Файл: Планы практических занятий по ФАХТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 1049

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Система практических и лабораторных занятий

Тема: Художественный текст. Принципы анализа.

Образный строй текста

План

Практическая часть

Тема: Жанр как фактор текстопостроения

и смыслопорождения

План

Практическая часть

Тема: Имманентный анализ структурных уровней текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть занятия №3

Практическая часть занятия №4

Тема: Анализ композиционного уровня текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть

Тема: Композиция текста. Композиционный анализ.

Эксперимент как метод анализа

План

Практическая часть

Практическое занятие №7

Тексты для анализа

Практическая часть

Практическое занятие № 10

План

Литература

На севере диком стоит одиноко

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

На севере мрачном, на дикой скале

Чудная картина!

Дополнительная литература

Практическая часть

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12


IV. Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»



Лабораторное занятие № 2

Тема: Сопоставительно-стилистический анализ текста


Необходимый объем знаний: качественные методы и приемы анализа художественного текста, культурно-языковой концепт, методологические принципы, образ художественный и образные языковые средства.

Необходимый объем умений: использование приемов сопоставительно-стилистического, семантико-стилистического, концептуального методов анализа.

Оборудование: Толковые словари, Словарь языка Пушкина, Учебный словарь сочетаемости; тексты для анализа.

Литература

  1. Бельская Л.Л. «Три «чудные картины» // Русская речь. 1995. № 5.

  2. Гаспаров М.Л. Фет безглагольный // Гаспаров М. О русской поэзии. СПб. 2001. С. 27 – 42.

  3. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. § 7 – 9.

  4. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Учебник для филологических специальностей вузов. М., 1999.

  5. Лошаков А.Г. Литературно-критический текст… // Семантика и прагматика слова и текста. Архангельск, 2004. С. 279 – 282; 287 – 292.

  6. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004.

  7. Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. – Гл. 1, 3. – С. 256 – 265.

  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986.

  9. Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Л.В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.


Тексты для анализа

М. Лермонтов. «Сосна»; Горные вершины…

Ф.И. Тютчев. С чужой стороны.

А. Фет. Чудная картина…, Шепот, робкое дыханье…

С. Есенин. Снежная равнина….

Дм. Минаев. Холод, грязные селенья…; Топот, радостное ржанье…; Чудная картина

Задания (внеаудиторные):

  1. Выполните задание № 24, 26 из: [Купина 80: 30, 32].

  2. Прочитайте стихотворение М. Лермонтова «Сосна»:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

  1. Познакомьтесь со статьями Л.В. Щербы и Н.М. Шанского, в которых представлена интерпретация данного стихотворения (См.: Щерба 1957: 97 – 109; Шанский, Махмудов 1999: 256 – 264; Шанский 1979).

Обратите внимание, что трактовка стихотворения Н.М. Шанского полемически заострена против его восприятия Л.В. Щербой. Отталкиваясь от разных значений одного и того же слова, Л.В. Щерба и Н.М. Шанский по-разному представляют себе пейзажную зарисовку, имеющуюся в 1 строфе. Какое это слово? Дает ли контекст строфы основания для категорического выбора конкретного значения этого ключевого слова? Как воспринимаете вы картину 1 строфы?

Согласны ли вы с тем, как толкует стихотворение Л.В. Щерба? Или вы предпочитаете интерпретацию Н.М. Шанского? В чем конкретно проявляется полемическая направленность интерпретации стихотворение Лермонтова в статье Н.М. Шанского?


Есть ли в тексте основание для того, чтобы видеть в нем мысль о духовном одиночестве и жестоком обществе?

Как вы воспринимаете основную мысль стихотворения? Докажите свою точку зрения текстом.

Какова основная мысль перевода того же стихотворения Г. Гейне Ф.И. Тютчевым?

С чужой стороны

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет, одинока…

Аудиторные задания:

1. Сделайте сопоставительно-стилистический анализ текстов Лермонтова и Тютчева. Чем они отличаются в концептуально-смысловом плане? Благодаря какой морфологической категории создается две разные концепции одного и того же исходного текста в переложениях Лермонтова и Тютчева?

2. Сопоставительно-стилистический анализ стихотворений М. Лермонтова «Горные вершины», А. Фета «Чудная картина» и С. Есенина «Снежная равнина…». На каких уровнях текстовой организации и в чем проявляется сродство этих текстов; соответственно, определите, какие разноуровневые элементы структуры текста придают каждому тексту художественную уникальность. Используйте при анализе приемы лингвистического эксперимента (см. Купина 1980: 27 – 31).

А. Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

1842

С. Есенин

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

1925


  1. Прочитайте пародию Дм. Минаева:

Чудная картина!

Грезы всюду льнут:

Грезит кустик тмина,

Грезит сонный пруд,

Грезит георгина,

Даже, как поэт,

Грезит у камина

Афанасий Фет.

Грезит он что в руки

Звук поймал, – и вот

Он верхом на звуке

В воздухе плывет.

Птицы ж щебетали:

«Спой-ка нам куплет

О «звенящей дали», –

Афанасий Фет.

Определите объект пародийной направленности, речевые средства, при помощи которых реализуется пародийная оценка.

4. Пользуясь методом сопоставительно-стилистического анализа, сделайте вывод о сходстве и различии образной системы в стихотворении А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» и пародиях на данный фетовский текст. Какие речевые средства, приемы используют пародисты для пародийной оценки стилистической системы, идеологии произведений поэта.


Холод, грязные селенья.

Лужи и туман,

Крепостное разрушенье,

Говор поселян.

От дворовых нет поклона,

Шапки набекрень,

И работника Семена

Плутовство и лень.

На полях чужие гуси,

Дерзость гусенят,—

Посрамлелье, гибель Руси,

И разврат, разврат! (Дм. Минаев)


Топот, радостное ржанье,

Стройный эскадрон,

Трель горниста, колыханье

Веющих знамен,

Пик блестящих и султанов;

Сабли наголо,

И гусаров и уланов

Гордое чело;


Амуниция в порядке,

Отблеск серебра,

И марш-марш во все лопатки,

И ура, ура!..

<1863> Майор Бурбонов

<Д. Д. Минаев>


Лабораторное занятие № 3

Тема: Структура текста. Функциональная роль повторов

в структуре текста


Необходимый объем знаний: повтор в тексте, его разновидности и функции; словесный (тематический, семантический) ряд, стержневое (ключевое) слово; композиция и ее разновидности; авторская модальность, точки зрения в тексте: оценочная, временная (период времени сюжетного действия и способ описания этого времени); пространственная (оптическая); психологическая (внешняя / внутренняя характеристика персонажа).


Необходимый объем умений: выделять словесные ряды, определять типы и функции повторов – усилительно-выделительную, композиционную, смыслоформирующую.


Основная литература

  1. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.

  2. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Учебник для филологических специальностей вузов. М., 1999.

  3. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 45 – 91.

  4. Одинцов В.В. Образ автора и структура текста (проблемы поэтики романа Л.Н. Толстого “Война и мир”) // РЯШ. 1978. № 4.

  5. Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. – Гл. 1, 3. – С. 256 – 265.

Дополнительная литература

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1982 (и др. издания).

  2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (любое издание).

  3. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск, 1995. С. 55 – 62.

Текст для анализа:

Главы романа Л.Н. Толстого “Война и мир” (т. 2, ч. 3, гл. 1 – 3).

Нумерация абзацев начинается со следующего высказывания: Весною 1809-го года князь Андрей поехал в рязанские именья своего сына, которого он был опекуном “ – 1 абзац, соответственно: “Нет, жизнь не кончена в тридцать один год” – 24 абзац.

Практическая часть

Справка.

Словесный тематический ряд образуют повторы слов, связанных между собой парадигматическими отношениями (его аналогом в языковой системе выступает ЛСГ (или ТГ), это отношения: 1) родо–видовые, 2) смыслового сближения по синонимическому типу (фотография, портрет, рисунок, картина; понять, узнать, догадаться, обнаружить, увидеть, заменить); 3) по типу антонимии, 4) полисемии.

В тематический словесный ряд могут также входить слова с более “далекими” семантическими отношениями, например с ассоциативно-образными (связь по недоминирующим семам), паронимические аттрактанты. Главное тематическое слово, представляющие тему, называется стержневым.

Определяя состав тематического ряда “Весна, обращайте внимание на те слова и словосочетания, которые могут быть отнесены к данному ТП на основе их контекстуальных связей, например: весеннее солнце, весенние облака, оставшийся снег, размытая глина и др. Сюда же следует включить и глаголы, которые обозначают начало движения, действия, процесса, например: облака, разбегавшиеся по... (2-й абзац), поднимая их ... (3-й).


Вопросы и задания:

  1. Определите тип авторского повествования в анализируемых главах романа “Война и мир” Л.Н. Толстого. Является ли оно объективным по форме и по существу? Является ли лексически выраженной авторская оценочная точка зрения?

  2. Совпадает ли оптическая точка зрения повествователя и главного героя?

  3. Определите характер временной точки зрения в указанных главах.

  4. Анализируя 1 – 7 абзацы (учтите, что 1 гл. завершается 9 абзацем), определите словесный (семантический) ряд “Весна”.

  5. Будет ли относиться к ТП “Весна” слово зелень, представленное в следующем контексте: мелкие ели своею грубою вечною зеленью неприятно напоминали о зиме.

  6. Какие смыслы актуализируются в предложениях: Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась и сидят задавленные мертвые ели ? (7 абзац)

  7. Определите, в каком абзаце появляется слова, организующие ТП “Лес, деревья”, выделите его стержневое слово (слова).

  8. Какой смысл имплицируется посредством глаголов и их повтора в предложениях На краю дороги с т о я л дуб... стоял между улыбающимися березами (6 абзац); ...сидят задавленные мертвые ели ... так и стою? (7 абзац).

  9. По каким признакам противопоставляются слова-образы дуб, ель, березы? Какой смысл имплицируется посредством данных оппозиций?

  10. Выделите случаи антропоморфизма в описании дуба. Определите роль антропоморфизма в изображении внутреннего мира кн. Андрея. (6, 7, 9). Подумайте, какой смысл передает слово весна в предложении Весна, счастье и любовь! (7). Можно ли полагать, что в данном контексте происходит переключение темы “весна” в философский план осмысления жизни?

  11. Анализируя 6, 7, 8, 9, абзацы, определите, какая тема акцентируется приемом отождествления “Я” героя и “Я” дуба.

  12. Выявите, какие слова составляют содержание словесного ряда “Мысль”, “Надежда (1 – 9 абзацы и 7 – 9 абзацы). Какую роль играют эти компоненты в изображении внутренней динамики субъективного мира кн. Андрея? Какое развитие получает оппозиция “молодостьстарость“ во 2-й главе? Какие слова-образы в данной главе обращены к ассоциативному содержанию концептов “весна”, “березка”? (см. 11 – 15 абзацы)?

  13. Составьте план-вопросник анализа фрагмента “описание лунной ночи”. Обратите внимание на слова-образы, благодаря которым осуществляется семантическая взаимосвязь 16 – 19 абзацев с 23 – 24 абзацами.

  14. Какие языковые элементы подчеркивают изменения в эмоциональном состоянии кн. Андрея в 19 абзаце?

Выявите сходные отличительные черты в описаниях березовой рощи и дуба в главах 1, 3 (абзацы 3 гл. – 20 – 24).

  1. Определите, благодаря каким словам-образам осуществляются дистантные смысловые связи между ключевыми эпизодами, представляющими этапы в духовной биографии кн. Андрея.








Лабораторное занятие № 4 – 5

Тема: Связность и цельность художественного текста,

его структура


  1. Необходимый объем знаний: разные типы информации (СФИ, СКИ, СПИ), формы когезии, семантическая трансформация слова, синтагматика и парадигматика художественного образа, парадигма образа; приращение смысла; проспекция, ретроспекция, членимость текста и др. его свойства; ключевые знаки и сильные позиции текста, художественное пространство и время, мифологические, традиционно-литературные образы; тезаурус художественного текста и его доминанты.

Необходимый объем умений: анализировать концептуально-семантическую структуру слова-образа, текста; определять типы когезии, выявлять концептуальную, подтекстовую информацию, делать смысловые инференции.

Литература

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1982.

  2. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.

  3. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. § 7 – 9.

  4. Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы над курсом. – М. 1988. – с. 36 – 43.

  5. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. Учебник для филологических специальностей вузов. М., 1999.

  6. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 45 – 91.

  7. Очерки истории языка русской поэзии ХХ в. Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М., 1994.

  8. Павлович Н.В. Парадигмы образов в русском поэтическом языке // Вопросы языкознания. 1991. №3.

  9. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.

  10. Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. – Гл. 1, 3. – С. 256 – 265.

Оборудование: толковые словари.

Тексты для анализа:

И.А. Бунин. “Un petit accident” (Маленькое происшествие),

Ф. И. Тютчев. Последняя любовь.


Внеаудиторное задание:


  1. Анализируя тексты (упр. 33 – 36 из: Купина 1980), определите, какие средства реализуют в них разные виды когезии (сцепления). При этом исходите из следующих положений И.Р. Гальперина:

К традиционно – грамматическим средствам когезии относятся союзы и союзные речения типа в связи с этим, вот почему, однако, так как, поэтому, так же, как и, все дейктические средства (местоимения, союзы и пр.); причастные обороты. Эти средства выступают как средства связи между отдельными предложениями. Но они же служат и средствами связи между более крупными отрезками – СФЕ, абзацами и в этом плане приобретают статус когезии.

Логическими средствами когезии считаются те, которые “укладываются в логико-философские понятия – понятия последовательности, временных, пространственных, причинно-следственных отношений. Эти средства легко декодируются и поэтому не задерживают внимания читателя” (наречия с временной семантикой уже, совсем, вскоре, слова с пространственной семантикой (рядом, вблизи, мимо, вдалеке), формы перечисления (во-первых, во-вторых, графические средства а), б), в); выделение частей высказывания цифрами 1), 2), 3) и т.д. “Именно в логических средствах когезии наблюдается пересечение грамматических и текстовых форм связи. Грамматические средства переакцентируются и таким образом становятся текстовыми, т.е. приобретают статус когезии. В логических средствах когезии наблюдается одновременная реализация двух функций: грамматической и текстообразующей”.