Файл: Туристское страноведение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2020

Просмотров: 1543

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индустрию гостеприимства в любой стране составляют средства коллективного и индивидуального размещения: гостиницы, отели, мотели, пансионы, общежития, постоялые дворы, туристские базы, хутора, усадьбы и др.

Общественное питание -- второй по важности после сферы гостеприимства элемент туристского путешествия. К предприятиям общественного питания относятся рестораны, кафе, бистро, закусочные, столовые, трактиры, бары, пабы и пр. Как правило, считается, что турист с утра должен получить завтрак, поэтому большая часть учреждений гостеприимства предоставляет такую услугу, стоимость которой обычно просто включается в стоимость размещения. Число посадочных мест в пункте питания того или иного предприятия гостеприимства, как правило, соответствует числу мест полной загрузки номерного фонда гостиницы. Базовый блок отраслей развития туризма в любой стране наряду с туристской инфраструктурой составляют индустрии развлечений, досуга, здравоохранения и спорта. Ведущая роль принадлежит индустрии развлечений и индустрии досуга. Различия между этими двумя группами отраслей невелики; обычно к индустрии досуга относят те предприятия, учреждения и сооружения, услуги которых имеют некоторые элементы познавательного характера.


26.Раскройте на конкретных примерах особенности отраслевого состава: а)индустрии развлечений; б)индустрии досуга; в)индустрии здравоохранения; г)индустрии спорта. Индустрия развлечений имеет довольно сложный отраслевой состав. К ней относятся многочисленные предприятия розничной торговли, начиная от блошиных рынков и крупных торговых центров до бутиков, сувенирных лавок и антикварных салонов. Посещение магазинов (шоппинг) -- любимое времяпрепровождение большинства туристов, даже простое разглядывание витрин, а тем более покупка сувениров могут стать для них развлечением. Для любителей азартных и спортивных игр и развлечений создается множество аттракционов, спортивно-развлекательных комплексов и игорных заведений. Особое место занимают казино и ипподромы. Большой популярностью среди туристов, в первую очередь – среди молодежи, пользуются дискотеки, спортивные, молодежные и ночные клубы, а также кабаре и варьете. Даже улицы ночного города могут представлять интерес как развлечение. Тем более что в крупных туристских центрах на таких улицах всю ночь кипит жизнь. Уникальные возможности развлечения предоставляют крупные тематические парки и парки развлечений. Они разнообразны по своей тематике и набору услуг. Наибольшей популярностью пользуются аквапарки, парки ужасов и космические парки. Предприятия индустрии досуга придерживаются традиции развлечения, дополняя их новыми элементами. В настоящее время приобрели популярность мультимедийные залы, кафе-театры, уличные театры и другие представления на открытом воздухе. Они дополняют панораму выставочных и киноконцертных комплексов, мюзик-холлов и киностудий, успешно сотрудничающих с турфирмами. Это дополняется сетью национальных центров культуры и спорта других стран, которые предлагают широкий набор мероприятий. Для любителей спокойного отдыха имеется сеть ландшафтных и исторических парков, ботанических садов. Любителям животных предлагают свои услуги различные зоопарки, аквариумы, океанарии, дельфинарии. Значительная часть этих предприятий размещена в крупных туристских центрах, поэтому география отрасли дает представление о территориальных особенностях развития туризма. Разнообразный спектр услуг предоставляют туристам природ -но- рекреационные парки. Сюда относятся национальные парки, заповедники и заказники. Характеристика природно-рекреационных парков включает два аспекта: характеристику природных условий парка и возможностей его туристского использования. Это не только перечисление услуг, предоставляемых администрацией парка турфирмам, но и краткое описание туристских маршрутов и действующих программ. Большинство учреждений природно-рекреационной сферы в разных странах предлагают на туристском рынке множество разнообразных интересных программ, начиная от простого отдыха на природе и пеших прогулок до наблюдения за конкретными животными, многодневных сафари, в том числе охотничьих*. Хотя в российской практике не принято употреблять такие словосочетания, как индустрия здравоохранения и индустрия образования, но, возможно, именно они наиболее полно раскрывают сущность и особенности современных учреждений и предприятий здравоохранения и образования, задействованных в туристской индустрии. Проблема состоит в том, что уровень современной технической и технологической оснащенности в российских системах здравоохранения и образования настолько низок, что представить реально существующий базовый индустриальный уровень лечебно- оздоровительных и образовательных учреждений в тех странах которые специализируются на данных видах туризма на мировом туристском рынке, бывает просто трудно. Исключение составляют некоторые специализированные оздоровительно-лечебные учреждения, расположенные, как правило, в Центральной России или на российском черноморском побережье Кавказа, но и они по уровню общего сервиса отстают от большинства зарубежных аналогов.


Индустрия здравоохранения туристского профиля во всех странах представлена несколькими основными типами учреждений -- курорты, санатории, пансионаты и базы отдыха. Направления деятельности: лечебно-профилактическая, оздоровительно-восстановительная, лечебная и реабилитационная. Соответственно этим направлениям различают по специализации два типа учреждений: во-первых, учреждения оздоровительного и лечебно-оздоровительного профиля; во-вторых -- учреждения только лечебного профиля. Санатории, например, относятся к исключительно лечебным учреждениям. Профиль (специализация) таких учреждений определяется заболеваниями, которые в нем лечат (органов дыхания, нервные, кардиологические, желудочно-кишечные), или реабилитацией больных после перенесенных заболеваний. Учреждения оздоровительного и лечебно-оздоровительного профиля предлагают программы общеукрепляющего воздействия, восстановления сил и профилактики заболеваний. К сожалению, в нашей стране бытует мнение, что это исключительно природоохранные учреждения, в которых любые виды коммерческой деятельности должны быть запрещены. Предполагается, что деньги должны поступать из госбюджета. Но очень трудно найти средства финансирования этой программы. Одного взгляда на карту, на которой обозначены названные учреждения, достаточно, чтобы понять: их так много, что денег на их содержание нет и не будет. Возможно, настало время преодолеть иждивенческие настроения некоторых учреждений природно-рекреационной сферы и начать сотрудничество с турфирмами. Первые ласточки [как показывает прошедшая в 2002 г. Московская международная туристская выставка (МИТТ)], появились, но пока их очень мало. В настоящее время происходят существенные изменения на рынке: традиционные санаторные (лечебные) курорты становятся полифункциональными лечебно-оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. Основные причины этих изменений: 1) мода на здоровый образ жизни и спрос на восстановительные программы; 2) сокращение финансовой поддержки со стороны муниципалитетов и государства, а вследствие этого необходимость диверсификации продукта для привлечения клиентов. Учреждения по особенностям их географического положения подразделяются на приморские, равнинные и горные (в том числе -- высокогорные); лесные, степные, пустынные, а по соотношению используемых факторов -- на климатические, бальнеологические (применение минеральных или морских вод), грязевые и смешанного направления. В последние годы все большее распространение получает использование других, самых разнообразных исходных материалов в лечебно-оздоровительных целях: вина, плодов, ягод, виноградных косточек, кумыса, природных солей (в шахтах), природных паров и газов и пр. Собственно, главное значение в оценке возможностей имеют не природные факторы, а качество предоставляемых туристам лечебно-оздоровительных услуг, т. е. качество курортов. Разберем это для наглядности на примере совсем из другой области: предпосылкой развития сельского хозяйства является плодородная почва, но необходимы качественные семена, качественная сельскохозяйственная техника и высокий уровень технологии растениеводства -- без всего этого хорошие результаты невозможны. И в индустрии здравоохранения невозможно без высокого уровня обслуживания клиентов, высокого уровня профессионализма специалистов, без современной медицинской техники, без лицензированной (международный патент или лицензия) технологии лечения развивать современный курортный бизнес, лечебный туризм. Значение имеют также: экологическое состояние территории, на которой находится учреждение; длительность комфортного климатического периода, набор и качество услуг культурной программы. Так, например, во многих зарубежных странах лечебные учреждения размещаются на территории национальных парков или заповедников, т.е. в экологически чистых зонах.


Индустрия образования повторим, многоступенчата: системы школьного, высшего и послевузовского образования, каждая из которых тоже дифференцирована. При этом следует отметить, что собственно к туристским путешествиям относятся туры продолжительностью не более шести месяцев. Поэтому к туризму могут быть отнесены краткосрочные или долговременные (до шести месяцев) курсы или стажировки. Все остальные образовательные поездки – вне компетенции туризма, хотя туристские фирмы помогают в решении таких вопросов. Сеть учебных (образовательных) учреждений в стране обычно состоит из университетов, институтов, колледжей, высших (академических) школ, курсов. Кроме того, существует возможность профессиональных стажировок при предприятиях и учреждениях разных отраслей и в научных центрах. Место учебного заведения на рынке образовательных туруслуг определяется его официальным статусом и престижем. Они, в свою очередь, зависят от уровня преподавания, т.е. стандарта и качества обучения. Это определяется примерно так же, как и качество курортов: наличие современного оборудования; собственных методик и программ обучения (патент или лицензия); высокого уровня профессионализма преподавателей; соответствующего качества размещения (проживания); культурной программы и пр.

Индустрия спорта включает несколько групп учреждений и сооружений, выполняющих различные функции и взаимодополняющих друг друга: курорты спортивного назначения, спортивные комплексы и сооружения, спортивные центры и ряд производственно-технических сооружений, которые также используются для организации спортивных занятий туристов (например, пристани и порты, аэродромы, туристские базы, горнолыжные базы и пр.). Типичным спортивным учреждением туристского профиля являются курорты. Обычно это несколько поселков, в каждом из которых имеется сеть магазинов, предприятий гостеприимства и общественного питания. На небольшом расстоянии от поселков располагаются спортивные сооружения разного профиля, разных видов спорта, которые позволяют туристам разнообразить время пребывания на курорте Даже если это круглогодичный горнолыжный курорт, в его пределах обязательно существуют сооружения для летних видов спорта и занятий. Важным элементом в составе курорта являются также имеющиеся там школы обучения тем видам спорта, которые практикуются здесь. Дополнительно на курорте создаются многочисленные развлекательные комплексы: от боулинга и казино до концертных залов, полетов на вертолетах и воздушных шарах. Большая часть этих объектов непосредственно используется для организации различных занятий, но часть из них одновременно служит ареной проведения спортивных зрелищных мероприятий, на которых туристы присутствуют в качестве зрителей. С этой точки зрения учреждения и сооружения могут по виду предоставляемых услуг быть отнесены к индустрии досуга или даже к массовой культуре. В заключение следует повторить, что при характеристике любой отрасли сферы услуг необходимо обращать внимание на стоимость предоставляемых услуг и ее изменение по сезонам. Эти данные желательно приводить в форме таблицы в приложении, но анализ данных должен присутствовать в тексте.



27.назовите черты сходства и различия предприятий народных промыслов и ремесел. Поясните на конкретных примерах.

Интерес для туристов представляет также посещение местного фабричного музея или просмотр специально подготовленного шоу по производственной тематике, связанной, например, с историей возникновения промысла. Виды народных промыслов тесно связаны с культурными традициями народов, поэтому различны в разных странах. Типичными видами промыслов в большинстве стран являются художественная обработка металла, дерева, кости и камня, керамика, изготовление игрушек, лаковых изделий, вышивка, плетение и ткачество. Основная масса производимой продукции имеет ярко выраженный народный (национальный) колорит, поэтому с удовольствием приобретается туристами в качестве сувениров. Знание центров народных промыслов в любой стране стало важной составной частью страноведческой характеристики. Художественные ремесла позволяют сохранить самобытность этнографической материальной культуры. Ремесло зародилось на ранней стадии развития материальной культуры и являлось, с одной стороны, неотъемлемой частью натурального хозяйства, а с другой важной составной частью народного творчества. Ремесло – это архаичные формы народного декоративно-прикладного творчества. Носителями ремесленных традиций являются мастера, которые передают свой опыт и секреты творчества по наследству своим потомкам и ученикам путем воспитания и обучения, главным образом в домашних условиях. Постепенно дети впитывают традиции творчества семьи, деревни, поселка. Ученичество по родству жило во все времена и эпохи. Профессию, избранную отцом или матерью, продолжают сыновья или дочери, а позднее -- внуки и правнуки. Ремесленник, кустарь, мастер может иметь учеников или наемных работников (своего рода подмастерьев), т.е. быть владельцем небольшой мастерской, в любом случае это малый бизнес, основанный на ручном или слабо механизированном труде, значительное место в котором занимает творчество. Продукция, которую производит ремесленник, носит ярко выраженные черты индивидуального творческого почерка мастера. Поэтому все изделия, производимые в настоящих художественных мастерских мастерами- ремесленниками, называются художественными произведениями (но не произведениями искусства). Все изделия имеют личное клеймо мастера или клеймо его мастерской и высокую ценность (стоимость) на рынке. Некоторые из этих изделий, исключительные по своим качествам, являются произведениями искусства. Виды ремесел различны в разных странах, но в настоящее время ремесла сохранились в основном в отдаленных сельских районах разных стран. Исключение составляют те мастера, которые работают в специальных центрах. Видя огромный интерес, который проявляют туристы к ремеслам, во многих странах создаются мастерские, центры, улицы, целые кварталы в городах и поселки, где живут и трудятся ремесленники. Художественные ремесла составляют важную часть художественной культуры в любой стране и представляют огромный интерес для туризма. Причем туризм может сыграть важную роль в сохранении и развитии именно ремесленного народного творчества, включая эти объекты в маршруты и туры. Особо следует обратить внимание на организацию встреч и бесед с самими мастерами-ремесленниками, которые, как правило, настолько увлекательно рассказывают о своем творчестве и показывают сам процесс рождения художественного произведения, что такие встречи остаются в памяти туристов надолго.



28.Страноведческие методы исследования территории и окружающей среды.

Территория и пространство — основные условия развития туризма, так как все остальные условия так или иначе связаны с территорией или пространством. Территория в данном случае рассматривается как площадь (плоскость), а пространство — как объем (как трехмерное пространство), а все остальные объекты и явления рассматриваются внутри них. При выявлении особенностей географического положения и состава территории страны используется понятие «территория», во всех других случаях — «пространство». В страноведении используются оба понятия в качестве предпосылок развития туризма: в зависимости от ситуации на первый план выступает то «территория», то «пространство», оказывая существенное влияние на туризм. Вначале следует определить состав территории страны, т. е. охарактеризовать объекты на плоскости, поверхности Земли. Обычно каждое государство располагает некоторой частью территории какого-либо континента или части света. Кроме того, у побережья той или иной страны или вдали от нее расположены острова или архипелаги, которые так же, как и материковая территория, юридически находятся под суверенитетом данного государства и входят в его состав (конечно, перечислять следует только самые крупные из них). Кроме того, в островных государствах необходимо перечислить названия наиболее крупных островов в качестве основного состава территории.
В состав государства, имеющего выход к морю (океану, озеру или реке), входит акватория, на размер которой тоже стоит обратить внимание туристов.
Под структурой понимаются особенности внутреннего устройства территории, т. е. административно-территориальные единицы, которые могут быть использованы в туристской характеристике. Но иногда современное административное деление слишком дробно, единиц много, и это создает определенные неудобства. В таком случае можно и целесообразно использовать другие единицы измерения: историко-географические провинции или просто крупные физико-географические объекты. В любом случае следует дать представление о современном административно-территориальном делении и о тех соответствующих единицах, которые используются в туристской работе.
Особенности территории страны (государства) определяются несколькими параметрами, в том числе ее размерами и конфигурацией. Размер территории страны оказывает весьма существенное влияние на развитие туризма: чем обширнее страна, тем, как правило, разнообразнее и больше ее возможности. В то же время для больших стран, по сравнению с малыми и средними, остро стоят проблемы «преодоления пространства», т.е. проблемы межрайонных связей и инфраструктуры. Это обстоятельство может оказать сдерживающее развитие на туризм, особенно если при значительных размерах страна имеет низкую плотность населения и слабую транспортную освоенность территории. Конфигурация территории не является важным условием, определяющим турбизнес, но ее специфические черты формируют «образ» страны, поэтому общее представление о конфигурации должно присутствовать в туристской характеристике. Конфигурация наряду с другими особенностями формирует черты «индивидуальности» страны. Далее необходимо перейти к понятию «пространство», или «окружающая среда». Прежде всего стоит обратить внимание на степень измененности, преобразованности этой среды человеком; указать типы окружающей среды, встречающиеся в стране, особенности их расположения, отметив наиболее характерные; кратко описать не более двух типов, на которые, по мнению исследователя, ориентируется в своем развитии туризм. Желательно отметить уровень экологической культуры и кратко охарактеризовать «модель культуры поведения» населения и политику правительства по отношению к окружающей среде (подробно останав- ливаться в данном разделе на этом вопросе не стоит: если собран интересный фактический материал, то лучше изложить его в разделе «Политика как условие развития туризма»). В конце раздела можно попробовать «нарисовать картину или рисунки» окружающей среды, обратив внимание на особенности и степень мозаичности пространства. При составлении этой мозаики целесообразно использовать максимум «материалов» — компонентов окружающей среды, а также их «кусков» — элементов каждого компонента (задача очень сложная, и в вузе может быть поставлена уже на уровне дипломной работы). Анализ такого типа пространства требует специального исследования, что выходит за рамки просто учебной туристской характеристики страны, а причина, кроме многих прочих, в том, что система пространственных отношений уникальна на каждой территории и не может быть механически перенесена на территорию другой страны.
Соотношение «кусков» и «материалов» зависит от типов окружающей среды и может также определяться направлениями использования в туризме. Кроме того, картина будет зависеть от самого исследователя, его предпочтений, «видения» страны, уровней профессионализма и культуры. С учетом приведенных факторов набор «картин или рисунков» в «мозаике» и «калейдоскопе» пространства почти бесконечен. Каждая из таких «картин», «образов» имеет свои привлекательные для туризма черты, поэтому чем их больше, тем аттрактивнее (привлекательнее) территории для туризма. Туризм в своем развитии опирается именно на возможность создания бесконечных образов и картин, состоящих из конкретных объектов, связанных с данной местностью.
Основные понятия Территория государства (страны) — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства.
В состав государства входят собственно участок суши, воды (внутренние и территориальные), находящееся над ними воздушное пространство.
В состав государства входят также все острова, расположенные в пределах территориальных вод, и все острова и архипелаги, расположенные вне территориальных вод, но юридически (в рамках международного права) находящиеся под суверенитетом этого государства.
Территориальными водами называется тот участок вод суши, или Мирового океана, в пределах которого государство обладает юрисдикцией в полном объеме. Большая часть приморских государств установила размеры территориальных вод от 3 до 12 морских миль; 22 страны, в том числе латиноамериканские, имеют 200-мильные зоны территориальных вод. Страны, имеющие выход к побережью внутренних морей и озер, согласовывают размеры территориальных вод с «соседями».
200-мильные прибрежные экономические зоны — это участки вод Мирового океана, в пределах которых государства имеют суверенные права на разработку естественных ресурсов, а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам
ресурсов.
Территория — часть поверхности земной суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами. Количественным выражением территории является ее размер, а качественным — конфигурация. Под размером территории понимается величина ее площади, выраженная в квадратных километрах. По размерам территории различают несколько групп государств: крупнейшие, крупные, средние, малые и очень малые («карликовые») государства. Территория является важным элементом самосознания и самопознания. Для туристского страноведения важен социально-психологический аспект, связанный с размерами территории страны. У каждого народа свой «союз» с территорией. Многие народы, живущие в небольших странах, с трудом воспринимают переезды на большие расстояния, это следует учитывать в практике туризма. Но люди, даже живущие в крупных странах, при пересечении огромных пространств ощущают определенный психологический дискомфорт — огромность пространства «давит».
Конфигурация территории — это ее форма, имеющая внешние очертания и оказывающая влияние на общественно-экономические процессы, что привлекало внимание исследователей давно, но измерить это влияние трудно. Поэтому проводить такой анализ в учебном курсе в принципе невозможно. Можно только отметить общие черты конфигурации. Что касается влияния, то, возможно, имеет смысл остановиться на выводах американского ученого Д.А.Гриффита, который установил, что по мере увеличения вы-тянутости территории и увеличения расстояний ограничивается продолжительность поездок.
При описании конфигурации целесообразно использовать образные сравнения с геометрическими фигурами или другими общеупотребительными предметами. Например, территорию Франции сравнивают с шестиугольником, а территорию Вьетнама — с «карнизом» на побережье Южно-Китайского моря. Предпосылки развития туризма, как правило, неравномерно распределены по территории страны, есть районы более богатые и сравнительно бедные. Для подобной оценки более пригодно понятие «пространство». Понятие «территория» отличается от понятия «пространство». Понятие «пространство» используется в основном в общественных науках, главным образом как социально-экономическая категория. Структуры социально-экономического пространства — это системы отношений, характеризующие локализацию и пространственную расчлененность человеческой деятельности и ее результатов. Иначе говоря, социально-экономическое пространство —, социальное и экономическое наполнение территории. Туризм как вид деятельности относится к сфере экономики, т. е. функционирует в рамках социально-экономического пространства. Но страноведение как учебная дисциплина и данное учебное пособие занимаются вопросами туристского изучения страны, а не проблемами собственно туризма как отрасли хозяйства. Поэтому сведение понятия «пространство» только к социально-экономической категории совершенно неуместно.
Страноведческая характеристика включает рассмотрение всех (по возможности) предпосылок и условий развития туризма в стране, придавая равное значение всем компонентам, всем составляющим: населению, экономике, политике, природе, истории, культуре.
Для целей и задач туристского страноведения поэтому подходит только такое понятие, которое оптимально включает в себя названные компоненты, является поликомпонентным, комплексным по своему содержанию, широко используется во многих видах деятельности и, что особенно важно, имеет полифункциональное значение (потому что туризм — полифункционален по своей природе). Таким понятием является «окружающая среда». Обычно под этим термином понимается совокупность условий, окружающих человека, т. е. среда его обитания. Но возможно другое толкование этого термина: под окружающей средой в туризме понимается совокупность условий туристской деятельности. Именно в этом смысле рассматривается понятие окружающая среда в данном курсе страноведения. Известно, что три компонента окружающей среды (природа, население и хозяйство) взаимосвязаны между собой. Это достаточно хорошо изучено и изложено в работах по комплексному географическому страноведению. Поэтому останавливаться на этом вопросе и приводить соответствующие примеры представляется нецелесообразным. Но при этом упускается, на наш взгляд, еще два важных компонента — история и культура. Рассмотрим их по порядку и попытаемся выявить их связь с окружающей средой. Человек — созидатель культуры, но одновременно он является ее продуктом. Поэтому связку «природа — население — хозяйство» надо дополнить и представить так: «природа — население — хозяйство — культура = окружающая среда». Иногда в некоторых работах главной целью туризма объявляется рекреация, понимаемая как расширенное воспроизводство сил человека: физических, психических и интеллектуальных. При этом подчеркивается, что туризм относится к группе отраслей, имеющих ярко выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. Создается своеобразный культ Природы, воскрешение культа Матери-Земли и Солнца: отсюда кемпинги и пляжи, головокружительная тяга к воздуху и воде.
Сейчас много говорится об экологии, при этом почему-то главным виновником всех бед и разрушений объявлен современный человек. Разве в прошлом отношение человека к природе было другим? Достаточно обратиться за примерами к сохранившимся традиционным аграрным культурам. Например, скотоводческая культура арабского населения Омана. Мерилом обеспеченности и богатства в этой культуре считается скот. Поскольку реальные доходы современных жителей Омана определяются нефтедобычей, то они велики. Деньги тратятся на приобретение скота, который уничтожает, съедает растительность страны. Изменение ситуации возможно только в случае коренной ломки сложившейся системы ценностей, что означает крах традиционной культуры. Таких примеров множество как в прошлом, так и в настоящем. Людям хочется верить в существовавший некогда Золотой век, и они с упорством, заслуживающим лучшего применения, творят мифы. Отношение людей к природе всегда было одинаковым — потребительским и, как правило, неразумным, некультурным. Просто меньше было людей и механизмов меньше, т.е. меньше было сил и возможностей пользоваться природой, истребляя и разрушая ее. Только культурный человек (речь идет о воспитании, а не об образовании), осознающий ценность, уникальность и невосполнимость другой (иногда чуждой) культуры, может и будет сохранять ценности природные. Собственно говоря, рекреация есть культура оздоровления и восстановления сил. История также является важной составной частью окружающей среды.
Большая часть антропогенных городских, сельских и сельскохозяйственных ландшафтов — продукт исторического прошлого. Собственно культурно-исторические ландшафты: архитектурные комплексы, центры старых городов, загородные и городские парки, замки и крепости, города-музеи — все это огромное богатство, созданное сотнями и тысячами поколений наших общих предков, все, чем так гордится человечество. Это — тоже окружающая среда, дарованная нам в наследство, которым современный человек не всегда разумно пользуется. Опять-таки, для того чтобы должным образом понять, оценить и рационально использовать исторические ценности, нужно быть образованным и культурным человеком.