ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.08.2020
Просмотров: 634
Скачиваний: 6
Таким образом, уже в 1 тысячелетии до н.э. на территории Казахстана появляются элементы представительной власти.
Основу армии сакских объединений составляло конное ополчение свободных общинников. Кроме того, в распоряжении царя были тяжеловооруженные конники из представителей знати. Из бедноты и земледельцев формировалось пешее войско. Кроме того, источники говорят о наличии сакской «вольницы» - маргинальных слоев населения, промышлявших разбоем и набегами на оседлые районы. Для дальних походов саки и скифы формировали подвижные конные отряды – гиммири.
Территория и административное устройство
Каждое скифо-сакское объединение имело определенную территорию, на которую распространялась власть царя и народного собрания. Так, границы земель, подвластных скифам простирались на востоке до реки Дон, за которой располагались земли савроматской конфедерации, занимавшей территории Северного Кавказа, Поволжья, Южного Приуралья и прилегающих северо-западных районов Казахстана. Центральный и Северный Казахстан занимало объединение исседонов, западные владения, которых простирались до Мугоджарских гор. Районы к северо-востоку, северу и северо-западу от Аральского моря занимали массагеты, под властью которых находилось также нижнее и среднее течение Сырдарьи и полуостров Мангыстау. Именно в нижнем течении Сырдарьи находились укрепленные города саков – Чирик-Рабад, Бабиш-Мулла и другие. От среднего течения Сырдарьи на западе до Алтайских гор на северо-востоке, простирались земли саков-тиграхауда. Саки-хаомаварга занимали Ферганскую долину и земли к югу от Сырдарьи.
Каждое объединение-протогосударство делилось на ряд административных единиц – «племен», обладавших значительной автономией, что позволяет назвать протогосударства кочевников Казахстана «племенными союзами». Племя же, в свою очередь, представляло собой объединение общин, кочующих на определенной территории. Таким образом, административная структура представляла собой иерархию потестарных единиц. Вполне вероятно, что каждое подобное объединение обладало своими органами власти – народным собранием, советом знати, военным и гражданским правителем – «вождем».
Суверенитет
Сакско-скифские объединения, судя по письменным источникам, обладали суверенитетом - способностью независимо от других государств формировать и проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. На внешнеполитической арене саки и скифы достаточно рано стали играть самостоятельную роль. Известны военно-политические союзы, заключенные между причерноморскими скифами и Урарту в первой четверти 7 века до н.э. против Фригии, между скифами и Ассирией против Мидии в середине 7 века до н.э., между саками и Персией против Лидии в 6 веке до н.э. Есть также данные об обмене посольствами у массагетов с Персией.
В то же время Персия и другие страны пытались частично или полностью ограничить суверенитет сакских протогосударств и включить их в число своих провинций-сатрапий. Так, в середине 6 века до н.э. попытку покорить массагетов предпринял основатель Персидской державы Кир Великий. Его поход закончился неудачей, а сам царь был смертельно ранен в бою.
В 519-518 гг. поход против массагетов предпринял Дарий 1. Этот поход также завершился поражением и массагеты сохранили независимость. Поход же Дария против тиграхауда привел к установлению персидской власти на части территории Южного Казахстана, где на царский трон был возведен персидский ставленник. Вассалами Персии также стали обитавшие в Средней Азии саки-хаомоварга. Однако зависимость эта продолжалась недолго, так как во время Греко-персидских воин в начале 5 века до н.э. саки участвовали на стороне персов в качестве союзников, а не вассалов.
В 30-е годы 4 века до н.э. Александр Македонский сделал попытку завоевать саков. Хотя ему и удалось подчинить Среднюю Азию, массагеты к северу от Сырдарьи сохранили независимость. Позже, одно из массагетских потестарных объединений – апарны, захватили территорию к Юго-востоку от Каспийского моря и основали в 3 веке до н.э. Парфянскую империю, долгое время игравшую ведущую роль в международной политике в Азии.
Как мы видим, сакские Протогосударственные образования 1 тысячелетия до н.э. в достаточно полной мере обладали суверенитетом и играли самостоятельную роль в международной политике древности.
Налоги и повинности
К сожалению, достоверных известий о наличии или отсутствии каких-либо налогов с населения в сакских объединениях мы не имеем. Скорее всего, система налогообложения как таковая отсутствовала, или сбор налогов носил нерегулярный характер. Чаще саки облагали податью население зависимых или завоеванных стран, однако, порядок и сумма сборов зависели от конкретных условий. Большую роль в пополнении государственной казны играла военная добыча. Слово «казна» здесь употреблено условно, так как денежного обращения как такового у саков не было и «казна» пополнялась ценностями, скотом, имуществом.
С большой долей вероятности можно говорить о существовании повинностей, одной из которых было сооружение погребальных курганов и ирригационных систем в низовьях Сырдарьи.
2.Государство и право Казахстана в древности
2.1 Империя Хунну
Первой империей, образованной кочевниками, была империя Хунну, образовавшаяся в 3 веке до н.э. с центром на территории современной Монголии. Это объединение носило протогосударственный характер, возглавлялось выборным правителем с титулом «сенгир» - «высочайший» и представляло собой конфедерацию военно-потестарных образований. Однако, пришедшие к власти в результате переворота в 209 году до н.э., сенгир Моде провел ряд реформ, превративших империю Хунну в централизованную державу и начал активную деятельность по созданию империи. В 93 году н.э. государство Хунну перестало существовать.
Система управления
Во главе хунской державы стоял монарх, носивший сложный титул «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хунский великий сенгир». Кроме того, сенгиры носили титул «танир-кут», то есть «обладающий небесной (божественной) благодатью». Кроме функций светского правителя, хунский сенгир выполнял функции первосвященника. Главой формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству от отца к сыну. Нередки были случаи узурпации власти и выборов сенгира властью. Полномочия у сенгира были достаточно широкие, кроме политического и духовного руководства, он являлся верховным главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.
Сенгир обязательно должен был принадлежать к роду Си. Кроме того, существовали еще три знатных рода – Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занимали также представители этих родов.
Иерархия чиновников в государстве Хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это «мудрые князья», «лули – князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов. Все чины делились на левых и правых, что означало также «старший» и «младший». Кроме родовой аристократии существовало также группа неродовитых чиновников – кутлуг. Они были «помощниками» сенгира с вельможами и выполняли всю работу по управлению империей. Всего в хунском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от десяти до двух тысяч воинов), и на время исполнения своих обязанностей получал от сенгира в управление уделы.
С течением времени род сенгира увеличился и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширяли чиновничий аппарат. Так появились новые чины – великий цзюйкюй и жичжо-князь.
В государстве южных Хунну система управления несколько изменилась, первые два класса чинов оставались без изменений и объединялись в «четыре рога». Эти должности принадлежали родственникам сенгира. Далее следовали «шесть рогов» - левый и правый жичжо, выньюйди и чжаньгянди, из знатных родов. Следующими по значению были кутлуг и жичжо-кутлуг и после них стояли «начальники», «управляющие» и узюкюй. Кроме того, у южных Хунну появилась новая система престолонаследия. Она называлась лествичной системой, когда престол занимали братья, затем их дети.
Каждый из 24 высших чиновников «для исправления дел» назначал в своих уделах темников, сотников и десятников, совмещавших административные и военные функции. Большое значение в системе управления Хунну играл Совет чиновников, собиравшихся два раза в год для проведения религиозных ритуалов и решения государственных дел. Совместное участие в проведении ритуалов имело большое значение, так как символизировало единство и легитимность власти через подтверждение божественной благодати, своеобразного мандата на управление народом. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов и отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная «перепись населения» и «ревизия» скота.
Территория и население
В состав империи входили, помимо Хунну, почти все кочевые народы центрально-азиатского региона, а также отдельные оседлые регионы. Территория государства была четко определена и охранялась караульными постами. Таким образом, у Хунну уже существовало понятие территории как материальной базы государства, естественного условия его существования.
Империя территориально делилась на два крыла – на западное и восточное, возглавляемые «великими начальниками». Каждое крыло в свою очередь делилось на военно-потестарные объединения, возглавляемые чиновниками и темниками. На завоеванных территориях назначались «воеводы покоренных земель», в обязанность которых входил сбор налогов и управление. Кроме того, источники упоминают о хуннских наместниках в некоторых вассальных странах. Население покоренных стран включалось в число подданных хуннского сенгира.
Налоги
О существовании налоговой системы у Хунну известно мало. Известно о сборе ежегодных податей с покоренного и оседлого населения. Так, у хуньцы, населявшие восточные районы империи Хунну, платили подати воловьими и лошадиными кожами и овчинами, скотом и холстами. За неуплату податей в срок отбирали жену и детей. Одной из форм повинности было переселение жителей оседлых регионов в центр империи и превращение их в податное сословие. Из источников известно о ежегодной уплате дани Китаем, заключающейся в «определенном количестве шелковой ткани, хлопка, вина, риса и разных съестных запасов». Сбором податей занимались чиновники, «воеводы» и «наместники». Судя по постоянному стремлению Хунну контролировать основные торговые пути, они получали определенные пошлины с торговых караванов.
Суверенитет и международная правосубъектность
С момента основания в 209 году до н.э. и до 47 года до н.э. держава Хунну обладала полным суверенитетом на своей территории и распространяла его на ряд соседних территорий. Согласно государственной идеологии Хунну сенгир является представителем Неба, и именно им он поставлен «царствовать над народами», причем это объединение осуществлялось насильственным путем. Известно о заключении договоров между Хунну и соседними государствами, в том числе с Китаем. Так, по договору 177 года до н.э. китайцы выдавали за сенгира свою принцессу и ежегодно выплачивали дань – контрибуцию. Такой договор именовался договором мира и родства.
Дипломатические миссии осуществлялись специальными послами. Известно о приеме при хунском дворе послов дунху, юечжи и Китая и направлении посланников к китайскому императору.
В 47 году до н.э. южные Хунну вступили под протекторат Китая, сохранив внутреннюю структуру управления, северные же сохранили независимость. Часть северных Хунну заключила союз с кангарами и перенесла центр владений в Южный Казахстан, на реку Талас. В 93 году н.э. остатки империи Хунну были захвачены их бывшими подданными, правителями монголоязычного народа сяньби. Наибольшие владения Хунну, сохранявшие лишь ограниченный суверенитет, просуществовали до 5 века.
Правовая система
Создание сложной государственной системы привело к возникновению правового регулирования отношений в обществе. Основным источником права у Хунну был обычай. Китайские источники отмечали, что законы Хунну «легки и удобоисполнимы». Суд протекал не более чем в десять дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее серьезные преступления полагалась смертная казнь, за воровство – конфискация имущества, за легкие проступки делались порезы на лице.
В то же время у кочевников начинается кодификация обычного права. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины, уклонение от воинской службы и т.п. В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Различалась частная семейная собственность, собственность общины, военно-потестарного объединения и собственность государства.
2.2 Государство усуней и кангаров
Образование хунской державы стимулировало появление развитых государственно-правовых систем на территории Казахстана, прежде всего, в регионах, находившихся под властью Хунну. Это государство усуней и кангаров. Усуни, обитавшие первоначально в районе реки Данхэ в 3 веке до н.э. были разгромлены хуннами и вошли в состав их империи. Правителю усуней был поручен «надзор за караулами при Западной стене». С помощью сенгира усуни разгромили юэчжей и заняли Семиречье. Здесь 177 году до н.э. было основано государство, находившееся под протекторатом Хунну. Население составили потомки сакских племен Семиречье, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине 2 века до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну. В 53 году до н.э. государство усуней распалось на две части.
Центр этого государства находился в среднем течении Сырдарьи. Согласно китайским сведениям, возникло оно в 3 веке до н.э. в результате объединения местных дахо-массагетских и исседонских племен пришлыми восточно-сакскими правителями.
Система управления
Во главе государства усуней стоял правитель, носивший титул куньбек – «великий правитель», передававший престол по наследству. Кроме того, куньбеки прибавляли к своему имени титул «би» - «князь». С 53 года до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовало еще несколько категорий чиновников.
Помощник куньбека носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. В некоторых китайских источниках говорится о трех чиновниках, носивших этот титул – сян-дуглу, цзо-дуглу и ю-дуглу. Ниже находились два «великих полководца и три правителя уделов. Кроме них, источники упоминают чиновников с титулами дагянь, дуюй, дали, шечжундали, кигюнь. Они выполняли функции помощников военно-начальников, ведали делами куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.