ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 1634

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

системы для в/венных вливаний 

 

Санитарно гигиенический режим процедурного кабинета. 

          Для уборки кабинета необходимо иметь: 
Специально  выделенный  халат,  шапочку,  маску,  резиновые  перчатки, 
промаркированный инвентарь для мебели, оборудования, швабры для стен, 
пола, ветошь. 
Дезинфектанты: 3% хлорная известь, 3% хлорамин, аламинол, лизоформин 
или другой дез. раствор. 
 

Предварительная уборка: 

До начала работы в кабинете обеззараживают мебель, оборудование, краны, 
дверные  ручки,  пол.  После  уборки  включают  лампу  на  30  минут  и 
проветривают помещение. 
 

Текущая уборка: 

После  каждого  цикла  инъекций  необходимо  провести  обеззараживание 
(протирание)  всех  поверхностей  в  кабинете  (манипуляционные  столики, 
кушетки,  подоконники  и  т.д.),  вымыть  пол.  После  уборки  включают 
бактерицидную лампу на 30 минут и проветривают помещение. 
 

Заключительная уборка: 

После  окончания  работы  в  кабинете  ветошью  смоченной  дез.  раствором 
протирают  мебель,  оборудование,  двери,  ручки  двери,  верхнюю  часть 
радиатора,  стены  на  высоту  вытянутой  руки,  моют  пол,  включают 
бактерицидную лампу на 30 минут, проветривают. 
 
Уборочный инвентарь после уборки обеззараживают в дез. растворе, после 
чего ветошь прополаскивают и сушат. 
 

Генеральная уборка процедурного кабинета. 

 
         Генеральная  уборка  проводится  один  раз  в  неделю.  График 
генеральных  уборок  составляется  старшей  медицинской  сестрой 
ежемесячно и утверждается заведующим отделением. 
Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь: 
Спецодежда (халат, шапочку, маску, резиновые перчатки, очки), уборочный 
инвентарь,  ветошь.  
Дезинфектанты: 5% хлорамин, 6% перекись водорода. 
Моющее средство. 
Последовательность  проведения  генеральной  уборки  процедурного 
кабинета: 
1.

 

Всю мебель в кабинете отодвигают от стен. 

2.

 

Дезинфицирующий раствор путем орошения или протирания наносят на 
потолок, стены, окна, подоконники, мебель, двери, пол. 


background image

3.

 

Включают бактерицидную лампу на 60 минут. 

4.

 

После  окончания  обеззараживания,  персонал  одевает  чистый  халат, 
маску, протирает обувь. 

5.

 

Стерильной  ветошью,  смоченной  водопроводной  водой  отмывают  все 
поверхности  с  использованием  моющего  средства  (порошки  «Лотос», 
«Астра»). 

6.

 

Моют  одну  половину  кабинета  и  устанавливают  мебель,  затем  другую 
половину. 

7.

 

Моют пол. 

8.

 

Включают бактерицидную лампу на 30 минут. 

9.

 

Уборочный  инвентарь  обеззараживают,  ветошь  прополаскивают  и 
сушат. 

 

Тема: Стерилизация, методы стерилизации. Упаковка мед изделий. 

Правила работы со стерильным  столом. 

 

Этапы обработки многоразовых изделий медицинского назначения 

(10 этапов), 

регламентированы ОСТ № 42-21-2-85.  

На примере шприцев и игл. 

1.

 

Промывные  воды. 

Использованный  шприц  промывают  от  крови  и 

лекарственного вещества в «промывных водах» методом насоса не снимая 
иглы,  и  складывают  в  накопитель.  Промывные  воды  дезинфицируют 
методом  кипячения-  30  минут  или  засыпают    из  расчёта  1:5  хлорамином 
или хлорной известью (на 1 литр «промывных вод» - 200г дезинфектанта). 
В настоящее время используют в качестве промывных вод – дез. раствор. 

2.

 

Дезинфекция. 

Из  накопителя    все  шприцы  в  разобранном  виде  и  иглы 

погружаются в 3% раствор хлорамина на 60 мин.  

3.

 

Промывка.

  После  дезинфекции  дез.  раствор  выливают,  а  инструменты 

промывают под проточной водой  2-3 мин.  

4.  Предстерилизационная очистка (ПСО)

: шприцы и иглы  погружают в 

«моющий  комплекс»  подогретый  до 45-50

о

С на 15  минут,  который  можно 

использовать  1 раз, затем каждое изделие моют по 30 секунд (цилиндры -
ершом,  иглы  -  мандреном,  инструменты  -  щёткой)  и  складывают  в  лоток. 
Состав моющего комплекса

 (V=1 л) - 

«Биолот» (в порошок входит Н

2

О

2) 

-  

5 г порошка + до 1 л воды. 

5.

 

Промывка.

 Все изделия промывают под проточной водой 10-12 мин. 

 

 

6.

 

Обессоливание. 

Изделия  погружаются  в  дистиллированную  воду  для 

обессоливания на 2 минуты.  

7.

 

Сушка. 

Все  изделия  высушивают  в  сухожаровом  шкафу  5  минут  при 

температуре  80

о

С или на открытом воздухе - на пелёнке.  

8. Контроль ПСО

 - 

азопирамовая (универсальная) проба

 -  берут 1 % от 

партии, но не менее 3-5 сухих изделий и проводят пробы на качество ПСО, 
считывая результат не менее 1 минуты. 
На кровь:  «+» - сине-фиолетовое окрашивание. 
На моющее средство: «+»- розовое окрашивание. 


background image

На ржавчину: «+» - бурое окрашивание. 
Если  проба на кровь положительная, повторяют все этапы с дезинфекции, 
если    проба  на  моющее  средство  положительная,  то  изделия  ещё  раз 
промывают под проточной водой, если проба на ржавчину положительная 
инструменты выбраковывают. 

9.  Упаковка

  -  шприцы  и  иглы  упаковывают  для  стерилизации  (если 

используют крафт - пакеты, то на 1 шприц кладут 2 иглы, указав на пакете 
вместимость шприца). 

10. Стерилизация:

 Автоклав - I режим -  132

 о

С-2,2 Атм.-20 мин.,  

II режим - 120

 о 

С-1,1 Атм.- 45 мин. 

СЖШ -

 

I режим -180

о 

С - 60   мин. (многоразовые шприцы, иглы)  

     II режим -160

 о 

С- 150 мин.    

 

Контроль  качества ПСО изделий медицинского назначения — 

азопирамовая проба. 

Цель:

  Провести  комплексный  контроль  качества  предстерилизационной 

очистки  инструментов    медицинского  назначения  (от  органических  и 
химических  веществ)  и  оценить  эффективность  работы  моечных  машин  в 
ЦСО. 

Алгоритм действий: 

1.

 

Надеть перчатки; 

2.

 

Приготовить рабочий раствор азопирама, смешивая равные объемы (1:1) 
исходного реактива  и 3% раствора  перекиси  водорода непосредственно 
перед проведением пробы; 

3.

 

Остывшие  изделия  (температура  не  выше  25  град.  С)  протереть 
тампоном,  смоченным  реактивом    или  нанести  несколько  капель 
реактива на поверхность изделия с помощью пипетки; 

4.

 

На  поверхность  изделия,    его  полости  и  каналы,  резьбу    нанести 
несколько капель рабочего раствора; 

5.

 

Экспозиция 1 минута; 

6.

 

Раствор  с  инструмента,  шприца  вытеснить  на  марлевую  салфетку  или  
протереть; 

7.

 

Провести оценку результатов пробы. 

Проба  считается  отрицательной,    если  цвет  реактива  на  салфетке  не 
изменился. 
Положительной  проба считается,  если цвет реактива изменился: 
Фиолетовое  окрашивание,  появляется  при  наличии  следов  органических 
веществ (крови); 
Розовое окрашивание свидетельствует о наличии моющего средства; 
Бурое окрашивание появляется при наличии ржавчины на инструментах. 
При  положительной  пробе  вся  партия  изделий  подлежит  повторной 
обработке. 
8.

 

Результат пробы записать в журнал учета. 

 

Упаковка 


background image

            Стерилизации подвергаются сухие изделия. Стерилизацию проводят 
в биксе, мягкой бязевой упаковке, упаковке из влагопрочной бумаги или без 
упаковки, в открытом виде. 
Свободный конец пакет перегибают  и герметически заклеивают. 
Срок  хранения  изделий  в    мягкой  бязевой  упаковке  и  крафт-бумаге  –  3 
суток,    в  биксе  с  фильтром  —  20  суток.  В  современных  упаковках, 
изготовленных  фабричным  способом,  срок  сохранения  стерильности    от  1 
месяца  до  1  года,  в  зависимости  от  указаний  производителя.  Изделия, 
стерилизованные 

без 

упаковки, 

должны 

быть 

использованы 

непосредственно после их стерилизации.  
Недопустима  загрузка  воздушного  стерилизатора  навалом.  Большие 
предметы  следует класть на верхнюю полку, чтобы они не препятствовали 
потоку  горячего  воздуха.  Сложные  изделия  (зажимы,  ножницы) 
стерилизуют в раскрытом виде, шприцы закладывают в разобранном виде,   
лотки, стаканы и лабораторную посуду нельзя вкладывать один в другой, их 
следует разложить на решетке. 

Запомните! 

Категорически  запрещается  стерилизовать  в  воздушных 

стерилизаторах хлопчатобумажный материал,  бумагу и резину.  
 

Порядок работы воздушного стерилизатора (сухожаровой шкаф). 

Цель:

 

провести стерилизацию изделий безопасно.

  

Алгоритм действий: 

1.

 

Загрузка производится в холодный стерилизатор. 

2.

 

Нагревание. 

3.

 

Стерилизация:  отсчет  времени  стерилизации  начинать  от  достижения 
нужной  температуры  стерилизации  (180

0

С)  до  истечения  срока 

экспозиции (60 минут). 

4.

 

Охлаждение: до 40

 

-50

0

 С. 

5.

 

Разгрузка. 

 

Правила пользования биксом. 

           Все  изделия,  стерилизуемые  паром  под  давлением,  помещают  в 
стерилизационные  коробки  –  биксы  с  бактериальными  фильтрами  (КФ), 
которые имеют отверстия в дне и крышке и фильтр –  двухслойная бязь.  
Маркировка  бикса  (клеенчатая  бирка),  где  указано:  название  отделения 
(кабинета),  дата  и  время  стерилизации,  подпись  –  кто  проводил 
стерилизацию, содержание бикса (пеленки, салфетки и т.д.).  
Виды укладок (видовая,  целевая, универсальная).  

 

Укладка перевязочного материала в бикс. 

Показания:

 подготовить материал для стерилизации. 

Алгоритм действий: 

1.

 

Вымыть руки. 

2.

 

Проверить исправность бикса. 

3.

 

Надеть перчатки,  маску. 


background image

4.

 

Обработать  бикс  изнутри  и  снаружи  дез.раствором  последовательно 
двукратно по принципу «от чистого к грязному». 

5.

 

Снять перчатки, вымыть руки,  осушить. 

6.

 

Выстелить  дно  и  края  бикса  пелёнкой,  так  чтобы  она  свисала  на  2/3 
высоты бикса. 

7.

 

Поместить на дно бикса (в точку контроля) индикатор стерильности. 

8.

 

Уложить  подготовленный  перевязочный  материал  (салфетки,    ватные 
шарики,  туфики)  послойно  (должно  обеспечиваться  равномерное 
проникновение  пара  при  стерилизации  внутрь  бикса):  секторально,  
вертикально или рыхло. 

9.

 

Поместить в центральную часть бикса индикатор стерильности. 

10.

 

Уложить остатки подготовленного перевязочного материала. 

11.

 

Накрыть краями пелёнки последовательно. 

12.

 

Положить под крышку бикса 3-ий индикатор стерильности. 

13.

 

Закрыть крышку бикса на замок. 

14.

 

Привязать бирку с маркировкой к ручке бикса марлевой полоской. 

15.

 

Поместить бикс во влагостойкий мешок. В ЦСО мешок стерилизуется и 
используется для эффективной транспортировки бикса из  ЦСО. 

Запомните! 

В  день  открытия  бикса  медицинская  сестра  проверяет  индикатор 
стерильности под крышкой бикса по эталону, закрывает крышку бикса и на 
маркировке бикса ставит дату, время открытия бикса и свою подпись. Срок 
сохранения стерильности с момента открытия - 1 сутки. 

 
Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО) и его структура.  

В ЦСО проводят ПСО ИМН и стерилизацию. 

Задачи стерилизационного отделения: 

Полноценная предстерилизационная очистка и стерилизация инструментов 
и материалов с помощью современных методов очистки и стерилизации. 
Обеспечение  всех  отделений  необходимым  количеством  стерильных 
материалов и инструментов. 

Структура стерилизационного отделения. 

Нестерильная зона 

- Прием использованных инструментов. 
-  Разборка,  сортировка,  учет  инструментов,  материала,  поступивших  из 
отделений. 
- Моечная (очистка инструментов и изделий медицинского назначения). 
- Упаковочная. 
При работе необходимо использовать резиновые перчатки, фартуки. 

Приемное отделение: 

1.

 

Прием, разборка, учет. 2. Проверка исправности и 

комплектности  (брокераж).  3.  Упаковка.  4  Укладка  в  бикс  или  другие 
упаковки. 

Моечное отделение: 1. 

Замачивание в моющий комплекс. 2. Механическая 

очистка (предстерилизационная очистка). 

Упаковочное отделение: 1. 

Сушка.      2. Комплектование в упаковки.