пьесы, употребляется в тексте несколько раз в разных значениях в речи различных персонажей. Оно играет важную роль в выражении идейно-образного содержания пьесы, его наиболее существенных моментов.

  • Сопоставьте толкования слова гроза в речи Дикого и Кулигина. Что есть гроза для этих персонажей? На чем основывается их толкования грозы? Какие черты их характеристики они проявляют? Какой смысл приобретает в речи Кулигина, обращенной к жителям города (толпе): «Гроза бьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза!» И далее.

  • Определите значимость реплики Бориса, которая следует непосредственно после монолога Кулигина о грозе: «Пойдемте! Здесь страшнее!».

  • Какие смыслы имеет слово-образ грозы в высказываниях Тихона? Найдите эти контексты употребления и прокомментируйте.

  • Определите, с какими смыслами употребляют слово гроза Варвара и Катерина. Почему первое действие пьесы заканчивается репликой Катерины, содержащей слово-образ гроза? Чем опасна для религиозной Катерины смерть от грозы?

  • Определите состав словесного ряда со значением ‘грех’. Покажите роль слов-образов данного ряда в раскрытии динамики образа Катерины – от страха перед смерть. Без покаяния за совершенные грехи к освобождению (утрате?) от этого страха, к совершению самого тяжкого с точки зрения религиозно-нравственных предписаний греха – самоубийства.

  • Покажите, какую роль в выражении идейно-образного содержания пьесы, в частности, изменений в строе мысли и чувства Катерины, сравнения Катерины с другими персонажами, играет слово хорошо.


Практическое занятие № 5

Тема: Анализ композиционного уровня текста

План

  1. Композиция произведения как взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. Обусловленность композиции авторскими интенциями, жанром, содержанием произведения.

  2. Функции композиции как структуры художественной формы:

    • Конституирование цельности (целостности) посредством интегрирования отдельных частей;

    • Самим расположением и соотношением определенных текстуальных компонентов выражать некоторый концептуально значимый смысл.

  3. Категория делимитации и интеграции в художественном тексте. Средства ее выражения.

  4. Объемно-прагматическое и контекстно-вариативное членение текста.

  5. Архитектоника текста.

  6. Словесные ряды (В.В. Виноградов). Семантическая композиция.

  7. Композиционные приемы (повтор, усиление, противопоставление, монтаж).

  8. Проспекция и ретроспекция как категории текста.

  9. Система образов персонажей.

  10. Система точек зрения в структуре текста.

  11. Система деталей.

  12. Внесюжетные элементы (описание, авторские отступления, вставные эпизоды и др.) в аспекте их соотнесенности друг с другом и с остальными компонентами текста.



Основная литература

  1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. М., 1990.

  2. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001. Гл. 4, 7, 12.

  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Гл. 2.7. С. 127 – 157.

  4. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. М., 2000.

  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. §§ 5, 7-9.

  6. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 25 – 44.

  7. Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы над курсом. М., 1988. С.29 – 35.

  8. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004. Гл. 4.

  9. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1989.

  10. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.

  11. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. Гл. IV. 6.


Дополнительная литература

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.

  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. Часть 1.

  3. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. С. 266

Тексты для анализа

  1. А. Блок. Ночь, улица, фонарь, аптека…

  2. М. Кузмин Когда мне говорят: «Александрия»… (из цикла «Александрийские песни»).

  3. И.А. Бунин. Красавица.


Практическая часть

Вопросы и задания:

1. Раскройте понятие композиции, ее функций. В каких аспектах оно определяется? Чем примечателен лингвистический подход к определению композиции?

2. Что понимается под словесным рядом? Докажите эвристическую ценность данного понятия для раскрытия содержания композиции, используя примеры из работ В.В. Виноградова, А.И. Горшкова и др.

3. Как соотносятся понятия связности, целостности, интеграции в аспекте построения композиции?

4. Каково соотношение понятий сюжет, фабула, композиция?

5. В чем разница между динамическими и адинамическими типами сюжета? Назовите разновидности внесюжетных элементов и определите их функции?

6. Определите, какой композиционный прием является принципом композиции в следующих произведениях: М. Лермонтов «Смерть поэта»; А. Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»; Л.Н. Толстой «После бала».

7. Что такое семантическая композиция? Рассмотрите семантическую композицию стихотворения М. Кузьмина «Когда мне говорят: «Александрия»…» из цикла «Александрийские песни».

  • В какой форме развивается лирическая тема в данном стихотворении? Обратите внимание на синтаксический параллелизм в каждой строфе. Чем примечательна в данном плане третья строфа?

  • Определите предметный мир (предметный словесный ряд) первой и второй строфы, какая тема является ведущей в каждой из строф? Отметьте, как проявляет себя в них пространственная точка зрения.

  • Составьте словесные ряды атрибутов, представленных в первой и второй строфе. Чем они примечательны? Что объединяет противопоставленные миры первой и второй строфы?

  • Благодаря каким речевым средствам происходит выдвижение третьей строфы? Как меняется пространственная точка зрения в третьей строфе? Раскройте роль семантического сдвига, вызванного сужением точки зрения.


8. Прочитайте новеллу И.А. Бунина «Красавица». Проанализируйте ее.

  • Дайте необходимый историко-литературный комментарий сборнику писателя «Темные аллеи», в контексте которого должна анализироваться новелла. Какой единой философской концепции подчинены составившие сборник произведения?

  • Покажите, как в новелле, начиная с экспозиции, происходит деформация (семантический сдвиг) мотива красоты, инициированного названием «Красавица» и утверждение идеи круглого одиночества ребенка в его мире, лишенном любви.

  • Раскройте роль деталей, используемых автором для создания портретов персонажей.

  • Какие композиционные приемы способствуют раскрытию авторской идеи?

  • Раскройте стилистическую роль видо-временных форм глагола в создании композиции новеллы, образов персонажей, в выражении концептуальной и подтекстовой информации.

  • Можно ли утверждать, что в данной новелле смысловое обогащение происходит благодаря значимому литературно-концептуальному фону?


Практическое занятие № 6

Тема: Композиция текста. Композиционный анализ.

Эксперимент как метод анализа

План

  1. Понятие о выдвижении, сильной позиции текста.

  2. Стилистика декодирования, ее принципы. Методика декодирования.

    1. Декодирование как выявление (с точки зрения читателя) реального смысла языковых единиц, отражающих авторскую идею произведения, при опоре на текст в целом, а не на его анатомических частях.

  3. Герменевтическая интерпретация.

    1. «Горизонт понимания» как «совокупность предсуждений и предрассудков» (И.В. Арнольд), как филологическая компетенция.

    2. Понятие герменевтического круга.

    3. Приемы концептуального анализа при интерпретации текста.

    4. Эвристические приемы концептуального анализа:

  • выявление ключевых слов и определение их концептуального содержания;

  • учет контекстов употребления и случаев “ограничения на сочетаемость” (Н.Д. Арутюнова) слов-концептов, использование полученных сведений для философски значимых выводов;

  • учет семантических отношений с другими словами;

  • выявление идей, сосредоточенных в слове;

  • выявление семиотических оппозиций, лежащих в основе концепта;

  • анализ различных номинаций одного и того же объекта;

  • учет этимологической истории слова;

определение оценочной (ценностной) ориентации слова.

4. Метод экспиримента.

Основная литература

  1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. М., 1990.

  2. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001. Гл. 4, 7, 12.

  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Гл. 2.7. С. 127 – 157.

  4. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. М., 2000.

  5. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 25 – 44.

  6. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004. Гл. 4.

  7. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.



Дополнительная литература

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.

  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. Часть 1.

  3. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1989.

  4. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. С. 266

Тексты для анализа

    1. Ф.М. Достоевский. Кроткая.

    2. Н. Асеев. Синие гусары.


Практическая часть

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание принципов стилистики декодирования.

2. Что такое выдвижение? Назовите сильные позиции текста.

3. 3. Анализ рассказа Вс. Гаршина «Четыре дня».

  • Раскройте смысл заглавия.

  • Охарактеризуйте композиционное членение текста.

  • Определите тип повествования, его особенности.

  • Выделите сквозные образы текста, определяющие его цельность.

  • Выделите основные смысловые оппозиции и раскройте их роль в выражении идейного содержания.

  • Какие единицы текста выражают трагическую модальность?

4. Анализ стихотворения Н. Асеева «Синие гусары».

  • Подготовьте историко-литературный комментарий.

  • Выполните задание № 24 из: Купина 1980: 30.

  • Объясните роль объемно-прагматического и контекстно-вариативного членения, реализованного в стихотворении.

  • Выделите типы повторов, объясните их функции.

  • Раскройте содержание культурно-языкового концепта «синий». Какие смыслы, исходящие из названного концепта, являются актуальными для данного стихотворения. С какими словесными рядами взаимодействуют цветовые и световые слова-образы?

  • Определите, какие речевые средства и приемы обусловливают динамику пространственной (оптической) точки зрения. В каких эпизодах наиболее зримо реализуется прием монтажной композиции.


Практическое занятие №7

Тема: Структура повествования. Субъектно-речевые планы произведения. Образ автора в тексте


  1. Структура повествования (нарративная структура) как «система речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем рассказчиком или рассказчиками» (В.В. Виноградов).

  2. Типология повествовательных форм.

  • «Я», «Ты», «Он» – типы речи. Свободный косвенный дискурс.

  • «Чужая» речь в тексте.

  • Нарратив и лирика. Аналоги слушающего в нарративе.

  • Повествователь и автор. «Образ читателя».

  1. Лексические, грамматические и синтаксические средства создания образа говорящего (автора речи).

  2. Стилистические средства создания образа автора.

  3. Функционально-стилистическая окрашенность текста. Понятие стилистической доминанты.

  4. «Точки зрения» в тексте:

  • оценочная – отношение автора к изображаемому;

  • пространственная – пространственная (оптическая) позиция автора по отношению к объекту описания: автор может «видеть» (описывать) действительность «глазами персонажа» и может занимать достаточно удаленную или пространственно неопределенную позицию;

  • временнáя точка зрения – период времени сюжетного действия и способ описания этого времени;

  • психологическая – характеристика персонажа: а) внешняя – мыслей, чувств персонажа, проникновение внутрь его сознания (субъективная позиция). В этом случае в тексте используются глаголы ощущения, внутреннего состояния (подумал, почувствовал, знал, ему показалось, вспомнил и др.). Появление в авторской речи «слов остранения» (видимо, очевидно, как будто и т.п.) при описании внутреннего состояния персонажа – знак внешней точки зрения описывающего.