Файл: Психодиагностика Вар 9.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 477

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Преподавательская деятельность. Преподаватель-психолог должен обучать своих слушателей новейшим достижениям психологической науки в объективной и понятной им форме. Любые личные точки зрения должны быть зафиксированы именно как таковые. При преподавании и чтении лекций следует следить за тем, чтобы не возникло необоснованных ожиданий.

Нарушения.

Независимо от возможных юридических действий, нарушения настоящего кодекса рассматриваются судом чести Германской ассоциации профессиональных психологов. Дальнейшие меры принимаются на основании правил работы суда чести и арбитражного суда.

Таким образом, профессиональный кодекс этики психологов ФРГ достаточно полно и четко объясняет позицию, права и обязанности практикующего психолога в различных видах профессиональной деятельности и профессиональных взаимоотношениях. При этом, описанные в Кодексе положения, обеспечивают безопасность не только психолога, но и его клиентов, что, по моему мнению, является важным при осуществлении психологической практики.


3. Диагностика


Методики

  1. Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) В.М. Русалова (детский вариант) (приложение 1)

  2. Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н.Смирнов) (приложение 2)

  3. Методика определения типа темперамента по К. Юнгу (приложение 3)

Обследуемые:

Настя Ф. (10 лет) Во время обследования вела себя активно, разговаривала, постоянно переспрашивала вопросы. Задавала дополнительны вопросы по поводу непонятных слов , рассказывала о своей жизни, о которых не упоминалось в вопросах. Постоянно спрашивала когда закончтся беседа, нервничала. Девочка жестикулировала, на вопросы отвечала быстро, не задумываясь.

Илья.П. (10 лет) Во время обследования вел себя тихо , отвечал на вопросы конкретно, без добавлений. Мимика соответствует теме беседы, жестикуляция отсутствует, обдумывал ответы.


Результаты обследования

  1. Структура темперамента

Шкалы темперамента

Настя.Ф.

Илья.П

Социальная эргичность

Высокие значения

Низкие значения

Социальный темп

Высокие значения

Низкие значения

Социальная пластичность

Высокие значения

Низкие значения

Социальная эмоциональность

Высокие значения

Низкие значения


Как видно по результатам обследования, у Насти Ф.. высокие значения по всем шкалам темперамента. Соответственно, у ребенка высокие значения предметной скорости (Т), высокой эмоциональной и социальной чувствительности. В соответствии с показателями ВНД и типов темперамента можно предположить, что у девочки холерический или сангвинический тип темперамента

И у Ильи П все показатели по шкале темперамента низкие. Соответственно у него низкие показатели предметной скорости, эмоциональной и эмоциональной чувствительности. Таким образом, можно предположить преобладание флегматического или меланхолического типа темперамента.



  1. Методика определения психологической характеристики темперамента


Обследу-емый

Экстравер-сия

Ригидность

Эмоцио-нальная возбуди-мость

Темп реакций

Актив-ность

Настя Ф.

23 очень высокая

15 высокая

16 высокая

8 средний

21 высокая

Илья.П

11 средняя

7 средняя

6 высокая эмоцио-нальная уравнове-шенность

16 высокий

13 низкая

Высокие показатели экстраверсии, ригидности, эмоциональной возбудимости, активности дают основание предполагать, что у Насти Ф. сангвинический или холерический тип темперамента

Средние показатели экстраверсии, ригидности, высокая эмоциональная уравновешенность, высокий тип реакций и низкая активность дают основание предполагать, что у Ильи флегматический тип темперамента


  1. Методика определения типа темперамента по К. Юнгу

Обследуемый

Баллы

Значения

Юра Ж.

44

Амбиверсия

Кристина Т.

34

Амбиверсия

Как видно по результатам обследования, у обоих детей отмечаются показатели амброверсии, что характерно для холерического или флегматического типов темперамента.

По результатам проведенного обследования составим сводную таблицу предположительных типов темперамента у обследуемых

Обследуемый

Элементы речевого поведения при низких и высоких значениях показателей темперамента

Методика определения психологической характеристики темперамента

Методика определения типа темперамента по К. Юнгу

Настя Ф

холерик или сангвиник

сангвиник или холерик

Флегаматик, холерик

Илья.П

флегматик или меланхолик

флегматик

Флегаматик, холерик


Таким образом,по результатам, представленным в сводной таблице, видно, что у Насти по результатам различных тестов преобладают показатели холерического типа темперамента,. Дети-холерики отличаются тем, что они очень активны, подвижны и общительны. Они неутомимы и практически не могут усидеть на месте. Их настроение и переживания переменчивы: только что ребенок-холерик был радостен, а через секунду он уже раздражен и чем-то расстроен. Еще минуту назад он мог сидеть печальным в стороне, и вот он уже активен и опять в гуще событий. Такого ребенка отличает возбудимость, поэтому его поведение может характеризоваться общей активностью, импульсивностью. Он прежде всего ориентирован на внешнюю среду и ищет дополнительные стимулы для приложения своей энергии. Дети-холерики весьма общительны, быстро вступают в контакт и со взрослыми, и с детьми. Холерик чаще всего оптимистично настроен, однако может быть раздражителен, агрессивен, обидчив - особенно если его не понимают, не идут ему навстречу.

Конечно, все эти особенности накладывают отпечаток на протекание игр и школьных занятий у ребенка-холерика. Такие дети спокойно переносят шум и зачастую сами его создают. Им требуется немного своего пространства (в отличие, например, от меланхоликов и флегматиков). Они постоянно находятся в движении и всегда оказываются в гуще любых событий.



По результатам сводной таблицы у Ильи . можно отметить наиболее частое проявление флегматического темперамента, для которого характерны: «Спокойный, как удав» – именно так можно охарактеризовать ребенка-флегматика. Этот ребенок всегда спокоен и невозмутим, рядом с ним кажется, что время остановилось, ведь он никогда не спешит, за что его часто называют «копушей».

Любое дело ребенок-флегматик выполняет медленно, обстоятельно. Он не любит, что-то менять, а если малышу приходится отстоять свое мнение или решение, то он будет это делать с большой настойчивостью и упрямством.

.






Приложения

Приложение 1

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ)

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

ОСТ содержит следующие шкалы:

1. Предметная эргичность – включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9–12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3–4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения низкую вовлеченность в процесс деятельности.

2. Социальная эргичность – содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3. Пластичность – содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. Социальная пластичность– содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.


НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. Темп или Скорость – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп – включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. Эмоциональность – включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

9. «К» – контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

Процедура проведения методики.

Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.

Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч на один класс, раздача вопросника и бланков для ответов – 3-7 мин, чтение инструкции – 6 мин; ответы на уточняющие вопросы – 7-10 мин, волнение бланков – 1 ч – 1ч 30 мин на один класс.

Обработка данных опросника

Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения отве-108 испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.


Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) 0 Контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

КЛЮЧИ к ОСТ

1. ШКАЛА - ЭРГИЧНОСТЬ

Ответ «да»– вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.

«нет» – вопросы 27, 83, 103.

2. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ

«да» -11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

«нет» - 3, 34, 74, 90, 105.

3. ШКАЛА - ПЛАСТИЧНОСТЬ

«да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

«нет» – 54, 59.

4. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ

«да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

«нет» -31, 81, 87, 93.

5. ШКАЛА - ТЕМП

«да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

«нет» – 29, 43, 70, 94,

6. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП

«да» -24, 37, 39, 51, 42, 92.

«нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.

7. ШКАЛА - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

«да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

8. ШКАЛА - СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

«да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

9. ШКАЛА-«К»

«да» - 32, 52, 89.

«нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.

Текст опросника ОСТ (детский вариант)

1. Проворный ли ты человек?

2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?

3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?

4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?

5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?

6. Задевают ли тебя замечания других людей?

7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?

8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?

9. В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?

10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

11. Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?

12. Ты когда-нибудь опаздывал на урок?

13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

15. Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Утомительно ли тебе быстро говорить?

17. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?

19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?

20. Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?


21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?

23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

25. Легко ли тебе делать одновременно много дел?

26. Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?

27. Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?

28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу?

30. Легко ли тебе общаться с людьми?

31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?

32. Все твои привычки хороши?

33.Быстры ли твои движения?

34. Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?