ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 585

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29


План



Введение 3

1 Зарождение государства и права на территории Казахстана 5

1.1 Возникновение политико-потестарных отношений

1.2 Протогосударства Казахстана 7

2 Государство и право Казахстана в древности 10

2.1 Империя Хунну

2.2 Государство усуней и кангаров 13

2.3 Государства на территории Казахстана в 3-6 веках н.э. 15

3 Государство и право Казахстана в 6-12 веках 17

3.1 Государство и право древнетюркской империи

3.2 Развитие государственно-правовой системы в Сары-Арке и присырдарьинском регионе 21

3.3 Государство и право Жетысу в 10-12 веках 23

3.4 Государственно-правовая система тюркских государств Центральной Азии в 10-12 веках 26

Заключение 28

Список использованных источников 29



























Введение



В данной работе будет рассказано о зарождении государственно-правовых систем на территории нашей страны.

Целью данной работы было проследить особенности развитии государства и права Казахстана.

Обретение в 1991 году государственной независимости поставило перед Казахстаном целый ряд сложнейших проблем, основными из которых стали формирование государственных структур и создание правовой базы для политических и экономических реформ. Но нельзя считать, что история государственности у казахов началась лишь в конце XX века. Государство и право как особые институты, регулирующие социальные отношения, на территории нашей страны возникли ещё до нашей эры. На протяжении тысячелетий политические и правовые системы формировались и изменялись, сменяя друг друга. Эти процессы подчинялись определённым закономерностям. Способ производства, основанный на общинной собственности на землю и посезонно-пастбищном скотоводстве определил формирование политических и правовых отношений.

Государство и право изучаются целым рядом дисциплин и наук: теорией государства и права, историей, политологией, социологией, отраслевыми юридическими науками.

Предметом истории государства и права Казахстана являются:

- процесс происхождения и развития государственно-правовых систем, место и роль государства и права в жизни общества в различные периоды истории;

- особенности форм и содержания элементов государственно-правовых систем, обусловленные спецификой кочевого способа производства.

Государство и право рассматриваются как самостоятельные, хоть и тесно связанные друг с другом институты. В то же время, они не могут существовать друг без друга, составляя неразрывное целое. Так, государство устанавливает и санкционирует правовые нормы, охраняет их и применяет принуждение при их нарушении. Право, в свою очередь, непосредственно влияет на государство через конституционные или иные нормы, упорядочивая политические отношения в обществе.


История государства и права Казахстана имеет свои методы исследования, то есть определённую последовательность действий, приёмов, операций, выполнение которых необходимо для достижения целей, заранее поставленных при изучении какого-либо явления или процесса.

Методы, использующиеся в изучении истории государства и права, можно разделить на следующие группы:

1. Общефилософские методы, к которым относятся диалектический и метафизический методы;

2. Общенаучные методы, к которым относятся исторический метод, раскрывающий движение объекта исследования во времени; логический метод, раскрывающий внутреннюю суть явлений; методы восхождения от конкретного к абстрактному, восхождения от абстрактного к конкретному; индуктивный; дедуктивный; методы анализа, синтеза, описания, измерения.

Одним из общенаучных методов является системный метод, заключающийся в рассмотрении объекта как системы, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи.

3. Специальные методы, к которым относятся специально-исторические и специально-правовые методы, в том числе генетический, то есть последовательное раскрытие свойств, функций, изменений изучаемой реальности во времени; сравнительный метод, то есть раскрытие сущности изучаемых явлений в процессе сравнения; типологический - выделение единого, присущего многообразию тех или иных сочетаний; системный, заключающийся в рассмотрении как системы самого исторического процесса, состоящего из элементов – ситуаций и событий.

4. Конкретно-проблемные или частичные методы, направленные на изучение конкретных явлений, характеризующих те или иные стороны и явления действительности.

Совокупность различных методов, применяемых при изучении объекта, составляет методику историко-правовой науки.

История государства и права Казахстана имеет свою периодизацию



























1 Зарождение государства и права на территории Казахстана

1.1 Возникновение политико-потестарных отношений



Основной социальной организации в эпоху неолита продолжала оставаться родовая община – коллектив кровных родственников с коллективной собственностью на землю и отсутствием социального неравенства. Конечно, община делилась на определенные группы, но это было скорее половозрастное деление на мужчин-воинов, женщин и детей. Все важные дела общины решались на собрании взрослых мужчин. Среди общинников выделялись жрецы – знатоки обычаев и ритуалов, и вожди – руководители воинов во время столкновений с соседними общинами. Все отношения внутри общины регулировались обычаями и системой табу – запретов.

Изменения в экономическом базисе общества Казахстана начали происходить в эпоху энеолита в 4-3 тысячелетиях до н.э. В это время на севере Казахстана сложилась ботайская археологическая культура, носители которой занимались оседлым коневодством. Переход к скотоводству привел к такому росту производительных сил, что впервые появилась возможность постоянного накопления избыточного продукта. Усложнение производственного цикла потребовало выделения особой группы населения – организаторов производства.


Войны, как средство обогащения через насильственное присвоение избыточного продукта, становятся обычным делом, поэтому из среды общинников выделяются профессиональные воины. Таким образом, появились группы населения, не занятые в производстве непосредственно. Община распадается на слои – страты. Такие общества принято в науке называть стратифицированным. Первоначально выделяются три слоя: общинники-скотоводы, воины и жрецы. Регулирование отношений только посредством обычаев становится невозможным, и постепенно складываются условия для зарождения правовой системы. Родовая община распадается и сменяется соседской общиной. В большинстве случаев она состоит из кровных родственников, но отношения между ними строятся уже не на родственных, а на экономических основах. При сохранении коллективной собственности на землю появляется частная собственность на скот. Очевидно, в это время появляется различие между правом собственности на основе средства производства и правами распоряжения и пользования ими. Для регулирования экономических отношений между соседскими общинами и совместной обороны от врагов складывается своеобразный союз общин – племя, со своими органами управления, жрецами, военными вождями. Возникает публичная власть, то есть особый слой людей, основными занятиями которых является выполнение управленческих, властных функций. Именно отношения, возникающие при осуществлении публичной власть, до появления государства, принято называть потестарным. С этой точки зрения племя является потестарным объединением, то есть объединением на основе осуществления публичной власти. Ярким свидетельством существования достаточно сильной власти являются протогорода, появившиеся в начале 2 тысячелетия до н.э. в северо-западных регионах Казахстана и прилегающих районах России. Наиболее известен из них Аркаим. Протогорода имели правильную планировку и мощные оборонительные укрепления, культовые сооружения.

Основой для появления протогородов было скотоводческое хозяйство ботайских племен, однако, изобретение в начале 2 тысячелетия до н.э. бронзы произвело мощный толчок в развитии экономических и социальных отношений в Казахстане. Человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв, в результате чего оседлое скотоводческое хозяйство превращается в комплексное скотоводческо-земледельческое. Также бронза послужила материалом для изготовления оружия, что привело к развитию военного дела. Постепенно складывались условия для образования государства, однако начавшаяся развиваться цивилизация в середине 15 века до н.э. пришла в упадок.

Упадок протогородов был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в 15 веке до н.э. привело к кризису крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредоточилось в небольших неукрепленных поселках. Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства затормозился. Цивилизация, основанная на оседлом скотоводческо-земледельческом хозяйстве в условиях засушливых степей Казахстана, оказалась исторически бесперспективной.


Тем не менее, эволюция зарождавшихся государственно-правовых систем, медленно развивалась. Знать, воины-колесничие и жрецы сосредотачивали в своих руках власть и контроль над избыточным продуктом, что приводит к возникновению имущественного неравенства. Уже в эпоху поздней бронзы, в 11-9 вв. до н.э. в Центральном и Южном Казахстане появляются грандиозные мавзолеи, для погребения вождей. Начинает зарождаться письменность.

Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы носили общее самоназвание – арья. Археологи называют культуру эпохи бронзы Казахстана андроновской, по названию села Андроново в Южной Сибири, где впервые были обнаружены остатки этой культуры. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, сайримов и другие.

В 12-10 вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется. С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена-носители карасукской культуры; здесь на базе местного и пришлого населения формируется бегазы-дандыбаевская культура, влияние которой распространяется до низовьев Сырдарьи. В то же время андроновцы-арийцы мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию. Постепенно изменяется хозяйство населения Казахстана, все большую роль начинает играть скотоводство. От придомного содержания скота люди переходят к яйлажному, когда большую часть скота на лето отгоняли на сезонные пастбища. В стаде сокращается доля крупного рогатого скота и увеличивается доля лошадей, верблюдов и овец. Фактически совершается переход оседлого к полуоседлому скотоводству. Эти процессы отразились и на общественном устройстве. Вновь набирает темпы социальное расслоений общины, племенные вожди получают контроль над значительным богатством.

В целом, общество Казахстана в эпоху бронзы уже стояло на пороге возникновения государства.

1.2 Протогосударственные объединения на территории Казахстана



В начале 1 тысячелетия до н.э. на территории Казахстана происходит новое изменение климата, связанное с повышенной увлажненностью. Пойменные луга, на которых располагались пашни населения эпохи бронзы, оказались залиты, что подорвало экономическую базу комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства. В то же время увлажнение степей расширило пастбищную базу скотоводства. Все это создало благоприятные условия для перехода населения Казахстана к полукочевому скотоводческо-земледельческому хозяйству, когда большая часть населения периодически кочует со скотом на сезонных пастбищах, часть занимается земледелием на зимних стоянках. Все изменения привели к большому подъему производительных сил, росту избыточного продукта, благосостояния населения.


Изменения в хозяйстве населения Казахстана привели к двум серьезным последствиям. Во-первых, переход к кочевничеству потребовал распределения пастбищ и водопоев между общинами, закрепления их, определения оптимальных маршрутов кочевания, ибо любая неопределенность в этом отношении привела к угрозе потери скота от бескормицы. Во-вторых, рост прибавочного продукта привел к росту имущественного неравенства, формированию богатых скотовладельцев с одной стороны, и обедневших общинников с другой; отношения между различными социальными группами тоже требовали регулирования. Вместе с кочевничеством в начале 1 тысячелетия до н.э. человек осваивает выплавку железа и верховую езду, и это, в свою очередь, привело к мощному подъему военного дела. Немногочисленных воинов-колесничих сменила массовая конница. По сути, каждый общинник стал воином. Прежняя социальная структура из трех сословий была разрушена и начала складываться новая, характерная для кочевого хозяйства.

Таким образом, необходимость регулирования отношений между общинами и социальными группами приводит к образованию государства как единой политической организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население. Она располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех распоряжения и обладает суверенитетом.

Признаками государства являются, во-первых, наличие выделенного из общества аппарата власти и управления; во-вторых, наличие определенной территории и населения, разделенных на административные единицы; в-третьих, обладание суверенитетом; в-четвертых, наличие налоговой системы для содержания государственного аппарата. У ранних государственных образований Казахстана, возникших в 1 тысячелетии до н.э., эти признаки были слабо выражены, поэтому их называют протогосударствами (от греческого «прото»-первый).

Территорию Казахстана в 1 тысячелетии до н.э. населяли потомки андроновских и бегазы-дандыбаевских племен, известные по греческим источникам как «скифы», а по персидским как «саки». Скифо-сакские племена делились на ряд объединений-протогосударств: массагетов, саков-тиграхауда, саков-хаомоварга, саков-парадарайя, исседонов и другие.

Аппарат власти и управления

В 1 тысячелетии до н.э. на территории Казахстана впервые появился институт царской власти. Наличие его хорошо прослеживается как по археологическим, так и по письменным источникам. Царская власть передавалась по наследству, причем часто это место занимали женщины. Так, нам известны имена царя хаомаварга Аморга, царя тиграхауда Скунха, царицы массагетов Томирис, царицы савроматов Зарины. Характерной особенностью сакской политической системы была сакрализация - обожествление царской власти. Саки считали своих царей носителями особой божественной благодати и отождествляли с богом – солнцем. Символами царской власти были золотые одежда, плеть, стрелы с золотым наконечником. Особой прерогативой царей было сооружение после их смерти грандиозных погребальных сооружений.