ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.07.2020
Просмотров: 1122
Скачиваний: 7
НА ЛЕНТЕ СКОРОСТЕМЕРА - РАБОТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ БЕЗОПАСНОСТИ.
3СЛ2М
Типовая АЛСН обеспечивает периодическую проверку бдительности машиниста и однократную проверку при любой смене огней локомотивного светофора, кроме смены на зеленый. Периодическая проверка осуществляется с интервалом 30—40 сек. при красном, красно-желтом, желтом (при скорости выше контролируемой) и белом (тумблер ДЗ в положении "АЛС") огнях локомотивного светофора, а также через 60—90 с при белом (тумблер ДЗ в положении "без АЛС") огне локомотивного светофора. Проверка бдительности отражается выключением с последующим включением электромагнита ЭЭ, т.е. "отсечкой" на линии записи писца электромагнита ЭЭ.
Скоростемер ЗСЛ2М не фиксирует непосредственно включение на локомотивном светофоре зеленого или белого огня. Однако наличие однократной проверки бдительности при смене огней на белый и отсутствие ее при смене на зеленый (иногда, правда, в случае замедленной смены огней на зеленый все же происходит отключение электромагнита ЭЭ), а также запись периодической проверки при белом огне и отсутствие ее при зеленом позволяют в процессе расшифровки лент установить какой конкретно огонь был включен на локомотивном светофоре.
Существующие устройства АЛС не позволяют определить при расшифровке проезд запрещающего сигнала, когда поезд следует по некодированному пути. В этом случае, когда отсутствуют коды в рельсовых цепях, смена огня на локомотивном светофоре с белого на красный не происходит.
В настоящее время на большей части локомотивов и мо-торвагонного подвижного состава установлены устройства безопасности, которые вносят некоторые изменения в записи писцов электромагнитов ЭЭ, ЭК (красный огонь локомотивного светофора) и ЭКЖ (красный с желтым огонь локомотивного светофора). Поэтому списки локомотивов с указанием дополнительных устройств безопасности должны находиться в помещении, в котором работают техники-расшифровщики скоростемерных лент.
Предварительная световая сигнализация (блок Л-77 или Л-159; дополняется блоком Л-143)
Предварительная световая сигнализация (ПСС) осуществляется при периодической проверке бдительности машиниста. Перед свистком ЭПК загорается лампа ПСС и отключается электромагнит ЭЭ. Лампа горит в течение 3 — 6 сек. (блок Л-77) или 5 — 8 с (блок Л-159), а блок Л-143 обеспечивает ее мигание. Если машинист не подтвердит свою бдительность по световому сигналу, раздается свисток ЭПК.
Включение писца ЭЭ происходит в случае подтверждения I машинистом бдительности. При этом запись писца ЭЭ на скоростемерной ленте имеет вид, представленный на рис. 1.
Рис. 1. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-77 или Л-159) проверки бдительности машиниста
Такую запись в обиходе называют "воротики" или "полочка". Размер "воротиков" зависит от времени, которое прошло от момента загорания лампы ПСС до нажатия машинистом рукоятки бдительности, а также от скорости движения. Чем больше указанные время и скорость, тем больше "воротики". Если же машинист очень быстро подтверждает свою бдительность или скорость движения при этом мала, то "воротики" выглядят на скоростемерной ленте как "отсечка" на линии писца электромагнита ЭЭ (рис. 2).
Рис. 2. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-77 или Л-159) проверки бдительности машиниста при быстрой его реакции или малой скорости движения
Время, которое потребовалось машинисту на подтверждение бдительности, в необходимых случаях может быть определено делением пройденного за это время пути (размера "воротиков") на среднее для данного периода значение скорости движения с учетом масштабов записи. Например, при длине "воротиков" 1 мм == 200 м и скорости 72 км/ч искомое время составляет 3,6х200/72 = 10 с. Это означает, что машинист пропустил предварительную световую сигнализацию, но подтвердил свою бдительность по свистку ЭПК. Такие действия не являются нарушением, поэтому их регистрация в журналах расшифровки скоростемерных лент формы ТУ-133 не требуется.
Устройство контроля бдительности машиниста (УКБМ)
Данное устройство выполняет следующие функции:
— измененную периодическую проверку бдительности с предварительной световой сигнализацией (на стоянке периодическая проверка бдительности отменяется);
— дополнительную однократную проверку бдительности при трогании, если на локомотивном светофоре горит красный с желтым огонь;
— автоматическое включение красного с желтым и белого огней при проследовании светофора с желтым показанием и прекращении поступления кодов с пути;
— ручную установку/сброс красного с желтым огня;
— регистрацию на скоростемерной ленте белого огня локомотивного светофора.
Периодическая проверка бдительности осуществляется по следующей программе: при зеленом огне локомотивного светофора 90 — 120 с, белом огне 70 — 90 с, остальных огнях, а также при выключенном УКБМ — 20 — 30 с. На некоторых локомотивах установлен прибор УКБМ с измененным порядком включения периодической проверки бдительности машиниста. Данным устройством эта проверка при зеленом огне на локомотивном светофоре вводится только в случае следования со скоростью, ниже минимально контролируемой скоростемером с периодичностью 20 —30 с. Такая же периодичность устанавливается при белом огне и скорости ниже минимально контролируемой скоростемером.
При периодической проверке бдительности включается предварительная световая сигнализация — в течение 7 ± 2 с отключением электромагнита ЭЭ. Если машинист пропустит предварительную световую сигнализацию при зеленом или белом огне локомотивного светофора, то следующая проверка произойдет через более короткий промежуток времени, что может быть установлено в процессе расшифровки скоростемерной ленты. Однако подтверждение бдительности машинистом по свистку ЭПК нарушением не является.
Рис. 3. Расшифровка на скоростемерной ленте (УКБМ) прекращения поступления кодов с пути при следовании по желтому огню локомотивного
Появление на светофора локомотивном светофоре белого огня фиксируется на скоростемерной ленте включением электромагнита ЭК. Чтобы определить, какой огонь на локомотивном светофоре — красный или белый, необходимо проверить, включались ли перед этим последовательно электромагниты ЭЖ и ЭКЖ. Если такое включение произошло, значит огонь красный, если нет— белый.
УКБМ обеспечивает при следовании по желтому огню локомотивного светофора и прекращении поступления с пути кодов (например, в случае приема поезда на боковой путь станции) автоматическое включение на локомотивном светофоре одновременно белого и красного с желтым огней. При этом на скоростемерной ленте записывается одновременное включение электромагнитов ЭК и ЭКЖ (рис. 3).
Когда на локомотивном светофоре одновременно горят белый и красный с желтым огни, машинист имеет право специальной кнопкой погасить красный с желтым огонь, если впереди находится светофор с разрешающим показанием, а именно, согласно п. 4.2.7 Инструкции по порядку пользования АЛСН № ЦШ-ЦТ/302 1994 г. при:
— отправлении с некодированного пути;
— переходе на маневровую работу;
— следовании по некодированному пути без остановки при открытом выходном, входном или маршрутном светофоре;
— проследовании напольного сигнала, предупреждающего, что следующий светофор открыт.
В этих случаях на скоростемерной ленте отражаются записи, показанные на рис. 4.
Рис. 4. Расшифровка на скоростемерной ленте (УКБМ) принудительного погашения красного с желтым огня при следовании по белому огню локомотивного светофора.
В случае следования по белому огню локомотивного светофора машинист должен нажатием специальной кнопки включить красный с желтым огонь, если впереди находится светофор с запрещающим показанием, а именно (п. 4.2.6 Инструкции № ЦШ-ЦТ/302 1994 г.) при:
— ожидании отправления с некодированного пути станции;
— проследовании напольного сигнала, предупреждающего о закрытом положении следующего светофора.
На скоростемерной ленте при этом отражаются записи, изображенные на рис.5.
Рис 5. Расшифровка на скоростемерной ленте (УКБМ) принудительного включения красного с желтым огня при следования по белому огню локомотивного светофора
Блок контроля самопроизвольного трогания поезда Л-168
Блок предназначен для предотвращения такого трогания. При нахождении контроллера машиниста не в тяговой позиции и скорости больше минимально контролируемой скоростемером раздается свисток ЭПК. Если машинист не нажмет РБ или не переведет контроллер в тяговую позицию, происходит срыв ЭПК.
Устройство контроля бдительности Л-116
(Л-116У). Устройство устанавливают на маневровые локомотивы. Оно осуществляет перенос по времени периодических проверок бдительности машиниста. При выполнении машинистом действий
по управлению локомотивом (работа контроллером, песочницей, свистком, прожектором, ре версивной рукояткой, краном машиниста или краном вспомогательного тормоза локомотива). При отсутствии этих действий периодическая проверка бдительности сохраняется.
Устройство Л-116У дополнительно обеспечивает отмену периодической проверки бдительности на стоянке, а точнее — при скорости ниже минимально контролируемой скоростемером и давлении в тормозных цилиндрах не менее 1 кгс/см2. Когда требуется выезд маневрового локомотива на перегон, устройство Л-116 (Л-116У) отключают тумблером. Действие штатной АЛС в этом случае сохраняется в полном объеме.
Устройство "Дозор" (Л-132)
Функции данного устройства следующие:
— индикация ускорения движения;
у периодическая проверка бдительности, которая не производится на стоянке, а включается при скорости 4 — 6 км/ч и выключается при 2 — 4 км/ч;
— контроль самопроизвольного ухода (при нахождении контроллера не в тяговой позиции при скорости 4 — 6 км/ч загорается индикатор на пульте машиниста и звучит свисток ЭПК);
— контроль снижения скорости при следовании по красному с желтым огню локомотивного светофора от Укж до 4 —6 км/ч на расстоянии 1100 м (при превышении программной скорости раздается свисток ЭПК);
—регистрация на скоростемерной ленте белого огня локомотивного светофора;
— проверка бдительности помощника машиниста с регистрацией на скоростемерной ленте нажатия специальной кнопки.
Появление на локомотивном светофоре белого огня фиксируется на скоростемерной ленте одновременным включением электромагнитов ЭК и ЭКЖ (рис. 6).
Рис. 6. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-132, "Дозор") появления белого огня на локомотивном светофоре.
Нажатие специальной кнопки помощника машиниста при белом или красном с желтым огнях локомотивного светофора отмечается на скоростемерной ленте зачерненной полосой на линии записи электромагнита ЭКЖ в течение времени, пока кнопка удерживается нажатой (рис. 7).
Рис. 7. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-132, "Дозор") нажатия специальной на кнопки помощника машиниста.
Установлен порядок (п. 4.4.3 Инструкции № ЦШ-ЦТ/302 1994 г.), что не позднее 10 с после появления красного с желтым огня на локомотивном светофоре помощник машиниста должен нажать специальную кнопку и удерживать ее в течение 5 — 7 с . Далее за 400 — 600 м до путевого светофора с запрещающим показанием он повторяет эту операцию, а за 100 — 200 м до него удерживает ее постоянно нажатой до остановки или появления на локомотивном светофоре огня, разрешающего движение. В результате на скоростемерной ленте появится запись писца электромагнита ЭКЖ, представленная на рис. 8.
Рис. 8 Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-132, "Дозор") нажатия специальной на кнопки помощника машиниста при следовании на запрещающее показание путевого светофора
Когда блок-участок продолжительный (более расчетной длины 1100 м), последняя зачерненная полоса при такой записи писца КЖ может быть более длинной, так как помощник машиниста должен постоянно удерживать кнопку в случае превышения программного снижения скорости.
Установлен также порядок (п. 4.4.4 Инструкции № ЦШ-ЦТ/302 1994 г.), что при следовании по участку, не оборудованному путевыми устройствами АЛСН, помощник машиниста после проследования путевого светофора (кроме заградительного, повторительного или светофора прикрытия) должен нажать специальную кнопку на 5 — 7с, что отразится на скоростемерной ленте так, как показано на рис. 9.
Рис. 9. Расшифровка на скоростемерной ленте (Л-132, "Дозор") нажатий специальной кнопки помощника машиниста при следовании по участку, не оборудованному путевыми устройствами АЛСН
Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) или микропроцессорный дешифратор с функциями дополнительного устройства безопасности "Дозор"
Комплексное устройство КЛУБ выполняет функции АЛСН на микропроцессорной базе, а также некоторые функции дополнительного устройства безопасности "Дозор". Устройство КЛУБ обеспечивает:
— контроль самопроизвольного ухода (при положении контроллера машиниста не в тяговой позиции и скорости 2 км/ч раздается свисток ЭПК). В этом случае периодическая проверка бдительности на стоянке не осуществляется;
— однократную проверку бдительности при трогании по красному, красному с желтым или белому огням локомотивного светофора (в последней версии устройства при маневровом режиме работы эта проверка не производится);
— предварительную световую сигнализацию в течение 5 — 6 с перед свистком ЭПК при периодической проверке бдительности;
— контроль максимальной скорости движения на поездном (конструкционная скорость) и маневровом режимах (40 км/ч, в последней версии устройства — 60 км/ч), а также снижение контролируемой скорости при красном с желтым огне на локомотивном светофоре от Vкж до 20 км/ч на определенном расстоянии (когда фактическая скорость приближается к максимальной или контролируемой ближе чем на 5 км/ч, а в последней версии устройства — 2 — 3 км/ч, начинают мигать цифры фактической скорости на приборе и раздается прерывистый звуковой сигнал блока индикации КЛУБ. Если скорость не будет снижена, происходит срыв ЭПК).
В отличие от устройств предварительной световой сигнализации (блок Л-77 или Л-159) электромагнит ЭЭ при периодической проверке бдительности отключается не по предварительному световому, а по звуковому сигналу ЭПК. Поэтому, если машинист подтверждает свою бдительность по предварительному световому сигналу, то "отсечек" на линии записи ЭЭ не будет.
Наличие же "отсечек" при периодической проверке бдительности свидетельствует, что машинист пропускает предварительную световую сигнализацию, а реагирует лишь на свисток ЭПК. Однако такие действия нарушением не являются, и регистрация их в журнале расшифровки скоростемерных лент формы ТУ-133 не требуется.
Индикатор бодрствования машиниста (ИБМ) или блок Л-164
Индикатор ИБМ предназначен для непрерывного контроля бодрствования машиниста с помощью двух колец, надеваемых на пальцы и контролирующих электрическое сопротивление кожи. В случае дремотного состояния машиниста раздается свисток ЭПК. После нажатия на РБ, если дремотное состояние не пройдет, то через 3 — 5 с снова звучит свисток.