Файл: Силлабус для студентов доц. Мырзахмет Ж.К.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2668

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принято различать простое и капиталистическое товарное производство. Между ними существуют общие черты и различия. К общим чертам относятся:

  1. общественное разделение труда;

  2. частная собственность на средства производства;

3) создание продукта специально для реализации на рынке.
Различия простого и капиталистического товарного произ­водства:

  1. простое товарное производство базируется на личном тру­де товаропроизводителя. Капиталистическое — предполага­ет применение наемного труда;

  2. при простом товарном производстве продукт труда с мо­мента его создания до реализации на рынке принадлежит товаропроизводителю. При капиталистическом товарном
    производстве произведенный продукт труда отчуждается от непосредственных товаропроизводителей - рабочих и принадлежит капиталисту.

Капиталистическое товарное производство имеет свои осо­бенности в условиях свободной конкуренции XVIIIXIX в. и в условиях организованного рынка XX в.

3.Марксистский и маржиналистскии методы исследования категорий товарного хозяйства


Согласно трудовой теории стоимости К. Маркса, товар облада­ет двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью.

Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность людей, делает вещь пот­ребительной стоимостью. Стоимость товара определяется коли­чеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство.

Согласно теории трудовой стоимости, общественная стои­мость товара определяется количеством труда, общественно необ­ходимого для его производства и измеряется рабочим временем. Общественно необходимым рабочим временем является время, затраченное на изготовление какого-либо товара при данных об­щественно нормальных условиях производства, определяемых средним уровнем умелости и интенсивности труда.

По закону стоимости производство и обмен товаров осущест­вляется на основе затрат общественно-необходимого труда, т.е. по стоимостным величинам. Закон стоимости выполняет функции:

  1. учета и регулирования общественного труда;

  2. стимулирования экономии времени;

  3. дифференциации товаропроизводителей.

Родоначальником теории предельной полезности считается немецкий экономист Госсен. Но наибольшее развитие она получи­ла в трудах представителей так называемой австрийской школы.

Под полезностью вещей понимается субъективно устанавли­ваемая каждым потребителем предельная, т.е. наименьшая полез­ность последнего экземпляра из имеющегося запаса данного рода вещей. Чем больше товаров, тем выше степень насыщения потреб­ностей в них, тем ниже их конкретная полезность и ценность. На­оборот, чем меньше товаров, тем выше их полезность и ценность. Это так называемый закон Госсена.

Предельные величины полезности любого экономического блага определяются ограниченностью ресурсов, По теории маржинализма, человек вообще и хозяйствующий субъект в частности в сфере производства и обмена, т.е. на рынке, исходит из того, что предельная полезность блага - это полезность той его единицы, которая предназначена для наименее интенсивной из удовлетворя­емых потребностей.


Цена производительных благ носит производный характер и регулируется предельной полезностью конечного продукта, ис­пользуемого для удовлетворения личной потребности.


4.Возникновение и сущность денег


Деньги возникли в результате длительного процесса развития обмена, когда объективно возникла необходимость в выделении из всей группы товаров какого-то одного товара, который бы мог играть роль всеобщего эквивалента. Деньги представляют собой законченную форму всеобщего эквивалента.

Первоначально роль денег выполняли два металла: золото и серебро Это была эпоха биметаллизма. При монометаллизме в качестве денежного материала стал использоваться лишь один металл — золото. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе монометаллизма. Началось формирование системы неразменных денег. Ее отличительные черты:

1)господствующее положение кредитных денег;

2)демонетаризация золота, т.е. уход его из обращения;

  1. отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого со­держания;

  2. усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства.

Функции денег:

  • мера стоимости. Через деньги выражают свою стоимость все товары. Денежное выражение стоимости товара есть цена товара;

  • средство обращения. Здесь деньги непосредственно об­служивают куплю-продажу товаров;

  • средство платежа. Деньги выплачиваются с отсрочкой;

  • средство накопления. Деньги выпадают из обращения и оседают;

  • мировые деньги. Деньги обслуживают мировой товаро­оборот.

Из функций денег как средства обращения и платежа следует важный вывод: деньги нужны не сами по себе, а для обеспечения обмена товарами и услугами между людьми. А это значит, что в экономике необходимо соблюдение примерного равенства между товарной и денежной массами. В этом заключается смысл закона денежного обращения. В то же время каждая денежная единица в течение данного периода может переходить из рук в руки несколько раз, обслуживая ряд товарных сделок. Чем быстрее оборачиваются деньги, тем меньше их требуется для обращения. Отсюда очевиден закон денежного обращения: количество денег, необходимых для нормального обращения, равняется сумме цен всех товаров, делен­ной на скорость оборота одноименных денежных единиц.

Основными формами денег являются монеты, бумажные де­ньги и кредитные деньги. Монета — это слиток металла особой формы, веса, пробы. Это — полноценные деньги. Бумажные и кре­дитные деньги называют неполноценными деньгами. К ним так­же относят серебряные и медные деньги. Кредитные деньги - это вексель, банкнота и чек. Вексель - это письменное долговое обя­зательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требо­вать с должника обозначенную денежную сумму. Банкнота — это вексель на банкира, по которому предъявитель во всякое время может получить деньги, и которым банкир замещает частные век­селя. Чек - документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета банку о выплате указанной в нем суммы опреде­ленному лицу или предъявителю.


Со второй половины XX в. широкое распространение получи­ли кредитные карточки, которые объединяют платежно-расчетную и кредитную функцию. Кредитная карточка является своеобраз­ным именным заменителем чека и выполняет функцию денег как средства платежа.

В настоящее время особой популярностью пользуются так на­зываемые электронные деньги. Система электронных денег вклю­чает в себя ряд элементов: автоматизированную расчетную палату, систему автоматизированного кассира и систему терминалов, установленных в пунктах покупки товаров или оказания услуг.


  1. Основные теоретические трактовки сущности рынка

Становление современного рыночного хозяйства прошло не­сколько этапов. Первый этап - простое товарное производство. Достижение товарным производством его высшей ступени разви­тия связано с утверждением капиталистического способа произ­водства в процессе первоначального накопления капитала, которое образует предысторию капитала и включает две стороны:

  1. превращение массы производителей в людей, лично сво­бодных, но в то же время лишенных всяких средств произ­водства. Этот процесс означает появление на рынке нового
    товара — рабочей силы;

  2. сосредоточение денежного богатства и средств производс­тва в руках меньшинства.

Современная рыночная экономика сложилась под воздейс­твием следующих факторов — государственное регулирование, мировая экономика, развитая рыночная инфраструктура, социализированное товарное производство (возрастание роли человека в рыночной экономике).

Понятие «рынок» имеет различное толкование. Первоначаль­но рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием товарно-денежных отношений возникает новое понимание рынка как формы товарного и товар­но-денежного обмена (обращения).

Яркий представитель классической школы А. Смит считал, что рыночная экономика — саморегулируемая система: саморегу­лирование автоматически устанавливается так называемой «неви­димой рукой», каковой является механизм свободных рыночных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.

Методологической предпосылкой неоклассической теории рынка, разработанной А. Маршалом, Дж. Хиксом, Р. Алленом, М. Фридменом, стала теория предельной полезности, отводившая центральное место в механизме функционирования рынка потре­бителю и его предпочтениям. А. Маршал вывел кривую спроса из функции полезности и ввел категорию «цена труда», под которой понимал цену, которую покупатель готов уплатить за каждую до­полнительную единицу товара. Он также исследовал зависимость изменения спроса покупателей от изменения цены на приобрета­емый товар, для количественного измерения которой ввел в экономический анализ категорию «эластичность спроса по цене». Использование последней позволило А. Маршалу выделить рын­ки товаров высокой и низкой реакции спроса на изменение цены. Цена на рынке, согласно А. Маршалу, устанавливается под воз­действием и полезности, определяющей спрос на данный товар, и предложения, зависящего от издержек производства.


Современные неоклассические школы продолжают учение классиков о рынке и его взаимоотношениях с государством. Так, представители неолиберализма Л. Мизес и Ф. Хайек являются за­щитниками концепции экономического либерализма и противни­ками любого вмешательства в экономику. Их идеи базируются на принципе предоставления полной свободы всем хозяйствующим субъектам, защите частной собственности и свободного обмена на базе углубления разделения труда. Центральный тезис Хайека состоит в том, что система свободных рыночных цен создает меха­низм экономического саморегулирования.

Резкое снижение научного рейтинга неоклассических концеп­ций вызвал кризис 1929—1933 гг., когда вера в безотказность «не­видимой руки» была подвергнута сомнению. Дж. М. Кейнс раз­работал новое направление в теории рынка, которое опровергает всесильное и неизменно благотворное влияние свободной конку­ренции на ход экономического развития. Вклад Дж. М. Кейнса в теорию рынка состоит в следующем:

— в перенесении объекта анализа с деятельности отдельных фирм и домашних хозяйств на измерение агрегатных вели­чин макроэкономического уровня;

  • в доказательстве нереальности движения экономики к со­стоянию полной занятости лишь с опорой на силы конку­ренции, без помощи государства;

  • в рассмотрении рыночного механизма через функциониро­вание четырех взаимосвязанных рынков — товаров, труда, денег и облигаций;

— в использовании функционального анализа для установле­ния количественных взаимосвязей между экономическими категориями.

Монетаризм, становление которого относится к 70-м годам XX в., является одним из вариантов либеральной идеологии сво­бодного предпринимательства, исходящем из способности ры­ночной экономики к саморегулированию и решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на ход экономических процессов. Представители монетаризма (М. Фридмен) считают, что рыночная экономика по своей природе внутренне стабильна в силу наличия в ней механизма саморегулирования, способного уравновешивать производственный процесс. Неустойчивость ры­ночного хозяйства они связывают с внешними факторами, напри­мер, с государственным вмешательством в экономику, нарушаю­щим действие спонтанных рыночных механизмов. Позитивным вкладом монетаризма в теорию рынка можно считать разработку

механизма, показывающего взаимосвязь между денежной массой, находящейся в обращении, и важнейшими параметрами функци­онирования товарного, валютного рынков и рынка труда. Целью экономической политики монетаристы объявляют борьбу с инф­ляцией при отказе от кейнсианской политики полной занятости и обосновании необходимости минимального государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.

  1. Рынок как система отношений субъекты рыночных отношений. виды рынков


Рынок в широком смысле слова представляет собой сферу товарного обращения, всю совокупность экономических отношений по поводу купли и продажи товаров.

Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы, государство.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе од­ного или нескольких лиц, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) является собственником какого-либо фактора про­изводства; 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных рабочих, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

Фирма—это экономическая единица, которая: 1) самостоятель­но принимает решения; 2) стремится к максимизации прибыли; 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учрежде­ния, имеющие юридическую и политическую власть для осущест­вления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структу­рой. Его классифицируют по различным признакам и критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отно­шений:

  • рынок потребительских товаров и услуг;

  • рынок товаров промышленного назначения;

  • рынок ноу-хау;

  • сырьевой рынок;

  • рынок труда;

  • рынок ценных бумаг и т.д.

2. По географическому положению:

  • рынок местный;

  • рынок национальный;

  • рынок мировой.

  1. По отраслевому направлению — рынки автомобильный, не­фтяной, компьютерный и т.д.

  2. По характеру продаж — рынки оптовый и розничный.

  3. По степени ограничения конкуренции — рынки совершен­ной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монопо­лии).

Особенности рынка совершенной конкуренции:

  • много независимых фирм;

  • нет контроля над ценами. Цены определяются рынком;

  • нет товарной дифференциации. Продукты не различимы по свойствам и качеству;

  • относительно легкий вход и выход на рынок.

Особенности рынка монополистической конкуренции:

  • много фирм, производящих товары и услуги;

  • влияние на цены ограничено возможностью замены то­вара;

  • товары и услуги дифференцированы для специфических рынков;

  • относительно легкой вход и выход на рынок.

Особенности рынка олигополии:

  • несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги;

  • существует влияние «ценового лидера».

  • товарная дифференциация существенна для отдельных продуктов, но мала для стандартизированных товаров;

  • вход на рынок трудный. Часто требует больших инвестиций.

Особенности рынка монополии:

  • один продукт и одна крупная фирма;

  • практически полный контроль над ценами;

  • нет товарной дифференциации;

  • очень трудный вход на рынок.