ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.07.2020

Просмотров: 1078

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Серов, Д.О., Аверченко, А. К. Вневедомственный следственный аппарат России: замыслы и реальность // Журнал российского права. 2005. №10.

6. Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. – М., 2007.

Тема 13. Государственные органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка РФ

1. Березин, А. А. Пределы правоприменительного усмотрения в деятельности ОВД // Российский судья. 2006. № 7.

2. Кисилев, А. П. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» / А. П. Кисилев. – М., 2006.

3. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. Е. Н. Сидоренко. – М., 2006.

5. Скоморохов, Р. В. Уголовная статистика и проблема социальной деформации органов внутренних дел: возможные альтернативы / Р. В. Скоморохов, В. Н. Шиханов // Государство и право. 2006. № 3.

6. Шинкарев, А. И. Социальный контроль в системе обеспечения правопорядка органами внутренних дел: актуализация и степень разработанности проблемы // Новая правовая мысль. 2006. № 4.

7. Головин, В. Нормативно-правовое регулирование деятельности ФСБ / В. Головин // Обозреватель. 2006. № 3.

8. Мохов, Е.А. ФСБ: борьба с организованной преступностью / Е. А. Мохов. – М., 2006.

9. Степенко, В. Е. Правосубъектность пограничных органов Федеральной службы безопасности по рассмотрению дел об административных правонарушениях // Российская юстиция. 2006. № 3.

10. Корняков, К. А. Новый этап развития таможенного дела в России // Законодательство и экономика. 2003 г. № 11.

11. Ноздрачев, А. Ф. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования // Законодательство и экономика. 2005. N 2, 3, 4.

12. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А. Н. Гуева. – М., 2007.

13. Таможенное право: учебник для вузов / Под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили. – М., 2007.

14. Таможенное право: учебник / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. – М., 2007.

Тема 14. Органы юстиции РФ

1. Высоцкий, П. А. Министерство юстиции России и обеспечение единства правового пространства страны // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 1.

2. Гулягин, А. Реформа органов юстиции // Законность. 2006. № 12.

3. Ельцов, Н. Необходимо сохранить единство службы судебных приставов // Российская юстиция. 2002. № 3.

4. Козулин, А. И. Роль органов юстиции в обеспечении единства правового пространства Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 6.

5. Кондрашов, Б. П. Служба судебных приставов: стадия становления / Б. П. Кондрашов // Журнал российского права. 1999. № 3/4.

6. Котова, Н. С. О некоторых проблемах деятельности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации в современных условиях // Юстиция. 2005. № 4.

7. Рогожин, Н. А. О судебных приставах: Комментарий к Федеральному закону / Н. А. Рогожин. – М., 2007.


8. Сысоев, В. Д. Министерство юстиции России за 200 лет (1802-2002 гг.) : Факты, события, лица // Журнал российского права. 2002. № 9.

9. Уголовно-исполнительное право России: учебник / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 2007.

10. Улетова, Т. Д. Проблемы исполнения судебных актов и перспективы института частных судебных приставов-исполнителей в России // Законодательство. 2006. № 12.

11. Чайка, Ю. Министерство юстиции в системе российской государственности // Российская юстиция. 2002. № 9.

Тема 15. Органы прокуратуры РФ

1. Ашурбеков, Т. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции // Законность. 2006. № 7.

2. Бессарабов, В. Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. 2001. № 3.

3. Бессарабов, В. Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Кашаев. – М., 2007.

4. Клочков, В. Концептуальная сущность и роль прокурорского надзора по охране и защите прав и свобод человека и гражданина // Закон и жизнь. 2005. № 8.

5. Кобзарев, Ф. Прокуроры и судьи о взаимодействии в сфере уголовного судопроизводства // Законность. 2006. № 8.

6. Ломовский, В. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. 2001. № 9.

7. Осипян, С. Функции прокуратуры и предмет надзора // Законность. 2006. № 12.

8. Прокудина, Л. А. Суд и прокуратура: проблемы взаимодействия в условиях судебно-правовой реформы / Л. А. Прокудина // Арбитражный и гражданский процесс. 2002. № 9.

9. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Под ред. О. А. Галустьяна, А. П. Кизлыка, А. В. Ендольцевой. – М., 2007.

10. Терещенко, А. Реформа прокуратуры: новые приоритеты / А. Терещенко // Законность. 2006. № 8.

11. Тугиев, А. А. Осуществление прокурором функции уголовного преследования в судебном разбирательстве // Российская юстиция. 2005. № 12.

12. Шобухин, В. Прокурорский надзор и правосудие: единство целей и задач, а не междоусобица // Уголовное право. 2006. № 3.

Тема 16. Нотариальные органы в РФ

1. Вергасова, Р. И. Нотариат в России: учебное пособие для вузов / Р. И. Вергасова. – М., 2006.

2. Стешенко, Л. А. Нотариат в Российской Федерации / Л. А. Стешенко, Т. М. Шамба. – М.,2004.

3. Нотариат: учеб. пособие / Под ред. Н. А. Волковой, Л. В. Щербачевой. – М., 2007.

4. Скитович, В.В., Мальцев, С. В. Нотариат и суд: грани взаимодействия // Журнал российского права. 2004. № 7.

Тема 17. Адвокатура в РФ

1. Адвокатура в России: учебник для вузов / Под ред. Л. А. Демидовой, В. И. Сергеева. – М., 2006.

2. Бессарабов, В. Правовой статус адвокатов в России и в странах – участницах СНГ // Уголовное право. 2007. № 1.

3. Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 01.01.2005 г. (с приложениями) / Под общ. ред. И. Л. Трунова. – М., 2005.

4. Пилипенко, Ю. С. Некоторые аспекты взаимоотношений адвокатов с правоохранительными органами и судом // Адвокатская практика. 2007. №2.


5. Поспелов, О. В. Практика приема квалификационного экзамена в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации // Адвокатская практика. 2005. № 3.

6. Сергеев, В.И., Коробейник, С. А. Адвокатская этика – основа адвокатской профессии // Адвокатская практика. 2002. № 9.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Методические рекомендации для преподавателя

Методические рекомендации по организации учебного процесса

1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.

2. При изложении лекционного материала обучающимся необходимо строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена.

3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.


Методические рекомендации по проведению лекционных и семинарских (практических) занятий по учебной дисциплине «Правоохранительные органы».


Дисциплина «Правоохранительные органы» носит вводный характер для дисциплин общепрофессионального цикла и является практически введением в специальность «юриспруденция». Она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях. Поэтому особенность ее преподавания заключается в том, чтобы научить студентов получать специальные знания по юридической специальности и самостоятельно организовывать свою работу в новых для них условиях.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным и нормативным материалом. В процессе преподавания применяется комплекс традиционных и современных форм и методов обучения, в том числе методы проблемного и эвристического (частнопоискового) обучения. Метод проблемного обучения состоит в постановке проблемы, в анализе встречающихся в юридической литературе дискуссионных взглядов и определения путей решения проблемы. Эвристический метод обучения предполагает самостоятельность студента в поиске решений проблем на основе уже усвоенных знаний.

Лекции читаются по всем разделам и темам изучаемой дисциплины. При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала. В ходе изложения лекционного материала преподаватель должен заострить внимание студентов на том факте, что целью изучения дисциплины является исследование назначения и структуры правоохранительных органов, характера их взаимодействия с другими государственными органами и негосударственными организациями, вовлеченными в сферу правоохранительной деятельности. При этом необходимо продемонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, конституционного права, уголовного и уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражно-процессуального права и др.

Для более успешного освоения лекционного материала необходимо указать студентам на взаимосвязь юридических понятий и терминов, раскрыть их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки. Например, рассматривая соотношение таких понятий, как «учебная дисциплина «Правоохранительные органы в РФ» – «правоохранительные органы России» – «организация правоохранительных органов» – «деятельность правоохранительных органов», следует обратить внимание студентов не только на общие термины в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета. «Учебная дисциплина “Правоохранительные органы РФ» – это совокупность знаний, изучаемых студентами. «Правоохранительные органы России» – это реально существующие и действующие учреждения государства. Понятие «организация правоохранительных органов» указывает на организационное устройство органов, их систему в РФ. «Деятельность правоохранительных органов» раскрывает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц.


При изложении лекционного материала преподаватель должен обратить особенное внимание на темы Раздела I:

- № 1 «Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»;

- № 3 «Конституционные основы судебной власти»;

- № 4 «Правосудие и его демократические принципы».

Лекции по указанным темам носят проблемный характер, поэтому необходимо показать студентам различные научные взгляды, встречающиеся в учебной и научной литературе в отношении понятий «правоохранительная деятельность», «система правоохранительных органов», «полномочия судебной власти», «правосудие».

Немаловажное значение в методике преподавания дисциплины имеет наглядность учебного материала, которая выражается в применении схем, отражающих структуру конкретных правоохранительных органов. Восприятие информации, изложенной в схемах, позволяет студентам быстрее и лучше усвоить правовую информацию, уяснить логическую взаимосвязь отдельных вопросов и систематизировать теоретический материал. Использование схем является наиболее эффективным и необходимым при изучении тем, посвященным изучению системы, состава и структуры отдельных судебных и правоохранительных органов (органов предварительного расследования, органов обеспечения безопасности и охраны правопорядка, органов прокуратуры, органов юстиции). К ним относятся темы №№ 5-9 Раздела I и №№ 12-15 Раздела II.

Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы» имеет определенные сложности. Во-первых, они связаны со значительным объемом нормативной базы курса, включающей в себя большое количество законодательных актов различной юридической силы. Во-вторых, обусловлены продолжающимися в стране судебной и административной реформами, которые затрагивают многие из изучаемых институтов. Указанные обстоятельства предполагают активную самостоятельную работу студентов с законодательными и иными правовыми актами, а также учет текущих изменений в законодательстве РФ. Поэтому в процессе преподавания дисциплины перед преподавателем стоят задачи:

- ознакомить студентов с официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов;

- научить их ориентироваться в нормативных актах по темам, самостоятельно изучать положения нормативно-правовых актов и уяснять их смысл;

- систематизировать нормативные предписания разных нормативных актов, касающиеся одного и того же вопроса.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ научных публикаций по предложенным темам рекомендуется заслушивать в середине занятия.