ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.08.2020

Просмотров: 1559

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По приведенным соображениям нельзя согласиться с утверждением В. П. Серебровского о том, что частичная выморочность должна иметь место во всех случаях завещания постороннему лицу только определенной части имущества завещателя.222 В равной мере неприемлемо и полное исключение возможности наступления частичной выморочности за исключением наличия завещания пая в порядке, указанном в примечании к ст. 425 ГК РСФСР.

Таким образом, частичная выморочность может произойти только при невозможности определить судьбу наследства путем передачи его наследникам, имеющимся налицо, в том числе и с использованием непосредственно или по аналогии нормы первой части ст. 433 ГК РСФСР о так называемом приращении долей. Необходимо при этом учитывать исключительный характер института выморочности наследств.

Выморозность и переход наследства в собственность государства наступают при наличии фактов открытия наследства и, сверх того, следующих юридических фактов:

а) отсутствия ко времени открытия наследства перечисленных в ст. 118 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик и ст. 418 ГК РСФСР наследников по закону всех очередей, включая внуков и правнуков, призываемых к наследованию по праву

представления, а также зачатых при жизни наследодателя и на момент открытия наследства еще не рожденных;

б) отсутствия завещания, а равно его неисполнимости, например, вследствие того, что назначенные в нем наследники умерли до открытия наследства;

в) отказа от наследства или непринятия наследства всеми наследниками по закону и по завещанию;

г) лишения наследодателем в завещании права наследования всех наследников по закону без назначения наследников по завещанию;

д) истечения шестимесячного срока со дня открытия наследства. До истечения этого срока могут оставаться сомнения в действительном наличии одного из названных выше обстоятельств, означающих отсутствие наследников как по закону, так и по завещанию. После истечения шестимесячного срока только в исключительных случаях при наличии особых обстоятельств, обусловивших пропуск этого срока, позднее явившиеся отсутствующие наследники могут претендовать на присуждение им от органов государства лишь того наследственного имущества, которое сохранилось у последних в натуре.

3. При наличии обстоятельств, необходимых для признания наследственного имущества выморочным, нотариус выдает финансовому органу свидетельство о выморочности имущества без взыскания государственной пошлины. Одновременно он высылает сообщение соответствующим научным учреждениям, музеям, центральным библиотекам о наличии в составе выморочного имущества ценных рукописей, литературных трудов, писем, проектов, имеющих историческое или научное значение, и направляет этим учреждениям копии описи с указанием времени передачи имущества финансовым органам.223


После выдачи свидетельства о выморочности наследственное имущество переходит в собственность государства, но с обратным действием к моменту открытия наследства. Пленум Верховного Суда СССР разъяснил, что временем, с которого возникает право собственности государства на выморочное имущество, считается день открытия наследства.224

Опираясь на это разъяснение, Б. С. Антимонов и К. А. Граве считают, что свидетельство о выморочности имеет значение «акта, удостоверяющего существование права, возникшего до выдачи свидетельства и независимо от этой выдачи»225. Они считают, что данное свидетельство не имеет правоустанавливающего (конститутивного) значения.

Для понимания природы этого акта необходимо учитывать, что право государства появляется лишь в результате накопления юридического состава фактов, завершающим фактом которого следует признать именно выдачу свидетельства о выморочности данного наследства226. Особенно важно подчеркнуть при этом его обратную. силу ко дню открытия наследства.

Было бы неправильным считать, что право государства на выморочное наследство существует со дня открытия наследства и в течение шестимесячного срока. Оно возникло только тогда, когда накопился весь описанный состав фактов, но, образовавшись, распространилось и на весь предшествующий период времени до дня открытия наследства включительно.

Таким образом, свидетельству о выморочности следует придавать правоустанавливающее (конститутивное) значение.

Выдачей нотариусом свидетельства о выморочности наследства завершается накопление юридического состава фактов, влекущего переход наследственного имущества, а также ответственности по долгам наследодателя к государству. Этому не противоречит то обстоятельство, что при наличии соответствующего накопления юридических фактов нотариус обязан выдать свидетельство о выморочности.

Свидетельство о выморочности наследства выдается нотариусом финансовому органу без его просьбы в отличие от выдачи свидетельства о наследстве наследникам. От финансового органа не требуется и принятия наследства. Он производит реализацию выморочного наследственного имущества в порядке, предусмотренном ст. ст. 4—8 Положения о порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества, утвержденного постановлением СНК СССР от 17 апреля 1943 г.227. Эта реализация производится по указаниям Советов Министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов областных (краевых), городских и районных Советов депутатов трудящихся по принадлежности с соблюдением порядка, предписанного в пп. 5—8 названного Положения.

Выморочное имущество в целом, а в большинстве случаев отдельные его части передаются государственным учреждениям, предприятиям или хозяйственным организациям, а в отдельных случаях кооперативным или иным общественным организациям в зависимости от характера отдельных частей (предметов) наследственного имущества.


Так, городские строения передаются местным Советам депутатов трудящихся безвозмездно (п. 5 «з»); сооружения и предметы старины и искусства, имеющие научное, историческое, художественное и архитектурное значение, передаются, по описи и оценке безвозмездно в ведение научных и музейных учреждений союзного, республиканского или местного значения (п. 5 «ж»).

Выморочное имущество, находящееся в сельской местности, передается безвозмездно в собственность касс общественной взаимопомощи колхозов, а там, где нет таких касс, выморочное имущество передается безвозмездно колхозам или сельским Советам депутатов трудящихся для оказания помощи нетрудоспособным, а также для нужд детских садов и яслей (п. 5 «д») и т. д.

Перечисленным учреждениям и организациям выморочное имущество передается безвозмездно в собственность для длительного использования.

На иных основаниях передаются различные ценности и денежные средства. Золото, серебро, платина и металлы платиновой группы_ в сыром виде, слитках, ломе, монете и изделия из этих металлов, изделия из драгоценных камней, жемчуга и драгоценные камни, если они не имеют музейного значения, передаются в Управление драгоценных металлов Министерства финансов СССР; облигации государственных займов передаются в государственные трудовые сберегательные кассы для зачисления в депозит Министерства финансов СССР; денежные суммы в советской и иностранной валюте передаются в учреждения Госбанка для зачисления в доход государственного бюджета (п. 6).

Все прочее имущество реализуется через государственную или кооперативную торговую сеть (п. 7). Суммы, вырученные от реализации имущества и ценностей, зачисляются в союзный, республиканские бюджеты или бюджеты местных Советов по принадлежности (п. 8).

Следует признать непосредственным правопреемником наследодателя в выморочном наследстве государство. Об этом говорит ст. 117 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик. Отмеченное положение с полной определенностью вытекает также из второй части ст. 433 ГК РСФСР, в которой сказано, что наследственное «имущество признается выморочным и переходит в собственность государства» (разрядка моя.—Б. Ч.). Такова же .формулировка этого положения в ГК УССР (ст.. 4,313); ГК БССР (ст. 478); ГК Узбекской ССР (ст. 43,3); ГК Грузинской ССР (ст. 432); ГК Азербайджанской ССР (ст. 503); ГК Таджикской ССР (ст. 4й3); ГК Туркменской ССР (ст. 4.33).

Только в ГК Армянской ССР (ст. 433) сказано: «...имущество признается выморочным* и в зависимости от характера имущества переходит в распоряжение соответствующих органов государства или организаций...». Однако в ст. 434 того же Кодекса правильно сказано: «...а равно государство, к которому перешло выморочное имущество».

Таким образом, органы государства и организации, которым переданы отдельные части выморочного имущества органом Министерства финансов СССР в порядке реализации перешедшего в собственность государства .выморочного имущества, не могут рассматриваться в качестве правопреемников наследодателя. На основании административного акта финансового органа эти органы и организации получают имущество от государства в лице , данного финансового органа.


Правопреемником наследодателя при переходе выморочного имущества к государству является именно государство, а не государственные органы или общественные организации, к которым в дальнейшем поступило это имущество, как те, которым оно передается безвозмездно, так, тем более, те, к которым оно поступает возмездно (торговые предприятия).

Государство в лице финансовых органов должно нести ответственность по долгам наследодателя на основании ст. 434 ГК РСФСР, но оно вправе возложить соответствующую обязанность по уплате долгов наследодателя на свои органы или общественные организации при передаче им выморочного имущества.

Все эти соображения заставляют прийти к выводу, что ответственность перед кредиторами наследодателя должно нести именно государство, принявшее выморочное имущество, в лице соответствующего финансового органа. Упоминание в ст. 434 ГК РСФСР об органах государства или организациях, к которым перешло выморочное имущество, как правильно отмечает Н. В. Орлова,228 имеет в виду уже вторичное явление—передачу выморочного имущества собственником (государством) своим органам или общественным организациям, на которых может быть при этой передаче возложено исполнение обязанности государства отвечать по долгам наследодателя.

В этой связи надлежит разрешить вопрос относительно возможности для финансового органа отказаться от принятия выморочного имущества.

На основании ст. 431 ГК РСФСР нотариальными органами по месту открытия наследства принимаются меры охранения его лишь в том случае, когда они признают это целесообразным в интересах государства или наследников. Меры охранения принимаются немедленно по получении извещения о смерти наследодателя. Охранение наследства продолжается до явки наследников, но не долее шести месяцев. Такие меры применяются только в отношении более или менее значительных наследств. Нотариальным органам сообщают относительно смерти гражданина и необходимости охранения наследственного имущества органы милиции, домоуправления, домовладельцы, а также отдельные лица.

Вместе с тем только в дальнейшем, в течение всего срока проведения мер охранения, могут быть сделаны заявления кредиторами наследодателя относительно претензий к наследству. Поэтому невыгодность принятия наследственного имущества как выморочного может в полной мере обнаружиться лишь ко времени выдачи удостоверения о выморочности. Поэтому едва ли следует признать обязательным для государства принятие выморочного имущества.

Необходимо учесть также и то обстоятельство что по незначительности и малоценности наследственного имущества, к тому же .состоящего из амортизированных предметов одежды, обуви, домашних вещей, наследство в очень многих случаях не представит никакого интереса ни для использования, ни для реализации.