ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2020

Просмотров: 1746

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возникает вопрос: являются ли биржи ком­мерческими или некоммерческими организациями. Он был в цент­ре дискуссии при воссоздании бирж в современной России, споры продолжаются и поныне. Закон о товарных биржах не дал никаких ориентиров на то, в каких организационно-правовых формах необходимо (желательно, возможно) создание бирж. Выбор оставлен на усмотрение самих учредителей. Никаких сведений на этот счет не содержит также ГК РФ.

По определению, сложившемуся в мировой прак­тике, товарные биржи должны относиться к некоммерческим орга­низациям, т.к. биржи работают не ради своей собственной выго­ды. Их создают лица, заинтересованные в организации высококон­курентной торговли, выявлении объективного соотношения между спросом и предложением на рынке.

Биржа не может осу­ществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Биржа не вправе также осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если ука­занные предприятия, учреждения и организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с орга­низацией и регулированием биржевой торговли.

Учреждение биржи и управление ею

Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации. В учреждении биржи не могут участвовать: гос. органы и органы местного самоуправления; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. + Доля каждого учредителя биржи в ее уставном капи­тале не может превышать 10% => менее десяти не может быть и число самих учредителей. Запрет направлен на предупреждение монополизации биржевой деятельности. Учредителей нужно отличать от других членов товар­ной биржи. Общее у них то, что членами биржи могут быть как юридические, так и физические лица. К возможным членам биржи установлены те же самые запреты, что и к ее учредителям +дополнительные запреты. Членами биржи не могут быть служащие данной или какой-либо другой товарной биржи; предприятия, учреждения и организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими дан­ной биржи.

Отличие учредителей от членов товар­ных бирж состоит в том, что учредители проводят всю подготови­тельную работу по созданию биржи: разрабатывают учредитель­ные документы, утверждают их, обеспечивают гос. регистрацию биржи. Члены же биржи приходят на все готовое, когда биржа уже учреждена и начала функционировать. Членство на бирже возникает в порядке и на условиях, уста­новленных учредительными документами биржи. Обычно прием новых членов осуществляют исполнительные органы биржи — со­веты, правления и др. Членство подтверждается соответствующим документом, выдаваемым биржей. Отказ биржи утвердить в член­стве +решение об исключении члена биржи или о при­остановке членства по основаниям, не предусмотренным уставом биржи, м.б. обжалованы в суд. Члены биржи имеют право участвовать в биржевой торговле; участвовать в принятии решений на общих собраниях членов бир­жи, а также в работе других органов управления биржей — в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже; по­лучать дивиденды, если они предусмотрены учредительными до­кументами биржи. На товарных бир­жах допустимы две категории ее членов: полные члены — с пра­вом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отде­лениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи; не­полные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соот­ветствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учре­дительными документами биржи количество голосов на общем со­брании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи. Учредительным документом, обязательным для бирж всех организационно-правовых форм, является устав.


Товарная биржа регистрируется в общем порядке, предус­мотренном для государственной регистрации субъектов предпри­нимательской деятельности. Биржевая торговля может осуществляться только на основе специального разрешения — лицензии. Процедуры выдачи, аннули­рования и приостановления действия лицензий на организацию биржевой торговли определяются Положением о порядке лицен­зирования деятельности товарных бирж на территории Россий­ской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 152

Управление биржами структурировано, строится по иерархической схеме. Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи. Оно обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов. Собрания могут быть очередными и внеочередными. Очеред­ные собрания проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные созываются в порядке, установленном "учредительными докумен­тами, например по инициативе исполнительных органов биржи, по требованию определенного числа ее членов.

Структура, компетенция, порядок формирования и деятель­ности др. органов управления определяются внутренними документами самой биржи. Как свидетельствует опыт, в промежут­ках между общими собраниями роль постоянного органа управле­ния, ведающего всеми текущими делами биржи, играет избирае­мый общим собранием биржевой комитет, совет, совет директоров, правление и тому подобный орган. Каждая биржа имеет избирае­мую общим собранием ревизионную комиссию


15.Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. (Ткаченко)

Сущностные признаки:

Членами торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей члены ТПП есть хозяйствующие субъекты, всем им присуще свойство предпринимателя.

  1. ТПП – негосударственные организации между ними и гос. органами, ОМС нет субординации, а в их отношениях имеет место взаимодействие.

  2. ТПП обладают статусом юр. лица. Обособление их имущества производится в форме собственности. Источники формирования имущества ТПП: вступительные и членские взносы, прибыль от хоз. деятельности созданных ими предприятий, иные поступления.

  3. ТПП вправе создавать свои предприятия и учреждения.

  4. ТПП относятся к юр. лицам – некоммерческим организациям извлечение прибыли не составляет основную цель их деятельности.

  5. ТПП обладают специальной правоспособностью. Их особенность по сравнению с другими некоммерческими ЮЛ – цели ТПП исчерпывающе определены в Законе от 7.07.1993 г. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран. Суть специальной правоспособности ТПП раскрывается словом «содействие». У них нет собственных целей, которые ограничивались бы интересами непосредственно самих ТПП. Их назначение – помогать другим, поддерживать их. Главный субъект, вокруг которого сосредоточена поддержка ТПП – предприниматели, хозяйствующие субъекты всех видов.


Система ТПП: исходное правило формирования системы состоит в том, что на одной территории может действовать только одна ТПП.

В настоящее время вырисовывается трехуровневая система ТП:

  • ТПП РФ (в свою очередь объединяет три группы членов: 1) все территориальные ТПП, которые законно действуют в РФ; 2) российские предприятия и предприниматели; 3) организации, объединяющие предприятия и предпринимателей – Ассоциация рос. банков, союз нефтепромышленников, рос. союз страховщиков и др.)

  • региональные палаты, которые действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ

  • местные ТПП, представленные палатами районов и городов и составляющие первичный элемент всей системы.

Образование ТПП:

Основополагающий принцип образования ТПП – добровольность объединения их учредителей и входящих в палаты лиц. ТПП образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей. ТПП имеет один учредительный документ – устав. Уставы всех ТПП не должны противоречит уставу ТПП РФ (цель этого требования – достижение целостного единства системы ТПП). Для принятия устава учредители ТПП созывают учредительный съезд (конференцию) или общее собрание. Кроме принятия устава на этом форуме образуются руководящие органы ТПП.

ТПП подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом «о ТПП» специального порядка государственной регистрации торгово-промышленных палат. Решение о регистрации принимается органом юстиции. Решение о государственной регистрации ТПП, созданной на территории нескольких субъектов Российской Федерации, и ТПП Российской Федерации принимается федеральным органом юстиции, а созданной на территории одного субъекта Российской Федерации - территориальным органом федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Орган юстиции после принятия решения о государственной регистрации ТПП направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ТПП. ТПП приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

Отказ в регистрации ТПП возможен лишь в случае нарушения установленного порядка создания ТПП или несоответствия ее устава законодательству Российской Федерации. Отказ в регистрации торгово-промышленной палаты по другим мотивам является незаконным.


Прекращение деятельности ТПП:

Порядок прекращения деятельности ТПП максимально приближен к общему порядку прекращения деятельности юр. лиц. Он производится путем реорганизации или ликвидации, которые осуществляются решениями их высших руководящих органов. ТПП также могут быть ликвидированы в случаях и порядке, установленных законодательством РФ.

Структуру управления самостоятельно устанавливает сама ТПП. Например, управление ТПП РФ: - съезд ее членов

- правление (56 человек – руководители региональных ТПП, представители предпринимательских организаций и их объединений) во главе с председателем

- в составе ТПП создаются постоянно действующие комитеты по видам предпринимательской деятельности (взаимодействию со СМИ, по экологии и охране окр. среды, по банковской и страховой деятельности, по рекламной деятельности…)

- центральный аппарат палаты имеет ряд подразделений: по работе с территориальными палатами, контроля и документации, валютно-финансовое, капитального строительства и материально-технического обеспечения…

Сходным образом конструируется структура управления в региональных и местных ТПП, естественно, с учетом масштабов их деятельности.


16. Государственная регистрация юридических лиц (Харченко)

Действующее законодательство не допускает отказа в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Такой подход применяется в большинстве случаев. Он именуется нормативно-явочным порядком регистрации, т.е. для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц, в том числе и государственных органов. При регистрации учредительные документы юридического лица должны лишь проверяться на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Но, к сожалению, сейчас регистрирующие органы фактически самоустранились от проверки документов на соответствие нормативным актам.

В ряде случаев государственная регистрация юридического лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем, что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственным или муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органа государственной власти или местного самоуправления. Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке. Для создания некоторых юридических лиц необходимо (в противоположность нормативно-явочной регистрации) согласие государственных органов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций.

Чтобы не допустить ограничения конкуренции, установлен разрешительный порядок создания коммерческих организаций в результате слияния и присоединения, если суммарная балансовая стоимость активов учредителей превышает 30 млн МРОТ. В этом случае необходимо направить ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о даче согласия на создание подобной организации.


Особым участником предпринимательских отношений являются некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов предпринимателей, ― торгово-промышленные палаты. Их создание также происходит в разрешительном порядке, причем речь идет о получении согласия не только от органа государственной власти (Министерства юстиции РФ), но и от негосударственного объединения — Торгово-промышленной палаты РФ.

В начале 90-х гг. XX в. обсуждалась возможность установления уведомительного порядка создания коммерческих организаций, заимствованного из законодательства некоторых американских штатов, где юридическое лицо считается созданным уже с момента представления документов на регистрацию путем отправки по почте или даже сообщения по телефону. Последующий отказ в регистрации влечет появление юридических лиц de facto, но их статус может быть впоследствии подтвержден судебным решением. Однако в качестве общего порядка в действующем законодательстве закреплена нормативно-явочная регистрация, а уведомительный порядок применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств и уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней, полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам. Для государственной регистрации юридического лица представляется заявление по унифицированной форме. В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством, достоверны, а также что соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.). Заявителем при государственной регистрации является физическое лицо, подпись которого на заявлении должна быть нотариально удостоверена. Например, заявителем может быть один из учредителей, руководитель исполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создается хозяйственное товарищество.

К заявлению прилагаются решение о создании юридического лица в виде протокола или договора, учредительные документы, выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, если одним из учредителей является иностранная организация. За регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2 тыс. руб., а если регистрируются изменения в учредительных документах или ликвидация юридического лица ― в размере 400 руб.(ст. 333 НК РФ).

Правовая основа деятельности юридического лица — его учредительные документы, состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительного документа — устава, являются акционерные общества, производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора, являются хозяйственные