Файл: Приборы безопасности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.07.2020

Просмотров: 1033

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НА ЛЕНТЕ СКОРОСТЕМЕРА - РАБОТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ БЕЗОПАСНОСТИ.


3СЛ2М


Типовая АЛСН обеспечивает периодическую проверку бдительности машиниста и однократную проверку при любой смене огней локомотивного светофора, кроме смены на зеленый. Периодическая проверка осуществляется с ин­тервалом 30—40 сек. при красном, красно-желтом, желтом (при скорости выше контролируемой) и белом (тумблер ДЗ в по­ложении "АЛС") огнях локомотивного светофора, а также че­рез 60—90 с при белом (тумблер ДЗ в положении "без АЛС") огне локомотивного светофора. Проверка бдительности от­ражается выключением с последующим включением элект­ромагнита ЭЭ, т.е. "отсечкой" на линии записи писца элект­ромагнита ЭЭ.

Скоростемер ЗСЛ2М не фиксирует непосредственно включение на локомотивном светофоре зеленого или белого огня. Однако наличие однократной проверки бдительности при смене огней на белый и отсутствие ее при смене на зе­леный (иногда, правда, в случае замедленной смены огней на зеленый все же происходит отключение электромагнита ЭЭ), а также запись периодической проверки при белом огне и отсутствие ее при зеленом позволяют в процессе расшиф­ровки лент установить какой конкретно огонь был включен на локомотивном светофоре.

Существующие устройства АЛС не позволяют определить при расшифровке проезд запрещающего сигнала, когда по­езд следует по некодированному пути. В этом случае, когда отсутствуют коды в рельсовых цепях, смена огня на локомо­тивном светофоре с белого на красный не происходит.

В настоящее время на большей части локомотивов и мо-торвагонного подвижного состава установлены устройства безопасности, которые вносят некоторые изменения в запи­си писцов электромагнитов ЭЭ, ЭК (красный огонь локомо­тивного светофора) и ЭКЖ (красный с желтым огонь локо­мотивного светофора). Поэтому списки локомотивов с ука­занием дополнительных устройств безопасности должны на­ходиться в помещении, в котором работают техники-рас­шифровщики скоростемерных лент.


Предварительная световая сигнализация (блок Л-77 или Л-159; дополняется блоком Л-143)

Предваритель­ная световая сигнализация (ПСС) осуществляется при пери­одической проверке бдительности машиниста. Перед свист­ком ЭПК загорается лампа ПСС и отключается электромаг­нит ЭЭ. Лампа горит в течение 3 — 6 сек. (блок Л-77) или 5 — 8 с (блок Л-159), а блок Л-143 обеспечивает ее мигание. Если машинист не подтвердит свою бдительность по световому сигналу, раздается свисток ЭПК.

Включение писца ЭЭ происходит в случае подтверждения I машинистом бдительности. При этом запись писца ЭЭ на скоростемерной ленте имеет вид, представленный на рис. 1.



Рис. 1. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-77 или Л-159) проверки бдительности машиниста


Такую запись в обиходе называют "воротики" или "полочка". Размер "воротиков" зависит от времени, которое прошло от момента загорания лампы ПСС до нажатия машинистом ру­коятки бдительности, а также от скорости движения. Чем больше указанные время и скорость, тем больше "воротики". Если же машинист очень быстро подтверждает свою бди­тельность или скорость движения при этом мала, то "вороти­ки" выглядят на скоростемерной ленте как "отсечка" на ли­нии писца электромагнита ЭЭ (рис. 2).




Рис. 2. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-77 или Л-159) проверки бдительности машиниста при быстрой его реакции или малой скорости движения


Время, которое потребовалось машинисту на подтвержде­ние бдительности, в необходимых случаях может быть опре­делено делением пройденного за это время пути (размера "воротиков") на среднее для данного периода значение ско­рости движения с учетом масштабов записи. Например, при длине "воротиков" 1 мм == 200 м и скорости 72 км/ч искомое время составляет 3,6х200/72 = 10 с. Это означает, что маши­нист пропустил предварительную световую сигнализацию, но подтвердил свою бдительность по свистку ЭПК. Такие дей­ствия не являются нарушением, поэтому их регистрация в журналах расшифровки скоростемерных лент формы ТУ-133 не требуется.


Устройство контроля бдительности машиниста (УКБМ)


Данное устройство выполняет следующие функции:

— измененную периодическую проверку бдительности с предварительной световой сигнализацией (на стоянке пери­одическая проверка бдительности отменяется);

— дополнительную однократную проверку бдительности при трогании, если на локомотивном светофоре горит крас­ный с желтым огонь;

— автоматическое включение красного с желтым и бело­го огней при проследовании светофора с желтым показани­ем и прекращении поступления кодов с пути;

— ручную установку/сброс красного с желтым огня;

— регистрацию на скоростемерной ленте белого огня ло­комотивного светофора.

Периодическая проверка бдительности осуществляется по следующей программе: при зеленом огне локомотивного светофора 90 — 120 с, белом огне 70 — 90 с, остальных огнях, а также при выключенном УКБМ — 20 — 30 с. На некоторых ло­комотивах установлен прибор УКБМ с измененным поряд­ком включения периодической проверки бдительности ма­шиниста. Данным устройством эта проверка при зеленом огне на локомотивном светофоре вводится только в случае следования со скоростью, ниже минимально контролируемой скоростемером с периодичностью 20 —30 с. Такая же перио­дичность устанавливается при белом огне и скорости ниже минимально контролируемой скоростемером.

При периодической проверке бдительности включается предварительная световая сигнализация — в течение 7 ± 2 с отключением электромагнита ЭЭ. Если машинист пропустит предварительную световую сигнализацию при зеленом или белом огне локомотивного светофора, то следующая про­верка произойдет через более короткий промежуток времени, что может быть установлено в процессе расшифровки скоростемерной ленты. Однако подтверждение бдительности машинистом по свистку ЭПК нарушением не является.

Рис. 3. Расшифровка на скоростемерной ленте (УКБМ) прекращения поступления кодов с пути при следовании по желтому огню локомотивного

Появление на светофора локомотивном све­тофоре белого огня фиксируется на скоростемерной ленте включением электромагнита ЭК. Чтобы определить, какой огонь на локомотивном светофоре — красный или белый, не­обходимо проверить, включались ли перед этим последова­тельно электромагниты ЭЖ и ЭКЖ. Если такое включение произошло, значит огонь красный, если нет— белый.


УКБМ обеспечивает при следовании по желтому огню ло­комотивного светофора и прекращении поступления с пути кодов (например, в случае приема поезда на боковой путь станции) автоматическое включение на локомотивном све­тофоре одновременно белого и красного с желтым огней. При этом на скоростемерной ленте записывается одновре­менное включение электромагнитов ЭК и ЭКЖ (рис. 3).

Когда на локомотивном светофоре одновременно горят белый и красный с желтым огни, машинист имеет право спе­циальной кнопкой погасить красный с желтым огонь, если впереди находится светофор с разрешающим показанием, а именно, согласно п. 4.2.7 Инструкции по порядку пользова­ния АЛСН № ЦШ-ЦТ/302 1994 г. при:

— отправлении с некодированного пути;

— переходе на маневровую работу;

— следовании по некодированному пути без остановки при открытом выходном, входном или маршрутном светофоре;

— проследовании напольного сигнала, предупреждающе­го, что следующий светофор открыт.

В этих случаях на скоростемерной ленте отражаются за­писи, показанные на рис. 4.


Рис. 4. Расшифровка на скоростемерной ленте (УКБМ) принудительного погашения красного с желтым огня при следовании по белому огню локомотивного светофора.


В случае следования по белому огню локомотивного све­тофора машинист должен нажатием специальной кнопки включить красный с желтым огонь, если впереди находится светофор с запрещающим показанием, а именно (п. 4.2.6 Инструкции № ЦШ-ЦТ/302 1994 г.) при:

— ожидании отправления с некодированного пути станции;

— проследовании напольного сигнала, предупреждающе­го о закрытом положении следующего светофора.

На скоростемерной ленте при этом отражаются записи, изображенные на рис.5.


Рис 5. Расшифровка на скорос­темерной ленте (УКБМ) принудительного включения красного с желтым огня при следования по белому огню локомотивного светофора


Блок контроля самопроизвольного трогания поезда Л-168


Блок предназначен для предотвращения такого тро­гания. При нахождении контроллера машиниста не в тяговой позиции и скорости больше минимально контролируемой скоростемером раздается свисток ЭПК. Если машинист не нажмет РБ или не переведет контроллер в тяговую позицию, происходит срыв ЭПК.


Устройство контроля бдительности Л-116


(Л-116У). Устройство устанавливают на маневро­вые локомотивы. Оно осуществляет перенос по времени периодических проверок бдительности машиниста. При выполнении машинистом действий

по управлению локомотивом (работа контроллером, песочницей, свистком, прожектором, ре версивной рукояткой, краном машиниста или краном вспомогательного тормоза локомотива). При отсутствии этих действий периодическая проверка бдительности сохраняется.



Устройство Л-116У дополнительно обеспечивает отме­ну периодической проверки бдительности на стоянке, а точнее — при скорости ниже минимально контролируемой скоростемером и давлении в тормозных цилиндрах не ме­нее 1 кгс/см2. Когда требуется выезд маневрового локо­мотива на перегон, устройство Л-116 (Л-116У) отключают тумблером. Действие штатной АЛС в этом случае сохраня­ется в полном объеме.



Устройство "Дозор" (Л-132)


Функции данного устрой­ства следующие:

— индикация ускорения движения;

у периодическая проверка бдительности, которая не про­изводится на стоянке, а включается при скорости 4 — 6 км/ч и выключается при 2 — 4 км/ч;

— контроль самопроизвольного ухода (при нахожде­нии контроллера не в тяговой позиции при скорости 4 — 6 км/ч загорается индикатор на пульте машиниста и зву­чит свисток ЭПК);

— контроль снижения скорости при следовании по крас­ному с желтым огню локомотивного светофора от Укж до 4 —6 км/ч на расстоянии 1100 м (при превышении программ­ной скорости раздается свисток ЭПК);

—регистрация на скоростемерной ленте белого огня ло­комотивного светофора;

— проверка бдительности помощника машиниста с регистрацией на скоростемерной ленте нажатия специальной кнопки.

Появление на локомотивном светофоре белого огня фиксируется на скоростемерной ленте одновременным включением электромагнитов ЭК и ЭКЖ (рис. 6).


Рис. 6. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-132, "Дозор") появления белого огня на локомотивном светофоре.


Нажатие специальной кнопки помощника машиниста при белом или красном с желтым огнях локомотивного светофора отмечается на скоростемерной ленте зачерненной поло­сой на линии записи электромагнита ЭКЖ в течение времени, пока кнопка удерживается нажатой (рис. 7).


Рис. 7. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-132, "Дозор") нажатия специальной на кнопки помощника машиниста.


Установлен порядок (п. 4.4.3 Инструкции № ЦШ-ЦТ/302 1994 г.), что не позднее 10 с после появления красного с желтым огня на локомотивном светофоре помощник маши­ниста должен нажать специальную кнопку и удерживать ее в течение 5 — 7 с . Далее за 400 — 600 м до путевого светофо­ра с запрещающим показанием он повторяет эту операцию, а за 100 — 200 м до него удерживает ее постоянно нажатой до остановки или появления на локомотивном светофоре огня, разрешающего движение. В результате на скоросте­мерной ленте ­появится запись писца электромагнита ЭКЖ, представленная на рис. 8.




Рис. 8 Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-132, "Дозор") нажатия специальной на кнопки помощника машиниста при следовании на запрещающее показание путевого светофора


Когда блок-участок продолжительный (более рас­четной длины 1100 м), последняя зачерненная полоса при такой записи писца КЖ может быть более длинной, так как помощник машиниста должен постоянно удерживать кнопку в случае превышения программного снижения скорости.

Установлен также порядок (п. 4.4.4 Инструкции № ЦШ-ЦТ/302 1994 г.), что при следовании по участку, не оборудо­ванному путевыми устройствами АЛСН, помощник машинис­та после проследования путевого светофора (кроме загра­дительного, повторительного или светофора прикрытия) дол­жен нажать специальную кнопку на 5 — 7с, что отразится на скоростемерной ленте так, как показано на рис. 9.



Рис. 9. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-132, "Дозор") нажатий специальной кнопки помощника машиниста при следова­нии по участку, не оборудованному путевыми устройствами АЛСН


Комплексное локомотивное устройство безопаснос­ти (КЛУБ) или микропроцессорный дешифратор с фун­кциями дополнительного устройства безопасности "Дозор"


Комплексное устройство КЛУБ выполняет функ­ции АЛСН на микропроцессорной базе, а также некоторые функции дополнительного устройства безопасности "До­зор". Устройство КЛУБ обеспечивает:

— контроль самопроизвольного ухода (при положении контроллера машиниста не в тяговой позиции и скорости 2 км/ч раздается свисток ЭПК). В этом случае периодическая проверка бдительности на стоянке не осуществляется;

— однократную проверку бдительности при трогании по красному, красному с желтым или белому огням локомотив­ного светофора (в последней версии устройства при манев­ровом режиме работы эта проверка не производится);

— предварительную световую сигнализацию в течение 5 — 6 с перед свистком ЭПК при периодической проверке бдительности;

— контроль максимальной скорости движения на поезд­ном (конструкционная скорость) и маневровом режимах (40 км/ч, в последней версии устройства — 60 км/ч), а также сни­жение контролируемой скорости при красном с желтым огне на локомотивном светофоре от Vкж до 20 км/ч на определен­ном расстоянии (когда фактическая скорость приближается к максимальной или контролируемой ближе чем на 5 км/ч, а в последней версии устройства — 2 — 3 км/ч, начинают мигать цифры фактической скорости на приборе и раздается пре­рывистый звуковой сигнал блока индикации КЛУБ. Если ско­рость не будет снижена, происходит срыв ЭПК).

В отличие от устройств предварительной световой сигна­лизации (блок Л-77 или Л-159) электромагнит ЭЭ при перио­дической проверке бдительности отключается не по предва­рительному световому, а по звуковому сигналу ЭПК. Поэтому, если машинист подтверждает свою бдительность по предва­рительному световому сигналу, то "отсечек" на линии записи ЭЭ не будет.

Наличие же "отсечек" при периодической проверке бди­тельности свидетельствует, что машинист пропускает пред­варительную световую сигнализацию, а реагирует лишь на свисток ЭПК. Однако такие действия нарушением не являют­ся, и регистрация их в журнале расшифровки скоростемерных лент формы ТУ-133 не требуется.


Индикатор бодрствования машиниста (ИБМ) или блок Л-164


Индикатор ИБМ предназначен для непрерывного конт­роля бодрствования машиниста с помощью двух колец, надеваемых на пальцы и контролирующих электрическое сопротив­ление кожи. В случае дремотного состояния машиниста разда­ется свисток ЭПК. После нажатия на РБ, если дремотное состо­яние не пройдет, то через 3 — 5 с снова звучит свисток.