Файл: Психодиагностика Вар 9.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.07.2020

Просмотров: 507

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

































1. Характеристика стандартизированных психодиагностических методик

План



1. Понятие стандартизированных психодиагностических методов и стандартизации


Число психодиагностических методов можно разделить на две группы: экспертные (клинические) и стандартизированные (тестовые).

Тест в психодиагностике — это серия однотипных кратких заданий (испытаний), которым подвергается испытуемый — носитель предполагаемого качества [1, с. 38].

Так же под тестами понимаются «стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств»

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста [2, с. 52]. Стандартизация рассматривается в двух планах: выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Стандартизация процедуры диагностического эксперимента подразумевает единообразие инструкций, бланков и других материалов испытания и обследования, способов регистрации результатов, условий проведения испытания. Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подобные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение дает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Другим наиболее важным этапом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешность или неудачи в их выполнении. В традиционном тестировании точкой отсчета добывается статистическим путем – статистической нормой [2, с. 53].

К стандартизированным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики [5, с. 48], стандартизированное наблюдение [4, с. 112].


2. Особенности стандартизированных методов


2.1. Психодиагностические тесты

Как уже отмечалось, метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. А.Г. Шмелев предлагает понимать под тестами «методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения» [4, с. 132].

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами [4, с. 133]:

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя).

2. Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа; тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени (человеко-часов) на сбор данных.

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам (знаниям, умениям в заданной области). Кроме того, количественный характер тестовых результатов дает возможность применить в случае тестов хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.

4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 процентов из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний - психометрического эксперимента, или пилотажа. Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным и его оставляют в тесте.

5. Надежность.


2.2. Стандартизированное наблюдение

Стандартизированное аналитическое наблюдение. В отличие от свободного исследовательского наблюдения в стандартизированном наблюдении исполнитель следует строгой методике: он знает, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку латентных диагностических переменных [4, с. 112]. В стандартизированном наблюдении набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя другим исполнителем — автором данной методики стандартизированного наблюдения, Если наблюдение производится в практических, а не в исследовательских целях, то поисковое наблюдение никогда не завершается на поисковом этапе, и после выделения минимального набора признаков наблюдение переходит на этап реализации — этап фиксации выделенных признаков и статистики (частоты) их появлейия у наблюдаемых объектов. Иногда этот этап называется кодированием [4, с. 122].


Под кодификацией признака понимается то краткое обозначение, под которым данный признак фиксируется в протоколе наблюдения. Распространенный вариант - использование трехбуквенных обозначений. Например, «трм» - тремор, «взм» - вазомоторика, «зпк» - запинка [4, с. 123].

Полная инструкция для стандартизированного наблюдения должна включать максимально развернутые описания кодифицированных признаков (лучше с обоснованием их связи с диагностическими категориями) [4, с. 122].

Таким образом, стандартизированные методики являются наиболее эффективным и надежным материалом психодиагностики. На современном этапе разработан достаточный арсенал стандартизированных психодиагностических методов, позволяющих определять особенности различных психических особенностей и состояний.


Список литературы


  1. Вачков И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию "психолог": учеб. пособие / Под ред. И. Б. Гриншпуна. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 463 с.

  2. Введение в психодиагностику / под ред. К.М. Гуревич – М.: УРАО, 2003 – 193 с.

  3. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. - М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632 с.

  4. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А.Г. Шмелева — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 —— 544 с.

  5. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М.Гуревича. Е.М.Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.


2. Конспекты статей

1. Диагностика межличностных отношений в классе // Основы психодиагностики:Учебное пособие для студентов педвузов / под ред. А.Г. Шмелева. — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — С. 401 - 449

Диагностика межличностных отношений в классе - это общая социально-психологическая характеристика класса как целого, и также анализ положения каждого ребенка в с в классе.

Основные характеристики отношений в классе.

1. Психологическая структура школьного класса

- Основные структуры отношений в коллективе: формальная (официальную) и неформальная (неофициальную). Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Неформальная структура — это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив. Варианты отношений: отсутствие структуры, складывающаяся структура, наличие в классе двух или более конкурирующих группировок ребят.


- Социально-психологический статус членов класса. Между членами группы можно свести к четырем наиболее существенным позициям: «звезды», «предпочитаемые» (или популярные), «отвергаемые» и «изолированные». Предпочитаемые — такие члены класса, которые обладают достаточно широким кругом связей со своими одноклассниками (заметим, что эта «широта» может сильно отличаться в разных классах). Отвергаемые — ученики, с которыми подавляющее большинство ребят в классе не хотят иметь дела, но сами они стремятся к общению с одноклассниками. Изолированные — те ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками, и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения. Для характеристики отношений в классе существенно и определение статуса каждого ученика, а также и общей статусной структуры, т. е. сколько в коллективе неблагополучных детей (отвергаемых товарищами или же живущих изолированно от них), сколько «звезд» и как сильно отличается их круг общения от связей среднепопулярных.

Методы: наблюдение, социометрия

2. Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса

- Для младших школьников роль класса гораздо более значима, чем для дошкольников — группа детского сада. В младших классах уже можно выделить два типа отношений между школьниками: 1) отношения взаимной зависимости, взаимной ответственности, контроля, так называемые деловые отношения, 2) межличностные эмоциональные отношения, которые носят избирательный характер и складываются на основе взаимных симпатий и антипатий.

- В ходе развития взаимоотношений подростков происходит изменение требований к сверстникам, они приобретают нравственно-психологическое содержание. Чрезвычайно возрастает значение, которое имеют для подростка общение со сверстниками, принадлежность к различным коллективам. В этом возрасте начинает зависеть все от одобрения товарищей, соответствия их требованиям. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится той силой, которая побуждает усвоить и подчиниться ценностям коллектива. Указанные выше особенности отношений подростков с ровесниками во многом определяют и те критерии, которые определяют его статус в коллективе. Это в первую очередь качества друга, товарища по группе; те личностные особенности, которые в большей степени ценятся данным классом; разделение подростком коллективных норм и ценностей, преданность и т.д.

- В юношеском возрасте коллектив сверстников сохраняет такое же важное место в жизни ребят, как и у подростков. Однако характер зависимости от коллектива меняется, меняются и требования юношей к тем группам, членами которых они являются. Если для подростка главное — быть включенным в коллективные отношения, то для старшеклассников важно не только быть принятым сверстниками, но и иметь в группе определенный статус.


3. Закономерности развития класса как психологической общности

- Традиционная линия подхода к развитию группы как психологической общности базируется на выделении двух основных сфер — эмоциональной (экспрессивной) и деловой (инструментальной). Основной движущей силой развития в этом случае выступают противоречия между этими сферами, связанные с неравномерностью их динамики. На этом этапе групповой жизни формируются представления одноклассников друг о друге. Основной формой взаимодействия в это время является общение по парам. На этой стадии высок авторитет учителя.

Вторая стадия — период формирования групповых норм, начало становления группового самосознания. По мнению авторов, на этой стадии как раз и возможно рассогласование динамики эмоциональных и деловых отношений.

Третья стадия получила название «стадии конфликта». периоде наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремления решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.

Четвертая стадия является переходной от конфликтов к сбалансированности вотношениях между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым, нежели на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

Пятая стадия группового развития важна потому, что именно на ней впервые о классе можно говорить как о сложившейся группе. На этой стадии появляется отчетливо выраженное чувство «МЫ», заметна тенденция к интеграции групповых и индивидуальных целей, повышается роль учебной цели.

На следующей, шестой, стадии картина меняется, доминирующую роль теперь играет эмоциональная сфера, возрастает значение отношений типа «Я-ТЫ», личные взаимодействия становятся особенно тесными, происходит переоценка групповых норм. На этой стадии класс становится похожим на очень удачную семью.

И, наконец, седьмая стадия — актуализация — представляет собой высший этап групповой зрелости, когда уровни развития обеих сфер выравнены и степень сплочения группы очень высока. Класс, достигший такого уровня развития, характеризуется открытостью для проявления и разрешения конфликтов, признанием разнообразия индивидуальных учебных стилей, допущением расхождения во взглядах до выработки общей точки зрения на проблемы и т. д.

- «Параметрический» подход Л. И. Уманского, в основу которого положено представление о ряде параметров группы как об отличительных признаках процесса развития. К этим параметрам, в частности, относятся: содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; организационное единство группы; групповая подготовленность в той или иной деловой сфере; психологическое единство группы — характер процесса межличностного познания в группе, эмоциональных контактов в группе, стрессоус-тойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях и т. д. В зависимости от выраженности каждого из этих параметров группа (в частности, школьный класс) может находиться на одном из следующих этапов группового развития: