ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2668
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества, её предмет и метод.
Тема 5. Основные категории и законы рынка. Конкуренция и монополия. Теория спроса и предложения
Тема 9. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИКИ. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА.
Тема 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ТИПЫ.
Принято различать простое и капиталистическое товарное производство. Между ними существуют общие черты и различия. К общим чертам относятся:
-
общественное разделение труда;
-
частная собственность на средства производства;
3) создание продукта специально для
реализации на рынке.
Различия простого
и капиталистического товарного
производства:
-
простое товарное производство базируется на личном труде товаропроизводителя. Капиталистическое — предполагает применение наемного труда;
-
при простом товарном производстве продукт труда с момента его создания до реализации на рынке принадлежит товаропроизводителю. При капиталистическом товарном
производстве произведенный продукт труда отчуждается от непосредственных товаропроизводителей - рабочих и принадлежит капиталисту.
Капиталистическое товарное производство имеет свои особенности в условиях свободной конкуренции XVIII—XIX в. и в условиях организованного рынка XX в.
3.Марксистский и маржиналистскии методы исследования категорий товарного хозяйства
Согласно трудовой теории стоимости К. Маркса, товар обладает двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью.
Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность людей, делает вещь потребительной стоимостью. Стоимость товара определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство.
Согласно теории трудовой стоимости, общественная стоимость товара определяется количеством труда, общественно необходимого для его производства и измеряется рабочим временем. Общественно необходимым рабочим временем является время, затраченное на изготовление какого-либо товара при данных общественно нормальных условиях производства, определяемых средним уровнем умелости и интенсивности труда.
По закону стоимости производство и обмен товаров осуществляется на основе затрат общественно-необходимого труда, т.е. по стоимостным величинам. Закон стоимости выполняет функции:
-
учета и регулирования общественного труда;
-
стимулирования экономии времени;
-
дифференциации товаропроизводителей.
Родоначальником теории предельной полезности считается немецкий экономист Госсен. Но наибольшее развитие она получила в трудах представителей так называемой австрийской школы.
Под полезностью вещей понимается субъективно устанавливаемая каждым потребителем предельная, т.е. наименьшая полезность последнего экземпляра из имеющегося запаса данного рода вещей. Чем больше товаров, тем выше степень насыщения потребностей в них, тем ниже их конкретная полезность и ценность. Наоборот, чем меньше товаров, тем выше их полезность и ценность. Это так называемый закон Госсена.
Предельные величины полезности любого экономического блага определяются ограниченностью ресурсов, По теории маржинализма, человек вообще и хозяйствующий субъект в частности в сфере производства и обмена, т.е. на рынке, исходит из того, что предельная полезность блага - это полезность той его единицы, которая предназначена для наименее интенсивной из удовлетворяемых потребностей.
Цена производительных благ носит производный характер и регулируется предельной полезностью конечного продукта, используемого для удовлетворения личной потребности.
4.Возникновение и сущность денег
Деньги возникли в результате длительного процесса развития обмена, когда объективно возникла необходимость в выделении из всей группы товаров какого-то одного товара, который бы мог играть роль всеобщего эквивалента. Деньги представляют собой законченную форму всеобщего эквивалента.
Первоначально роль денег выполняли два металла: золото и серебро Это была эпоха биметаллизма. При монометаллизме в качестве денежного материала стал использоваться лишь один металл — золото. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе монометаллизма. Началось формирование системы неразменных денег. Ее отличительные черты:
1)господствующее положение кредитных денег;
2)демонетаризация золота, т.е. уход его из обращения;
-
отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания;
-
усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства.
Функции денег:
-
мера стоимости. Через деньги выражают свою стоимость все товары. Денежное выражение стоимости товара есть цена товара;
-
средство обращения. Здесь деньги непосредственно обслуживают куплю-продажу товаров;
-
средство платежа. Деньги выплачиваются с отсрочкой;
-
средство накопления. Деньги выпадают из обращения и оседают;
-
мировые деньги. Деньги обслуживают мировой товарооборот.
Из функций денег как средства обращения и платежа следует важный вывод: деньги нужны не сами по себе, а для обеспечения обмена товарами и услугами между людьми. А это значит, что в экономике необходимо соблюдение примерного равенства между товарной и денежной массами. В этом заключается смысл закона денежного обращения. В то же время каждая денежная единица в течение данного периода может переходить из рук в руки несколько раз, обслуживая ряд товарных сделок. Чем быстрее оборачиваются деньги, тем меньше их требуется для обращения. Отсюда очевиден закон денежного обращения: количество денег, необходимых для нормального обращения, равняется сумме цен всех товаров, деленной на скорость оборота одноименных денежных единиц.
Основными формами денег являются монеты, бумажные деньги и кредитные деньги. Монета — это слиток металла особой формы, веса, пробы. Это — полноценные деньги. Бумажные и кредитные деньги называют неполноценными деньгами. К ним также относят серебряные и медные деньги. Кредитные деньги - это вексель, банкнота и чек. Вексель - это письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника обозначенную денежную сумму. Банкнота — это вексель на банкира, по которому предъявитель во всякое время может получить деньги, и которым банкир замещает частные векселя. Чек - документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю.
Со второй половины XX в. широкое распространение получили кредитные карточки, которые объединяют платежно-расчетную и кредитную функцию. Кредитная карточка является своеобразным именным заменителем чека и выполняет функцию денег как средства платежа.
В настоящее время особой популярностью пользуются так называемые электронные деньги. Система электронных денег включает в себя ряд элементов: автоматизированную расчетную палату, систему автоматизированного кассира и систему терминалов, установленных в пунктах покупки товаров или оказания услуг.
-
Основные теоретические трактовки сущности рынка
Становление современного рыночного хозяйства прошло несколько этапов. Первый этап - простое товарное производство. Достижение товарным производством его высшей ступени развития связано с утверждением капиталистического способа производства в процессе первоначального накопления капитала, которое образует предысторию капитала и включает две стороны:
-
превращение массы производителей в людей, лично свободных, но в то же время лишенных всяких средств производства. Этот процесс означает появление на рынке нового
товара — рабочей силы; -
сосредоточение денежного богатства и средств производства в руках меньшинства.
Современная рыночная экономика сложилась под воздействием следующих факторов — государственное регулирование, мировая экономика, развитая рыночная инфраструктура, социализированное товарное производство (возрастание роли человека в рыночной экономике).
Понятие «рынок» имеет различное толкование. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. С развитием товарно-денежных отношений возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).
Яркий представитель классической школы А. Смит считал, что рыночная экономика — саморегулируемая система: саморегулирование автоматически устанавливается так называемой «невидимой рукой», каковой является механизм свободных рыночных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.
Методологической предпосылкой неоклассической теории рынка, разработанной А. Маршалом, Дж. Хиксом, Р. Алленом, М. Фридменом, стала теория предельной полезности, отводившая центральное место в механизме функционирования рынка потребителю и его предпочтениям. А. Маршал вывел кривую спроса из функции полезности и ввел категорию «цена труда», под которой понимал цену, которую покупатель готов уплатить за каждую дополнительную единицу товара. Он также исследовал зависимость изменения спроса покупателей от изменения цены на приобретаемый товар, для количественного измерения которой ввел в экономический анализ категорию «эластичность спроса по цене». Использование последней позволило А. Маршалу выделить рынки товаров высокой и низкой реакции спроса на изменение цены. Цена на рынке, согласно А. Маршалу, устанавливается под воздействием и полезности, определяющей спрос на данный товар, и предложения, зависящего от издержек производства.
Современные неоклассические школы продолжают учение классиков о рынке и его взаимоотношениях с государством. Так, представители неолиберализма Л. Мизес и Ф. Хайек являются защитниками концепции экономического либерализма и противниками любого вмешательства в экономику. Их идеи базируются на принципе предоставления полной свободы всем хозяйствующим субъектам, защите частной собственности и свободного обмена на базе углубления разделения труда. Центральный тезис Хайека состоит в том, что система свободных рыночных цен создает механизм экономического саморегулирования.
Резкое снижение научного рейтинга неоклассических концепций вызвал кризис 1929—1933 гг., когда вера в безотказность «невидимой руки» была подвергнута сомнению. Дж. М. Кейнс разработал новое направление в теории рынка, которое опровергает всесильное и неизменно благотворное влияние свободной конкуренции на ход экономического развития. Вклад Дж. М. Кейнса в теорию рынка состоит в следующем:
— в перенесении объекта анализа с деятельности отдельных фирм и домашних хозяйств на измерение агрегатных величин макроэкономического уровня;
-
в доказательстве нереальности движения экономики к состоянию полной занятости лишь с опорой на силы конкуренции, без помощи государства;
-
в рассмотрении рыночного механизма через функционирование четырех взаимосвязанных рынков — товаров, труда, денег и облигаций;
— в использовании функционального анализа для установления количественных взаимосвязей между экономическими категориями.
Монетаризм, становление которого относится к 70-м годам XX в., является одним из вариантов либеральной идеологии свободного предпринимательства, исходящем из способности рыночной экономики к саморегулированию и решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и на ход экономических процессов. Представители монетаризма (М. Фридмен) считают, что рыночная экономика по своей природе внутренне стабильна в силу наличия в ней механизма саморегулирования, способного уравновешивать производственный процесс. Неустойчивость рыночного хозяйства они связывают с внешними факторами, например, с государственным вмешательством в экономику, нарушающим действие спонтанных рыночных механизмов. Позитивным вкладом монетаризма в теорию рынка можно считать разработку
механизма, показывающего взаимосвязь между денежной массой, находящейся в обращении, и важнейшими параметрами функционирования товарного, валютного рынков и рынка труда. Целью экономической политики монетаристы объявляют борьбу с инфляцией при отказе от кейнсианской политики полной занятости и обосновании необходимости минимального государственного вмешательства в хозяйственную жизнь.
-
Рынок как система отношений субъекты рыночных отношений. виды рынков
Рынок в широком смысле слова представляет собой сферу товарного обращения, всю совокупность экономических отношений по поводу купли и продажи товаров.
Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы, государство.
Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) является собственником какого-либо фактора производства; 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных рабочих, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.
Фирма—это экономическая единица, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) стремится к максимизации прибыли; 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.
Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным признакам и критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
-
рынок потребительских товаров и услуг;
-
рынок товаров промышленного назначения;
-
рынок ноу-хау;
-
сырьевой рынок;
-
рынок труда;
-
рынок ценных бумаг и т.д.
2. По географическому положению:
-
рынок местный;
-
рынок национальный;
-
рынок мировой.
-
По отраслевому направлению — рынки автомобильный, нефтяной, компьютерный и т.д.
-
По характеру продаж — рынки оптовый и розничный.
-
По степени ограничения конкуренции — рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монополии).
Особенности рынка совершенной конкуренции:
-
много независимых фирм;
-
нет контроля над ценами. Цены определяются рынком;
-
нет товарной дифференциации. Продукты не различимы по свойствам и качеству;
-
относительно легкий вход и выход на рынок.
Особенности рынка монополистической конкуренции:
-
много фирм, производящих товары и услуги;
-
влияние на цены ограничено возможностью замены товара;
-
товары и услуги дифференцированы для специфических рынков;
-
относительно легкой вход и выход на рынок.
Особенности рынка олигополии:
-
несколько крупных фирм, производящих сходные товары и услуги;
-
существует влияние «ценового лидера».
-
товарная дифференциация существенна для отдельных продуктов, но мала для стандартизированных товаров;
-
вход на рынок трудный. Часто требует больших инвестиций.
Особенности рынка монополии:
-
один продукт и одна крупная фирма;
-
практически полный контроль над ценами;
-
нет товарной дифференциации;
-
очень трудный вход на рынок.