Файл: Психодиагностика Вар 9.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 513

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

номинальная группа,

группа-ассоциация,

группа-конгломерат,

группа-кооперация,

коллектив или корпорация.

Данная концепция рассматривает процесс развития группы как становление коллективного субъекта деятельности. Так, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь только намечаются, то группа-кооперация представляет собой уже хорошо развитую и успешно действующую организационную структуру, высокий уровень групповой компетентности и сплоченности.

Методики: методика самооценки группой уровня ее развития, разработанная А. Н. Лутошкиным.

Таким образом, основными критериями анализа отношений в классе являются: формальная и неформальная структура группы, групповая динамика, социально-психологический статус, социометрия, социометрические критерии, лидер, звезда. Результаты диагностики отношений в классе имеют важное значение при организации работы класса с учетом его социально-психологической структуры.


2. Принципы и методы диагностики межличностных отношений // Психологическая диагностика: Учебник / под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой - М.: УРАО, 1997

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям

Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта

б) на основании задач,

в) на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные
методики, социометрия и т.д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений
(методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения
межличностных отношений и т.д.).

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения:

- Калифорнийский психологический опрос-ник личности (CPI): Шкалы: 1. уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях (доминирование, способности приобрести социальный статус, социальность, общительность, самовосприятие и чувство благополучия; 2. зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности (ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, толерантности (терпимость к другим мнениям, верованиям, поведению, благоприятное впечатление и обычность); 3. потенциал достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность (конформность, отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности); 4.психологичность, гибкость, женственность.

- FPI — методика исследования межличностных отношений в семье


Таким образом, при диагностике межличностных отношений необходимо анализировать как сами межличностные взаимоотношения, так и качества каждого их участника. Диагностика личностных особенностей, влияющих на взаимоотношения, каждого участника отношений, позволит выявить не только их особенности, но и выяснить причины развития того или иного варианта отношений.


3. Профессиональный кодекс этики психологов. Бонн. ФРГ, 1986 г. // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. - С. 148-153

Правила служат для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; они также дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, применять санкции к нарушителям.

Сведения о профессиональной принадлежности и ученой степени.

1. Название профессии. Наименование «психолог» может быть принято лицом, имеющим университетское образование по специальности «психология». Степень магистра может применяться к лицу, официально удостоенному ее но окончании университета.

2. Членство в ассоциации. Указание на членство в Германской ассоциации профессиональных психологов разрешается. Не разрешено указывать на принадлежность к подразделениям или комитетам ассоциации, кроме тех случаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный представитель ассоциации.

3. Ученая степень. Ученая степень может быть указана только в том случае, если она признана правительством ФРГ.

Поведение психолога в отношении клиентов и пациентов.

1. Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений.

2. Обязанность внести ясность. Психолог должен сообщать клиенту или пациенту обо всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клинике, психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические. В вопросы гонорара также должна быть внесена ясность.

3. Сохранение независимости. Клинический психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими пациентами (например, запрещены сексуальные отношения).

4. Право на индивидуальную консультацию и лечение. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.

5. Применение записей. Психолог может делать видеоили аудиозаписи консультации или лечения, или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это пациента или клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры.


6. Особые обязанности клинического психолога. Если психолог приходит к заключению, что лечение в клинике не приведет к улучшению или даже представляет собой риск для здоровья пациента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоятельства вынуждают психолога к преждевременному прекращению лечения, что может отрицательно сказаться на здоровье пациента, он должен обеспечить продолжение лечения.

Поведение в отношении коллег и профессионалов в других областях.

1. Поведение в отношении коллег. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. В случаях, вызывающих сомнение, перед началом психотерапевтического вмешательства следует проконсультироваться с врачом о наличии физического заболевания и необходимости медицинского вмешательства. С согласия пациента психолог может сообщить свои наблюдения врачу. По желанию пациента, психолог может привлечь к лечению своего коллегу.

2. Психологи и другой персонал. При приеме на работу ассистентов и иного персонала психолог должен обеспечить им подходящие условия работы и заключить с ними договора в соответствии с их обязанностями. Практиканты должны получать подготовку, необходимую для их будущей профессии; поэтому их функции не должны быть ограниченными или не требующими квалификации. Психолог обязан выдать объективную характеристику своим сотрудникам по первому требованию и в особенности при прекращении ими работы.

Практическая профессиональная деятельность.

  1. Сведения о психологической практике. Указания на характер психологической практики не должны содержать предложения неприемлемых для психолога услуг.

2. Расположение и форма вывески. Вывеска является средством привлечения внимания к месту оказания психологических услуг. Клинические психологи указывают на вывеске характер своей деятельности и время работы. В принципе, разрешена всего одна вывеска. В специальных случаях возможны исключения, например, когда это диктуется местными условиями.

3. Разрешенные для помещения на вывеске детали. В дополнение к имени и ученой степени могут быть указаны часы работы и номер телефона. Где это возможно, не следует указывать специализацию; разрешено не более шести уточнений (специфическая группа пациентов или клиентов; специфические симптомы или разрешаемые проблемы; специфические методики лечения или помощи).

4. Бланки, формы и штампы. Все требования к вывескам, приведенные выше, распространяются и на бланки, формы и штампы. Следует избегать излишней броскости.

5. Объявления. Клинические психологи могут прибегать к объявлениям только в следующих случаях: 1) создание или изменение места работы психолога; 2) прекращение работы по болезни более чем на неделю; 3) при изменении часов работы или номера телефона; 4) фактическая информация о специальных мероприятиях с указанием места их проведения, времени, длительности и возможных участников.


6. Сведения в телефонных и специальных справочниках. Сведения, сообщаемые о себе клиническими психологами в телефонных и специальных справочниках, должны быть сдержанными по изложению и содержать имя, место работы, а также разрешенные настоящим кодексом данные. Рекомендуется, однако, не упоминать профессиональную специализацию. Клинические психологи не должны допускать публикации в справочниках материалов рекламного характера, например, содержащих фотографии или рисунки, описания излечиваемых ими болезней или применяемых методов лечения.

Совместная практика.

1. Психологи могут объединяться для работы с целью совместного использования оборудования, помещения и совместного найма персонала.

2. Партнеры по совместной практике должны указывать свои имена на бланках, в объявлениях и в других документах, кроме тех случаев, когда объединение возникло в результате слияния фирм или капиталов.

3. Для клинических психологов при совместной практике обязательны следующие правила: 1) при всех формах объединения должен быть обеспечен свободный выбор методов лечения; 2) право на ликвидацию объединения, если затронуты интересы третьих лиц, принадлежит участникам-психологам; 3) сведения о лечении и записи могут быть представлены в распоряжение партнеров психолога, осуществлявшего лечение, только с письменного согласия пациента; 4) перед началом лечения пациент должен быть информирован о том, что не принимающие участия в терапии партнеры не несут ответственности за ее результат.

4. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.

Использование информации.

1. Общие положения. Предложение психологических услуг должно подчиняться профессиональным, а не коммерческим принципам.

2. Дезинформирующая реклама. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомнению. Если какие-либо возможности приписываются психологу, который их не имеет, он должен опровергнуть такую информацию.

3. Реклама с целью конкуренции. Такая реклама разрешена лишь в пределах, определяемых общим законом о конкуренции. Она должна быть правдива, информативна и полна, психологи не должны в целях рекламы скрывать важные факты; различия в оказываемых услугах должны указываться объективно и в форме, допускающей проверку.

4. Реклама третьими лицами. Клиническим психологам запрещается в целях рекламы использовать имя или репутацию лица, с которым они связаны профессионально или лично. Им также запрещается, кроме как в кругу коллег, использовать отзывы, сертификаты или рекомендации, данные им экспертами или со ссылкой на них.


5. Прямой поиск потенциальных клиентов. Клиническим психологам запрещается предлагать свои услуги клиентам без просьбы последних.

6. Непрямая реклама. Клиническим психологам запрещается использовать обсуждение психологических процедур, методик и других средств, а также примеров из своей практики в лекциях или публикациях с целью рекламы своей деятельности.

7. Бесплатные услуги и подарки. Психологам запрещается оказывать профессиональные услуги бесплатно или дешевле установленных расценок: этот запрет не распространяется на родственников и коллег, а также на пациентов или клиентов, которые не могут оплатить услуги из-за своего низкого социального статуса и когда оплата не может быть возложена на третьих лиц.

8. Реклама через третьих лиц. Клиническим психологам не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним пациентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью. Не разрешается клиническим психологам принимать публичные похвалы за успешно оказанные услуги или допускать публикации, служащие фактически рекламным целям, в устном, письменном или изобразительном виде.

9. Публикации. Разрешаются публикации научных отчетов за подписью психолога в научных журналах с целью ознакомления других психологов с применением специальных процедур, методик или других средств. Разрешается участие психологов в имеющей просветительную цель информации в прессе, по радио или телевидению, если роль психолога при этом ограничивается сообщением фактических данных и не преследует рекламных целей.

10. Публичные выступления. Психологи могут использовать свои профессиональные звания, публично выступая в качестве авторов, докладчиков и т. п. В этих ситуациях они должны ограничиваться сообщением фактических данных и избегать любого подобия саморекламы.

Научная работа и преподавание.

1. Планирование исследовательской программы. Решение психолога осуществить исследовательский проект предполагает его ответственность за его предвидимые научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

2. Процедура исследования. Психологические исследования зависят от участия в них людей в качестве испытуемых. Ученый-психолог должен осознавать специфику взаимодействия между исследователем и испытуемым и вытекающую из этого ответственность.

3. Публикация экспериментальных данных. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.