Файл: Ответы к экзамену по возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 1730

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закономерности:

Фрейд создал две модели психики: топологическая и структурная.

Топологическая включает: сознательное (контролируется в данную секунду; то, что сейчас говорю); предсознательное; бессознательное (наши желания, потребности, которые не осознаются, но проникают в сознание; то, что неприлично; инстинкты: эрос, тонатос).

Структурная включает: Сверх Я (Супер Эго) – нельзя, запреты (у взрослых); Я (Эго) – оно осуществляет выбор; Оно (Ид) – хочу (у ребенка)

Взрослые отличаются от ребенка: у них есть Сверх – Я, поэтому и психическое развитие понимается, как формирование механизма контроля.


Так как требования к Я со стороны Оно, Сверх – Я и реальности не совместимы, неизбежно его пребывание в состоянии конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных «защитных механизмов»:

  • Вытеснение (непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.)

  • Проекция (перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти)

  • Регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления)

  • Сублимация (запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества)

А.Адлер

Основа человека – не природные инстинкты, а общественное чувство, котороя является врожденным, но должно быть социально развито.

Также был против расчленения личности на 3 структуры. Считал, что личность едина и ее основная цель – стремление к превосходству.

Но это стремление не всегда может быть осуществлено и у человека появляется чувство неполноценности.

Основное содержание бессознательного – чувство неполноценности.

Чувство неполноценности универсально, свойственно всем людям, но это чувство неприятно и люди пытаются избавиться от него. Это хорошо, так как это подталкивает людей к развитию.

Когда есть чувство неполноценности, мы пытаемся компенсировать его. Появляется стремление к самосовершенствованию (но не к совершенству) – это первый механизм психического развития.

Второй механизм психического развития – социальный интерес (интерес к интересам других людей) Выделяют: альтруизм (когда человек стремится, чтобы все вокруг были счастливы за счет него); ненужные (без целей); псевдокомпенсация (манипуляция другими людьми); адекватная компенсация.

Неадекватные компенсации происходят у людей, у которых сформировался комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности – негативное самоотношение.

Причины формирования комплекса неполноценности:

  • Физический дефект

  • Отвержение детей родителями

  • Гиперопека родителями

Факторы развития: биологический фактор, среда (должна быть благоприятной, чтобы не привести к формированию комплекса неполноценности)


Комплекс неполноценности преодолевается с помощью различных компенсаций:


  • Успешная компенсация чувства неполноценности

  • Сверхкомпенсация – одностороннее приспособление к жизни

  • Уход в болезнь – человек не может полностью освободиться от человеческого непонимания.



Вопрос 7. Проблемы психического развития в неопсихоанализе (А.Фрейд, К. Хорни) Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

    1. Меньше внимания уделяется сексуальным отношениям

    2. В исследованиях акцент переносится с Ид на Эго

    3. Больший оптимизм (личность формируется всю жизнь, а не до 6 лет)

    Карен Хорни

    1. Основное содержание бессознательного – чувство тревоги

    2. Неадекватная тревога. Неадекватная тревога возникает из-за двух видов потребностей:

    • Биологические потребности (выживание)

    • Социальные потребности (потребность в любви)

    От удовлетворения потребности в любви зависит психическое здоровье.

    Если недостаточно удовлетворяются биологические потребности, формируется физиологическая тревога. А если не удовлетворяются социальные потребности, формируется психическая тревога.

    1. «Я-реальное» (то, что я думаю про себя; самооценка своего уровня развития)

    «Я-идеальное» (то, каким я хочу быть)

    «Я в глазах других» (как я понимаю, что обо мне думают другие)

    Эпигенетическая теория Эриксона

    Эпигенетический закон – эмбрион в развитии должен пройти определенные стадии (перепрыгивать ничего нельзя)

    Этот закон Эриксон перенес на онтогенез.

    Основное содержание бессознательного:

    • Эгоидентичность – стремление быть собой. Создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я (индивидуальности)

    • Групповая идентичность – стремление быть среди людей, членом группы.


    Структуру личности трактует как и Фрейд. Когда мы хотим – это ОНО, когда мы должны – это СВЕРХ-Я, а «мертвая точка» - это Я.

    Постоянно балансируя между крайностями этих двух инстанций, «Я» использует защитные механизмы, которые позволяют человеку прийти к компромиссу.

    Эриксон использовал психоисторические методы – применение психоанализа к истории.


    Каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

    Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в социальную группу мироощущения.

    Формирование эгоидентичности (целостности личности) продолжается на протяжении всей жизни и проходит ряд стадий.

    Всего 8 стадий:

    • Младенчество. Базальное доверие / базальное недоверие

    • Раннее детство. Автономия / стыд и сомнение.

    • Игровой возраст. Инициативность / вина

    • Младший школьный возраст. Трудолюбие / неполноценность.

    • Школьный возраст (юность). Эго - идентичность / ролевое смешение

    • Ранняя взрослость. Достижение близости / изоляция.

    • Средняя взрослость. Продуктивность / инертность.

    • Возраст мудрости или старости. Целостность эго/ отчаяние


    Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.

    Решение каждой из этих задач сводится к установлению определенного соотношения между двумя крайними полосами.

    То есть развитие личности – это результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития.

    Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности

    Кризисы (по Эриксону) – это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».



    Вопрос 8. Учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. Закономерности развития интеллекта. Качественные особенности детского мышления. Стадии интеллектуального развития.

    Предмет: интеллект и его развитие.

    Факторы: среда, наследственность

    Движущая сила: адаптация. Развитие интеллекта происходит потому, что нужно адаптироваться, то есть интеллект обеспечивает адаптацию.

    Методы: метод клинической беседы. Пиаже критиковал тесты, которые не позволяют изучить динамику интеллектуального развития. Использовал также эксперимент.

    Связь обучения и развития: обучение должно опираться на развитие, оно может его ускорить или замедлить, но качественно изменить не может.


    Выявленные закономерности:

    Интеллект – структура познавательных операций. У взрослых – это структура логических операций.

    Логические операции – это умственные обратимые преобразования.

    Генетическая психология изучает как происходит переход от одних форм мыслительной деятельности к другим, от простой структуры умственной деятельности к более сложной и каковы причины этих структурных преобразований. Она изучает сходство и различие между психической жизнью ребенка и взрослого человека.

    Выделил два процесса адаптации:

    • Процесс ассимиляции – приспособление объектов среды к своим возможностям.

    • Процесс аккомодации – изменение организма в ответ на требования среды. Освоение новых познавательных схем.

    Выработка новых схем:

      • Дифференциация – расчленение на более мелкие этапы.

      • Интеграция – объединение ранее не связанных схем.

    Периодизации:

    1 Характеристика – направленность. Аутистическая мысль направлена на удовлетворение потребностей. Социализированная мысль – на познание мира. Эгоцентрическая мысль – и на то и на другое.

    2 Характеристика – осознанность. Аутистическая – не осознанно. Эгоцентрическая – не осознанно. Социализированная – осознанно.

    3 Характеристика – связь с речью. Аутистическая – не вербальна. Эгоцентрическая – эгоцентрическая речь. Социализированная – вербальна.


    Суть не в гипертрофии собственного я, а наоборот в игнорировании собственной позиции.

    Экстериоризация – направленность от внешнего к внутреннему.


    Эгоцентризм у ребенка – если я тебя не вижу, то и ты меня не видишь. Скрытая умственная позиция – игнорирование собственной позиции.

    Эгоцентризм у взрослого – основан на личных качествах, осознанное неприятие других мнений.

    Трансдукция (встречается у детей) – переход от частного к частному, пропуская общее.

    Дедукция и индукция встречается у взрослых.


    Преодоление эгоцентризма:

    • Осознание своей точки зрения

    • Осознание других точек зрения

    • Понимание относительности мнений, позиций


    Особенности детского мышления.


    Ж. Пиаже впервые при помощи собственного метода, названного «клиническим», исследовал особенности детского мышления, детской логики. Он показал, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого человека и в процессе развития претерпевает качественные изменения.

    Все особенности детского мышления (интеллектуальный реализм, синкретизм, непонимание отношений, трудность осознания, неспособность к рефлексии) основываются на его главной особенности – эгоцентризме.

    Эго центрическую мысль Пиаже считает связующим генетическим звеном, промежуточным образованием в истории развития мышления от аутического – подсознательного, индивидуального к направленному разумному – сознательному и социальному мышлению. То есть, ряд существенных положений Пиаже заимствует из психоанализа: то, что принцип удовольствия, управляющий аутистическим мышлением, предшествует принципу реальности, управляющему логикой разумного мышления. Биологическое и социальное представлены у Пиаже как две внешние и механически действующие друг на друга силы.

    Эгоцентрический характер мысли ребенка неразрывно связан по - Пиаже с самой психологической природой ребенка и его проявления всегда неизбежны, независимо от опыта.

    Все разговоры детей Пиаже делит на две группы:

    эгоцентрическая речь, в которой ребенок разговаривает сам с собой, ни к кому не обращаясь, Пиаже считает ее побочным продуктом детской активности (Выготский называет такую речь словесным аккомпанементом детской деятельности). Бóльшая половина высказываний ребенка до 6 – 7 лет эгоцентрична, по мере роста ребенка ее коэффициент постепенно падает и к 7-8 годам приближается к нулю;

    социализированная речь, с которой ребенок обращается к другим: просит, требует, задает вопросы и т.д.

    Учение о стадиях интеллектуального развития

    Стадии. Возраст. Характеристика.


    • Сенсо-моторный интеллект. 0-2. Ребенок познает мир с помощью ощущений и движения. Внешние необратимые операции осуществляются с конкретным материалом.

    • Предоператорные операции. 2-6. Познавательные операции становятся внутренними, но необратимым, осуществляются с конкретным материалом, представленным в образах.

    • Конкретные операции. 6-11. Познавательные операции внутренние и уже обратимые. Осуществляются с конкретным материалом, представленным в образах.

    • Формальные операции. 12-18. Внутреннее мышление, обратимое, осуществляется с абстрактным (символичным или знаковым) материалом. Появляются способность мыслить формально, способность мыслить гипотетико-дедуктически, рефлексия (отражение внутреннего мира, собственного мышления)




    Вопрос 9. Культурно – историческая концепция психического развития Л.С. Выготского. Предмет и метод исследования. Понятие высших психических функций, закон их развития. Условия и движущие силы психического развития.

    Концепция Выготского посвящена высшим психическим функциям.

    Предмет: сознание – как сложная динамическая система психических функций (весь опыт человека)

    Факторы: наследственность, среда как общение, активность самой личности

    Движущая сила: обучение

    Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем становится достоянием самого ребенка.

    Метод: экспериментально-генетический метод (создается экспериментальная ситуация для детей разных возрастов). В результате выявлены закономерности функционирования психики.

    Связь обучения и развития: обучение не тождественно развитию.

    Обучение – процесс освоения культурно-исторического опыта

    «Развитие – есть процесс формирования человека как личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях.»

    Психическое развитие – это освоение ребенком культурных высших форм внешней и внутренней деятельности.


    Сознание – динамическая структура единства психических функций и опыта.

    Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.


    Сознание представляет собой систему, включающую два вида психических функций:

    • Натуральные. Они врожденны, как и у животных обусловлены особенностями организма (рефлексы, ощущения, непроизвольное внимание…) Качественные отличия:

      • Неопосредствованность

      • Неосознанность

      • Непроизвольность

      • Доминирует восприятие. В структуре доминирует аффективное восприятие (эмоционально заряженное, то что ярко окрашено, воздействует на эмоции) Могут изменяться только количественно

    • Высшие. Формируются при жизни и только при определенных условиях. Качественные изменения:

    • Опосредствованность. Человеческое взаимодействие с миром осуществляется с помощью средств. Для внешней деятельности средство – орудие. Для внутренней, психической деятельности средство – знаки, символы.

    • Осознанность. Осознание – есть вербализация своих состояний. Осознать значит сказать.

    • Произвольность – волевые усилия с помощью речи – приказ самому себе.

    • Интеллектуализированнность. Они все образовывают структуру, где доминирует мышление.