ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2020
Просмотров: 1117
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Система практических и лабораторных занятий
Тема: Художественный текст. Принципы анализа.
Тема: Жанр как фактор текстопостроения
Тема: Имманентный анализ структурных уровней текста
Тема: Анализ композиционного уровня текста
Тема: Композиция текста. Композиционный анализ.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
-
Анализ структуры повествования прозаического текста:
-
Определение типа повествования
-
выявление в тексте субъектно-речевых планов повествователя и героя (персонажей);
-
выделение точек зрения, организующих повествование;
-
установление способов передачи точки зрения героя;
-
описание соотношения субъектных планов повествователя и героя (персонажей) и рассмотрение их роли в композиции целого.
-
Авторская модальность и формы ее выражение в тексте.
-
Заглавие, ключевые слова, имя собственное, ремарки в аспекте категории модальности текста.
Основная литература
-
Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000. Гл.4.
-
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М., 2004.
-
Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
-
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963. С. 14 – 29, 202.
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. Гл. 8.
-
Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001. Гл. 7, 12. С.219-224.
-
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Гл. 2.7. С. 127 – 157.
-
Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы. М., 1988. С. 52-72.
-
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.
-
Солганик Г.А. Стилистика текста. М., 1997. С. 83 – 121.
-
Успенский Б.А. Поэтика композиции // Б.А. Успенский. Семиотика искусства. М., 1995.
-
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. Гл. IV. 6.
-
Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ текста. СПб., 1999. Гл. 6.
Дополнительная литература
-
Горшков А.И. Русская словесность. М., 1997. Гл. 5 – 6.
-
Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе ХIХ – ХХ вв. М., 1994.
-
Купина Н.А. Лингвистический анализ текста. М., 1980. § 13.
-
Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.
-
Падучева Е.В. Семантические исследования. Ч.2. Семантика нарратива. Гл.1. Язык художественной литературы как предмет лингвистики. М., 1996. С. 198 – 220.
Тексты для анализа
А.П. Чехов. Ионыч.
Практическая часть
Справка. В процессе лингвистического анализа при определении оценочной точки зрения используется также термин модальность текста. И.Р. Гальперин выделяет субъективно-оценочную модальность, подразделяя ее на фразовую и текстовую. Текстовая модальность выражается не только грамматическими или лексическими средствами, как фразовая, но реализуется также «в характеристике героев, в своеобразном распределении предикативных и релятивных отрезков высказывания, в сентенциях, в умозаключениях, актуализации отдельных частей текста… Субъективно-оценочное отношение к предмету высказывания в большинстве типов текстов не раскрывает сущности явления, а лишь соответственно окрашивает его и дает представление о мироощущении автора высказывания» (Гальперин 1981: 113 – 124, 115 – 116).
Вопросы и задания:
Изучить раздел «Структура повествования» в Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 92 – 101, особо обратив внимание на терминологию план анализа структуры повествования прозаического текста (с. 101).
Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч» согласно вопросам в:
-
Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы. М., 1988. С. 60 – 62.
-
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 108.
Подберите примеры из художественных текстов, соответствующие разным функционально-смысловым типам речи и разным коммуникативным регистрам и охарактеризуйте их.
Практическое занятие № 8 – 9.
Тема: Художественное время и пространство
План
-
Категория художественного времени, ее системный характер.
-
Эстетический потенциал грамматических форм времени.
-
Культурологичекие модели времени:
-
циклическая (круговое, мифологическое время) и «вечное возвращение как ее разновидность;
-
спиралевидная;
-
историческая,
-
линейная.
-
Свойства художественного времени (многомерность, обратимость, ретроспективность, непрерывность, дискретность).
-
Темпоральные оси (календарное время, событийное время, перцептивное время) и их взаимодействие.
-
Пошаговый анализ категории художественного времени:
-
Определение особенностей художественного времени: одномерность или многомерность; обратимость или необратимость; линейность или нарушение временной последовательности;
-
Выделение в темпоральной структуре текста временных планов и рассмотрениеих взаимодействия;
-
Определение соотношения авторского времени (времени повествователя) и субъективного времени персонажей;
-
Выявление сигналов (маркеров) этих форм времени;
-
Рассмотрение всей системы временных показателей в тексте, выявление не только их прямых, но и переносных значений;
-
Установление связи художественного времени и пространства.
-
Категория художественного пространства. Художественное пространство как семиотическая реальность.
-
Пространственная архитектоника текста и художественное пространство.
-
Языковые средства выражения пространственных отношений.
-
Универсальные пространственные оппозиции (даль/близь, верх/низ, свой/чужой, динамическое/статическое и др.).
-
Традиционные для литературы образы и формы пространства. Пространства эмблематические, сакральные, мистические, онейрические и др.
-
Открытые и закрытые пространства. Расширение пространства и эволюция героя.
-
«Пейзажное мышление» в литературе. Интерьер и его функции. Пространственно-временной континуум и формы хронотопа (циклический, линейный, вечный).
Основная литература
-
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. М., 2004. – Гл. 1.
-
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике (любое издание).
-
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Разделы 1; IV.
-
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 11 – 24; 75 – 91.
-
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. – Часть 1.
-
Тураева З.И. Лингвистика текста. М., 1986.
-
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. – Гл. IV. 2.
Тексты для анализа
-
Бунин И.А. Холодная осень. «В одной знакомой улице».
-
Цветаева М. Хочу у зеркала, где муть…
-
А. Вознесенский. Гойя.
Практическая часть занятия № 8
Вопросы и задания:
I. Анализ рассказа И. Бунина «Холодная осень»:
-
Определите ведущий тип повествования в рассказе, коммуникативную рамку повествователя (настоящее героини, временная и локативная точка отсчета). Чем можно объяснить, что местожительством героини стала Ницца?
-
Охарактеризуйте композицию рассказа. О чем свидетельствует неравномерность композиционных частей? Охарактеризуйте особенности композиционно-синтаксического членения текста (абзацное). Чем можно объяснить, что вторя рассказа лишена абзацного членения?
-
Как проявляется ценностное отношение героини к разным событиям? Как оценивает она свое биографическое время?
-
Найдите высказывания в форме будущего времени, определите, какие смыслы имплицирует соотнесенность данных высказываний.
-
Какие слова-образы создают образ вечного, ирреального времени? Раскройте смысл сопряжения темы времени и памяти, наблюдаемого в рассказе.
-
Выделите словесный ряд с локативным значением. Определите функции образов-топонимов.
-
Раскройте смысловую роль цитации в рассказе.
-
Какой смысл несет название рассказа.
II. Анализ рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице»
-
На какие композиционные части членят текст повторяющиеся в нем цитаты из стихотворения Я. Полонского.
-
Какие временные отрезки отображены в тексте? Как они соотносятся друг с другом?
-
Какие аспекты времени особенно значимы для построения этого текста? Назовите речевые средства, которые их выделяют.
-
Как соотносятся в тексте рассказа планы прошлого, настоящего и будущего?
-
В чем своеобразие концовки рассказа и неожиданность ее для читателя? Сравните финалы рассказов «Холодная осень» и «В одной знакомой улице». В чем их сходство и различие?
Практическая часть занятия № 9
III. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть / и сон туманящий…»
-
Жанровая характеристика. Связь с литературной традицией.
-
Анализ ритмо-метрической структуры.
-
Анализ фонической структуры.
-
Мир текста. Анализ лексико-тропеического и грамматического уровня.
-
Анализ синтаксического уровня. Фигуры.
-
Концептуально-образная структура.
-
Характеристика пространства текста. Универсальные оппозиции, конституирующие пространство текста.
IV. Анализ стихотворения А. Вознесенского «Гойя»:
-
Подготовьте сообщения об испанском художнике Ф. Гойе.
-
Подготовьте историко-литературный комментарий к стихотворению, определите его ближайший литературный контекст, связь с другими произведениями поэта, с литературной традицией.
-
Какие слова-образы участвуют в создании образа времени в этом стихотворении?
-
Охарактеризуйте звуковой уровень текста. Раскройте смысловую роль паронимической аттракции, анаграммирования.
-
Найдите фольклорные, мифологические, традиционно-литературные образы, определите их смысловую нагрузку.
-
Какие образы реализуют интертекстуальную связь, докажите, что интертекстуальность служит созданию художественного пространства и времени текста.
Практическое занятие № 10
Тема: Сопоставительно-стилистический метод.
Межтекстовые связи
-
Сопоставительно-стилистический метод.
-
Прием сравнения авторских вариантов (редакций) текста.
-
Прием сравнения авторских текстов и метатекстов (рецензий, отзывов, перепевов, пародий и пр.).
-
Межтекстовые связи, или цитатность как категория художественного текста.
-
Вопрос об интертекстуальности в филологической науке.
-
Межтекстовые связи и интертекстуальность.
-
Межтекстовые связи и герменевтика.
-
Приемы межтекстовых связей:
-
Реминисценции и их виды. Цитата, автоцитата, квазицитата.
-
Аллюзия.
-
Эпиграфы и цитатные заглавия.
-
Текст в тексте.
-
Прецедентные тексты, высказывания, имена, ситуации.
Основная литература
-
Арнольд И.В. Проблемы интертекстуальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 1992. Вып.4 (№23).
-
Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001. Гл. 4, 7, 12.
-
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998. Разделы 1; IV.
-
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980. §§ 5, 7 – 9.
-
Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. – С. 11 – 24; 75 – 91.
-
Лингвистический анализ художественного текста. Материалы для самостоятельной работы над курсом. М., 1988. С.29 – 35.
-
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. Часть 1.
-
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. Гл. IV. 3.
-
Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб, 1999. С. 266 – 265.
Дополнительная литература
-
Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М., 1990.
-
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. М., 1997.
-
Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.
-
Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998.
-
Смирнов И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. СПб.,1995.
-
Фатеева Н. А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе // Известия АН. Серия литературы и языка. Т. 56. 1997. № 5. С.12 – 21.
Тексты для анализа
1. А. Пушкин. Памятник.
2. В. Маяковский. Кое-что про Петербург (1913), Нате! (1913).
-
А. Фет. Печальная береза.
-
С. Есенин. Береза.
-
В. Соловьев. Горизонты вертикальные…
Практическая часть
-
Выполните задания из: Купина 1980: № 28, 29, 45.
-
Прочитайте статью Н.А. Фатеевой (1997), выпишите определения ключевых понятий теории интертекстуальности.
-
Приведите примеры различных средств, реализующих межтекстовые связи в художественном дискурсе.
-
Сделайте сопоставительно-стилистический анализ стихотворений А. Фета «Печальная береза» и С. Есенина «Береза».
Сделайте анализ пародии Вл. Соловьева «Горизонты вертикальные», предварив анализ историко-культурным комментарием.
Лабораторное занятие №1
Тема: Поуровневый анализ текста
Необходимый объем знаний: принципы анализа текста; принцип поуровневого анализа текста; лингвистическое комментирование как методический прием интерпретации текста; язык художественного произведения и его жанр (отбор речевых единиц в произведениях определенного жанра, их повторяемость и воспроизводимость, характер их расположения в тексте, эстетическое преобразование их в составе целого); источники художественной экспрессии; понятие об эстетических оппозициях и доминанте; методика декодирования, «направленческий» анализ.
Необходимый объем умений: анализировать речевую организацию конкретного текста, исходя из принципов и методов ЛАХТ.
Тексты для анализа:
1. А. Пушкин. К Чаадаеву (Любви, надежды, тихой славы…)
2. М.Ю. Лермонтов. И скучно и грустно…
3. И.С. Тургенев. Русский язык; С.А. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”.
4. С. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу…»
5. Н. Заболоцкий. Движение.
План
-
Жанр и особенности отбора речевых средств.
-
Анализ фонетического уровня уровня. Семантический анализ звуковых повторов.
-
Рифма и ее функции в тексте. Рифмо-образы.
-
Анализ лексического уровня. Словарь текста. «Внутренний мир» текста.
-
Анализ грамматического уровня.
-
Анализ семантики местоимений. Композиция текста.
-
«Чужое слово» в поэтическом тексте.
Литература
-
Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка.
-
Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск, 1995. С. 55 – 62.
-
Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998. С. 60 – 64 и др.
-
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста.§ 7 – 9.
-
Тураева З.Я. Лингвистика текста... Гл. 2.
-
-
Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ художественного текста. СПб., 1999.
I. Анализ стихотворения А.С. Пушкина К Чаадаеву:
Задания:
-
Подготовьте литературно-исторический комментарий к тексту.
-
Покажите, как рифма выполняет функцию композиционного членения текста.
-
Составьте словарь текста, выделите основные словесные ряды (тематические поля). Например: “Внутренний мир человека” (как целое): душа, сердце. “Деспотизм”: гнет, власть, самовластие…”; “Родина”: отчизна, Россия и т.д.
-
Подумайте, в какие тематические оппозиции можно объединить выделенные ТП текста.
-
Какие смыслы имплицирует оппозиция: личное, интимное / внеличное, гражданское?
-
Какие ключевые слова организуют композиционно семантическую стройность стихотворения?
-
Какие глаголы эксплицируют психологическую и оценочную точку зрения лирического героя?
-
Какими языковыми средствами представлена в стихотворении тема времени?
-
Сделайте вывод о субъектно-объектной организации текста.
-
Выявите полемический подтекст концовки стихотворения.
II. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно…»
Задания:
-
Членение текста. Композиционная роль рифмы.
-
Композиционная логика текста.
-
Грамматико-синтаксический строй предложений текста.
-
Лирический субъект текста и особенности его репрезентации в тексте.
-
Особенности выражения идеи трагического рокового одиночества человека в мире на лексическом и грамматическом уровне.
III. Анализ стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Задания:
-
Рассмотрите смысловую функцию смены местоимений в тексте.
-
Охарактеризуйте особенности построения смысловой структуры текста.
-
Раскройте смысл сопоставления я и ты в тексте.
-
Докажите, что в тексте «искусное чередование грамматических лиц становится средством напряженного драматизма» (Р. Якобсон).