Файл: Ответы к экзамену по возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2020

Просмотров: 1729

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменяются и количественно и качественно

Закон высших психических функций. Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная деятельность, то есть как функция иетерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интропсихическая (то есть ИНТЕОРИОРИЗИРУЮТСЯ).

Условия и движущие силы развития

По Выготскому обучение – движущая сила развития

Но обучения не тождественно развитию и не всегда является его движущей силой, может случиться так, что оно будет бесполезно, или даже затормозит его…

Обучение должно ориентировать развитие на зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это разница расстояния между уовнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития.

Актуальный уровень развития – уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно.

Возможный уровень развития – уровень трудности задач, решаемый под руководством взрослого.

Выготский: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».

Виды обучения:

    1. Спонтанное. В дошкольном возрасте ребенок сам может обучаться по своей инициативе.

    2. Реактивное. Обучение по программе.

    Если в спонтанном ребенок сам изучал, например, кубик, то в реактивном его направляют на изучение цвета, размера…

      1. Спонтанно – реактивное. Переход от одного вида обучения к другому.

      Факторы (условия) психического развития:

      1. Биологические предпосылки. (Морфофизиологические особенности головного мозга)

      Кора больших полушарий лучше развита у человека, что отвечает за обучаемость. Подкорковое лучше развито у животных, что обеспечивает врожденные процессы – рефлексы, инстинкты.

      2. Среда как общение.

      Среда не является условием. Среда – источник психического развития. Условием является общение. Поэтому только при взаимодействии с окружающими ребенок осваивает культурно-исторический опыт.

      Общение – есть взаимодействие субъектов, которые осуществляют передачу культурно – исторического опыта

      3. В отечественной психологии наряду с такими факторами развития, как наследственность и среда, появляется еще и активность самого субъекта.