ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2020
Просмотров: 1116
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Система практических и лабораторных занятий
Тема: Художественный текст. Принципы анализа.
Тема: Жанр как фактор текстопостроения
Тема: Имманентный анализ структурных уровней текста
Тема: Анализ композиционного уровня текста
Тема: Композиция текста. Композиционный анализ.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
IV. Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»
Лабораторное занятие № 2
Тема: Сопоставительно-стилистический анализ текста
Необходимый объем знаний: качественные методы и приемы анализа художественного текста, культурно-языковой концепт, методологические принципы, образ художественный и образные языковые средства.
Необходимый объем умений: использование приемов сопоставительно-стилистического, семантико-стилистического, концептуального методов анализа.
Оборудование: Толковые словари, Словарь языка Пушкина, Учебный словарь сочетаемости; тексты для анализа.
Литература
-
Бельская Л.Л. «Три «чудные картины» // Русская речь. 1995. № 5.
-
Гаспаров М.Л. Фет безглагольный // Гаспаров М. О русской поэзии. СПб. 2001. С. 27 – 42.
-
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. § 7 – 9.
-
Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Учебник для филологических специальностей вузов. М., 1999.
-
Лошаков А.Г. Литературно-критический текст… // Семантика и прагматика слова и текста. Архангельск, 2004. С. 279 – 282; 287 – 292.
-
Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.
-
Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. – Гл. 1, 3. – С. 256 – 265.
-
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986.
-
Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
Тексты для анализа
М. Лермонтов. «Сосна»; Горные вершины…
Ф.И. Тютчев. С чужой стороны.
А. Фет. Чудная картина…, Шепот, робкое дыханье…
С. Есенин. Снежная равнина….
Дм. Минаев. Холод, грязные селенья…; Топот, радостное ржанье…; Чудная картина
Задания (внеаудиторные):
-
Выполните задание № 24, 26 из: [Купина 80: 30, 32].
-
Прочитайте стихотворение М. Лермонтова «Сосна»:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
-
Познакомьтесь со статьями Л.В. Щербы и Н.М. Шанского, в которых представлена интерпретация данного стихотворения (См.: Щерба 1957: 97 – 109; Шанский, Махмудов 1999: 256 – 264; Шанский 1979).
Обратите внимание, что трактовка стихотворения Н.М. Шанского полемически заострена против его восприятия Л.В. Щербой. Отталкиваясь от разных значений одного и того же слова, Л.В. Щерба и Н.М. Шанский по-разному представляют себе пейзажную зарисовку, имеющуюся в 1 строфе. Какое это слово? Дает ли контекст строфы основания для категорического выбора конкретного значения этого ключевого слова? Как воспринимаете вы картину 1 строфы?
Согласны ли вы с тем, как толкует стихотворение Л.В. Щерба? Или вы предпочитаете интерпретацию Н.М. Шанского? В чем конкретно проявляется полемическая направленность интерпретации стихотворение Лермонтова в статье Н.М. Шанского?
Есть ли в тексте основание для того, чтобы видеть в нем мысль о духовном одиночестве и жестоком обществе?
Как вы воспринимаете основную мысль стихотворения? Докажите свою точку зрения текстом.
Какова основная мысль перевода того же стихотворения Г. Гейне Ф.И. Тютчевым?
С чужой стороны
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет, одинока…
Аудиторные задания:
1. Сделайте сопоставительно-стилистический анализ текстов Лермонтова и Тютчева. Чем они отличаются в концептуально-смысловом плане? Благодаря какой морфологической категории создается две разные концепции одного и того же исходного текста в переложениях Лермонтова и Тютчева?
2. Сопоставительно-стилистический анализ стихотворений М. Лермонтова «Горные вершины», А. Фета «Чудная картина» и С. Есенина «Снежная равнина…». На каких уровнях текстовой организации и в чем проявляется сродство этих текстов; соответственно, определите, какие разноуровневые элементы структуры текста придают каждому тексту художественную уникальность. Используйте при анализе приемы лингвистического эксперимента (см. Купина 1980: 27 – 31).
А. Фет
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
1842
С. Есенин
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
1925
-
Прочитайте пародию Дм. Минаева:
Чудная картина!
Грезы всюду льнут:
Грезит кустик тмина,
Грезит сонный пруд,
Грезит георгина,
Даже, как поэт,
Грезит у камина
Афанасий Фет.
Грезит он что в руки
Звук поймал, – и вот
Он верхом на звуке
В воздухе плывет.
Птицы ж щебетали:
«Спой-ка нам куплет
О «звенящей дали», –
Афанасий Фет.
Определите объект пародийной направленности, речевые средства, при помощи которых реализуется пародийная оценка.
4. Пользуясь методом сопоставительно-стилистического анализа, сделайте вывод о сходстве и различии образной системы в стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» и пародиях на данный фетовский текст. Какие речевые средства, приемы используют пародисты для пародийной оценки стилистической системы, идеологии произведений поэта.
Холод, грязные селенья.
Лужи и туман,
Крепостное разрушенье,
Говор поселян.
От дворовых нет поклона,
Шапки набекрень,
И работника Семена
Плутовство и лень.
На полях чужие гуси,
Дерзость гусенят,—
Посрамлелье, гибель Руси,
И разврат, разврат! (Дм. Минаев)
Топот, радостное ржанье,
Стройный эскадрон,
Трель горниста, колыханье
Веющих знамен,
Пик блестящих и султанов;
Сабли наголо,
И гусаров и уланов
Гордое чело;
Амуниция в порядке,
Отблеск серебра,
— И марш-марш во все лопатки,
И ура, ура!..
<1863> Майор Бурбонов
<Д. Д. Минаев>
Лабораторное занятие № 3
Тема: Структура текста. Функциональная роль повторов
в структуре текста
Необходимый объем знаний: повтор в тексте, его разновидности и функции; словесный (тематический, семантический) ряд, стержневое (ключевое) слово; композиция и ее разновидности; авторская модальность, точки зрения в тексте: оценочная, временная (период времени сюжетного действия и способ описания этого времени); пространственная (оптическая); психологическая (внешняя / внутренняя характеристика персонажа).
Необходимый объем умений: выделять словесные ряды, определять типы и функции повторов – усилительно-выделительную, композиционную, смыслоформирующую.
Основная литература
-
Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.
-
Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Учебник для филологических специальностей вузов. М., 1999.
-
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 45 – 91.
-
Одинцов В.В. Образ автора и структура текста (проблемы поэтики романа Л.Н. Толстого “Война и мир”) // РЯШ. 1978. № 4.
-
Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. – Гл. 1, 3. – С. 256 – 265.
Дополнительная литература
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1982 (и др. издания).
-
Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (любое издание).
-
Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск, 1995. С. 55 – 62.
Текст для анализа:
Главы романа Л.Н. Толстого “Война и мир” (т. 2, ч. 3, гл. 1 – 3).
Нумерация абзацев начинается со следующего высказывания: Весною 1809-го года князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном “ – 1 абзац, соответственно: “Нет, жизнь не кончена в тридцать один год” – 24 абзац.
Практическая часть
Справка.
Словесный тематический ряд образуют повторы слов, связанных между собой парадигматическими отношениями (его аналогом в языковой системе выступает ЛСГ (или ТГ), это отношения: 1) родо–видовые, 2) смыслового сближения по синонимическому типу (фотография, портрет, рисунок, картина; понять, узнать, догадаться, обнаружить, увидеть, заменить); 3) по типу антонимии, 4) полисемии.
В тематический словесный ряд могут также входить слова с более “далекими” семантическими отношениями, например с ассоциативно-образными (связь по недоминирующим семам), паронимические аттрактанты. Главное тематическое слово, представляющие тему, называется стержневым.
Определяя состав тематического ряда “Весна”, обращайте внимание на те слова и словосочетания, которые могут быть отнесены к данному ТП на основе их контекстуальных связей, например: весеннее солнце, весенние облака, оставшийся снег, размытая глина и др. Сюда же следует включить и глаголы, которые обозначают начало движения, действия, процесса, например: облака, разбегавшиеся по... (2-й абзац), поднимая их ... (3-й).
Вопросы и задания:
-
Определите тип авторского повествования в анализируемых главах романа “Война и мир” Л.Н. Толстого. Является ли оно объективным по форме и по существу? Является ли лексически выраженной авторская оценочная точка зрения?
-
Совпадает ли оптическая точка зрения повествователя и главного героя?
-
Определите характер временной точки зрения в указанных главах.
-
Анализируя 1 – 7 абзацы (учтите, что 1 гл. завершается 9 абзацем), определите словесный (семантический) ряд “Весна”.
-
Будет ли относиться к ТП “Весна” слово зелень, представленное в следующем контексте: мелкие ели своею грубою вечною зеленью неприятно напоминали о зиме.
-
Какие смыслы актуализируются в предложениях: Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и сидят задавленные мертвые ели ? (7 абзац)
-
Определите, в каком абзаце появляется слова, организующие ТП “Лес, деревья”, выделите его стержневое слово (слова).
-
Какой смысл имплицируется посредством глаголов и их повтора в предложениях На краю дороги с т о я л дуб... стоял между улыбающимися березами (6 абзац); ...сидят задавленные мертвые ели ... так и стою? (7 абзац).
-
По каким признакам противопоставляются слова-образы дуб, ель, березы? Какой смысл имплицируется посредством данных оппозиций?
-
Выделите случаи антропоморфизма в описании дуба. Определите роль антропоморфизма в изображении внутреннего мира кн. Андрея. (6, 7, 9). Подумайте, какой смысл передает слово весна в предложении Весна, счастье и любовь! (7). Можно ли полагать, что в данном контексте происходит переключение темы “весна” в философский план осмысления жизни?
-
Анализируя 6, 7, 8, 9, абзацы, определите, какая тема акцентируется приемом отождествления “Я” героя и “Я” дуба.
-
Выявите, какие слова составляют содержание словесного ряда “Мысль”, “Надежда” (1 – 9 абзацы и 7 – 9 абзацы). Какую роль играют эти компоненты в изображении внутренней динамики субъективного мира кн. Андрея? Какое развитие получает оппозиция “молодость – старость“ во 2-й главе? Какие слова-образы в данной главе обращены к ассоциативному содержанию концептов “весна”, “березка”? (см. 11 – 15 абзацы)?
-
Составьте план-вопросник анализа фрагмента “описание лунной ночи”. Обратите внимание на слова-образы, благодаря которым осуществляется семантическая взаимосвязь 16 – 19 абзацев с 23 – 24 абзацами.
-
Какие языковые элементы подчеркивают изменения в эмоциональном состоянии кн. Андрея в 19 абзаце?
Выявите сходные отличительные черты в описаниях березовой рощи и дуба в главах 1, 3 (абзацы 3 гл. – 20 – 24).
-
Определите, благодаря каким словам-образам осуществляются дистантные смысловые связи между ключевыми эпизодами, представляющими этапы в духовной биографии кн. Андрея.
Лабораторное занятие № 4 – 5
Тема: Связность и цельность художественного текста,
его структура
-
Необходимый объем знаний: разные типы информации (СФИ, СКИ, СПИ), формы когезии, семантическая трансформация слова, синтагматика и парадигматика художественного образа, парадигма образа; приращение смысла; проспекция, ретроспекция, членимость текста и др. его свойства; ключевые знаки и сильные позиции текста, художественное пространство и время, мифологические, традиционно-литературные образы; тезаурус художественного текста и его доминанты.
Необходимый объем умений: анализировать концептуально-семантическую структуру слова-образа, текста; определять типы когезии, выявлять концептуальную, подтекстовую информацию, делать смысловые инференции.
Литература
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1982.
-
Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.
-
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. § 7 – 9.
-
Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы над курсом. – М. 1988. – с. 36 – 43.
-
Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Учебник для филологических специальностей вузов. М., 1999.
-
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 45 – 91.
-
Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М., 1994.
-
Павлович Н.В. Парадигмы образов в русском поэтическом языке // Вопросы языкознания. 1991. №3.
-
Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.
-
Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. – Гл. 1, 3. – С. 256 – 265.
Оборудование: толковые словари.
Тексты для анализа:
И.А. Бунин. “Un petit accident” (Маленькое происшествие),
Ф. И. Тютчев. Последняя любовь.
Внеаудиторное задание:
-
Анализируя тексты (упр. 33 – 36 из: Купина 1980), определите, какие средства реализуют в них разные виды когезии (сцепления). При этом исходите из следующих положений И.Р. Гальперина:
К традиционно – грамматическим средствам когезии относятся союзы и союзные речения типа в связи с этим, вот почему, однако, так как, поэтому, так же, как и, все дейктические средства (местоимения, союзы и пр.); причастные обороты. Эти средства выступают как средства связи между отдельными предложениями. Но они же служат и средствами связи между более крупными отрезками – СФЕ, абзацами и в этом плане приобретают статус когезии.
Логическими средствами когезии считаются те, которые “укладываются в логико-философские понятия – понятия последовательности, временных, пространственных, причинно-следственных отношений. Эти средства легко декодируются и поэтому не задерживают внимания читателя” (наречия с временной семантикой уже, совсем, вскоре, слова с пространственной семантикой (рядом, вблизи, мимо, вдалеке), формы перечисления (во-первых, во-вторых, графические средства а), б), в); выделение частей высказывания цифрами 1), 2), 3) и т.д. “Именно в логических средствах когезии наблюдается пересечение грамматических и текстовых форм связи. Грамматические средства переакцентируются и таким образом становятся текстовыми, т.е. приобретают статус когезии. В логических средствах когезии наблюдается одновременная реализация двух функций: грамматической и текстообразующей”.