Файл: Планы практических занятий по ФАХТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 1065

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Система практических и лабораторных занятий

Тема: Художественный текст. Принципы анализа.

Образный строй текста

План

Практическая часть

Тема: Жанр как фактор текстопостроения

и смыслопорождения

План

Практическая часть

Тема: Имманентный анализ структурных уровней текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть занятия №3

Практическая часть занятия №4

Тема: Анализ композиционного уровня текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть

Тема: Композиция текста. Композиционный анализ.

Эксперимент как метод анализа

План

Практическая часть

Практическое занятие №7

Тексты для анализа

Практическая часть

Практическое занятие № 10

План

Литература

На севере диком стоит одиноко

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

На севере мрачном, на дикой скале

Чудная картина!

Дополнительная литература

Практическая часть

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Система практических и лабораторных занятий

для дневного отделения


ПЗ № 1 – 12 (24 часа)

ЛБ № 1 – 5 (10 часов)


Практическое занятие № 1


Тема: Художественный текст. Принципы анализа.

Образный строй текста

План


1. Текст как «(1) выраженное в письменной или устной форме (2) упорядоченное и (3) завершенное словесное целое, (4) заключающее в себе определенное содержание, (5) соотносимое с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности, (6) отграниченное от других подобных целых и (7) в случае необходимости воспроизводимое в том же виде» (А.И. Горшков).

2. Художественный текст как информативно-эстетическое целое.

3. Принципы анализа художественного текста.

3.1. Принцип историзма как требование учета характера и особенностей языковой ситуации, синхронной анализируемому тексту, вертикальный контекст произведения.

3.1.1. «Шумы и помехи» (Н.М. Шанский) в художественном тексте.

3.1.2. Контексты художественного произведения: исторический, биографический, литературный, языковой. Изменения контекста во времени и анализ художественного текста.

3.1.3. Комментарий как методический прием. Типы комментариев.

3.1.4. Расширение филологического анализа в сторону культурно-исторического.

  • Принцип учета взаимосвязи, взаимообусловленности формы и содержания произведения.

  • Принцип уровневого подхода к анализу произведения, предполагающий изучение текста как поэтической (художественной) структуры. Имманентный анализ структурных уровней текста.

  • Принцип координации общего и отдельного как требование необходимость учета взаимодействия в тексте общеязыкового, общестилевого, общежанрового и индивидуально-авторского.

4. Объективные и субъективные факторы текстообразования (с одной стороны: языковая норма; функциональный стиль; модальная рамка, отраженный в тексте фрагмент действительности (ситуация, событие) и его концептуально значимый смысл; тип изложения (повествование, рассуждение, описание); жанр; с другой – характер ситуации (реальная, условная); личность автора, его мировоззрение; характер персонажей; идейно-эстетическая направленность произведения.

5. Эксплицитное и имплицитное в художественном тексте. Множественность интерпретаций художественного текста.

6. Системность образных средств в тексте, их соотнесенность с изображаемым миром, сюжетом, друг с другом.

7. Образные средства и подтекст. Образные средства и интертекстуальность.

Основная литература

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. М., 2004. – Гл. 1.

  2. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001. – Гл. 3.

  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Разделы 1; IV.

  4. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. – §§ 5, 7 – 13; 15.

  5. Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы над курсом. М., 1988. С.5 – 27.

  6. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 11 – 24; 75 – 91.

  7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. – Часть 1.

  8. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. – Гл. IV. Разделы 3 – 4, 7.

  9. Шанский Н.М. Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. – Гл. 1, 3. – С. 256 – 265.

  10. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М., 1986.



Дополнительная литература

  1. Винокур Г.О. Понятие поэтического языка. Об изучении языка литературного произведения // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991. – С. 24 – 63.

  2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

  3. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мной…»: Методика анализа стихотворного текста // Русская речь. 1997. №1.

  4. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. М., 1997. – Гл. 2, 7.

  5. Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000.

  6. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. – Л., 1989.

  7. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999. Ч. 4. Текст.

  8. Ковтунова И.И. Поэтическая речь как форма коммуникации // Вопросы языкознания. – 1986. – №1.

  9. Лихачев Д.С. Из комментария к тексту стихотворения «Родина» // Д.С. Лихачев. Литература. Реальность. Литература. Л., 1981. С. 34 – 36.

  10. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л., 1980.

  11. Максимов Л.Ю. Литературный язык и язык художественной литературы // Анализ художественного текста. – М., 1975. – Вып.1

  12. Тураева З.Я. Лингвистика текста. – М., 1986. – Гл. 1.

  13. Степанов Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста // Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988.

  14. Ревзина О.Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста. М., 1999. С. 301 – 316.

  15. Эткинд Е. Разговор о стихах. М., 1970.

  16. Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998.

  17. Якобсон Р.О. Что такое поэзия? Доминанта. // Р.О. Якобсон. Язык и бессознательное. – М., 1986.

Тексты для анализа

А.С. Пушкин. Я вас любил…; Узник.

И.С. Тургенев. Бежин луг

Практическая часть

Вопросы и задания:

1. Как соотносятся понятия поэтический язык, язык художественной литературы и литературный язык? Чем объясняется особое положение языка художественной литературы в системе функциональных разновидностей языка?

2. В чем проявляется эстетическая функция языка? Какие взгляды на этот вопрос известны в науке?

3. А.А. Потебня утверждал, что “о том, имеет ли род смысл, можно судить лишь по тем случаям, где мысли дана возможность на нем сосредоточиться, т.е. по произведениям поэтическим”. Г.О. Винокур оценил это высказывание ученого как “образчик подлинно неграмматического и в то же время художественного языкового мышления” (Винокур 1991:55). На каких основаниях покоятся тезисы

А.А. Потебни и Г.О. Винокура? Определите свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

4. В чем заключается проблема определения текста и чем она обусловлена? Чем отличается художественный текст от других типов текста. Назовите основные категории и свойства текста, раскройте их содержание.

5. Раскройте понятия «уровни текста» и «уровни анализа текста». Как они соотносятся? Раскройте содержание принципа учета взаимосвязи, взаимообусловленности формы и содержания произведения на примере анализа стихотворения А.С. Пушкина «Узник». Составьте историко-культурную справку к этому стихотворению, учитывая такие экстралингвистические параметры, как личность автора, особенности его поэтики и индивидуально-авторского стиля, время написания данного текста, факты биографии поэта, отображенные (?) в стихотворении и т.д. Какими языковыми средствами отображаются ситуации, конституирующие денотативную структуру данного текста? Какими образными средствами и какими смыслами (знаниями) актуализированных концептов выражается авторская оценка данных ситуаций и в конечном итоге идея текста?


6. Прочитайте работу М.М. Бахтина «Проблемы содержания, материала и формы в словесном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975 (и др. издания). Какие задачи эстетического анализа литературного произведения в ней ставятся?

7. В чем проявляется образность произведений художественной словесности? Как следует понимать выражение “образ в слове” и “образ посредством слов”? Из чего рождается художественная образность в стихотворениях А.С. Пушкина “Я вас любил”? “

8. Определите, на какой тип контекста сориентированы подчеркнутые фрагменты в следующих примерах и, соответственно, какого типа комментария они требуют. Прокомментируйте примеры.

1) Прохожу вдалеке и вижу: / Это место – оно моё. / Никого с него не унижу, / даже местность, позор ее. (О. Охапкин). 2) Легко пойдем и по Луне, / Во тьме играющим звездам / На барабане, когда оне Идут под землю навстречу нам (Е. Шварц). 3) …по разумеющему небу / всплывает выросшее солнце. / Деревья совершают требу / В остепененности высоцей (М. Каменкович. Река Смородина). 4) Он [Николай Петрович Кирсанов] едва вынес этот удар [смерть своей жены], поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтоб хоть немного рассеяться… но тут настал 48-й год. Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями» (И.С. Тургенев. Отцы и дети). 5) Гнилые избы, кабаки, Непроходимые дороги, Оборванные мужики, Рогатых баб босые ноги (Неизвестный автор середины XIX в.). 6) – Я уже давно приехала, – сказала она. – Мы с Аграфеной Петровной. – Она указала на Аграфену Петровну, которая в шляпе и ватерпруфе с ласковым достоинством издалека конфузливо поклонилась Нехлюдову, не желая мешать ему (Л. Толстой. Воскресенье»). 7) Там, где горы, убегая, В светлой тянутся дали, Пресловутого Дуная Льются вечные струи… (Ф. Тютчев. Там, где горы убегая…). 8) Уж восемь робертов сыграли (А. Пушкин. Евгений Онегин). 9) Фобласа давний ученик (А. Пушкин. Евгений Онегин).

Справка. Подготовить комментарии к примерам вам помогут следующие работы из списка дополнительной литературы: Зубова 2000; Лихачев 1981. С. 34 – 36; Шанский 1986: 36; 63 – 64; Лотман 1980: 137, 283.

9. Познакомьтесь с анализом образного строя «Бежина луга» И.С. Тургенева в: Николина 2003: 81 – 90. Дополните анализ своими наблюдениями над средствами создания образов мальчиков, оформите их в виде плана-вопросника, отражающего логику вашего анализа.


Практическое занятие № 2

Тема: Жанр как фактор текстопостроения

и смыслопорождения

План

  1. Жанр и жанровая форма литературного произведения.

  2. Первичные речевые жанры и устойчивые риторические формы развития темы в лирическом стихотворении.

  3. Взаимодействие речевых и литературных жанров.

  4. Речевые жанры и адресованная речь.


Основная литература

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. М., 2004. Гл. 1 из Учебника; гл.2 из Практикума..

  2. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. § 9.

  3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. Часть 1.

  4. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004. Гл. 4.

  5. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 25 – 44.



Дополнительная литература

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.

  2. Климова Л. Ассоциативное значение слов в художественном тексте // НДВШ Филологические науки. 1991. № 1.

  3. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1989.

  4. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 2004.

  5. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. Гл. 4.

  6. Эткинд Е. Разговор о стихах. М., 1970.


Тексты для анализа

К. Батюшков. На смерть супруги Ф.Ф. Кокошкина.

А.С. Пушкин. Зимний вечер. Анчар.

О. Мандельштам. Кому зима – арак и пунш голубоглазый…



Практическая часть

Вопросы и задания:

1. В чем заключается существенное различие речевой структуры текстов разных функциональных стилей? Подберите примеры и докажите свои рассуждения анализом конкретных текстов.

2. В чем заключается отличие первичных (простых) от вторичных (сложных) речевых жанров?

3. Проанализируйте композиционно-речевое единство стихотворения О. Мандельштама «Кому зима – арак и пунш голубоглазый…» (1922), опираясь на категории лирического субъекта, адресата сообщения, словарь текста и последовательность тематического развития. Сопоставьте результаты своего анализа текста с анализом, представленным в: Магомедова 2004: 92 – 97.

4. Дайте аргументированный ответ на контрольный вопрос 2 в: Купина 1980: 23.

5. Прочитайте лирические стихотворения, в которых тема развивается:

  • в форме присоединительных перечислительных конструкций: А. Фет. Восточный мотив (1882); Вяч. Иванов. Любовь);

  • в форме сравнения: Ф.И. Тютчев. Как над горячею золой…;

  • в форме параллелизма: И.А. Бунин. Песня; Ф. Сологуб. Качели:

  • в форме периода: М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива; М.Кузьмин. Когда мне говорят «Александрия»… (из цикла «Александрийские песни».

Подберите свои примеры текстов, в которых представлены разные способы развития лирической темы.

6. Докажите, что стихотворение К. Батюшкова «На смерть супруги Ф.Ф. Кокошкина» (1811) написано в жанре элегии, учитывая тему стихотворения, ее особенности, отбор языковых средств. Определите объективные и субъективные факторы текстообразования, проявляющиеся в данном тексте. В каком значении употребляет Батюшков слова любовь, дружба, юность? В чем особенности такого употребления? Упоминая могилу В.И. Кокошкиной, Батюшков использует слова урна, памятник, гробница. Нет ли в этом описании противоречия с реальным предметом? Возможно ли так употребить эти слова в реалистической поэзии? Почему мог Батюшков употребить для обозначения одного и того же предмета разные (отчасти взаимоисключающие) слова? Как проявляется особенность элегического стиля в употреблении слов тис, роза, кипарисны, лозы, светильник? Известно, что элегический стиль насыщен перифразами. Найдите их в анализированном тексте.


7. Проанализируйте стихотворение А.С. Пушкина “Зимний вечер” (Буря мглою небо кроет...), докажите, что все попадающие в лирическое повествование предметы и детали в “Зимнем вечере” важны, поскольку важен характер их восприятия лирическим субъектом и то, как о них здесь говорится. Какой способ (способы) развития лирической темы использует поэт? Раскройте роль косвенной номинации как способа варьирования лирической темы.

7 (индивидуальное задание). С.Н. Бройтман заметил: «В лирике могут сходиться как собственно лирические жанры, так и лирические с лироэпическими… «Анчар» Пушкина – баллада и притча» (Бройтман С.Н. Историческая поэтика», 2001. С. 367). Перечитайте стихотворение «Анчар». Согласны ли вы с мнением исследователя? Аргументируйте свой ответ. Как в стихотворении преобразуются разные жанровые традиции?


Практическое занятие № 3 – 4

Тема: Имманентный анализ структурных уровней текста

План

  1. Принцип смыслового противопоставления в системной организации текста (выдвижение и развитие смысловых оппозиций, с помощью которых создается динамика смысла; смысловые наложения и смысловые оппозиции как факторы, формирующие микротемы текста и определяющие его художественный мир).

  2. Вопрос об уровнях текста. Принцип поуровневого анализа текста и имманентный (структурный) анализ.

  3. Семантико-стилистический метод и его основы.

  4. Анализ семантики текстовых единиц в аспекте принципа координации общего (языкового) и отдельного (индивидуального), что требует учета:

  • отступлений от языковых норм (стандартов);

  • сочетаний предметных и коннотативных элементов смысла;

  • появления семантических обертонов (приращений смысла);

  • роли повторов на всех уровнях организации текста в реализации принципа выдвижения и в выражении разных типов эстетической информации;

  • индивидуальной многозначности слова в рамках отдельного текста;

  • явления лексического синкретизма (совмещения прямого и переносного значений слова как основы метафорического синкретизма; совмещения современного и архаического значений слова как отражения диахронического синкретизма; совмещения русского и иноязычного значений слова как отражения синхронического синкретизма).


Основная литература

  1. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.

  2. Константинова-Витт Н.Г. Зимний вечер // Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы. М., 1988.

  3. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. §§ 5, 7 – 9.

  4. Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы над курсом. М., 1988. С.29 – 35.

  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. Часть 1.

  6. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М., 2004. Гл. 1.

  7. Николина Н.А. Образ Родины в поэзии А. Ахматовой // РЯШ. 1989. № 2. С. 72 – 79.

  8. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

  9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

  10. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.

  11. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. – Гл. III. 1.

  12. Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998.