ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 637

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право

10 век в развитии права Казахстана стал особой, рубежной датой. С принятием ислама, в Жетысу и Южный Казахстан проникает и утверждается новая правовая система – мусульманская, или шариат. Шариат – это совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения. Основными источниками права являлись Коран и Сунна – священное предание, изложенное в хадисах – рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Кроме того, к числу источников мусульманского права – фикх – относятся иджма – согласованное заключение правоведов по толкованию норм права, и кияс – суждение в области права по аналогии.

Шариат предусматривал четыре типа прав:

1) Права бога, которые должен уважать каждый;

2) Права личности;

3) Права окружающих людей;

4) Права всех творений божьих.

Эти права и вытекающие из них обязанности и являются основой ислама. Особенностью шариата была детальная регламентация всех норм права, разработка системы уголовного и гражданского права и процесса. В мусульманском праве существовало несколько правовых школ или мазхабов. В Казахстане в середине века распространяется ханифитский мазхаб, характеризующийся применением в правовых вопросах свободного индивидуального суждения рай и суждения по аналогии кияс. Кроме того, наряду с шариатом ханифитские правоведы допускали использование адата, обычного права – точнее, тех его норм, которые не противоречили исламу.

Высшим авторитетом в области фикха считался муфтий – ученый богослов и правовед, дающий заключение по вопросам применения шариата – фетву. Судебной деятельностью занимались назначенные светскими властями судьи кади или кази.

В целом, проникновение мусульманского права, как более развитого по сравнению с обычным правом, несомненно, сыграло положительную роль. Заметно, что этот период был временем исламского Реннесанса, бурного развития культуры и науки, в том числе юриспруденции, когда ислам понимался не только как совокупность религиозных идей и действий, но в первую очередь, как философская система, включающая в себя и философию права. Другими словами, право, право впервые становится наукой.

Как мы видим, государство и право в Жетысу в 10-12 веках претерпело значительные изменения, синтез центрально-азиатских традиций и переднеазиатских инноваций приводит к возникновению новой, тюрко-мусульманской государственно-правовой системы.




3.4 Государственно-правовые системы тюркских государств Центральной Азии 9-12 вв



В середине 9 века в Центральной Азии начинается процесс формирования новых политических образований, завершившийся появлением на карте мира государств кереитов и найманов. Впервые они упоминаются в 8 веке в составе Уйгурского каганата. После падения последнего в 840 году начинается процесс формирования конфедераций кочевников Центральной Азии, известных под собирательным названием цзубу. Северными цзубу называли кереитов, а западными – найманов. Усиление этого государства происходит в 10-11 веках и связано оно с принятием христианства несторианского толка. Тем не менее, в конце 11 века цзубу попадают под власть империи Ляо. Только в 1125 году независимость получили кереиты, а в 1143 году найманы. С этого момента они развивались как самостоятельные государства, вплоть до ослабления и подчинения монголам в начале 13 века.


Структура государственного управления

В 9-11 веках конфедерация цзубу возглавлялась правителем, носившим титул далай-хан. В то же время каждое объединение, вошедшее в состав союза, имело своих правителей – ханов. Источники говорят, что найманов в это время возглавляли таяны и ханы, но соотношение этих титулов и полномочия лиц, их носивших, неизвестны. Поражение в войне с киданями в 1092 году привело к гибели далай-хана Маргуза и подчинению кочевников империи Ляо. После восстановления независимости структура государственного управления несколько изменилась. У кереитов правители носили титул буюрук-хан и передавали власть по наследству. Подчиненные кереитам монголы возглавлялись гурханом, который находился в вассальной зависимости от буюрук-хана. В 1183 году правитель кереитов Торгул официально признается Китайской империей в качестве вана – царя, что являлось признанием суверенитета кереитского государства. С этого момента Торгул принимает также титул ван-хан. В 1203 году кереиты были разгромлены монголами и потеряли независимость.

Найманским государством в конце 12 – начале 13 века управляли два правителя – буюрук-хан и таян-хан. Основным органом исполнительной власти как у найманов, так и у кереитов была орда-ставка хана и его правительство. Орда ведала имуществом хана и его войсками. Функции управления осуществлялись особой категорией служилых людей, чиновников – черби. В орде велось официальное делопроизводство, бумаги скреплялись ханской печатью. Так, главой канцелярии найманского хана и хранителем печати в конце 12 века был уйгур Тататунг.

Территория и административное деление

Территория государства цзубу делилась на ряд полунезависимых объединений, из которых северными цзубу именовали кереитов, а западными – найманов. После обретения ими независимости, у кереитов и найманов сформировались улусы – особая форма кочевого государства. Сам термин улус означал «народ», «народовластие» и отражал самоуправляющуюся политическую систему, включающую в себя определенные территорию и население. Границы территории были относительно четко обозначены и охранялись конными разъездами. Известно, что хан кереитов Торгул погиб в стычке с одним из таких найманских патрулей. Собственно кереитский улус делился на «племена» - военно-потестарные образования. В некоторых источниках говорится о военно-административном делении, при котором население развертывалось по административным единицам «тумен», «тысяча», «сотня», «десяток», выставлявшим в случае войны соответствующее число воинов. Найманский улус делился на два крыла, также состоящие из туменов, тысяч и сотен. Кроме собственной знати к управлению широко привлекались чиновники, не связанные с местными общинами, особенно из кипчаков и канглы.


Суверенитет и международная правосубъектность

Первый этап суверенного существования кочевников Центральной Азии приходится на 9-11 века в рамках конфедерации цзубу. В 1008-1009 годах она официально была признана своим главным противником - империей Ляо, а за правителем цзубу Уваром признан титул «царь всех кочевников». Второй период независимости имел место уже в первой трети 12 – начале 13 века, причем первоначально государство кереитов даже приобретает черты степной империи, в первую очередь из-за находившихся под властью кереитского буюрук-хана монгольских кочевых общин. Они были организованы в отдельный улус, находившийся под властью гурхана, вассального кереитскому буюрук-хану. Однако вражда между Торгулом и его родным дядей, занимавшим трон гурхана, а также союз первого с мелкими монгольскими правителями приводит в последней трети 12 века к потере контроля над монгольскими объединениями. К концу 12 века Тогрулу удалось восстановить кереито-монгольскую конфедерацию, но это воссоединение было недолгим и в 1203 году уже кереиты оказались под властью монголов.

Как независимые суверенные государства, кереиты и найманы вели активную внешнеполитическую деятельность. Одной из первых крупных дипломатических было посольство в 1007 году в Мерв с целью принятия христианства несторианского толка и обеспечения его распространения в степи. Постоянный обмен послами различных рангов был с Китаем, Тангутом, Турфанским идикутством, империей Ляо. Активными были отношения между самими кереитами и найманами.

Большое внимание уделяли кереиты и найманы международному признанию своих государств и их статуса. Так, именно эти вопросы затрагивались во время дипломатических контактов цзубу с империей Ляо в 11 веке или Торгул-хана с чжурчженями.

Право

Основным источником права был обычай. Источники говорят о существовании особого кодекса законов Еке-Торе (или «Великая правда»). Кереиты и найманы считали, что нормы права являются отражением небесного порядка, а ханы обладают божественным мандатом на формулировку и исполнение этих норм. Тем самым, мы видим, что кочевники Центральной Азии осознавали функцию государства по созданию или санкционированию норм права, а также по обеспечению их действенности вплоть до применения мер государственного принуждения.

Заключение


Рассмотрев этапы истории государства и права Республики Казахстан, можно увидеть, что в процессе становления и развития политических и правовых институтов был вызван, прежде всего, внутренними причинами, эволюцией целого комплекса явления, включавших как производительные силы и производственные отношения, так и этнокультурные, и геоэкологические процессы.

Именно развитие общества кочевников Казахстана привело к зарождению в 1 тысячелетии до н.э. первых протогосударственных образований, превратившихся позже в настоящие кочевые империи – хунну, тюрков и монголов.


Процесс зарождения государства на территории Казахстана был подготовлен многотысячелетним ходом эволюции общества и тесно связан с развитием его экономической базы.

Начальным моментом генезиса государственности можно считать появление производящего хозяйства.

В целом, признаки государства сакских объединений 1 тысячелетия до н.э. были слабо выражены. Соответствующие институты были в зачаточном состоянии, однако эти Протогосударственные образования динамично развивались.

В III веке до н.э. развитие общества кочевников привело к образованию сложных государственно-правовых систем имперского типа. Образование протогосударственных объединений и обусловленный им рост производительных сил привёл к демографическому росту в степи и постепенному увеличению нагрузки на пастбища. В это время наблюдалось наличие централизованной власти с хорошо организованным аппаратом управления и армией; наличие отношений власти и подчинения между центром и периферией государства; наличие особой государственной идеологии; осуществление объединения частей империи путём различных форм принуждения.

В конце III тысячелетия до н.э. – в первой половине 1 тысячелетия н.э. на территории Центральной Азии складываются достаточно сложные и развитые государственно-правовые системы. Империя Хунну, объединившая большинство кочевых и ряд оседлых народов региона прошла закономерную эволюцию. Она распалась под влиянием внутренних причин на ряд мелких государственных образований.

В целом в VI-XII веках государство и право Казахстана вышли на новую, более высокую ступень развития. Появились новые институты власти – «орда», «иль», «улус», появляется налоговая система, удельно-лествичная система наследования власти, значительное развитие получает правовая система, появляются первые писанные законы.

Государство и право Казахстана этой эпохи стали основой для дальнейшего развития государственно-правовых систем на всей территории Евразии.




Список использованных источников



1 Абиль, Е. История государства и права Казахстана: Курс лекций./3-е изд. перераб. и доп.-Караганда.:ТОО «Учебная книга», 2005.-256 с.

2 Кан, Г.В. История Казахстана: Учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- Алматы: Аркаим, 2002. – 222 с.

3 Кузембаев А, Абиль Е. История Республики Казахстан: учебник для ВУЗов./ 4-е изд. перераб. и доп. – Астана: ИКФ «Фолиант», 1999. – 424 с.