ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.08.2020

Просмотров: 589

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И в Тюркском и Западно-тюркском каганатах уделялось большое внимание дипломатической деятельности. Постоянный обмен посольствами и дипломатическими письмами осуществлялся с китайскими государствами Бэй-Чжой, Бэй-Ци, Суй, государством Тогон, с Ираном и Византийской империей. Известны имена послов тюрков в Византии – Маниаха, в Китае – Мохо-шада и многих других. В свою очередь, в тюркской державе побывали византийские послы Валентин и Зермах, оставившие интересные сведения о придворном церемониале Каганского двора.

Активно участвуя в международной политике, Тюркская держава входила в систему военно-политических союзов и блоков. Так, в 20-х годах 7 века сложились две коалиции, Западно-тюркский каганат, Китай и Византия – с одной стороны, Восточно-тюркский каганат, Иран и Аварский каганат – с другой стороны, между которыми разразилась война за контроль над Великим Шелковым путем. Ослабление тюркского государства в период правления тюргешской и карлукской династий привел к сокращению дипломатической активности и географии дипломатических связей тюрков. Западные тюрки периодически теряли суверенитет, но в итоге он был восстановлен карлуками, и независимость государства была сохранена.

Налоговая и финансовая система

Неизвестно, были ли какие – либо постоянные и фиксированные сборы с собственно тюркского населения каганата, но жители зависимых областей были обложены тяжелыми податями. Так, в Агванию, завоеванную в 629 году, Западно-тюркский джабгу-каган «отправил смотрителей за разного рода ремесленниками, имеющими познания в золотопромывании, добывании серебра, железо и выплавке меди. Он требовал также пошлины с товаров и ловцов на рыбных промыслах, вместе с тем и дидрахму по обыкновенной переписи царства персидского». Податным населением каганата были также таты – согдийское население Семиречья и Средней Азии. Основным источником пополнения бюджета была государственная монополия на торговлю шелком, который каганы получали в Китае в качестве податей, дани и контрибуции.

В 7-8 веках в Западно-тюркском и Тюргешском каганатах начинается чеканка собственной монеты с тамгой- гербом кагана. Таким образом, у кочевых государств появляется еще одна функция - обеспечения бюджетно-финансового регулирования экономики страны через создание денежной системы. При этом государство строго следило за курсом, весом и реальной стоимостью своей монеты и карала за попытки каким либо образом нарушить государственную монополию на чеканку денег.

Право

Основным источником права у древних тюрков был обычай, кодифицированный и охраняемый силой государства. Обычное право называлось торе, а судей в источниках обозначают термином тюзель или тюзюлбек. Известно, что самыми серьезными преступлениями считались государственная измена, прелюбодеяние и убийство , которые наказывались смертной казнью. За кражу – штраф, в 9 раз превышающий сумму украденного предмета. За ряд преступлений против личности предусматривались наказания по принципу имущественной компенсации.


Таким образом, в 6 веке в Центральной Азии возникает кочевая империя, возглавленная тюркским аристократическим родом ашина. Изменения в 8-10 в.в., совершенные правящей династией не привели к серьезным изменениям в этнической и политической системе общества и государственные образования тюрков, тюргешей и карлуков сохраняли определенную преемственность.


























3.2 Развитие государственно-правовых систем в Сары-Арке и присырьдарьинском регионе



6-12 века - время нового расцвета кочевой культуры Сары-Арки, продолжившей традиции кангаров начала тысячелетия. Если в 6-8 веках этот регион входил в состав Западно-тюркского каганата, то уже в 9 веке здесь появляется ряд независимых государств, в государственной системе которых тесно сплелись как центрально-азиатские, так и местные традиции. Это Кимакский каганат, государство Огузов, Западно-кангарский союз, Кипчакское ханство.

Структура государственного управления

Держава кимаков с 840 года возглавлялась правителем, носившим титул байгу. В начале 10 века в связи с ростом кимакского государства и вхождением в его состав других тюркских народов правитель принимает Каганский титул. Структура органов представляла собой 12 правителей уделов, являющихся одновременно военачальниками, обладавшими значительной самостоятельностью в решении политических вопросов. Несколько иной была система управления государства Огузов, центр которой располагался в долине Сырдарьи. Главой государства был правитель, носивший титул - джабгу. Правители имели соправителя и советника – коль эркин. Наследники престола назывались инал, для их воспитания в детстве назначались специальные опекуны – атабеки, пользующиеся значительным авторитетом при дворе. Важное место занимали также военачальники. Главнокомандующий войсками – сюбаши – опирался на военный совет и активно вмешивался в политическую жизнь. Власть джабгу ограничивалась ежегодным съездом представителей кочевых общин и советом знати – Канкаши.

Крайней степенью децентрализации характеризовалось государство западных кангаров или печенегов, занимавшее территорию Западного Казахстана, Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Причерноморья. Печенежская конфедерация состояла из 8 объединений, каждое из которых возглавлялось ханом. Ханская власть передавалась по удельно – лествичной системе. Политические решения, касающиеся всей конфедерации, принимались на съездах знати.

Кипчакским объединением правил верховный хан. Аппарат управления сосредотачивался в ханской ставке – орде. Его главными функциями были управление ханским имуществом и армией. Кроме верховного хана существовали ханы отдельных кипчакских объединений и крупные чиновники – аристократы – тарханы, югуры, баскаки и беки.

Суверенитет и международная правосубъектность


Тюркские государства Сары-Арки и Присырдарьинского региона были одним из наиболее крупных государств Центральной Азии и оказывали значительное влияние на международную политику. Активной внешнеполитической деятельностью характеризовалась политика огузских джабгу. В 10 веке был заключен русско-огузский союз, направленный против Хазарии и Волжской Булгарии. В 1041 году огузы захватывают Хорезм, но уже в середине 11 века огузское государство перестает существовать, а его земли включаются в состав Кипчакского ханства.

Западно-кангарская конфедерация также была тесно связана с русскими княжествами и Византией. Известно о военно-политическом союзе кангарских ханов с князем Святославом и совместных походах на Византию и Хазарский каганат. Позже этот союз распался и кангары, уже в союзе с византийцами, вели войну против киевского князя. В 11 веке это государство также было включено в состав Кипчакского ханства.

Особый интерес представляют кипчакские государственные объединения, занимавшие почти всю территорию Казахстана на протяжении 9-12 веков. Хотя кипчаки никогда не составляли единого централизованного государства, они представляли собой достаточно значительную военно-политическую силу в Евразии. Кипчакские ханы имели тесные связи с русскими княжествами, Византией, Грузией, Хорезмом и государствами Караханидов и каракитаев. Одной из распространенных форм дипломатических контактов было заключение династийных браков, символизировавших заключение долговременного военно-политического и экономического союза. Такие союзы существовали между западными кипчаками и русскими княжествами, восточными кипчаками и Хорезмом. В конце 12 века левое крыло восточно-кипчакского союза теряет суверенитет и попадает под власть государства Хорезмшахов.

Налоговая система и право

Кимакский каган собирал «обязательную долю» золота, добываемого в стране. В конце 10 века функционирует система регулярных сборов и налогов у огузов. Сборщики налогов, получающие полномочия от самого джабгу, имели под командой крупные военные отряды и жестоко карали за отказ от уплаты налога.

Одной из важнейших функций государства является создание правовых норм. Эта функция в полной мере была представлена и в тюркских государствах Сары-Арки и присырдарьинского региона. Так, известно о существовании у огузов и кипчаков норм обычного права - торе. Суд и судебное решение у кипчаков носили названия йаргу или жаргу. Согласно нормам обычного права разбирались земельные и имущественные споры, уголовные преступления и другие правонарушения.

В целом, на территории Сары-Арки и присырдарьинского региона в раннем средневековье существует целый ряд государственных образований, обладающих собственной территорией, населением, суверенитетом, международной правосубъектностью - государство кимаков, огузов, кангаров и кипчаков.









3.3 Государство и право в Жетысу в 10-12 веках

В 10 веке на карте Евразии появляется новое государственное образование, в политической и правовой системе которого тесно переплетались как тюркские, так и новые мусульманские элементы. Это государство возникло на базе карлукского объединения Жетысу 8-9 веках и по титулу правителя называется современными учеными государством Караханидов. Основателем этой династии считается карлукский джабгу Бильге-Кюль Кадыр-хан, принявший в 840 году титул кагана. Его внук Сатук Богра-хан принял в 940 году ислам и, заняв трон, объявил его государственной религией, положив начало существованию новой государственно-правовой системы.

Структура государственного управления

Главой государства был каган, носивший титулы Тамгач-хан, Арслан Карахан или Богра Карахан. Следующую ступень государственного аппарата представляли правители отдельных уделов – Арслан-илек-хан, Богра-илек-хан, Арслан-тегин и Богра-тегин.

Следующая ступень, как и две предыдущие, занималась исключительно представителями правящей династии. Это был улуг-хаджиб, главный советник кагана и посредник между верховными и удельными ханами, сипахсалар – командующий войсками, халиф – духовный лидер мусульман, казий – главный судья, ябгу, капуг-башы, торгул, чагир, инанчбек, сагун, йиркан, йуга – высшие чиновники и министры.

На следующей ступени государственного аппарата стояли югуруши, туркисины, хаджибы, ялавачи, казы-аскеры. Пятая категория чиновников включала в себя субаши, пардачибаши, битукчи, казначи, казибека и мухтасиба. Общим названием всех чиновников был термин тапукчи.

Нововведением в государственном аппарате Караханидов стала система канцелярий – диванов, ведавших различными отраслями государственной системы. Всего было 10 диванов.

Местная власть осуществлялась в степных районах ильчибашами, то есть главами иля – военно-потестарного объединения кочевых общин. В оседлых регионах власть была в руках сельских и городских глав – мехтаров и Хакимов и старост – раисов.

В первой половине 12 века территория Жетысу перешла под управление кара-китаев, народа монгольского происхождения, однако больших изменений в системе государственного управления не произошло. Глава кара-китаев носил титул гурхан. Илекханы, тегины и большинство местных правителей сохранили свою власть.

Территория и административное деление

Административная система государства Караханидов характеризовалась господством удельной системы, доставшейся в наследство от карлуков. В 1040 году затяжные междоусобицы привели к распаду государства и образованию независимых каганатов: Восточного и Западного.

Государство делилось на ряд крупных и мелких уделов во главе с представителями правящей династии. Наиболее крупными в Восточном каганате были уделы с центрами в Баласагуне, где правил сам Карахан, и в Таразе и Испиджабе, где правили илек-ханы. Эти уделы в первую очередь делились на более мелкие владения. Правители уделов были почти независимы в проведении внутренней и даже внешней политики. Илек-ханы имели аппарат управления, дублировавший центральные органы власти, свои войска, чеканили монеты от своего имени. Достаточно широкие полномочия были также у ильчи-баши, беков и хакимов. Частыми были случаи неповиновения вышестоящим властям, междоусобиц и даже внутренних вооруженных столкновений.


Как видно, государственная система Караханидов характеризовалась сочетанием развитого бюрократического аппарата, контролировавшего все важные для властей области жизни, и крайней степенью децентрализации и автономизации административных единиц. Именно это противоречие привело к ослаблению и развалу государства в 12 веке.

При кара-китайских гурханах административная система в Жетысу почти не изменилась. Правители кара-китаев не давали своим приближенным в управление уделы, оставив на месте почти всех прежних правителей. По сути, орда-ставка гурхана стояла вне государственной системы Жетысу, не интегрируясь с нею. Связующим звеном между правителями кара-китаев и местными удельными ханами были наместники, назначенные в каждый крупный город и удел, функции, которых ограничивались обеспечением сбора налогов и их доставки в орду.

Суверенитет и международная правосубъектность

Принятие Бильге-Кюль Кадыр-ханом титула каган символизировало независимый статус государства семиреченских тюрков. Принятие же ислама включило Караханидов в систему международного права, основанного на шариате. Тесные связи установились между государством Караханидов и державами Саманидов, Газневидов, сельджуков. В то же время одним из важнейших приоритетов внешней политики Восточного владения было ведение «священной» войны против немусульманских народов Восточного Туркестана и Центральной Азии.

Налоговая система

В государстве Караханидов существовала четкая и отлаженная система сбора налогов и других финансовых сборов. В центральном аппарате и ордах илек-ханов были специальные чиновники – мустауфи, отвечавшие за сбор налогов. С оседлого населения взимался харадж, достигавший одной десятой урожая. Ремесленники и купцы обязаны были выплачивать пошлины и сборы за право торговать.

Особенностью налоговой системы государства Караханидов был институт икта. Так назывались районы, право сборов налогов с которых государство передавало частным лицам, именовавшимся иктадарами или мукта. При этом иктадарам не разрешалось увеличивать сумму налогов или каким-либо образом притеснять население икты. Эти условные пожалования давались членам правящей династии, чиновникам, военачальникам. Наиболее распространенной формой икты была иктат-и-хашам – военная икта, дававшаяся иктадарам при условии несения военной службы.

Кара-китаи упразднили институт «икта», но усилили налоговый гнет. Все население Жетысу было обложено новым налогом – по одному динару с дома. Сбором налогов занимались наместники гурхана. В середине 12 века налоговая политика еще более ожесточилась, кара-китаи перешли к фактическому грабежу подвластного населения, кочевые общины насильно переводились на оседлость, чтобы увеличить сбор поземельного налога «харадж». Эта политика вызвала недовольство местного населения, что послужило основной причиной ослабления и упадка кара-китаев.