ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2020
Просмотров: 1172
Скачиваний: 5
только в том случае, если мы сможем показать, что у этого философа нет
такого желания. Второе предложение принадлежит тем самым не этике, а
психологии или биографии. Первое предложение, которое является подлинным
этическим суждением, выражает желание чего-то, но ничего не утверждает.
Этика, если наш анализ справедлив, не содержит никаких утверждений - ни
истинных, ни ложных, но состоит из желаний общего характера, желаний всего
человечества. Наука может обсуждать их причины и средства удовлетворения,
но, занимаясь установлением истины и лжи, сама этических суждений не
содержит.
Изложенная теория трактует ценности с "субъективной" точки зрения: если
у людей разные ценности, то их несогласие есть вопрос не истины, но вкуса.
Когда один человек говорит: "Устрицы хороши", а другой: "Думаю, что они
никуда не годятся", спорить им не о чем. По нашей теории, вкусами
обусловливаются все различия в ценностях, хотя мы и привыкли к мнению, что с
предметами, которые кажутся нам более возвышенными, чем устрицы, дело
обстоит иначе. Главным доводом в пользу субъективного подхода является
полная невозможность найти какие-то аргументы, подтверждающие внутреннюю
ценность объектов. Если бы на этот счет было всеобщее согласие, мы могли бы
считать, что определяем ценности при помощи интуиции. Мы не можем доказать
дальтонику, что трава зеленая, а не красная. Но имеются различные способы
убедить его в том, что он лишен способности распознавать цвета, которой
обладает большинство людей; в отношении ценностей, однако, таких способов
убеждения нет, а разногласия здесь встречаются гораздо чаще. И поскольку
нельзя даже вообразить себе способа, каким можно было бы решить вопрос о
ценностях, мы вынуждены заключить, что дело здесь не в объективной истине, а
во вкусах.
Из этого учения следует ряд важных выводов. Во-первых, из него следует
невозможность "греха", в смысле чего-то абсолютного: то, что один человек
называет грехом, другой назовет добродетелью, и хотя они могут на этом
основании повздорить, никто из них не сможет убедить другого в своей
правоте. Наказание нельзя оправдать тем, что преступник "порочен", оправдать
его можно только тем, что поведение преступника нежелательно для других
людей. Ад, как место наказания грешников, становится явно нерациональной
идеей.
Во-вторых, становится сомнительной трактовка ценностей, принятая среди
тех, кто верит в космическое провидение. Их аргумент состоит в том, что,
поскольку некоторые появившиеся в результате эволюции вещи являются благими,
в мире должна присутствовать какая-то замечательная (в этическом смысле)
цель. На языке субъективного подхода этот аргумент звучал бы так: "Некоторые
вещи в мире нам нравятся, и, следовательно, их должно было создать существо,
обладающее нашими вкусами, которое, поэтому, мы любим и которое,
следовательно, является благим". Но кажется вполне очевидным, что существа,
обладающие чувствами приязни и неприязни, должны что-то любить в своем
окружении, ибо в противном случае жизнь показалась бы им невыносимой. Наши
ценности эволюционировали вместе со всем прочим, что нас составляет; и из
того факта, что эти ценности именно такие, какие они есть, нельзя ничего
заключить относительно назначения человека.
Те, кто верят в "объективность" ценностей, любят порассуждать о том,
что субъективизм ведет к аморальности. Мне это кажется просто логической
ошибкой. Есть некоторые частные этические следствия из учения о субъективных
ценностях, среди них, к примеру, отрицание идей о "возмездии" и "грехе". Но
более общие следствия, такие, как отказ от всякого чувств морального долга,
из этих взглядов не выводятся. Моральное обязательство, если оно влияет на
поведение, опирается не только на веру, но и на желание. Могут сказать, что
желание - это желание быть "благим" (в том смысле, который я отрицаю). Если
мы проанализируем это желание "быть благим", то увидим, что оно сводится к
желанию получить одобрение или же - к желанию действовать так, чтобы
получить некоторые желаемые результаты. У нас есть желания, которые не
являются чисто личными, и если бы у нас их не было, наше поведение
обусловливалось бы одним только страхом перед неодобрением, и никакое
этическое учение не смогло бы на него повлиять. Жизнь, которой большинство
из нас восхищается, связана с великими безличными желаниями. Такие желания
могут быть вдохновлены примером, образованием и знанием, но никак не
абстрактной верой в то, что они благи; им не может помешать и анализ того,
что имеется в виду под словом "благо". Размышляя о человечестве, мы желаем,
чтобы оно было счастливым, здоровым, умным или воинственным и т. д. На любом
из этих желаний, если они сильны, можно выстроить свою особую мораль; но
если у нас нет всеобщих желаний, наше поведение, какой бы ни была этика,
будет служить социальным целям лишь тогда, когда личный интерес и интересы
общества находятся в гармонии. Целью мудрых общественных установлений
является создание такой гармонии; что касается остального, то, как бы мы ни
определяли понятие "ценности", мы все равно будем зависеть от существования
безличных желаний. Когда вы встречаете человека, с которым у вас имеются
фундаментальные этические разногласия, - например, вы думаете, что все люди
равны, а он считает, что значение имеет лишь один какой-то класс, - вряд ли
будет играть хоть какую-то роль то, что вы верите не в субъективные, а в
объективные ценности. Вы сможете повлиять на его поведение в том случае,
если вам удастся повлиять на его желания; если вы добьетесь в этом успеха,
то его этика изменится, если нет - то нет.
Некоторые люди думают, что если всеобщее желание, например желание
счастья человечества, не имеет санкции абсолютного блага, то оно
иррационально. Такое мнение - результат сохраняющейся веры в объективные
ценности. Желание само по себе не может быть ни рациональным, ни
иррациональным. Оно может вступать в конфликт с другими желаниями и
приводить к несчастью; оно может также вызывать сопротивление в других людях
и оставаться неудовлетворенным. Но его нельзя считать "иррациональным" по
той лишь причине, что у него нет "оснований". Мы можем желать А, потому что
это средство для достижения В, но в конце концов мы должны прийти к чему-то,
чего мы желаем, не имея на то причин; однако оно не становится из-за этого
иррациональным. Все этические системы воплощают желания тех, кто их
проповедует, хотя факт этот и скрыт за словесным туманом. В действительности
наши желания носят более общий и менее эгоистический характер, чем
воображают многие моралисты; если бы это было не так, никакая этическая
теория не смогла бы повлиять на моральное совершенствование. И все-таки не
этическая теория, а развитие великих и благородных желаний, ум, счастье и
свобода от страха приведут людей к тому, чтобы поступать в согласии со
всеобщим счастьем человечества. Каким бы ни было наше определение "блага",
те, кто не желают счастья человечеству, не станут ему и способствовать, в то
время как те, кто желают его, будут делать все возможное для его достижения.
Наука не решает вопроса о ценностях, но происходит это потому, что
такого рода вопрос вообще не решается с помощью интеллекта. Ценность не
имеет отношения к истине или лжи. Знание можно получить лишь с помощью
научных методов, и поэтому невозможно знать о том, что наука в принципе не
способна обнаружить.
Примечания
1. Лютер, Мартин (1483-1546) - немецкий мыслитель и общественный
деятель, глава немецкой Реформации, основатель немецкого протестантизма
(лютеранства). Известен работами "К христианскому дворянству немецкой
нации", "О вавилонском пленении церкви", "О свободе христианина" и др.
Основное теологическое произведение - "О рабстве воли" (1525), где Лютер
отверг католическое учение о посредничестве церкви между человеком и богом и
объявил веру единственным путем спасения. Позднее Лютер уточнил, что
"христианскую свободу" следует понимать лишь в смысле "духовной свободы", с
которой телесная несвобода вполне совместима. Во время Крестьянской войны
1524-1526 гг. требовал кровавой расправы с восставшими. В приводимой цитате
Лютер имеет в виду текст из ветхозаветной Книги Иисуса Навина (10:12-14).
2. Меланхтон, Филипп (1497-1560) - немецкий теолог, после смерти Лютера
возглавил движение лютеран. Считался непобедимым в споре, самым образованным
из протестантских вождей своего времени; его называли не только "союзником
Лютера", но и "учителем Германии". Меланхтон помогал Лютеру в переводе
Библии на немецкий язык.
3. Кальвин, Жан (1509-1564) - деятель Реформации, основатель
кальвинизма, наиболее полно выразившего ее буржуазный характер. Основное
сочинение - "Наставление в христианской вере" (1536, шестое прижизненное
издание - 1559). Главные идеи Кальвина - "абсолютное предопределение",
"профессиональный успех" и "мирской аскетизм"; профессия - место служения
богу и является самоценностью, а не средством для достижения каких-то
внешних целей. Отсюда - строгая моральная дисциплина, даже суровость во всех
вопросах мирской жизни. Кальвин отличался крайней нетерпимостью к чужим
взглядам.
4. Уэсли, Джон (1703-1791) - английский проповедник, основатель
методизма - одного из направлений в протестантизме, отделившегося от
англиканской церкви.
5. Браге, Тихо (1546-1601) - датский астроном, не признавал
гелиоцентрическую систему мира и предложил свою (Солнце движется вокруг
Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты - вокруг Солнца). В 1576-1597
гг. возглавлял обсерваторию "Ураниборг", где наблюдал движения звезд, планет
и комет и определял их положение.
6. Рудольф II (1552-1612) - император Священной Римской империи в
1576-1612 гг., австрийский эрцгерцог, проводивший политику католической
реакции.
7. Речь идет о новозаветной книге Откровение Иоанна, или Апокалипсис.
8. Доктрина реального присутствия - учение о постоянном присутствии
бога в мире, его управлении божьей волей.
9. "Индекс запрещенных книг" (лат. Index librorum prohibitorum) -
официальный перечень книг, чтение которых католическая церковь запрещала
верующим под угрозой отлучения. Впервые был издан в 1559 г., после этого
выпускался более 40 раз, систематически пополняясь новыми названиями.
Происхождение самой идеи "Индекса" установить трудно, впрочем, уже в Деяниях
апостолов одобряется сожжение "чародейских" книг обращенными ефесянами (Деян
19, 19). В "Индекс" были включены многие замечательные произведения
человеческой мысли. Издание "Индекса" было прекращено в 1966 г., но
католическая церковь продолжает и сегодня осуществлять духовную цензуру.
10. Торвальдсен, Бертель (1768 или 1770-1844) - датский скульптор, один
из представителей позднего классицизма.
11. Кранмер, Томас (1489-1556) - деятель английской Реформации, с 1533
г. - архиепископ Кентерберийский. После восстановления католицизма при Марии
Тюдор был сожжен как еретик.
12. Генрих VIII (1491-1547) - король Англии и Ирландии с 1509 г.,
представитель английского абсолютизма. В его правление была уничтожена
власть папы в Англии, и "Актом о верховенстве" он был объявлен главой
англиканской церкви. Генрих считался образованным человеком, среди его
учителей был поэт Джон Скелтон, а фаворитами числились Т. Уолси, Т.
Кромвель, Т. Кранмер. В правление Генриха VIII был казнен Т. Мор,
отказавшийся признать "Акт"; в расстройство пришли государственные финансы;
были изданы так называемые "кровавые статуты" против бродяг и нищих.
13. Галлей, Эдмунд (1656-1742) - английский астроном, наблюдавший
комету 1682 г., названную его именем.
14. Бентли, Ричард (1662-1742) - английский филолог и священник,
выступал против атеизма; использовал теории Ньютона для доказательства
существования разумного творца.
15. Деизм - 1) философская доктрина, ограничивающая активность бога
творением мира и его первичных свойств (в отличие от теизма, утверждающего,
что бог действует в мире непрерывно и имманентен ему); 2) течение
теологическо-философской мысли XVIII в. "Отцом" английского деизма считается
Э. Херберт Чербери, предложивший концепцию "естественной религии",
противопоставленной религии откровения. Позднее видными деистами были Джон
Толанд и Мэтью Тиндал. Во Франции деизма придерживался Вольтер.
16. Поп, Александр (1688-1744) - английский поэт, представитель
неоклассицизма. Главные произведения: "Опыт о критике" (1711), "Уиндзорский
лес" (1713), перевод гомеровских "Илиады" и "Одиссеи" (1715-1726), "Опыты о
морали" (1732-1734) и "Опыт о человеке" (1732-1734). Идеи "Опыта..." были,
видимо, подсказаны Попу лордом Болингброком.
17. Анна (1665-1714) - королева Великобритании и Ирландии с 1702 г.,
последняя из династии Стюартов.
18. Лайель, Чарлз (1797-1875) - английский естествоиспытатель, автор
труда "Основы геологии" (1830-1833). В книге "Геологические доказательства
древности человека" (1836) выступал в защиту эволюционной теории Дарвина,
написал также "Элементы геологии" (1838) - классическую работу по
стратиграфии и палеонтологии.
19. Мильтон, Джон (1608-1674) - английский поэт, автор поэмы
"Потерянный рай" (1667) и ряда других произведений. Занимался политической
деятельностью, защищая партию индепендентов; активный участник Английской
буржуазной революции XVII в.
20. Уистон, Уильям (1667-1752) - английский теолог и математик, работа
которого "Новая теория Земли" (1696) заслужила похвалы Ньютона и Локка. За
неортодоксальность взглядов был лишен профессорского звания и исключен из
Кембриджского университета (1710).
21. Локк, Джон (1632-1704) - английский философ-просветитель, оказавший
значительное влияние на философию Нового времени, социально-политические и
педагогические концепции своего времени. Критиковал теорию врожденных идей и
прежде всего идею бога, считая, что она возникла исторически как результат
исследования "устройства и причины вещей". Главные произведения: "Опыт о
человеческом разуме" (1690), "Письма о терпимости" (1690-1692), "Два
трактата о государственном правлении" (1690), "Мысли о воспитании" (1693) и