Файл: статьи для конспекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 2577

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

потому, что "народ", каким является нация или даже человечество, не

довольствуется - особенно, его политические институты, - знанием: он

устанавливает законы, иначе говоря, формулирует предписания, имеющие значение

норм104. Он, следовательно, осуществляет свою компетенцию не только в сфере

денотативных, раскрывающих истину

__________

103 Certeau. M de, Julia D., Revel ]. Une politique de la langue. La Revolution

francaise et les patois. Paris: Gallimard, 1975.

104 О различении предписаний и норм см.: Kalinowski G. Du meta-langage en

logique. Reflexions sur la logique deonrique et son rapport avec la logique des

normes // Documents de travail. Universita di Urbino. V.48, novembre l975.

78 Ж.-Ф. Лиотар

высказываний, но также и прескриптивных, претендующих на справедливость. В этом

и заключается суть нарративного знания (откуда исходит его концепт) удерживать

вместе ту и другую компетенцию, не говоря уже об остальном.

Способ легитимации, о котором мы говорим, вводит заново рассказ как форму

обоснования знания и в таком качестве может действовать в двух направлениях, в

зависимости оттого, представляет ли он субъект рассказа как когнитивный или как

практический: как героя познания или как героя свободы. Из-за существования этой

альтернативы, легитимация не только не имеет всегда одного и того же смысла, но

уже сам рассказ кажется недостаточным для придания ей законченного вида.




глава 9 рассказы, легитимирующие знание

Мы рассмотрим два основных вида легитимирующего рассказа: один - более

политический, другой - более философский, но оба имеют большое значение для

современной истории, в частности, истории знания и его институтов.

Первый имеет субъектом человечество как героя свободы. Все народы имеют право на

науку. Если социальный субъект не является все еще субъектом научного знания,

значит ему помешали в этом духовники или тираны. Право на науку должно быть

отвоевано. Понятно, что такой рассказ задается в большей степени политикой

начального образования, чем университетами или высшей школой105. Политика

Третьей республики в

__________

105 Следы такой политики можно найти в учреждении "философских классов" в конце

средней школы. А также в проекте Исследовательской группы по преподаванию

философии, где предлагалось давать "начала философии" уже во время первого цикла

средней школы (GREPH. La philosophie declassee // Qui a peur de la pholosophie?

Paris: Flammarion, 1977). В этом же направлении, по-видимому, были ориентированы

программы этой Исследовательской группы в Квебеке, особенно, в отношении

философии (см., например, "Cahiers de 1'enseignement collegial" за 1975-1976

годы, раздел философия).

80 Ж.-Ф. Лиотар

области образования очень хорошо иллюстрирует эти предположения.

В отношении же высшего образования, значение такого рассказа, видимо,

ограничено. Так, усилия, принятые Наполеоном в этом направлении, относят обычно

к попытке формирования административной и профессиональной компетенции,

необходимой для стабильности государства106. При этом забывают о том, что это


последнее - с точки зрения рассказа о свободах - получает свою легитимность не

от себя самого, но от народа. Если институты высшего образования имперской

политикой обречены быть питомником высших чиновников государства и, кроме того,

гражданского общества, то именно через управленческий и профессиональный труд, в

котором осуществляется их деятельность, и благодаря распространению новых знаний

в народе, сама нация получает возможность завоевания своих свобод. Этот же ход

рассуждений в еще большей степени справедлив для учреждения собственно научных

институтов. Мы встречаем обращение к рассказам о свободах всякий раз, когда

государство непосредственно берет на себя заботу об образовании "народа" под

именем нации и его наставлении на путь прогресса107.

____________

106 Janne Н. L'Universite et les besoins de la societe contemporaine / / Cahiers

de I'Association internationale des universites. Vol. 10, 1970.

107 В "жестком" (почти мистическо-военном) выражении мы находим это у Julio de

Mesquita Filho. Discorso de Paraninfo da primera turma de licenciados pela

Faculdade de Filosofia, Ciencas e Letras da Universidade dc Sao Paulo. (25

janvier 1937); а в "мягком", адаптированном к современным проблемам развития

Бразилии, - в: "Relatirio do Grupo deTrabalho. Reforma Universitaria". Brasilia.

-Документы Министерства образования и культуры и Министерства планирования.

Август 19б8. Эти документы составляют часть проекта по бразильскому

университетскому образованию.

рассказы, легитимирующие знание 81

Рассмотрение другого вида легитимирующего рассказа - связи между наукой, нацией

и государством - дает совершенно иную картину. Это проявилось во время создания

Берлинского университета в 1807- 1810 годах108. Он оказал значительное влияние

на организацию высшего образования в молодых государствах XIX-XX веков.

По случаю создания Берлинского университета прусский министр заказал разработку

проекта Фихте, оппонентом которого выступил Шлейермахер. Вильгельм фон Гумбольдт

должен был решить спорные вопросы, и он высказался в пользу более "либерального"

проекта Шлейермахера.

Если почитатъ воспоминания Гумбольдта, то испытываешь искушение свести его

политику научного учреждения к знаменитому принципу: "Исследовать науку саму по

себе". Но это было бы заблуждением относительно конечных целей данной политики,

очень близкой на деле той, что более подробно описывалась Шлейермахером, и

господствовавшей над принципом легитимации, который нас интересует. Гумбольдт с

уверенностью утверждает, что наука подчиняется своим собственным правилам игры,

что научные учреждения

___________

108 Документацию по этому вопросу на французском языке можно найти в публикации,

подготовленной Мигелем Абенсуром и Философским колледжем (Philosophie de

l'Universite. L'ldealisme allemand et la question de I'universite. Textes de

Schelling, Fichte, Scheiermacher, Humboldt, Hegel. Paris: Payot, 1979).

82 Ж.-Ф. Лиотар

"живут и непрерывно обновляются сами по себе, без какого-либо нажима и

определенной цели". Но добавляет, что университет должен привнести свой материал


- науку - для "духовного и морального строительства нации"109. Как такой

результат Bildung'a может вытекать из бескорыстного исследования познания? Разве

государство, нация, все человечество не индифферентны по отношению к знанию,

взятому само по себе? На самом деле, как признается Гумбольдт, их занимает не

познание, а "характер и действие".

Советник министра оказывается, таким образом, перед фундаментальным конфликтом,

который имеет много общего с разрывом между "знать" и "желать", введенным

кантовской критикой, конфликтом между языковой игрой, производной от денотатов и

отвечающей только критерию истинности, и другой языковой игрой, диктующей

определенную этическую, социальную, политическую практику и с необходимостью

содержащей решения и обязательства, либо высказывания, от которых ждут, чтобы

они были справедливыми, а не истинными, и, следовательно, не зависели бы в

конечном итоге от научного знания.

Между тем, для Bildung'a, являющегося целью гумбольдтовского проекта, который

состоит не только в приобретении индивидами знаний, но и в формировании

полностью легитимного субъекта познания и общества, объединение этих двух

речевых совокупностей необходимо. Гумбольдт ссылается на Дух, который Фихте

называет также Жизнью, приводимый в

____________

109 Sur l'organisation unterne et externe des etablissements scientifiques

superieurs a Berlin (1810) // Philosophies de 1'Universite. Op.cit., P. 321.

рассказы, легитимирующие знание 83

движение тройным - а точнее, триединым - стремлением: "выводить все из

первоначала", чему отвечает научная деятельность; "соотносить все с идеалом",

чем управляется этическая и социальная практики; "объединять это первоначало и

этот идеал в единой Идее", утверждающее, что исследование истинных причин в

науке, не может не совпадать с достижением справедливых целей в нравственной и

политическойжизни. Леги-тимный субъект формируется из их последующего синтеза.

Гумбольдт добавляет между прочим, что это тройное стремление естественным

образом относится к "интеллектуальному характеру немецкой нации"110. Это, хотя и

неприметная, но уступка другому рассказу, т. е. представлению о народе как

субъекте знания. Вместе с тем, это представление очень мало согласуется с

предложенным немецким идеализмом рассказом, легитимирующем знание.

Подозрительность Шлейермахера, Гумбольдта и даже Гегеля в отношении государства

свидетельствует об этом. Шлейермахер сомневается в том, что гражданской властью

в сфере науки может двигать узкий национализм, протекционизм, утилитаризм,

поскольку они даже опосредованно не могут служить основой науки. Субъектом

знания является не народ, а спекулятивный дух. Он воплощен не в Государстве -

как во Франции после революции, - а в Системе. И языковая игра легитимации - не

государственно-политическая, а философская игра.

Великая функция, возложенная на университеты, заключается в том, чтобы


"продемострировать совокупность сведений и выявить в то же время принципы и

_________

110 Ibid., P. 323.

84 Ж.-Ф. Лиотар

основания всякого знания", поскольку "творческая научная способность не может

существовать без спекулятивного духа" 111. "Спекуляция" - здесь имя, данное

дискурсу о легитимации научного дискурса. Школы -функциональны, университет -

спекулятивен, т. е. философичен'12. Философия должна восстановить единство

знаний, разбросанных по частным наукам в лабораториях и до университетском

преподавании; она не может сделать это иначе, как в языковой игре, связывающей

одни и другие, как отдельные моменты в становлении духа, а следовательно в

наррации или, точнее, в рациональной метанаррации. "Энциклопедия философских

наук" Гегеля (1817-1827) пыталась осуществить этот проект тотализации, зачатки

которого можно найти уже у Фихте и Шеллинга в виде идеи Системы.

Именно здесь, в изложении развития Жизни, которая в то же время Субъект,

отмечается возврат нарративного знания. Существует универсальная "история" духа;

дух есть "жизнь", и эта "жизнь" есть представление и формулировка того, что она

есть как таковая; средством ее является упорядоченное познание всех ее форм в

эмпирических науках. Энциклопедия немецкого идеализма есть повествование об

"истории" этой жизни-субъекта. Но то, что она производит - это метарассказ,

поскольку то, о чем рассказывает этот рассказ не должно быть ни народом,

связанным особенной позитивностью традиционных знаний, ни, тем более,

совокупностью ученых, ограничен-

_______

111 Schleiermacher F. Pensees de circonstance sur les universites de conception

allemande" (1808). - Ibid., P. 270-271.

112 "Преподавание философии общепризнано как фундамент всякой университетской

работы". (Ibid., P. 272)

рассказы, легитимирующие знание 85

ных профессионализмом соответствующих специальностей.

Это может быть только метасубъектом, находящимся в процессе формулирования как

легитимности эмпирических научных рассуждений, так и легитимности

непосредственных учреждений народной культуры. Этот метасубъект, излагая их

общий фундамент, осуществляет их имплицитную цель. Место его обитания -

спекулятивный Университет. Позитивная наука и народ - лишь его сырые формы. Само

национальное государство может адекватно выражать народ только посредством

спекулятивного знания.

Необходимо было освободить философию, которая одновременно легитимирует

основание Берлинского университета и служит ведущей силой развития его самого и

современного знания. Как уже было сказано, такая университетская организация в

XIX и XX веках служила моделью для формирования или реформирования высшего

образования во многих странах, начиная с Соединенных Штатов113. Но, что важно,

эта философия, живая и поныне в университетской среде114, предлагает особенно

стойкое представление о данном решении проблемы легитимации знания.

Нельзя оправдывать исследование и распространение знаний утилитарным принципом.


Нельзя считать, что наука должна служить интересам государства и/или

_________

113 Ален Турен анализирует противоречия такой трансплантации в книге "Universite

et societe aux Etats-Unis". Paris: Seuil, 1972. -Р. 32-40.

114 Ощущаемая даже в выводах Р.Нисбета (Nisbet R. The Degradation of the

Academic Dogma: the University in America, 1945-1970. London: Heinemann, 1971),

профессора Калифорнийского университета, Риверсайд.

86 Ж.-Ф. Лиотар

гражданского общества. Не признается принцип гуманизма, по которому человечество

воспитывается в свободе и достоинстве с помощью знания. Немецкий идеализм

прибегает к метапринципу, обосновывающему одновременное развитие знания,

общества и государства в осуществлении "жизни" Субъекта, которую Фихте называл

"божественная жизнь", а Гегель - "жизнью духа". С такой точки зрения, знание

находит свою легитимность прежде всего в себе самом, и именно оно может сказать,

что такое государство и что такое общество115. Но эту роль нельзя исполнить

иначе, как сменив, если можно так выразиться, "уровень", прекратив быть

позитивным познанием своего референта (природы, общества, государства и т. п.) и

став, таким образом, познанием своих знаний - спекулятивным познанием. Это о нем

говорят, когда упоминают "Жизнь", "Дух".

Замечательный результат спекулятивного изложения выражается в том, что все

познавательные рассуждения про все возможные референты принимаются не по их

непосредственной истинности, а по значению, которое они принимают в зависимости

от места, занимаемого ими на пути Духа или Жизни, или - если угодно - от

определенного положения в Энциклопедии, раскрывающей спекулятивный дискурс. Этот

последний цитирует их, показывая самому себе то, что он знает, т. е.

демонстрируя себя себе самому. С этой точки зрения, настоящее знание - это

всегда непрямое знание, сформированное из относительных высказываний и

инкорпорированное в метарассказ субъекта, который обеспечивает его легитимность.

________

115 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права: Пер. с нем. М.: Мысль, 1990.

рассказы, легитимирующие знание 87

Таким образом, оно присутствует во всех дискурсах, даже если они не относятся к

познанию, как, например, в дискурсах права или государства. Современный

герменевтический дискурс116 исходит из того же предположения, которое в конечном

итоге обеспечивает ему некоторую познавательную ценность и таким образом

сообщает свою легитимность истории и, в частности, истории познания.

Высказывания взяты как автонимы их самих117 и помещены в движение, где им

разрешается взаимно порождать друг друга -таковы правила спекулятивной языковой

игры. Университет, как указывает само его имя, является для этого исключительным

институтом.

Но, как мы уже говорили, проблема легитимности может разрешаться с помощью

другой процедуры. Необходимо отметить их различие: первая версия легитимности

оказывается сегодня вновь в силе, в то время как статус знания теряет