Файл: Силлабус для студентов доц. Мырзахмет Ж.К.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2537

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цена Ро, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой. Все иные цены называются неравновесными. Соответствующий цене Ро объем товара Qoназывается равновесным количеством товара.

Рис.3 - Рыночное равновесие

Существуют четыре правила спроса и предложения:

  1. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.

  2. Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.

  3. Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.

  4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.



Рис. 7.4 Дефицит и перепроизводство на рынке

Если на рынке будет установлена цена Р, (Р, меньше Ро), то объем спроса будет превышать объем предложения (рис. 4). В такой ситуации на рынке будет иметь место дефицит товара (избыточный спрос). Если цена окажется выше уровня равновесия (Р2 больше Ро), объем спроса не достигнет уровня объема предложе­ния. В данном случае имеет место избыточное предложение (перепроизводство).


4 Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения


Эластичность — степень реакции одной экономической вели­чины на изменение другой, выраженная как отношение процент­ных изменений. Различают эластичность спроса по цене и элас­тичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене - при­рост объема спроса, возникающий в результате сокращения цены на 1%. при неизменности всех остальных факторов, влияющих на величину спроса. Мерой эластичности служит ее коэффициент, ко­торый показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.

Ed = (AQ х Р) / (АРх Q).


Абсолютно неэластичен спрос по цене в следующих случаях:

  • на товары первой необходимости;

  • на товары с очень низкими ценами;

  • при отсутствии у покупателя возможности выбора.
    Эластичность спроса по доходу есть процентное изменение

уровня спроса на товар, вызванное увеличением доходов на 1%. Коэффициент эластичности спроса по доходу:

где I — доход населения.

Спрос является эластичным, если коэффициент эластичности спроса больше единицы; спрос является неэластичным, если коэф­фициент эластичности меньше единицы. Единичный эластичный спрос возникает в том случае, когда Ed = 1.

Эластичность предложения — прирост объема предложения товара в результате роста его цены на 1% при условии, что все остальные факторы, влияющие на уровень предложения, остаются неизменными. Коэффициент эластичности предложения по цене:

Предложение является эластичным, если коэффициент элас­тичности больше единицы; предложение является неэластичным, если коэффициент эластичности меньше единицы. Единичное эластичное предложение возникает в том случае, когда Es = 1.


Факторы, влияющие на эластичность предложения:

  1. Способность к длительному хранению и стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время (свежая рыба, клубника), эластичность предложения
    будет низкой.

  2. Особенности производственного процесса. Если произво­дитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой
    продукции при понижении его цены, то предложение этого товара будет эластичным.

  3. Фактор времени. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется оп­ределенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье и т.д. (расширение произ­водства), либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом и т.п. (сокращение производства).


5 Основы теории потребительского поведения


Потребительское поведение рассматривается с позиций пре­дельной полезности и кривых безразличия.

Предельная полезность означает прирост общей полезнос­ти товара при увеличении объема потребления на одну единицу. По мере роста количества потребляемого товара, предельная по­лезность каждой дополнительной единицы уменьшается. В этом проявляется действие закона убывающей предельной полезности, лежащей в основе закона спроса. Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор това­ров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлет­ворять свои потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные по­лезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную еди­ницу оказываются одинаковыми.

Подход с позиции кривых безразличия предполагает не коли­чественное соизмерение потребностей, а лишь их ранжирование. Каждая кривая безразличия графически отображает множество на­боров продуктов, обладающих одинаковой полезностью для пот­ребителя.

Если кривые безразличия характеризуют предпочтение потре­бителя, то бюджетная линия определяет его возможности, ограни­ченные размерами его потребительского бюджета. Она представ­ляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов, требу­ющих одинаковых затрат на их приобретение. Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров (рис. 5). При изме­нении покупательной способности бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение, параллельное первоначальному. Изменение соотношения цен на товары приво­дит к изменению угла наклона бюджетной линии.

в В

Рис.5 Бюджетная линия и кривая безразличия

Кривая с — это кривая безразличия. Линия ав — бюджетная линия. Стремясь к максимальному удовлетворению своих потреб­ностей, потребитель попадает в положение потребительского рав­новесия (точка касания бюджетной линии и кривой безразличия).


В экономической литературе встречаются кардиналистская и ординалистская трактовки максимизации полезности потребите­лем и предельной полезности. Кардиналисты для вычисления пре­дельной полезности вводят условную единицу — ютиль. Например, потребитель покупает 9 единиц товара, тогда общая полезность этой суммы товара составляет U9 ютилей, а если приобретается 10-я единица, то общая полезность возрастает и составляет U10 ютилей. Предельная же полезность, т.е. удовлетворение от потреб­ления дополнительной, 10-й единицы товара, определяется следу­ющим образом:

MU=(U10-U9)/(10-9) = (U10-U9)/l.

Ординалисты же полагают, что поскольку предельная полез­ность является чисто субъективной, ее невозможно измерить количественно и вводят «ординальную, порядковую» полезность, с по­мощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, но нельзя определить саму эту степень удовлетворения, как и нельзя сравнивать полезность, получаемую разными домохозяйствами.


6 Конкуренция - важный элемент рыночного механизма.


Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отно­шений, является понятие конкуренции (от лат. конкурро - сталки­ваться). В общем виде конкуренцию можно определить как тип взаимоотношений между производителями по поводу установле­ния цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкурен­ция между производителями. Аналогичным образом можно опре­делить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен, объема спроса на рынке. Конкурен­ция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций.

Конкуренция означает экономическое соперничество между рав­ноправными субъектами рынка за более выгодный сбыт товаров, или более выгодное вложение средств.

Отсутствие конкуренции ведет к монополизму, то есть к праву отдельных предприятий, банков, государства диктовать свои условия на рынке.

Конкуренция тем эффективнее, чем больше субъектов рынка. По­этому конкуренция и монополия понятия несовместимые.

По западным оценкам считается, что продавцов одного и того же вида товара должно быть не менее 4-5, а наиболее эффективно 8-15. Но если 4 фирмы контролируют 80% продажи, рынок счита­ется монополизированным.

Классическую форму конкуренции принято называть свободной совершенной, ценовой. Здесь механизм свободного ценообразова­ния является самым эффективным способом функционирования экономики.

Основоположником теории свободной (классической) конкурен­ции является А.Смит. Классическая форма конкуренции наблюда­лась в странах с рыночной экономикой с XVIII века до последней четверти XIX века, то есть до начала возникновения в экономике промышленно развитых стран

Совершенная конкуренция предполагает достаточное количество производителей с тем, чтобы ни одна фирма не могла определяющим образом влиять на цену товара.


Конкуренция по ее методам делится на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе качества продукции (потребительской сто­имости).

Сущность ценовой конкуренции состоит в том, что однородные виды продукции предлагаются на рынке по самим разнообразным ценам. Снижение цены является той основой, с помощью которой продавец вьщеляет свою продукцию, привлекает к ней внимание и в конечном счете добивается успеха на рынке. Основным методом ценовой конкуренции является снижение издержек производства, а следовательно и цены реализуемых товаров.

Таблица № 1 Виды конкуренции и модели рынка по характеру конкуренции



Моделр

рынка по характеру конкуренции

Характерные

Совершенная (свободная

Несовершенная (несвободная)

конкуренция

черты






конкуренции

или чистая)

Монополи-

Олигополия

Чистая


конкуренция

стическая


монополия



конкуренция



Количество

Много

Много

Число товаро-

Единственный

товаропроиз-

товаропроиз-

товаропроиз-

произодителей

производитель

водителей

водителей

водителей

невелико, есть





крупные про-





изводители


Характер

Однородная

Разнородная

А. Несколько

Однородный

продукции

продукция

продукция

крупных фирм.

продукт, не




производящих

имеющий




почти иден-

близких




тичные товары

заменителей




Б. Несколько





крупных фирм.





производящих





дифференци-





рованные





товары


Отрасль

Сельское

Различная

Промышлен-

Местные

экономики,

хозяйство:

торговля:

ность: а) алю-

предприятия

где главным

производство

производство

миниевая,

общественного

образом в

зерна, овощей

одежды, обуви.

сталелитейная.

пользования:

стречается:

и свежих

продуктов

химическая;

телефонная


фруктов и т.п.

питания,

б) автомобили,

сеть, электро-



бензина и т.п.

сельхоз-

газоснабжение




инвентарь.

и т.п.




компьютеры,





бытовые





приборы


Степень

Отсутствует

Средняя

Средняя

В принципе

контроля




значительная.

за ценами




но контроли-

со стороны




руется

товаропроиз-




государством

водителей






Неценовая конкуренция выдвигает на первый план улучшение ка­чества продукции.

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции является исполь­зование рекламы, факторов маркетинга и др.

Современные рынки делятся не только по видам продукции, но и по характеру конкуренции: рынок совершенной конкуренции, рынок несовершенной конкуренции.

а) Рынок совершенной конкуренции.

1. Рынок совершенной конкуренции составляют множество про­давцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) то­вара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не может контролировать спрос, поставку товара на рынок или цену на него.

Один продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку покупатель может свободно приобрести любое необхо­димое ему количество товара по рыночной цене у другого продав­ца. Каждый продавец сбывает один и тот же продукт. На этом рынке легко появиться и легко его оставить. К такой модели рын­ка, например, близки рынки сельхозпродуктов: зерна, овощей, све­жих фруктов и т.п.

б) Рынок несовершенной конкуренции.

2. Рынок несовершенной конкуренции включает:

  • рынок монополистической конкуренции,

  • рынок олигополии,

  • рынок чистой монополии.

После второй мировой войны западная экономическая мысль заявила о появлении крупных компаний, делящих между собой рынок сбыта.

«Большинство крупных корпораций оперирует в рыночной струк­туре олигополии»,- писали в 1975 году американские экономисты Роберт Хейлбронер (1919 г.) и Лестер Сароу (1938 г.), - они делят рынок и типично конкурируют друг с другом посредством рекламы, продуктовой дифференциации, предоставления услуг и т. д.».

Пол Самуэльсон, американский экономист, пишет: «Серьезная опасность кроется в монополии или в несовершенной конкурен­ции.»

(П. Самуэльсон и Нордхаус В. Реферат учебника «Экономикс». Ж. Экономические науки, № 1, 1991, с. 110. )

В конце последней четверти XIX века на смену классической любодной) конкуренции пришла несвободная, несовершенная, еценовая монополистическая конкуренция.

Сложился рынок монополистических объединений (картелей, 1ндикатов, трестов, консорциумов, концернов).

Несовершенная конкуренция возникает, когда какой-либо конку-»ент влияет на цену. В реальности почти все владельцы «...втянуты в 'есвободную конкуренцию».

Теория несовершенной конкуренции разработана английской экономистом Джоан Робинсон (1903 - 1983 гг.) в ее работе «Эко-омика несовершенной конкуренции».

- Рынок монополистической конкуренции (от греческого «монос» )дин, «полео» - продаю) образует множество продавцов, которые родают похожую, но не идентичную продукцию. Продукты мо-vt отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему формлению, а также по ассортименту, сопутствующих услуг. По-упатели видят эти особенности и готовы заплатить за товары ысокие цены. К такой модели, например, близка розничная тор-)вля одеждой, обувью, продуктами питания, бензином и т.п.