ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 1741

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сначала был только один вид учреждений – бюджетные, потом появились еще и автономные ФЗ "Об автономных учреждениях", а в связи с принятием ФЗ № 83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" появились правовые основания для создания казенных учреждений и изменения правового статуса бюджетных учреждений (механизмов перечисления и расходования ими бюджетных средств, контроля и ответственности учреждений). Бюджетные учреждения приобрели больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания государственных (муниципальных) услуг.

Основной целью реформы является «повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление».


ВОПРОС 13 (Седешева)

Важную роль в предпринимательском сообществе играют саморегулируемые организации. Правовую основу СРО составляет ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях». Под действие этого ФЗ подпадают не все СРО: он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных фондов, паевых инвестиционных фондов, жилищных накопительных кооперативов, кредитных организаций. (Жилинский)

Саморегулирование представляет собой самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами. (Закон «О СРО»)

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

СРО должны отвечать требованиям, предъявляемым к некоммерческим организациям в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях»: (ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях»)


  1. не иметь извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределять полученную прибыль между участниками

  2. создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

  3. создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Кроме того, СРО должна отвечать требованиям, предъявляемым ФЗ «О СРО»:

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.


По общему правилу членство в СРО является добровольным, но ФЗ могут быть предусмотрены случаи обязательного членства в СРО. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких СРО соответствующих видов; однако субъект может быть членом только одной СРО, объединяющий субъектов одного вида деятельности.

Функции СРО:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

5) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

6) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Права СРО:

1) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

2) вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

3) запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.


Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации. Возможные меры дисциплинарного воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;

3) наложение на члена саморегулируемой организации штрафа;

4) рекомендация об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;

5) иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры.

Решение о применении мер дисциплинарного воздействия принимается большинством голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.


14. Товарные биржи: понятие и нормативно-правовая основа их деятельности. Учреждение биржи. Управление биржей. (Ткаченко)

ч. 1 ст. 2 закона «О товарных биржах и биржевой торговли»: товарная биржа-организация с правами юр. лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Отличительная черта бирж и биржевой тор­говли — не стихийный, спонтанный, а организованный, регули­руемый характер складывающегося и функционирующего здесь рынка. Во-первых, торговля на биржах производится в виде глас­ных публичных торгов, т.е. биржа доступна для всех, кто нуждается в сбыте или покупке определенного товара. Процесс купли-продажи происходит открыто, спор, конкурентная борьба идут в присутствии, на глазах всех участников торгов. Все желающие могут получить нужную им инфо.(например о кол-ве заключенных сделок и о складывающихся на бирже ценах). Такие процедуры сводят до минимума какие-либо махинации, злоупотребления, и др. негативные явления. Во-вторых, биржевая торговля производится в заранее установленные время и месте, т.е. все, кто намерен принять участие в торгах, могут заблаговре­менно подготовиться к ним, учесть свои материально-финансовые возможности, просчитать все могущие возникнуть там варианты, подготовить ответные шаги, адекватные ходу торгов. В-третьих, биржа сама устанавливает правила торгов, которые по мере на­копления опыта совершенствуются, обновляются и обогащаются с тем, чтобы в максимальной мере отразить интересы тех, кто при­дет на биржу в качестве продавцов, покупателей и иных участни­ков биржевой торговли.


Становление и развитие бирж происходило в условиях отсутствия адекватной нор­мативно-правовой основы, в значительной мере стихийно. Сeгодня нормативно-правовая основа деятельности товарных бирж представляет довольно стабильную систему, со­стоящую из трех групп актов.

Первая гр.- акты общего характера. Они распространяют свое действие на всех участников рыночных, предпринимательских от­ношений, в том числе биржи. К ним относятся Конституция РФ, земельное, налоговое, трудовое и др. законодательство.

Вторую гр. составляют законы и иные правовые акты, относящиеся только или преимущественно к биржам. Закон РФ "О товарных биржах и бир­жевой торговле" Некоторые нормативные акты, регулирующие статус бирж и биржевую торговлю, изданы Президентом РФ и Прави­тельством РФ, + министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Третья гр.- нормативные акты, принимаемые и вводимые в действие самой биржей. Биржам предоставлено право самостоятельно разрабатывать учредительные документы, прави­ла биржевой торговли, типовые договоры, положения о своих струк­турных подразделениях и другие внутренние документы. Это — локальные акты, они обязательны для участников биржевой тор­говли и работников данной биржи.

Обособленное место в нормативно-правовой основе товарных бирж и биржевой торговли занимают обычаи делового оборота, которые в соответствии со ст. 5 ГК РФ также участвуют в регулировании предпринимательской деятельности. Именно бир­жи прежде всего имеют все необходимые условия для их форми­рования и деловой практической проверки. Складывающиеся и закрепляющиеся на бирже обычаи делового оборота в последую­щем фиксируются в различных локальных актах биржи, а наибо­лее удачные из них позднее получают всеобщее распространение в предпринимательстве.

Товарная биржа может иметь филиалы и другие обособлен­ные подразделения, учреждаемые в соответствии с законодатель­ством. Биржи могут создавать союзы, ассоциации и иные объеди­нения. Цель по­добных объединений — координация деятельности бирж, защита интересов их членов, осуществление общих программ, в том числе организация совместных торгов.

НО, запрещаются создание биржевых объедине­ний, заключение соглашений и действия бирж, если это противоречит требованиям антимонопольного законодательства, влечет за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой тор­говле.

Товарные биржи обладают статусом юр. лица со всеми присущими ему признаками, начиная с наличия обособлен­ного имущества. Однако биржи четко выделены из числа других юридических лиц. Сделано это путем введения ограничений при использовании слов "биржа" и "товарная биржа" в наименованиях коммерческих и некоммерческих организаций. Последние, а также их филиалы и иные подразделения, если они не отвечают требова­ниям, предъявляемым законом к правоспособности и содержанию деятельности товарной биржи, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов "биржа" или "товарная биржа" и не подлежат государственной регистра­ции под наименованиями, включающими эти слова в любых соче­таниях.