Файл: Планы практических занятий по ФАХТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 1120

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Система практических и лабораторных занятий

Тема: Художественный текст. Принципы анализа.

Образный строй текста

План

Практическая часть

Тема: Жанр как фактор текстопостроения

и смыслопорождения

План

Практическая часть

Тема: Имманентный анализ структурных уровней текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть занятия №3

Практическая часть занятия №4

Тема: Анализ композиционного уровня текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть

Тема: Композиция текста. Композиционный анализ.

Эксперимент как метод анализа

План

Практическая часть

Практическое занятие №7

Тексты для анализа

Практическая часть

Практическое занятие № 10

План

Литература

На севере диком стоит одиноко

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

На севере мрачном, на дикой скале

Чудная картина!

Дополнительная литература

Практическая часть

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

В основе ассоциативной когезии лежат такие особенности структуры текста, как ретроспекция, коннотация, субъективно–оценочная модальность. Такие входящие речения, как ему вспомнилось, подобно тому как, внезапно в его мозгу возникла мысль, это напомнило ему, являются вербальными сигналами ассоциативной когезии.

Предлагаю рассматривать ассоциацию как сближение представлений, не укладывающихся в привычные временные, пространственные, причинно – следственные / каузальные / и др. логико-философские категории. Ассоциативные формы когезии обычно не находят себе места в композиции текстов научного, публицистического и делового характера. В таких текстах главенствуют формы связи, которые апеллируют к интеллекту, а не к чувствам“.

Под образной когезией понимаются такие формы связи, которые, перекликаясь с ассоциативными, возбуждают представления о чувственно воспринимаемых объектах действительности. Одна из наиболее известных форм образной когезии – развернутая метафора. Этот стилистический прием может развивать сообщение внутри сверхфразового единства или. Игнорируя все произведение, может соединять в одно целое два параллельно идущих сообщения. …Особенность этого вида когезии заключается в том, что автор связывает не предметы или явления действительности, а образы, которыми эти предметы–явления изображаются. Получается как бы движение характеристик при относительной статичности объекта, который, однако, тоже подвержен пространственно–временным изменениям. Образная когезия особенно четко проявляется в поэтических произведениях и весьма расплывчато в произведениях прозаических”.

К композиционно–структурным формам когезии относятся в первую очередь, такие, которые нарушают последовательность и логическую организацию сообщения всякого рода отступления, вставками, временными или пространственными описаниями явлений, событий, действий, непосредственно не связанных с основной темой (сюжетом) повествования. Такие “нарушения”, прерывая основную линию повествования, иногда представляют собой второй план сообщения. Композиционно-структурные формы сцепления подобны монтажу кусков пленки в фильмах, где какие-то воспоминания, «вторые планы» сообщения врываются в последовательно связанные кадры.

Стилистические формы когезии выявляются в такой организации текста, в которой стилистические особенности последовательно повторяются в структурах СФЕ и абзацев. Простейшей стилистической когезией является прием хиазма. Порядок следования предложений в одном СФЕ (абзаце) инвертирован по отношению к предыдущему или последующему. Так, если в одном отрезке развертывание сообщения проходило от причины к следствию, а в следующем за ним отрезке от следствия к причине, то налицо прием хиазма, т.е. одной из форм стилистической когезии. К этим формам когезии относится также определенное повторение одного и того же стилистического приема (сравнения, аллюзии, метафоры), если его основа тождественна, а формы реализации разные”.


Ритмикообразующие формы когезии являются главным образом достоянием поэзии (метр, анжамбеман, рифма и пр.)

  1. Как соотносятся понятия когезии и интеграции?

  2. Подберите собственные примеры к следующему положению из книги. З.Я. Тураевой “Лингвистика текста”: “Для поэтического и прозаического художественного текста вторичный звукосимволизм – ассоциации звука со смыслом – наиболее значим. Ассоциативные звукосмысловые связи называют ПРИЗНАКОВЫМ ЗНАЧЕНИЕМ. Признаковое значение присуще звукокомплексам и звукам, доминирующим в том или ином тексте. Они создают эмоциональную тональность текста во взаимодействии с другими компонентами” (с. 28).


Аудиторная работа:

Анализ рассказа И.А. Бунина

Un petit accident” 1

Зимний парижский закат, огромное панно неба в мутных мазках нежных разноцветных красок над дворцом Палаты, над Сеной, над бальной Площадью Согласия. Вот эти краски блекнут, и уже тяжко чернеет дворец Палаты, сказочно встают за ним на алеющей мути заката силуэты дальних зданий и повсюду рассыпаются тонко и остро зеленеющие язычки газа в фисташковой туманности города, на сотни ладов непрерывно звучащего автомобилями, в разные стороны бегущими со своими огоньками в темнеющих сумерках. Вот и совсем стемнело, и уже блещет серебристо-зеркальное сияние канделябров Площади, траурно льется в черной вышине грозовая игра невидимой башни Эйфеля, и пылает в темноте над бульварами грубое богатство реклам, огненный Вавилон небесных вывесок, то стеклянно струящихся, то кроваво вспыхивающих в этой черноте. И все множатся и множатся бегущие огни автомобилей, их разноголосно звучащего потока, – стройно правит чья-то незримая рука его оркестром. Но вот будто дрогнула эта рука, – близ Мадлэн какой-то затор, свистки, гудки, стесняется, сдвигаясь, лавина машин, замедляющая бег целой части Парижа: кто-то тот, что еще успел затормозить в этой лавине свою быструю каретку, ярко и мягко освещенную внутри, лежит грудью на руле. Он в шелковом белом кашне, в матовом вечернем цилиндре. Молодое, пошло античное лицо его с закрытыми глазами уже похоже на маску.

1949 г.

Задания:

  1. Раскройте смысл заглавия, его соотношение с жанром, какие смыслы имплицируют паратекстуальные отношения? В чем проявляется проспективная функция заглавия «Маленькое происшествие», если в словаре слово маленький имеет значения: 1) ‘небольшой по размерам’; 2) ‘ничтожный’, ‘незначительный’, а слово происшествие – ‘событие, нарушившее обычный ход вещей? Как текст ретроспективно определяет семантику заглавия? Почему заглавие имеет иноязычную, французскую, форму? Как соотносится интерпретация события в заглавии с авторской точкой зрения?

  2. Выделите основные композиционные части текста. Охарактеризуйте ССЦ в его составе. Почему текст оформлен как один абзац?

  3. Определите, как взаимодействуют в тексте разные виды информации (СФИ, СКИ, СПИ).

  4. Раскройте значение и смысл слов-образов небо, оркестр, город, огненный Вавилон. Как происходит актуализация концептуальных смыслов данных слов? С какими словами вступает в парадигматические отношения слово траурно? Какую роль в формировании подтекста играет словосочетание огненный Вавилон?

  5. Составьте словесные ряды, объединяемые общей семой ‘звук, ‘цвет, ‘движение’. В формировании каких художественных образов они принимают участие? Как их использование связано с развитием сюжета рассказа? В реализации каких смыслов данные словесные ряды участвуют?

  6. При помощи каких слов-образов осуществляется авторская интерпретация описываемого события как театрального действа? Как эта развернутая метафора влияет на семантику других лексем, используемых в описании?

  7. Посредством каких лексических средств раскрывается в тексте содержание концептуальных оппозиций гармония – хаос, жизнь – смерть, подлинное – игра, природа – цивилизация, мир – человек.

  8. Определите, какие преобразования происходят в семантике (изменение лексико-грамматических сем, изменение иерархии сем, актуализация потенциальных сем и т.д.) в сочетаниях слов в предложении: Вот и совсем стемнело, и уже блещет серебристо-зеркальное сияние канделябров Площади, траурно льется в черной вышине грозовая игра невидимой башни Эйфеля и пылает в темноте над Бульваром грубое богатство реклам, огненный Вавилон небесных вывесок, то стеклянно струящихся, то кроваво вспыхивающих в этой черноте.

  9. Раскройте роль имен собственных и местоимений-существительных в создании художественных образов? С какими лексическими и грамматическими свойствами данных слов она связана?

  10. Определите средства реализации разных форм когезии.



II. Объясните, каким образом проясняется семантический сдвиг в словосочетании последняя любовь в стихотворении Ф.И. Тютчева “Последняя любовь”.


Практическое занятие № 11

Тема: Повторение пройденного материала (итоговое контрольное тестирование)


Практическое занятие № 12


Тема. Комплексный филологический анализ текста

Защита домашней контрольной работы

1 Маленькое происшествие ( фр.).