Файл: Силлабус для студентов доц. Мырзахмет Ж.К.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2020

Просмотров: 2530

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реальные изменения в конкурентной борьбе нашли отражение теории монополистической конкуренции, основоположником которой является американский экономист Чемберлин Эдвард Гасингс (1899-1967 гг.). В работе «Теория монополистической кон­куренции» он разработал основные положения монополистической конкуренции и выделил одну форму конкурентной борьбы: за «диф­ференциацию продукта».

«Вместе с дифференциацией,- писал он,- появляется монополия и ю мере усиления дифференциации элементы монополии становятся see значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует диф­ференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конку­ренции более или менее несовершенных заменителей.

Таким образом, монополии прибегают к дифференциации продукта как метода конкуренции в борьбе друг с другом.

  • Рынок олигополии (от греч. «олигос» - немногий, «полео» - продаю) представляет собой рынок нескольких продавцов, причем, по крайней мере некоторые из них контролируют значительную долю рынка. Продукция может в этом случае быть как однород­ной, так и неоднородной. Один из существенных признаков олигополистической конкуренции состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на достоверный позитивный результат повы­шения цен, конкуренты вынудят снизить их. В условиях олигополистического рынка продукты могут быть стандартизированы (на­ пример, алюминий, сталь, продукты химической промышленнос­ти) или дифференцированы (например, автомобили, компьютеры, сельхозинвентарь, бытовые приборы и т.д.).

  • Рынок чистой монополии (чистая монополия - от греческого «moiios polein» - единственный продавец) представляет собой рынок, на котором единственный производитель осуществляет 100% про­дажу однородного продукта, не имеющего близких заменителей.
    Примером чистой монополий могут служить местные предприятия общественного пользования: местная телефонная сеть, электроснаб­жение и прочие системы общественных услуг.


7. Монополистические объединения в условиях рынка и проблема их регулирования.


Монополия - термин происходит от двух греческих слов: «моно» - один, «полео» - продаю. Что означает - «единовластие».

В последствии этот термин стал применяться для обозначения единовластия в сфере производства, единовластия на рынке.

История свидетельствует, что массовое возникновение монопо­лии началось в конце последней четверти XIX века под влиянием НТР, концентрации и централизации капитала. Появились моно­полистические объединения как в сфере производства, так и в сфе­ре товарно - денежного обращения: картели, синдикаты, консор­циумы, корпорации, концерны.

В экономической теории все монополии классифицируются по характеру и причинам их возникновения, времени действия и степени охвата рынка.


Искусственные монополии - это договорные (кратковременные или долговременные) соглашения по монополизации рынка.

  • картель - временное соглашение (союз) по рынкам сбыта, найму рабочей силы, одинаковых процентных ставок по вкладам и т. п.

  • синдикат или консорциум временное соглашение (союз) по ре­ализации товаров и закупкам сырья, по учреждению крупных ак­ционерных компаний, по проведению выгодной банковской опе­рации, размещению государственных займов и т. п.

Организационные монополии:

  • трест или корпорация - акционерное общество. Последова­тельность превращения: акционерное общество, корпорация, кото­рая в последствии в процессе производства реорганизуется в трест.

  • концерн - сложная форма монополистического объединения в сфере производства во главе с контролирующей головной компанией с контрольным пакетом акций.

В практике рыночной экономики к модели рынка «чистой мо­нополии» относятся естественные монополии.

Естественные монополии - это предприятия сферы услуг, произ­водящие и поставляющие населению тепловую энергию, газ, элек­тричество, предприятия водоснабжения, связи, телевидения, же­лезнодорожного и воздушного транспорта. В мировой практике все рынки естественных монополий подлежат государственному регулированию.

При монополии нет соперников. Монополистическая структура производства возникает в том случае, когда отдельный производи­тель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного продукта. Даже небольшое предприятие может быть мо­нополистом, если его доля в производстве того или иного товара высока.

Крупная корпорация может не занимать монопольного поло­жения, если ее рыночная мощь уравновешивается другими произ­водителями. Монополизмом называют и тип экономических отно­шений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут на­вязывать собственные интересы контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности.

Создание условий и поддержание конкуренции является забо­той государственных антимонопольных органов, наблюдающих за состоянием рынка. Важную роль в сочлании конкурентной среды играют мелкие и средние предприятия, свобода предприниматель­ской деятельности.

Антимонопольная политика.

В условиях рынка для регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Так, например, в Рее публике Казахстан действует закон «О естественных монополиях от 9 июля 1998 года, в июне 1999 года принят закон «О недобро совестной конкуренции» и наконец в январе 2001 года принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

В США первый антимонопольный закон был принят конгрессом США в 1890 году, который был назван «Законом Шермана» по имени автора, разработавшего этот антимонопольный закон.


Цель данного законодательства - регулирование деятельности естественных монополий, запрещение любых соглашений между собой о ценах, разделе рынков, устранении конкурентов, которые ведут к ослаблению конкуренции и усилению положения монополий.


Термины, которые необходимо усвоить:

рыночный механизм, закон спроса и предложения, равновесная цена, рыночное равновесие, совершенная и несовершенная конку­ренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая мо­нополия, ценовая и неценовая конкуренция, полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, ограниченность (редкость) ресурсов, бесконечные по­требности, потребность, бюджетная линия (ограниченная) кривая безразличия, эффект дохода, эффект замещения.


Примерный
план занятий.

  1. Теоретические основы рыночного регулирования (А. Мар­шалл, Е. Бем-Баверк, А. Смит, Л.В. Вальрас, К. Маркс, Дж. Кейнс)

  2. Спрос и предложение в механизме рынка. Равновесные цены

  3. Конкуренция и ее разновидности. Характер конкуренции в условиях развитой рыночной экономики.

  4. Естественные монополии и проблема их регулирования.


Темы рефератов, сообщений, докладов.


  1. Классическая и кейнсианская концепции регулирования рынка

  2. Теория спроса и предложения как основа регулирования рынка

  3. Теории рыночного равновесия и потребительского поведения.


Вопросы для собеседования и самоконтроля.


  1. Всегда ли желание людей приобрести какой-либо товар образует спрос?

  2. В чем заключается закон спроса?

  3. Какие факторы влияют на спрос?

  4. Чем отличается изменение объема спроса от изменения характе­ра спроса?

  5. Какие факторы приводят к изменению положения кривой спроса?

  6. Что такое предложение?

  7. Какие факторы влияют на предложение?

  8. В чем суть закона предложения?

  9. Какой наклон - положительный или отрицательный – кривой предложения иллюстрирует закон предложения?

  10. Когда наступает рыночное равновесие?

  11. Назовите четыре правила спроса и предложения.

  12. В какой ситуации на рынке будет иметь место дефицит товара, в какой — избыток?

  13. Что такое эластичность?

  14. На какие товары спрос неэластичен?

  15. Как определяется коэффициент эластичности спроса по цене и по доходу?

  16. При каком значении коэффициента эластичности спрос эласти­чен?

  17. Что такое эластичность предложения?

  18. Какие факторы влияют на эластичность предложения?

  19. С помощью каких кривых рассматривается потребительское по­ведение?

  20. Что отражает кривая безразличия?

  21. Что отражает бюджетная линия?

  22. Как определяют предельную полезность кардиналисты и ординалисты?

23.Рыночный механизм: что это такое?

24.Каким образом встречные субъективные оценки продавцов и покупателей приводят к появлению равновесной цены? Кто явля­ется автором этой теории?

25.Какие причины приводят к переливу капитала из отрасли в отрасль, каким образом формируется здесь равновесная цена (цена производства)? Кто является автором этой теории?


26.Спрос и предложение. В каком случае их взаимодействие приводит к дефициту денег?

27.Чем отличается совершенная конкуренция от несовершен­ной?

28.В чем заключается преимущество совершенной ценовой кон­куренции?

29.Что из себя представляет полезность?

30.В чем суть теории потребительского поведения?

31.Эффект Гиффена? что это такое?

32.Ограничены ли ресурсы богатых государств?

33.Естественные монополии: что это такое?

34.Почему государство должно регулировать деятельность ес­тественных монополий?

35.Что такое искусственные монополии?


ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях». Ка­захстанская правда, 15 июля 1998 года

2. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции». Казахстанская правда, 10 июня 1998 года

3. Закон Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности». Казахстанская правда, 25 января 2001 года.

4. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М., 2001.

5. Брагинский СВ., Певзнер ЯЛ. Политическая экономия: дискус­сионные проблемы, пути обновления.- М., 1991.

6. Козырев В. М. Основы современной экономики. - М., Финансы и статистика, 2000.

7. Квятковекая Т., Осинова Г. Защити себя сам. Мандат потребите­ля .-Алматы, 1995.

8. Курс экономики / Под ред. проф. Райзберга Б.А.- М., Инфра -«М»,2001.

9.Курс экономической теории. Учебное пособие / Под ред. Чепури-на М.Н. - Кирова. Изд. «Аса», 2001.

10.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс», т.2.- Таллин, 1993, с. 12-43.

11.Маркс К. Выравнивание общей нормы прибыли посредством кон­куренции. Рыночные цены и рыночные стоимости. Капитал, том III, часть!.- М., 1975, с. 189-218.

12.Мицкевич А. Сборник заданий по экономике.- М., Вита-Пресс, 1996.

13.Основы рыночной экономики. Учебное пособие.- Алматы, Каз-ГАУ, 1997.

14.Робинсон Джоан. Экономика несовершенной конкуренции. -М., Прогресс, 1986.

15.Реферат учебника Самуэльсона Н. и Нордхауса В. «Экономикс».-ж. Экономические науки № 1, 1990, с. 109-110..

16.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М., Соцэкгиз, 1962.

17.Современная экономика. Лекционный курс- Ростов-на-Дону, Фе­никс, 2000.

18.Самуэльсон П. Экономика, Учебник. В 2- х книгах. - М., НПО «Алгон», 1992.

19.Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех.- Новосибирск, 1994.

20.Чемберлин Эдвард. Теория монополистической конкуренции. -М. , Экономика, 1996.

Экономика. Учебник. / Под ред. Булатова А.С.- М., Бек, 2000.

21.Экономическая теория / Под ред. Базылева Н.И., Гурко СП. Учеб­ник. - Минск, 2000.

22.Экономическая теория. Учебник. Под ред. Николаевой И. П. -М, Проспект, 2000, гл. 12.

23.Экономическая теория. Учебник. / Под ред. Камаева В.Д.- М., Владос, 2001.



Основные понятия:

Конкуренция

Монополия

Олигополия

Спрос

Предложение


Контрольные вопросы:

1.Модели рынков в зависимости от развития конкуренции.

  1. График равновесия на рынке


Тестовые задания

  1. Какой из факторов не воздействует на спрос:

  1. доходы покупателей, их вкусы и предпочтения

  2. число продавцов на рынке

  3. реклама

  4. цены на запрашиваемые товары

  5. число покупателей на рынке


  1. Указать на фактор, не влияющий на предложение:

  1. налоги

  2. совершенствование технологии

  3. доходы потребителей

  4. цены на ресурсы

  5. цены на другие товары

  1. Графическое выражение зависимости между ценой товара и тем его количеством, которое продавцы могут и хотят предложить на рынке, это -

  1. кривая Лоренца

  2. кривая Филлипса

  3. кривая спроса

  4. кривая предложения

  5. линия производственных возможностей


  1. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос –

  1. неэластичный

  2. эластичный

  3. единичной эластичности

  4. абсолютно неэластичный

  5. абсолютно эластичный

  1. В экономике спрос – это …

  1. количество товаров, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам

  2. количество товара, которое люди хотят иметь независимо от того, могут ли они купить его или нет

  3. связь между количеством товара, которое потребители готовы купить, и ценой этого товара

  4. количество товара, на приобретение которого у покупателей есть средства

  1. Закон предложения при прочих равных условиях устанавливает:

  1. обратную связь между ценой и количеством предлагаемого товара

  2. прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара

  3. прямую связь между количеством и ценой предлагаемого товара

  4. связь между доходом и предложением

  5. связь между спросом и предложением

7. Совершенная конкуренция не предполагает:

А) наличие на рынке множества мелких фирм, реализующих однородную продукцию;

В) свободный вход и выход других фирм на рынок данного товара;

С) наличие немногих покупателей, предъявляющих спрос на все товары;

Д) кривую спроса на продукт фирмы в виде горизонтальной линии.

8. Монополия - это такая рыночная структура, когда...

А) на рынке доминирует одна фирма;

В) реализуемая на рынке продукция не имеет близких заменителей;

С) существуют практически непреодолимые барьеры для входа в отрасль других фирм;

Д) продавец оказывает влияние на цену и контролирует выпуск продукции;

Е) все перечисленное верно для монополии.

9. Понятие «олигополия» означает, что на рынке оперирует:

А) только одна крупная фирма;

В) только один крупный покупатель;

С) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

Д) небольшое количество конкурирующих фирм, каждая из которых может оказывать влияние на цену;

Е) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.

10. Какие барьеры приходится преодолевать при открытии собственного дела в странах с переходной экономикой:

А) эффект масштаба;

В) финансовые затруднения;

С) полученные лицензии;

Д) рекламная компания;

Е) аренда помещений.




При ординалистском подходе используются кривые безразличия и бюджетные линии. Кривая безразличия графически изображает наборы продуктов, обладающих одинаковой полезностью. Множество кривых безразличия на плоскости называется картой безразличия.