ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 526

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.












ПОПОВ Е.А.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(Программа и методические рекомендации по учебному курсу

для студентов специальностей «социология», «социальная работа»,

«реклама», «прикладная информатика в социокультурной сфере»,

«организация работы с молодежью»)















Барнаул-2006

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ









ПОПОВ Е.А.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(Программа и методические рекомендации по учебному курсу

для студентов специальностей «социология», «социальная работа»,

«реклама», «прикладная информатика в социокультурной сфере»,

«организация работы с молодежью»)
















Барнаул – 2006



Автор – Попов Евгений Александрович, кандидат философских наук, доцент

Рецензенты – Авдеева А.В., кандидат философских наук;

Леонов В.Н., кандидат философских наук, доцент.



Программа курса и методические рекомендации по нему разработаны в соответствии с учебным и учебно-производственным планами факультета социологии и предназначена для студентов дневной формы обучения всех специальностей.




Попов, Е.А. Культурология: Программа и методические рекомендации по учебному курсу для студентов специальностей «социология», «социальная работа», «реклама», «прикладная информатика в социокультурной сфере», «организация работы с молодежью». Барнаул: Изд. центр факультета социологии АлтГУ, 2006.


















Содержание


Распределение часов курса по темам и видам работ……………………………5

Содержание лекционных занятий…………………………………………………… 6

Содержание семинарских занятий …………………………………………………. 17

Основные вопросы и задания для самостоятельной работы…………………. 22

Задание для выполнения обязательной письменной контрольной работы .. 24

Вопросы для экзамена по всему курсу ………………………………………………26

Основная учебная и справочная литература ……………………………………….28
























Распределение часов курса «Культурология»

по темам и видам работ


п/п

Тема занятия

Общее количество часов

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятель-ная работа

1.

Общие представления о культуре

2

2

4

2.

Научный статус культурологии

2

2

4

3.

Структура культуры

2

-

2

4.

Функции культуры

2

-

2

5.

Культурные ценности

2

1

4

6.

Культурные нормы

2

1

4

7.

Типология культуры

2

-

2

8.

Динамика культуры

2

-

2

9.

Культура и личность

2

2

4

10.

Культура и общество

2

2

4

ИТОГО:

20

10

32

ВСЕГО:

62 часа



























Содержание лекционных занятий (20 часов)


Лекция № 1. Общие представления о культуре (2 часа)


  1. Человек - главная составляющая культуры.

  2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.

  3. Многообразие представлений о культуре, опыт их систематизации.


Основные тезисы:

1. Главным и единственным всеобъемлющим началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек – его особое положение в окружающем мире, его деятельность, продукты этой деятельности.

Таким образом, только в культуре и только через культуру человек становится и продолжает быть человеком. Именно это делает необходимым изучение, понимание культуры как глобального феномена человеческого образа жизни.

Приблизительно с 5 века до н.э. появляются первые учения, в которых делается попытка представить, понять или объяснить сущность человека. Видимо, это время следует считать и началом первых культурфилософских открытий, которые затем, много позже, будут положены в основу новой науки, названной культурологией. Правда, чуть позже мы скажем, что само слово «культура» появилось намного раньше и его смысл был, конечно же, отдален от современного понимания культуры и ее сущностных свойств.

В Древнем Китае, например, считалось, что «меж небом и землей человек драгоценнее всего». Такое высокое отношение к человеку объяснялось тем, что человек таит в себе природу пяти движущих начал – воды, земли, огня, дерева и металла.

Только эпоха Возрождения осмыслила человека как существо свободное, всесторонне развитое. Развитие наук и расширение знаний о мире сформировали представление о человеке, главная способность которого – РАЗУМ. Рене Декарт считал, что разум освободит человека от страстей, сделает его разумным. Только тогда человек сможет достичь счастья. Декарт писал, что человеку следует «иметь твердое и постоянное решение исполнять все, советуемое рассудком, не поддаваясь страстям и влечениям»

В ХХ веке феномен человека все глубже анализируется с точки зрения его биологического состояния. В то же время вопрос о социальной сущности человека также остается актуальным. Зигмунд Фрейд считал, что социальные нормы, запреты, принятые в цивилизованном обществе, загоняют человека в тупик, из которого нет выхода.

В русской философской мысли творчество рассматривалось как пространство бытия человека. Религиозные философы Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Семен Франк видели сущность человека в его творческом начале, в том, что он является частью Бога – творца и поэтому всегда выступает как создатель.

2. Впервые слово «культура» было употреблено в трактате римского писателя Марка КАТОНА «Земледелие» в 2 веке до н.э. по отношению к возделыванию земли. Таким образом, за этим словом закрепился на долгое время вполне определенный смысл – процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Катон заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложены не только труд, но и знание: человек «культивировал» растения. Понимание культуры имело два основных центраприродный и деятельный.


У других народов мира также сложились понятия, содержащие смысл изменений человеком природного начала в окружающем мире и в самом себе. У греков существовало понятие пайдейа – воспитанность, образованность; воспитанность предполагала гармонию души и тела, образованность – не только владение многообразными сведениями о мире, но и умение их систематизировать и изучать сущность вещей. В Китае возникает понятие жэнь – человеколюбие, без которого не может быть ни правителя, ни мудреца, ни человеческого достоинства. В Индии это дхарма – высший моральный закон, познание которого предполагало слияние человека с космосом посредством самосовершенствования.

Идея культуры как совершенства человека находит свое выражение в Эпоху Возрождения. Для этого времени идеал человека – культурное совершенство человека, заключающееся в его всестороннем развитии: физической гармонии, нравственном совершенстве и т.д.

В эпоху Просвещения совершенство человека имело определенное значение в понимании культуры. Французские теоретики 18 века считали, что цель культуры – сделать людей счастливыми. Ж.-Ж. Руссо считал цивилизацию самым тяжким врагом естественного, природного начала в человеке, врагом, несущим разрушение, аморальность и прочие элементы деконструктивизма. Культура для Руссо – естественное состояние человека, когда разум и чувства не противоречат друг другу – его чувства разумны, а разум окрашен искренними чувствами.

В ХIХ веке появляются представления о культуре как о системе ценностей, а также как о неких локальных образованиях, возникших в конкретном месте земного шара. Русский социолог Н. Я. Данилевский в 1869 году в книге «Россия и Европа» выдвинул теорию об особых культурно-исторических типах, которые развиваются каждый своим специфическим путем. Ученый обозначил русский (славянский) тип культуры как качественно новый.

Немецкий философ Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» отмечал, что европейская культура исчерпала возможности своего развития, поэтому она вырождается в цивилизацию, а это – признак ее гибели.

3. Одним из первых дает определение культуры Эдуард Тайлор: культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества (1871).

В книге «Человек, цивилизация, общество» известный социолог культуры Питирим Сорокин (1889-1968) дает такое определение культуры: культура – это совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».

Существующее в социогуманитарном знании многообразие трактовок культуры можно условно сгруппировать в 5 блоков исходя из того, на какой аспект человеческого и общественного бытия делается акцент: коммуникативный (обмен и поиск информации, ее межпоколенная трансмиссия и т.д.), деятельностный, интерсубъектный (обмен культурными ценностнями и нормами на уровне взаимодействия носителей культуры) и т.д. С учетом этих акцентов понимание культуры целесообразно объединить в следующие блоки:


А) Результативный (культура рассматривается как совокупность результатов приспособления человека к природе или воплощения им своих сущностных сил и качеств, а также результатов созидательной активной деятельности);

Б) Структурный (культура понимается как часть общества: этап исторического пути, уровень социального развития или сфера социальной жизни);

В) Функциональный (культура выполняет роль посредника в отношениях «общество-человек» с функциями упорядочивающего, направляющего воздействия на поведение людей, составляющих единое общество);

Г) Субстратный (культура отождествляется с определенным носителем ее и понимается как совокупность духовных кодов, символов, смыслов, как некая информационная программа);

Д) Процессуальный (культура понимается как движение вперед, к пику развития человека и общества в игре, нравственно-религиозном совершенствовании, в производстве и т.д. Культура понимается как определенный вид духовно-творческой деятельности человека).





Лекция № 2. Научный статус культурологии (2 часа)

  1. Методологические основания культурологического знания.

  2. Культура и история.

  3. Формирование и развитие культурологии как науки.


Основные тезисы:

1. Выделяются следующие методологические подходы. Это детерминистский подход: дает самый общий взгляд на культуру. В его ракурсе культура – это одна из систем, все внутренние явления и процессы которой обусловлены воздействием внешних факторов и возникают как ответ на эти явления. Системный подход: трактует культуру как самодостаточную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, а все внешние факторы служат ей лишь «средой». Структурно-функциональный подход: его основная направленность на структурные составляющие и функциональные зависимости внутри системы. Здесь сама культура рассматривается как среда существования структурных элементов. Наконец, интерпретативный подход: соответствует самому широкому взгляду на культуру – исследование культурных событий, символизирующих определенные факты действительности.

ДЕТЕРМИНИСТСКИЙ.

А. Географический детерминизм: исследует влияние природных факторов окружающей среды – ландшафта, климата, наличия водных ресурсов, характера флоры и фауны на специфику культурного бытия.

Природные явления рассматриваются как причины, влияющие на образ жизни народа и его темперамент, на особенности народного характера и менталитета (в традиционной русской культуре эти особенности составляют основу разделения оседлой и кочевой культур).

По мысли Л.И.Мечникова, культуры возникают в долинах великих рек: Нил – египетская культура; Хуанхэ и Янцзы – китайская, Инд и Ганг – индийская, Тигр и Евфрат – месопотамская.

Б. Технический детерминизм: раскрывает роль техники по отношению к культуре.


В античной культуре появилось такое понятие как ТЕХНЭ – росток человеческой материальной культуры – уже тогда возникновение культуры было детерминировано техническими достижениями общества. С этой поры проявилась следующая тенденция: качественное состояние культуры зависит от уровня развития техники.

Представители этого подхода даже периодизацию социокультурного развития человечества связывают с техническими достижениями.

В. Психический детерминизм (представители – З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе и др.) обосновывает приоритетную регулирующую роль индивидуального и коллективного бессознательного в возникновении и существовании культуры.

Культура видится как совокупность результатов насилия человека над самим собой, над своей природной сущностью.

Коллективное бессознательное, по Юнгу, есть источник культуры и двигатель ее развития.

СИСТЕМНЫЙ.

А. Учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах. Основные положения:

- неразрывная связь народа и культуры;

- заметные различия в способностях и задатках народов и вследствие этого разная акцентированность их культур;

- плюрализм культурного развития, достигаемый отказом от европоцентризма, признание равноценности исторического бытия самобытных культур.

Б. Концепция культурных суперсистем П.Сорокина:

- ядро культурной системы составляют ценности, определяющие направленность всех форм духовности;

- методологически важным в его концепции является способ типизации культур на основании 3-х критериев: 1) господствующие представления о реальности; 2) приоритетные потребности; 3) способы удовлетворения этих потребностей. Выделяются:

идеационный тип культур: 1) признание сверхчувственной природы реальности; 2) приоритет духовных потребностей над материальными; 3) внутреннее духовное самосовершенствование как способ их удовлетворения.

Чувственный тип культур: 1) признание чувственной природы реальности; 2) приоритет материальных потребностей над духовными; 3) преобразование окружающей среды как способ их удовлетворения.

Идеалистический тип культур: 1) равноправие двух планов бытия – сверхчувственного и чувственного; 2) функциональная приоритетность духовных потребностей без особых ограничений потребностей материальных; 3) преобразующая деятельность человека в природе и внутреннем мире.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ.

А. Символический структурализм (Ф. де Соссюр, К.Леви-Строс): условие благополучия культуры – соответствие структур реальной жизни глубинным структурам бессознательного.

Б. Структурный функционализм (Т.Парсонс): культуры рассматриваются с двух позиций: 1) значение культуры для всей социальной системы; 2) культуры – автономные и структурные системы.

От этой формы структурно-функционального подхода идет традиция выделять «институты культуры», «технологии усвоения культурных образцов», рассматривают культуру как посредника между личностью и социальными системами.