Файл: Планы практических занятий по ФАХТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2020

Просмотров: 1117

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Система практических и лабораторных занятий

Тема: Художественный текст. Принципы анализа.

Образный строй текста

План

Практическая часть

Тема: Жанр как фактор текстопостроения

и смыслопорождения

План

Практическая часть

Тема: Имманентный анализ структурных уровней текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть занятия №3

Практическая часть занятия №4

Тема: Анализ композиционного уровня текста

План

Тексты для анализа

Практическая часть

Тема: Композиция текста. Композиционный анализ.

Эксперимент как метод анализа

План

Практическая часть

Практическое занятие №7

Тексты для анализа

Практическая часть

Практическое занятие № 10

План

Литература

На севере диком стоит одиноко

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

На севере мрачном, на дикой скале

Чудная картина!

Дополнительная литература

Практическая часть

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

  1. Анализ структуры повествования прозаического текста:

  • Определение типа повествования

  • выявление в тексте субъектно-речевых планов повествователя и героя (персонажей);

  • выделение точек зрения, организующих повествование;

  • установление способов передачи точки зрения героя;

  • описание соотношения субъектных планов повествователя и героя (персонажей) и рассмотрение их роли в композиции целого.

  1. Авторская модальность и формы ее выражение в тексте.

  2. Заглавие, ключевые слова, имя собственное, ремарки в аспекте категории модальности текста.


Основная литература

  1. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000. Гл.4.

  2. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М., 2004.

  3. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

  4. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 14 – 29, 202.

  5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. Гл. 8.

  6. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001. Гл. 7, 12. С.219-224.

  7. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Гл. 2.7. С. 127 – 157.

  8. Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы. М., 1988. С. 52-72.

  9. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.

  10. Солганик Г.А. Стилистика текста. М., 1997. С. 83 – 121.

  11. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Б.А. Успенский. Семиотика искусства. М., 1995.

  12. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. Гл. IV. 6.

  13. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ текста. СПб., 1999. Гл. 6.


Дополнительная литература

  1. Горшков А.И. Русская словесность. М., 1997. Гл. 5 – 6.

  2. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе ХIХ – ХХ вв. М., 1994.

  3. Купина Н.А. Лингвистический анализ текста. М., 1980. § 13.

  4. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

  5. Падучева Е.В. Семантические исследования. Ч.2. Семантика нарратива. Гл.1. Язык художественной литературы как предмет лингвистики. М., 1996. С. 198 – 220.


Тексты для анализа

А.П. Чехов. Ионыч.

Практическая часть

Справка. В процессе лингвистического анализа при определении оценочной точки зрения используется также термин модальность текста. И.Р. Гальперин выделяет субъективно-оценочную модальность, подразделяя ее на фразовую и текстовую. Текстовая модальность выражается не только грамматическими или лексическими средствами, как фразовая, но реализуется также «в характеристике героев, в своеобразном распределении предикативных и релятивных отрезков высказывания, в сентенциях, в умозаключениях, актуализации отдельных частей текста… Субъективно-оценочное отношение к предмету высказывания в большинстве типов текстов не раскрывает сущности явления, а лишь соответственно окрашивает его и дает представление о мироощущении автора высказывания» (Гальперин 1981: 113 – 124, 115 – 116).


Вопросы и задания:

Изучить раздел «Структура повествования» в Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 92 – 101, особо обратив внимание на терминологию план анализа структуры повествования прозаического текста (с. 101).

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч» согласно вопросам в:

  • Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы. М., 1988. С. 60 – 62.

  • Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 108.

Подберите примеры из художественных текстов, соответствующие разным функционально-смысловым типам речи и разным коммуникативным регистрам и охарактеризуйте их.


Практическое занятие № 8 – 9.

Тема: Художественное время и пространство


План

    1. Категория художественного времени, ее системный характер.

    2. Эстетический потенциал грамматических форм времени.

    3. Культурологичекие модели времени:

  • циклическая (круговое, мифологическое время) и «вечное возвращение как ее разновидность;

  • спиралевидная;

  • историческая,

  • линейная.

    1. Свойства художественного времени (многомерность, обратимость, ретроспективность, непрерывность, дискретность).

    2. Темпоральные оси (календарное время, событийное время, перцептивное время) и их взаимодействие.

    3. Пошаговый анализ категории художественного времени:

  • Определение особенностей художественного времени: одномерность или многомерность; обратимость или необратимость; линейность или нарушение временной последовательности;

  • Выделение в темпоральной структуре текста временных планов и рассмотрениеих взаимодействия;

  • Определение соотношения авторского времени (времени повествователя) и субъективного времени персонажей;

  • Выявление сигналов (маркеров) этих форм времени;

  • Рассмотрение всей системы временных показателей в тексте, выявление не только их прямых, но и переносных значений;

  • Установление связи художественного времени и пространства.

    1. Категория художественного пространства. Художественное пространство как семиотическая реальность.

    2. Пространственная архитектоника текста и художественное пространство.

    3. Языковые средства выражения пространственных отношений.

    4. Универсальные пространственные оппозиции (даль/близь, верх/низ, свой/чужой, динамическое/статическое и др.).

    5. Традиционные для литературы образы и формы пространства. Пространства эмблематические, сакральные, мистические, онейрические и др.

    6. Открытые и закрытые пространства. Расширение пространства и эволюция героя.

    7. «Пейзажное мышление» в литературе. Интерьер и его функции. Пространственно-временной континуум и формы хронотопа (циклический, линейный, вечный).

Основная литература

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. М., 2004. – Гл. 1.

  2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике (любое издание).

  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Разделы 1; IV.

  4. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 11 – 24; 75 – 91.

  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. – Часть 1.

  6. Тураева З.И. Лингвистика текста. М., 1986.

  7. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. – Гл. IV. 2.



Тексты для анализа

  1. Бунин И.А. Холодная осень. «В одной знакомой улице».

  2. Цветаева М. Хочу у зеркала, где муть…

  3. А. Вознесенский. Гойя.


Практическая часть занятия № 8

Вопросы и задания:

I. Анализ рассказа И. Бунина «Холодная осень»:

  1. Определите ведущий тип повествования в рассказе, коммуникативную рамку повествователя (настоящее героини, временная и локативная точка отсчета). Чем можно объяснить, что местожительством героини стала Ницца?

  2. Охарактеризуйте композицию рассказа. О чем свидетельствует неравномерность композиционных частей? Охарактеризуйте особенности композиционно-синтаксического членения текста (абзацное). Чем можно объяснить, что вторя рассказа лишена абзацного членения?

  3. Как проявляется ценностное отношение героини к разным событиям? Как оценивает она свое биографическое время?

  4. Найдите высказывания в форме будущего времени, определите, какие смыслы имплицирует соотнесенность данных высказываний.

  5. Какие слова-образы создают образ вечного, ирреального времени? Раскройте смысл сопряжения темы времени и памяти, наблюдаемого в рассказе.

  6. Выделите словесный ряд с локативным значением. Определите функции образов-топонимов.

  7. Раскройте смысловую роль цитации в рассказе.

  8. Какой смысл несет название рассказа.

II. Анализ рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице»

  1. На какие композиционные части членят текст повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. Полонского.

  2. Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом?

  3. Какие аспекты времени особенно значимы для построения этого текста? Назовите речевые средства, которые их выделяют.

  4. Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего?

  5. В чем своеобразие концовки рассказа и неожиданность ее для читателя? Сравните финалы рассказов «Холодная осень» и «В одной знакомой улице». В чем их сходство и различие?


Практическая часть занятия № 9


III. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть / и сон туманящий…»

  1. Жанровая характеристика. Связь с литературной традицией.

  2. Анализ ритмо-метрической структуры.

  3. Анализ фонической структуры.

  4. Мир текста. Анализ лексико-тропеического и грамматического уровня.

  5. Анализ синтаксического уровня. Фигуры.

  6. Концептуально-образная структура.

  7. Характеристика пространства текста. Универсальные оппозиции, конституирующие пространство текста.

IV. Анализ стихотворения А. Вознесенского «Гойя»:

  1. Подготовьте сообщения об испанском художнике Ф. Гойе.

  2. Подготовьте историко-литературный комментарий к стихотворению, определите его ближайший литературный контекст, связь с другими произведениями поэта, с литературной традицией.

  3. Какие слова-образы участвуют в создании образа времени в этом стихотворении?

  4. Охарактеризуйте звуковой уровень текста. Раскройте смысловую роль паронимической аттракции, анаграммирования.

  5. Найдите фольклорные, мифологические, традиционно-литературные образы, определите их смысловую нагрузку.

  6. Какие образы реализуют интертекстуальную связь, докажите, что интертекстуальность служит созданию художественного пространства и времени текста.



Практическое занятие № 10

Тема: Сопоставительно-стилистический метод.

Межтекстовые связи


  1. Сопоставительно-стилистический метод.

  1. Прием сравнения авторских вариантов (редакций) текста.

  2. Прием сравнения авторских текстов и метатекстов (рецензий, отзывов, перепевов, пародий и пр.).

  1. Межтекстовые связи, или цитатность как категория художественного текста.

  1. Вопрос об интертекстуальности в филологической науке.

  2. Межтекстовые связи и интертекстуальность.

  3. Межтекстовые связи и герменевтика.

  4. Приемы межтекстовых связей:

  1. Реминисценции и их виды. Цитата, автоцитата, квазицитата.

  2. Аллюзия.

  3. Эпиграфы и цитатные заглавия.

  4. Текст в тексте.

  5. Прецедентные тексты, высказывания, имена, ситуации.



Основная литература

  1. Арнольд И.В. Проблемы интертекстуальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 1992. Вып.4 (№23).

  2. Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001. Гл. 4, 7, 12.

  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Разделы 1; IV.

  4. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. §§ 5, 7 – 9.

  5. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 11 – 24; 75 – 91.

  6. Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы над курсом. М., 1988. С.29 – 35.

  7. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. Часть 1.

  8. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. Гл. IV. 3.

  9. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. С. 266 – 265.


Дополнительная литература

  1. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М., 1990.

  2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.

  3. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.

  4. Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998.

  5. Смирнов И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. СПб.,1995.

  6. Фатеева Н. А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе // Известия АН. Серия литературы и языка. Т. 56. 1997. № 5. С.12 – 21.


Тексты для анализа

1. А. Пушкин. Памятник.

2. В. Маяковский. Кое-что про Петербург (1913), Нате! (1913).

  1. А. Фет. Печальная береза.

  2. С. Есенин. Береза.

  3. В. Соловьев. Горизонты вертикальные…


Практическая часть

  1. Выполните задания из: Купина 1980: № 28, 29, 45.

  2. Прочитайте статью Н.А. Фатеевой (1997), выпишите определения ключевых понятий теории интертекстуальности.

  3. Приведите примеры различных средств, реализующих межтекстовые связи в художественном дискурсе.

  4. Сделайте сопоставительно-стилистический анализ стихотворений А. Фета «Печальная береза» и С. Есенина «Береза».

Сделайте анализ пародии Вл. Соловьева «Горизонты вертикальные», предварив анализ историко-культурным комментарием.


Лабораторное занятие №1

Тема: Поуровневый анализ текста


Необходимый объем знаний: принципы анализа текста; принцип поуровневого анализа текста; лингвистическое комментирование как методический прием интерпретации текста; язык художественного произведения и его жанр (отбор речевых единиц в произведениях определенного жанра, их повторяемость и воспроизводимость, характер их расположения в тексте, эстетическое преобразование их в составе целого); источники художественной экспрессии; понятие об эстетических оппозициях и доминанте; методика декодирования, «направленческий» анализ.



Необходимый объем умений: анализировать речевую организацию конкретного текста, исходя из принципов и методов ЛАХТ.


Тексты для анализа:

1. А. Пушкин. К Чаадаеву (Любви, надежды, тихой славы…)

2. М.Ю. Лермонтов. И скучно и грустно…

3. И.С. Тургенев. Русский язык; С.А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”.

4. С. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу…»

5. Н. Заболоцкий. Движение.


План

  1. Жанр и особенности отбора речевых средств.

  2. Анализ фонетического уровня уровня. Семантический анализ звуковых повторов.

  3. Рифма и ее функции в тексте. Рифмо-образы.

  4. Анализ лексического уровня. Словарь текста. «Внутренний мир» текста.

  5. Анализ грамматического уровня.

  6. Анализ семантики местоимений. Композиция текста.

  7. «Чужое слово» в поэтическом тексте.


Литература

  1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка.

  2. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск, 1995. С. 55 – 62.

  3. Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998. С. 60 – 64 и др.

  4. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста.§ 7 – 9.

  5. Тураева З.Я. Лингвистика текста... Гл. 2.

  6. Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб., 1999.


I. Анализ стихотворения А.С. Пушкина К Чаадаеву:

Задания:

  • Подготовьте литературно-исторический комментарий к тексту.

  • Покажите, как рифма выполняет функцию композиционного членения текста.

  • Составьте словарь текста, выделите основные словесные ряды (тематические поля). Например: “Внутренний мир человека” (как целое): душа, сердце. “Деспотизм”: гнет, власть, самовластие…”; Родина”: отчизна, Россия и т.д.

  • Подумайте, в какие тематические оппозиции можно объединить выделенные ТП текста.

  • Какие смыслы имплицирует оппозиция: личное, интимное / внеличное, гражданское?

  • Какие ключевые слова организуют композиционно семантическую стройность стихотворения?

  • Какие глаголы эксплицируют психологическую и оценочную точку зрения лирического героя?

  • Какими языковыми средствами представлена в стихотворении тема времени?

  • Сделайте вывод о субъектно-объектной организации текста.

  • Выявите полемический подтекст концовки стихотворения.



II. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно…»

Задания:

  • Членение текста. Композиционная роль рифмы.

  • Композиционная логика текста.

  • Грамматико-синтаксический строй предложений текста.

  • Лирический субъект текста и особенности его репрезентации в тексте.

  • Особенности выражения идеи трагического рокового одиночества человека в мире на лексическом и грамматическом уровне.


III. Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Задания:

  • Рассмотрите смысловую функцию смены местоимений в тексте.

  • Охарактеризуйте особенности построения смысловой структуры текста.

  • Раскройте смысл сопоставления я и ты в тексте.

  • Докажите, что в тексте «искусное чередование грамматических лиц становится средством напряженного драматизма» (Р. Якобсон).