Файл: Туристское страноведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2020

Просмотров: 1449

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29.Раскройте взаимосвязь туризма, окружающей среды и экологии. ТУРИЗМ И ЭКОЛОГИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Если положительное влияние туризма на экономику страны ни у кого не вызывает сомнения, то связь туризма с экологией больше носит негативный оттенок.
В конце 70-х - начале 80-х годов исследователи "говорили о негативном воздействии туризма па экологию туристских центров. Во всем мире началась дискуссия о пользе и вреде туризма для экономики, экологии и общества, в то время как ранее речь шла только об экономике. Этому во многом способствовала "экологизация" общественного сознания, выступления в защиту окружающей среды. Очевидно, что экологические вопросы в будущем будут волновать люден еще больше, чем сегодня. Возрастающая чувствительность окружающей среды стимулирует значительные усилия по защите и охране природных ресурсов.
В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей природной среды. При этом негативные изменения преобладают, нанося ей значительный и все возрастающий ущерб. Можно приводить множество примеров на эту чему, призывая и убеждая с их помощью в необходимости бережною отношения к природе. Но, как показывает практика, эффективность такого рода популяризаторства и морализирования незначительна, если ограничиваться только этим и не принимать более действенных мер по защите природы от негативного воздействия туризма. Ведь проблема "что такое (экологически) хорошо и что такое (экологически) плохо" выходит за узкоэкономические рамки.
Ее разрешение требует системного подхода, который включал бы разнообразные и взаимосвязанные меры воздействия при использовании природных ресурсов в туристских целях. Такие меры воздействия предполагают привлечение дополнительных технических, организационных, социологических, ресурсоведческих и экологических знаний. А это уже проблема управления туризмом, экологически ориентированным в широком смысле, и управления экологическим туризмом, имеющим более узкие границы, но зато обладающим более действенным инструментарием природоохранного действия.
Сегодня мы должны совершенно четко представлять себе, что природа нуждается в защите от туризма. Многие нарушения экологического равновесия распознаются слишком поздно. Возникновение необратимых процессов в результате разрушения природной среды при ее неконтролируемом использовании в туристских целях нередко приводит к ее отмиранию. Она становится утерянной для будущих поколений. Туристы, кратковременно удовлетворяющие свои индивидуальные потребности, ставят их выше долговременного использования природных богатств. Серьезный риск представляют те места пребывания туристов, где отсутствует необходимая и создана неподходящая инфраструктура.
Адриатическое побережье Италии было опустошено из-за бурного роста коричневых водорослей, сильно мешавших купанию. Из-за роста уровня загрязнения вследствие чрезмерного скопления туристов существенно уменьшилась привлекательность такого огромного национального парка, как Большой Каньон в США. Некоторые из прославленных восточноафриканских игровых парков уже превращены в груду пыли туристами, которые катались там на четырехколесных колясках. Национальная сокровищница Греции, когда-то белый мраморный Парфенон в Афинах, теперь стоит как символ пренебрежительного отношения к окружающей среде, пострадав от сильного загрязнения. Прекрасным пляжным курортам к замкам Таиланда был нанесен очень серьезный урон от загрязнения и несоблюдения санитарных норм. Интенсивное неконтролируемое посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.
Нередко при взаимодействии туризма с экологией приоритет отдается экономике. Считается, что проблемы защиты окружающей природной среды должны решаться после экономических. На самом деле все как раз должно быть наоборот. Туристов привлекают именно экологически чистые регионы, тле они могут получить полноценный здоровый отдых и эстетические впечатления от общения с природой. Ее же разрушение рано или поздно приводит к исчезновению в регионе туризма как отрасли экономики. Привлекательный ландшафт, чистый воздух, незагрязненная вода в водоемах, просторные пляжи, обилие лесонасаждений - все это туристские ценности. II их необходимо сохранять, устанавливая пределы нагрузок, при которых не утрачивается способность природных комплексов к самовосстановлению, достигается интенсивная рекреационная эксплуатация территорий с обязательным улучшением территориальной структуры, а также минимизацией нежелательного антропогенного воздействия.
Гели обратиться к истории туризма, то можно установить, что первоначальной основой его возникновения явились именно природные условия. Первые группы туристов совершали поездки в те страны, где имелись благоприятный климат и целебные источники.
Из рассмотрения взаимосвязи туризма и экологии следует, что они друг без друга существовал, не могут, так как природные ресурсы входят в состав туристских ресурсов наравне с другими составляющими туристского бизнеса, такие как капитал, технологии, кадры. Но вместе с тем нельзя не принимать решительных мер, направленных па предотвращение ущерба природе в процессе туристской деятельности. Ведь отказ от туризма чреват экономическими потерями, а игнорирование связанного с ним экологического аспекта влечет за собой разрушение природной среды, что для общества подчас имеет гораздо большие последствия, чем получение госбюджетом налогов от туризма. Как решить ну дилемму?
Одним из эффективных направлений такого решения было бы развитие экологического туризма. На конференции ВТО, которая проводилась в 1991 году на Канарских островах, отмечалось, что экологический туризм не должен быть ограничен определенными специфическими экспериментами, а должен стать главным фактором развития туризма. В пользу этою свидетельствует и то, что в ближайшем будущем следует ожидать изменений в сторону долгосрочной жизнеспособной экологической стратегии вместо ограниченной с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды.
Первый решительный шаг в этом направлении был сделай на конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 года.
На ней было признано, что проблемы окружающей среды и экономического развития не могут более рассматриваться изолированно. Лидерами и главами правительств 179 государств была принята глобальная программа всемирного сотрудничества на следующее столетие. Она направлена на гармоничное достижение двух взаимосвязанных целей - высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. И развитие экологического туризма, несомненно, должно служить реализации такой стратегии.


30.Объясните понятие «окружающая среда в туризме», дайте характеристику типам пространств (зон).

Окружающая среда = культура — история — народонаселение — хозяйство — природа
Последовательность компонентов понятия «окружающая среда» может варьироваться, но главное — эти компоненты должны рассматриваться все вместе как обязательные составные части понятия «окружающая среда как комплекс, совокупность условий развития туризма».
Туризм как интернациональное массовое явление способен сыграть важную роль в распространении рационального, бережного, культурного отношения к любым компонентам окружающей среды. Эта среда может быть разделена на шесть функциональных зон, или типов, пространств: 1) урбанизированная; 2) промышленная; 3) руральная (сельскохозяйственная); 4) традиционно-этнографическая; 5) рекреационная; 6) заповедная.
Каждая зона характеризуется рядом специфических особенностей и соответствующих форм и направлений развития туризма. Заповедная зона включает два типа территорий: природно-заповедную и историко-культурную заповедную. К природно-заповедной относятся только те части заповедников и национальных парков, назначение которых — поддержание естественного состояния и восполнение утраченных звеньев природы. Главное направление развития туризма здесь — информационное использование условий, познавательный (природно-экологический) и деловой туризм. Понятие «историко-культурная заповедная зона» неоднородно. Сюда относятся исторические центры городов, города-заповедники, ландшафтные, историко-культурные и этнографические музейные комплексы. Главным направлением развития туризма здесь также является информационное использование. В пределах всей заповедной зоны строительство учреждений сферы размещения должно быть ограничено. Учреждения туризма надо по возможности размещать вне данной территории.
Рекреационная зона включает природные и антропогенные территории с наличием сети туристских учреждений различного профиля. В зависимости от функциональной ориентации рекреационное хозяйство делится на суботрасли, или направления, развития туризма (природно-рекреационное, спортивное, развлекательное, лечебно-оздоровительное, экскурсионно-познавательное и пр.). Рекреационные зоны обладают большим потенциалом развития туризма и, как правило, здесь он реализуется наиболее полно. Традиционно-этнографическая зона — это существующие поселения, сохранившие особенности традиционной культуры, форм хозяйствования, архаичные уклады, присущие определенному этносу в данной местности. Предпосылки развития туризма достаточно велики, но возможности их использования зависят от степени «открытости» данного этноса. Основное направление развития — познавательный и, частично, развлекательный туризм. В пределах зоны возможно ограниченное создание специализированных предприятий и учреждений туризма. Руралъная зона — это территории с сетью предприятий сельскохозяйственного назначения, сельских поселений и специальных туристских учреждений. Сельскохозяйственные ландшафты (поля, сады, огороды) перемежаются только природными объектами (реки, озера, леса). Все это дополняется сельскими постройками, вписанными в ландшафт, пригородными усадьбами, замками и парками. Условия развития туризма разнообразны, основные направления: оздоровительный, развлекательный, агротуризм и др. Велики возможности создания специализированных туристских учреждений и комплексов.
Промышленная зона — это территории с преобладанием сети объектов промышленного назначения, хотя здесь могут быть городские и сельские постройки и природные объекты. Для туризма возможности этой зоны сравнительно невелики, причина — экологические проблемы, но возможно использование отдельных объектов в деловом туризме и как экскурсионных — в познавательном. Урбанизированная зона, включая субурбанизированную (пригородную), обладает большим потенциалом развития туризма. Именно в городских поселениях располагается наибольшая часть памятников истории и культуры, объектов социокультурного, развлекательного назначения и туристской инфраструктуры. Туризм предъявляет особые требования к состоянию окружающей среды. Это объясняется главной целью туристской деятельности, которая может быть достигнута при соблюдении определенных условий: сохранение природы; регулирование антропогенных воздействий на окружающую среду; создание экологически эффективных технологий; экологизация всех сфер деятельности; формирование нового экологического мировоззрения людей. Экологическая безопасность является одним из главных факторов, определяющих степень удовлетворенности путешествием, отдыхом, поездкой, однако уровень ответственного отношения к окружающей среде, экологического сознания, потребности и соблюдение экологической гармонии различны в разных странах. Это следует учитывать и отмечать в страноведческой характеристике. Требования к уровню экологической безопасности определяются компонентом окружающей среды и типом функциональной зоны. Самый низкий уровень требований к качеству среды в промышленной зоне, несколько выше уровень — в урбанизированной и сельскохозяйственной. Самые высокие, жесткие требования к экологии предъявляются к рекреационной и традиционно-этнографической зонам.
Мозаика — изображение или орнамент, выполненный из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков дерева, стекла, камней, кости, перламутра и других материалов; пестрая смесь. В туристском страноведении «материалами», из которых составляется мозаичная картина территории страны, являются компоненты (природа, население и пр.). «Куски» и «кусочки» — составные части, элементы и явления (рельеф, растительность, традиции, ремесла и пр.) разных компонентов. Но окружающей средой, пространством мозаика становится тогда, когда выявлены, установлены и охарактеризованы взаимосвязи компонентов, когда из пестрой смеси созданы композиция, комплекс, «образ» страны. Чем разнообразнее окружающая среда страны, тем пленительнее ее образ, тем более привлекательна она для туризма.


31. Природные условия Японии, их влияние на развитие туризма.

Япония — островное государство, расположенное в западной части Тихого океана. Из четырех тысяч островов, входящих в ее состав, основная часть приходится на острова Японского архипелага (372,2 тыс. км2). Самые крупные из них — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Территория Японии омывается с севера Охотским морем, с Востока и Юго-востока — Тихим океаном, с запада — Японским и Восточно-Китайским морями; на юге архипелага острова Хонсю, Сикоку и Кюсю ограничивают внутреннее Японское море. Протяженность береговой линии Японии составляет около 30 тысяч километров. Благодаря сильной изрезанности островные берега богаты многочисленными бухтами и заливами. Япония — горная страна. Три четверти ее территории занимают горные массивы. Подобные особенности рельефа вынуждают отвоевывать пригодные для хозяйственной деятельности участки суши у океана: на искусственных островах и полуостровах, созданных в результате засыпки мелководий, размещаются аэродромы, порты, предприятия, жилые и административные комплексы. Самая высокая точка Японии — гора Фудзи. Ее высота составляет 3776 м над уровнем моря. Большая часть гор архипелага — вулканы; всего их 150, и 15 из них — действующие. Японские острова — район с повышенной сейсмической опасностью. В среднем в год здесь происходит около полутора тысяч землетрясений различной силы. Сильные землетрясения вызывают значительные разрушения в городах, кроме того, следствием их являются хорошо известные гигантские волны — цунами. Для жителя средней полосы климат Японии показался бы весьма благоприятным как для проживания, так и для ведения хозяйства. По сравнению с континентальным климатом прилегающих Сибири и Северной Америки погодные условия Японии значительно мягче благодаря действию теплого течения Куросио и муссонов, приносящих летом ливни, а зимой — обильные снегопады. Реки Японии не отличаются большой протяженностью. Из 24 самых крупных из них длина только двух — Синано и Тонэ (остров Хонсю) — превышает 300 км. Большинство рек Японии — быстрые горные потоки. Для судоходства они не пригодны, но имеют немалое значение как источник гидроэнергии. Все реки архипелага, даже самые малые, активно используются для водоснабжении орошения полей. В Японии имеются озера двух типов: живописные холодные горные глубоководные озера, возникшие в горловинах потухших вулканов, шприбрежные мелководные озера лагунного типа. Глубина горных озер иногда составляет несколько сот метров, а высота над уровнем моря — до километра. Лагунные озера, напротив, мелководны (их глубина — не более 8 м), отличаются небольшой площадью и теплой водой. Интересно, что именно такими озерами пользуются для продолжения рода ценнейшие японские промысловые рыбы — дальневосточные лососи. Как и реки, озера Японии играют важную роль в качестве источников пресной воды. Полезными ископаемыми Япония не богата. Промышленность и энергетика страны существуют в основном за счет импорта топлива и минеральных ресурсов. Практическое значение для разработок представляют залежи медных и свинцово-цинковых руд и каменного угля, а также добыча марганцевых конкреций с океанского дна и извлечение солей урана из морской воды. Почвы Японии характерны для средней климатической зоны: это торфянистые, слабоподзолистые и бурые лесные почвы. Только на юге архипелага есть участки территории, где встречаются красноземы — элемент субтропического климата. Территория Японских островов относится к зоне лесов умеренного и субтропического поясов. Действительно, древесные и кустарниковые леса занимают почти 70% площади страны, а число видов деревьев и кустарников превышает 700. Если добавить сюда еще 3000 видов травянистых растений, и множество эндемичных и реликтовых видов, станет ясно, что Япония отличается очень богатой и разнообразной флорой, сконцентрированной на небольшой территории. В отличие от флоры, фауна Японских островов небогата, что легко объясняется фактором островной изоляции. Интересно, что в Японии обитает самый северный в мире вид обезьян — японский макак. Эти стойкие приматы проводят зиму среди заснеженных склонов и безбоязненно пьют воду и купаются в ледяных горных реках.



32.Население Японии. По численности населения Япония входит в десятку ведущих в этом отношении стран — число жителей архипелага составляет около 130 миллионов человек. Средняя плотность населения страны очень велика — 340 человек на 1 км2 (при этом следует учитывать, что территория суши, пригодная для обитания, составляет менее трети от общей площади и сопоставима по размерам с территорией Московской области; таким образом, реальная величина плотности населения гораздо выше). Несмотря на высокую численность, население Японии отличается исключительной национальной однородностью. Количество лиц неяпонской национальности здесь исчисляется долями процента. Среди национальных меньшинств страны наиболее многочисленны корейцы и китайцы. Американцы и европейцы (30-40 тысяч человек) считаются, как правило, временными жителями. Аборигенов Японских островов — айнов, живущих на острове Хоккайдо еще с XI тысячелетия до н.э. — насчитывается не более 20 тысяч. В конце XIX века айны были вытеснены японцами и потеряли свои лучшие земли. В настоящее время они живут в изолированных деревнях, занимаются земледелием, животноводством, нанимаются на рыбные промыслы. Лишь старшее поколение айнов сохраняет еще свой язык и культуру. С начала двадцатого столетия численность сельского населения Японии неуклонно сокращается. В настоящий момент более трех четвертей жителей страны — горожане. 60% городского населения (т. е., фактически, основная масса населения страны) сосредоточено в четырех крупных метрополиях, расположенных вокруг городов так называемой "большой четверки" — Токио, Осака, Нагоя и Китакюсю. Темп прироста населения страны довольно высок — за прошедшее столетие число жителей выросло более чем в четыре раза. Наивысшего уровня рождаемость в Японии достигла после 2-й мировой войны. "Бум деторождения" продолжался до 1950 года, после чего вновь пошел на убыль, но, учитывая значительные успехи японцев в области медицины и здравоохранения, которые привели к резкому снижению детской смертности, темп прироста населения оставался постоянно высоким. Лишь в последние десятилетия темп прироста населения стабилизировался, а сейчас начинает снижаться. Снизилась смертность и взрослой части населения. Показатели здоровья населения Японии являются одними из лучших в мире. По данным 1989 года, средняя продолжительность жизни мужчин равнялась 75,9 годам, а женщин — 81,8 годам. Благодаря этим факторам (снижение смертности, рождаемости и возрастание продолжительности жизни) характерной чертой японского общества является (и становится проблемой) процесс "старения" населения. В 1970 году доля жителей старше 65 лет превысила 7% — ту отметку, которая принята в международной практике как рубеж для отнесения стран к категории "старых обществ". Ожидается, что к 2000 году эта доля поднимется до 16%, т. е. превзойдет уровень любой из европейских стран, где процесс старения также зашел очень далеко. Тенденция "старения" экономически активного населения является результатом процесса старения всего населения Японии. Однако, по сравнению с ним, она развивается не так быстро. В настоящее время большую часть прироста экономически активного населения составляют жители страны возрастом от 55 до 65 лет. Кроме того, пенсионный возраст, определяемый государством, очень высок, и после реформы 1983 года составил 65 лет и для мужчин, и для женщин.



33.Хозяйство Японии, ее влияние на развитие туризма. Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям. Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком. Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % железной руды, 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров. На Японию приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д. Зона мегаполиса, особенно агломерации - Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, Киото), Тюнё (Нагоя) - сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы - комбинаты. Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после США и России. 3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное - на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС. Япония - лидер мировой черной металлургии (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие - в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю. Химическая промышленность Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире. В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции машиностроения. Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции - радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков). У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя. В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% - в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве, 19,2% - в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%. Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса - рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса). Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга. Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн. тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса. Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире. Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские - воздушным. Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю - Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.