Файл: Ответы к экзамену по возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 1731

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ - пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Принуждение - пед. воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ - методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффективность организации, методов и средств обучения и т. д. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.); практические (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль.



Вопрос 4. Биогенетический подход в детской психологии (Ст. Холл, Э. Мейман, П.П. Блонский, К. Бюлера). Теория конвергенции В. Штерна.

    • Развитие психики рассматривалось как саморазвертывание наследственно заложенной программы, обеспечивающее адаптацию ребенка к условию среды.

    • Ведущий фактор – наследственность (всё биологически предопределено)

    • Два направления биогенетических теорий:

      1. Теории рекопетуляции – здесь отождествляются филогенез и онтогенез; в основе биогенетический закон (Холл): онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

      2. Нормативный подход – разрабатывали нормы психического развития, но утверждали, что также все биологически предопределено.

Концепция рекопетуляции Холла.

Предмет исследования: особенности психики детей и подростков.

Методы: экспериментальные, опросники, статистические.

Ведущий фактор: наследственность. Ребенок от рождения обладает не только биологическими, но и социальными инстинктами. (Стремление учиться, любовь к дому, родительство – инстинктивно заложено в человеке, так как присутствует у всех)

Движущая сила: адаптация, так как среда может лишь способствовать или препятствовать развертыванию этих инстинктов.

Обучение не может качественно изменить развитие, оно должно следовать за социальными инстинктами.


Периодизация Холла - Гетченса.

Критерий: способ добывания пищи

Особенности, наблюдаемые у детей определенного возраста, объяснял изменением способа добывания пищи.


В филогенезе 5 стадий:

1 стадия – рытья и копания. В филогенезе – собирательство. В онтогенезе – (0-5 лет) дети любят играть с песком.

2 стадия – охоты и захвата. Филогенез – охота. Онтогенез – (5-11) проявляется замкнутость и настороженность ко всем окружающим, появляется агрессивность, жестокость, стремление делать многие вещи тайком.

3 стадия – пастушеская стадия. Филогенез – скотоводство. Онтогенез – (8-12) характерно желание иметь домашних животных, появляется стремление к любви и ласке, стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия.

4 стадия – земледельческая. Филогенез – земледелие. Онтогенез – (11-15) интерес к явлениям природы, садоводству, здесь зарождается наблюдательность и осмотрительность.

5 стадия – промышленности. Филогенез – промышленность (новое время). Онтогенез – (14-20) осознание роли науки, стремление к накопительству.


Холл считал, что ребенок должен пройти обязательно все стадии (нужно создать условия).


Павел Петрович Блонский. Закон повторяемости форм развития.

Исследовал одаренность детей.

Выделил два вида наследственности: хроматин (гены), социальная наследственность (опыт предков, их уровень образования и культуры).

Критерием его периодизации является память.

Выделил четыре вида памяти:

1. Двигательная. Филогенез – простейшие. Онтогенез – новорожденные.

2. Эмоциональная. Филогенез – черви. Онтогенез – первые полгода жизни.

3. Образная. Филогенез – млекопитающие. Онтогенез – со 2го полугодия.

4. Словесно логическая. Филогенез – человек. Онтогенез – после первого года жизни.


Дантиция – критерий по появлению и смене зубов.

1 ст. Беззубое детство (0,8 мес – 2,5 года)

2 ст. Детство молочных зубов (2,5 – 6,5 лет)

3 ст. Детство постоянных зубов (6,5 лет – до появления зуба мудрости)


Эрнст Мейман (Биогенетический закон)

Предмет исследования: разработка психологических основ обучения и воспитания.

Ведущий фактор: наследственность. (Достижения в развитии интеллекта обуславливаются наследственностью)

Движущая сила: адаптация (потому что окружающее позволяет ускорить или замедлить развитие)

Выделил 3 стадии интеллектуального развития:

1 стадия. Фантастический синтез (Картина мира строится человеком на основе вымышленных законов) Филогенез – первобытные люди. Онтогенез – дошкольник (0-7 лет)

2 стадия. Анализ (Отдельные явления мира объясняются с научной точки зрения) Филогенез – античный, средневековый человек. Онтогенез – младший школьник (7-12 лет)

3 стадия. Рассудочный синтез (Строится научная картина мира) Филогенез – новое время. Онтогенез – подростки.


Карл Бюлер. Теория преформизма.

Предмет: духовное развитие ребенка.

Особое внимание уделял интеллекту.

Ведущий фактор: наследственность (ею определена направленность личности).

Выделял стадии развития интеллекта:

1. Инстинкт. Филогенез – низшие животные. Онтогенез – новорожденные.


2. Дрессура. Филогенез – позвоночные. Онтогенез – младенцы (0-1 год).

3. Интеллект. Филогенез – антропоиды (человек). Онтогенез – с одного года и далее.


В.Штерн. Персоналистическая теория.

Теории конвергенции (развитие – результат схождения (конвергенции) двух факторов – и наследственности и окружающей среды.)

Все достижения человека – это результат совокупности этих двух факторов.

(Например, речь появляется у всех детей около 1,5 лет – влияние наследственности. НО словарный запас у всех разный – влияние среды)

Чем младше ребенок, тем большее влияние оказывает наследственный фактор; Чем старше – тем большее влияние оказывает социальный фактор.

Периодизация основана на биогенетическом подходе. Онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества.

1. Онтогенез – младенческий возраст. Филогенез: 1ое полугодие – млекопитающие; 2ое полугодие – высшие обезьяны.

2. Онтогенез – ранний возраст. Филогенез – начальный этап развития (австралопитеки)

3. Онтогенез – дошкольный возраст. Филогенез – первобытный человек

4. Онтогенез – младший школьный возраст. Филогенез – античность

5. Онтогенез – средний школьный возраст. Филогенез – средневековье

6. Онтогенез – юность. Филогенез – эпоха Просвещения

7. Онтогенез – зрелость. Филогенез – Новое время

Развитие подготавливает обучение.



Вопрос 5. Американская психология развития. Концепция научения в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж. Уотсон, Б.Скиннер, А. Бандура, Сирс).

Предмет: поведение

Факторы: среда (человек – продукт среды)

Движущая сила: адаптация

Методы: наблюдение, эксперимент (проводили над низшими животными, так как человек и животное имеют одни и те же биологические законы)

Связь обучения и развития: Обучение отождествляется с развитием. (Развитие = обучение)

Проблема периодизации: Периодизации нет


Бихевиоризм возник в начале XX века.

В основе бихевиоризма – концепция прагматистов. (они просчитывают, составляют планы; целесообразные, т.е. все ненужные вещи выбрасывают; мера ценности – вещи, в том числе и человек, определяется ее практическим результатом)


Предмет исследования – поведение – это единственное, что доступно объективному изучению, наблюдению и эксперименту.

Поведение – система реакций организма на внутренние и внешние стимулы.

(Мышление и эмоции – это внутреннее поведение, которое проявляется внешне)

У всех людей, животных поведение проявляется по одним и тем же законам.


Закономерности развития и функционирования психики.

Поведение состоит из актов (стимул – реакция)

Все психические функции – есть внутренние действия, поэтому психика формируется при жизни. Изначально все дети обладают одинаковыми способностями, в процессе развития человек осваивает необходимый для выживания набор навыков, получается, что человек – продукт среды.



Главный вопрос – как осуществляется научение.

Научения: классическое (Уотсон), оперантное (Скиннер), социальное (необихевиоризм)


Классическое научение Уотсона.

Механизм заимствован у Павлова

Научение осуществляется путем образования ассоциативных связей между условным и безусловным стимулами.

Безусловный стимул + Условный стимул = Условная реакция.

Безусловные стимулы – стимулы, которые непосредственно вызывают реакцию.

Условные стимулы – стимулы, которые ассоциативно связаны с безусловными.


Оперантное научение Скиннера.

Поведение определяется не только стимулом, но и последствием.

Последствие бывает благоприятные и неблагоприятные. Если последствия благоприятны для организма, то вероятность повторения опыта в будущем усиливается. Неблагоприятные делятся на наказание и отрицательное последствия. Отрицательное подкрепляет, усиливает другое поведение (убираем то, что доставляет неудобство). Наказание делится на негативное (с убавлением: я тебя не знаю, я тебя больше не люблю…) и позитивное (с добавлением к ситуации: посадить в тюрьму, поставить в угол.)

Стимулы:

  • Первичные (связаны с биологическими потребностями)

  • Вторичные (ассоциативно связаны с первичными)

  • Социальные (лесть, похвала, внимание)


Социальное научение (необихевиоризм)

Отличие в том что в формулу стимул – реакция добавляется промежуточная переменная.

  1. Стимул – интеллект – Реакция.

Вместо интеллекта может быть восприятие, оценка, прогнозирование… т.е. высшие психические функции.

Это социально-когнитивное научение А. Бандура. (бихевиоризм + когнитивная психология)

Человеку нет необходимости осваивать поведение методом проб и ошибок, он может научиться через подражание другим людям, для этого необходимо 4 условия:

  • Восприятие образца

  • Запоминание образца

  • Моторные навыки

  • Мотивация

Образцы для подражания – эмоционально привлекательные!

  1. Стимул – эмоции (переживания) – Реакция

Это социальное научение. Джордж Мидт. (бихевиоризм + психоанализ)

Все люди играют роли (социальные роли). Эти роли проигрываются от ожидания окружающих.


Общие позиции бихевиоризма и необихевиоризма:

  • Изучают формирования поведения

  • Отрицают врожденные предпосылки; Поведение – это результат воспитания

  • Ведущий фактор – среда

  • Движущая сила поведения – адаптация




Вопрос 6. Психоаналитические теории развития ребенка. Концепции развития личности З. Фрейда и А. Адлера.

В основе психоаналитической теории лежит философия Фрейдизма.

Человек – существо биологическое, управляемое бессознательными инстинктами.

Предмет: бессознательное

Факторы: наследственность, среда (общество налагает запреты, предъявляет требования, впоследствии это интериоризируется – т.е. становится внутренним - Сверх-Я).

Движущая сила: адаптация


Методы: – интерпретация сновидений, ошибок, описок, оговорок, потерянных вещей, анализ свободных ассоциаций, психоанализ – предназначен для диагностики и лечения неврозов.

Связь обучения и развития: Воспитание (обучение) должно опираться на уже имеющиеся предпосылки… на уже созревшее – соответственно возрасту

Психологическое развитие понимается как формирование механизма контроля.

Проблема периодизации:

Фрейд выделил 5 стадий:

  • Оральная (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

  • Анальная (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я»

  • Фаллическая (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

  • Латентная (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

  • Генитальная (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.