ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2020
Просмотров: 1729
Скачиваний: 36
Изменяются и количественно и качественно
Закон высших психических функций. Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, то есть как функция иетерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интропсихическая (то есть ИНТЕОРИОРИЗИРУЮТСЯ).
Условия и движущие силы развития
По Выготскому обучение – движущая сила развития
Но обучения не тождественно развитию и не всегда является его движущей силой, может случиться так, что оно будет бесполезно, или даже затормозит его…
Обучение должно ориентировать развитие на зону ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – это разница расстояния между уовнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития.
Актуальный уровень развития – уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно.
Возможный уровень развития – уровень трудности задач, решаемый под руководством взрослого.
Выготский: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».
Виды обучения:
-
Спонтанное. В дошкольном возрасте ребенок сам может обучаться по своей инициативе.
-
Реактивное. Обучение по программе.
Если в спонтанном ребенок сам изучал, например, кубик, то в реактивном его направляют на изучение цвета, размера…
-
Спонтанно – реактивное. Переход от одного вида обучения к другому.
Факторы (условия) психического развития:
1. Биологические предпосылки. (Морфофизиологические особенности головного мозга)
Кора больших полушарий лучше развита у человека, что отвечает за обучаемость. Подкорковое лучше развито у животных, что обеспечивает врожденные процессы – рефлексы, инстинкты.
2. Среда как общение.
Среда не является условием. Среда – источник психического развития. Условием является общение. Поэтому только при взаимодействии с окружающими ребенок осваивает культурно-исторический опыт.
Общение – есть взаимодействие субъектов, которые осуществляют передачу культурно – исторического опыта
3. В отечественной психологии наряду с такими факторами развития, как наследственность и среда, появляется еще и активность самого субъекта.