Файл: Культура ресторанного обслуживания (Классификация ресторанов общественного питания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Реализующее — это успешные, деятельные люди, которые привыкли брать ответственность на себя, обладают чувством собственного достоинства и хорошим вкусом. Они заинтересованы в карьерном росте и развитии. Для них важен собственный имидж, как проявление своего высокого вкуса и независимого характера. Это лидеры в бизнесе. Они могут занимать определенные посты в правительстве. У них широкий круг интересов. Они достаточно гибки, легко воспринимают инновации. Приобретаемые ими товары и услуги свидетельствуют о тонком вкусе. Им нравятся дорогие товары и услуги высшего качества.

2. Осуществляющие (выполняющие) — это люди, как правило, зрелого возраста. Они обеспечены и довольны жизнью, любят проводить время в размышлениях и созерцании. Нередко эти люди имеют хорошее образование. Они интересуются политикой и культурной жизнью, стремятся расширить свой кругозор. Они довольны своей карьерой, семьей, предпочитают проводить время и досуг дома. Они консервативны: в товарах, услугах прежде всего ценят прочность, функциональность и ценность.

3. Преуспевающие — это люди делающие карьеру. Для них главное — бизнес. Они разделяют мнение большинства, не любят рисковать. Бизнес дает им ощущение своей “востребованности”, материальной независимости и статуса. Большое значение наряду с карьерой для них имеют семейные и религиозные ценности. В общественной жизни они консервативны. Для них важно впечатление, которое они производили на окружающих. Поэтому престижные товары и услуги, которые они приобретают, призваны свидетельствовать о высоком положении и успешности владельца.

4. Рискующие — молоды, энергичны и импульсивны. Они охотники за острыми впечатлениями, жаждут перемен и разнообразия, находятся в процессе формирования ценностей и моделей поведения. Им свойственны быстрые перемены настроения. Их захватывают и увлекают новые возможности, но так же быстро они теряют к ним интерес. В этот период жизни “рискующие” не интересуются политикой и не имеют устоявшихся взглядов. Большую часть доходов они тратят на покупку одежды, посещение ресторанов и кинотеатров.

5. Убежденные (консерваторы) следуют принятым нормам и традициям. У них жестко фиксированные, незыблемые убеждения и взгляды, основанные на главных ценностях: семья, церковь, общество, нация. Свободное от работы время они предпочитают проводить дома. Они не самые лучшие покупатели и обычно приобретают товары и услуги хорошо знакомых им марок.

6. Старающиеся (неуверенные в себе) характеризуются тем, что их действия и поступки продиктованы необходимостью. Они нуждаются в одобрении своих шагов, ощущают незащищенность, их возможности ограничены. Деньги для них всегда означают успех. Их мучает чувство, что жизнь к ним несправедлива. Они стремятся покупать модные товары (услуги), которые по карману людям с большими, чем у них, доходами.


7. Практики — самодостаточны и практичны. Для них главное — семейные ценности. В общественной жизни они консерваторы. Их покупки — товары и услуги, которые обладают функциональной ценностью или имеют прикладное значение. 8. Борющиеся — это люди преклонного возраста. Их покупательские возможности весьма скромны. Они вынуждены ограничивать себя, жить по средствам. Основная статья расходов связана с заботой о своем здоровье. Они покупают мало. В случае, если покупка неизбежна, предпочитают любимые марки. Знание психологии клиентов в определенной мере поможет рестораторам выбрать клиентов своего ресторана.[3]

1.3 Основные формы современного ресторанного обслуживания.

Сети предприятий ресторанного бизнеса представляют из себя тиражирование отлаженной технологии с централизованным управление и кухней. Есть и просто сети ресторанных предприятий или единичные предприятия общественного питания, претендующие создание сети. Именно сетевая форма ресторанного бизнеса является самой выгодной.

Приведем классификацию предприятий ресторанного бизнеса в зависимости от формы общепита. Существует огромное разнообразие гастрономических предприятий, перечислим самые основные.

1. Ресторан

Как правило, рестораны имеют уникальное оформление интерьера, который подчеркивает его тематику. Для ресторана характерна дорогая мебель, интересные архитектурные, дизайнерские решения, высокий уровень обслуживания, атмосфера, хорошая кухня, вино.

Для ресторана важно подчеркнуть то, чем он выделяется среди других обычных предприятий общепита. Например, если это национальная кухня, то и атмосфера и оформление должны соответствовать.

Элитные рестораны должны привлекать превосходных шеф-поваров, которые рассматривают свое занятие не как ремесло, а как искусство.

2. Кафе

Основным привлекающим моментом для посетителя кафе является возможность быстро, вкусно и недорого перекусить в дневное время суток. Желательно еще и собой что-нибудь прихватить. Поэтому приветствуется выпечка, обеды в пакетах или одноразовой посуде.

3. Бистро

Эту форму предприятия ресторанного бизнеса первый раз внедрили российские солдаты, вошедшие в Париж в 1815 году. Особенно популярными они стали в Париже в 40-е годы 20 века. Термин бистро происходит от русского слова быстро. Для бистро характерны маленькие столики и легкие кресла. Главной особенность бистро является его многофункциональность. В нем можно и позавтракать, и пообедать, и перекусить, а вечером посидеть с кружкой пива.


4. Пивной бар. Паб

Пивной бар – это заведение для вечернего отдыха людей, которые любят пиво и соответствующие закуски. Пабы пришли к нам из Англии. Там они являются местом встречи старых друзей, в них царит теплая дружеская обстановка, а интерьер выполняется в деревенском стиле.

5. Кофейня, кондитерская

Чаще всего кофейня занимает небольшую площадь с небольшими столиками, иногда даже так называемые "стойки". В кофейне предлагаю чай, кофе, кондитерские изделия, бутерброды. Посещать их любят студенты, случайные прохожие и просто те, кому захотелось выпить чашечку кофе и немного поболтать.

6. Бар

Как правило, бар предлагает большой выбор алкогольных напитков. Поэтому, в основном, их посещают мужчины. В барах обычно мало столов, но достаточно барных стоек с высокими сидениями или высоких столов, за которыми удобно пить стоя.

7. Фаст-фуды

Термин "fast food" происходит от английского языка и дословно означает "быстрое питание". Сущность и разновидность этих предприятий ресторанного бизнеса не имеют однозначной трактовки. Как правило, они работают по принципу низкие цены - высокий оборот.

Обычно это сетевое предприятие ресторанного бизнеса со стандартным ассортиментом блюд в разных торговых точках. На протяжении многих лет мировым лидером, развивающим предприятия ресторанного бизнеса "fast food", остается корпорация McDonald's

8. Столовые

Обычно столовые прилагаются к учебным заведениям или крупным предприятиям, учреждениям. Столовая предназначена для сотрудников, студентов, которые в ней обедают. Часто для них обеды оплачивает само предприятие, существует система талонов и т.д.

9. Суши-бары

Мода на японскую кухню сделала суши-бары очень популярными. Как правило повар-сушист работает на маленькой и открытой кухне.

Прочие предприятия ресторанного бизнеса

Есть также всевозможные мелкие предприятия ресторанного бизнеса, такие как бистро, пельменные, чебуречные, шашлычные, пирожковые, блинные, лавашные и т.д.

В зарубежной практике можно встретить названия предприятий общепита исходя из цели посетителя. Например, выездное обслуживание (Caterer), торжественные ужины (Restaurant Fine Dining), можно поужинать на свежем воздухе (OutdoorDining) и т.д.

В ресторанном мире сегодня происходит расслоение. Рестораны высокого ценового сегмента уходят ещё выше, увеличивают качество блюд, продуктов и уровень сервиса. Такие заведения в итоге должны стать эталонными для ресторанной индустрии в России. Конечно, они будут достоянием обеспеченной и обособленной публики. Именно в них люди станут ходить, может быть, раз в год, но как на эногастрономический праздник.


Самый многочисленный сегмент рынка — демократичные рестораны, ориентированные на средний класс. Именно поэтому они подвержены риску нестабильного потребительского спроса. В демократичном сегменте есть несколько явно наметившихся тенденций. Прежде всего, это рестораны с открытой кухней — open kitchen: заведения, которые вывели производственные процессы на обозрение, в которых гость имеет возможность сидеть на удобном диване перед стойкой, где повар готовит конкретно для него.

Ещё один важный тренд в демократичном сегменте — тематические и монопродуктовые рестораны. Часть из них пока являются топ-версией этого сегмента, так как стейк-хаусы или фиш-хаусы чаще всего не могут порадовать гостя небольшим средним чеком (хотя тенденция на его понижение уже наметилась).

Монопродуктовый ресторан встает на свои рельсы со скрипом, несмотря на очевидную любовь некоторых рестораторов к этой идее. То ли общество ещё не разобралось со своим предпочтениями в еде, то ли новый типаж гостя ещё не в полной мере вышел на улицы наших городов — но пока это только попытки. Хорошо то, что пока они удачные и никто не рискует идти в высокий сегмент монопродукта.

Не менее интересен тренд, в котором краеугольный камень маркетинга и продвижения лежит на личности ресторатора. Я не говорю о рестораторах, имеющих ресторанные группы или сети, наработавших медиа-вес и так далее. Я говорю о рестораторах, которые сами встали у руля своего единственного заведения и сами являются частью персонала предприятия. Помимо рестораторов, в роли привлекающей личности могут быть и известные шеф-повара. Это интересные концепты, которые будут жить до тех пор, пока у руля находятся сами хозяева.

Ещё одна интересная ниша демократичных ресторанов — национальные и аутентичные заведения, а также пивные рестораны и пабы.

Предприятия фаст-фуда, многочисленные и многообразные

Наконец, предприятия фаст-фуда (fast-food). Отрасль эта у нас возникла недавно и совершенно не классифицирована, поэтому в этой сфере есть некая путаница. По большому счёту, никто сознательно её ещё не изучал. Первые заметки и статьи о фаст-фуде появились относительно недавно и даже есть мнение, что фаст-фуд в своём классическом виде относится скорее к ритейлу, чем к ресторанному бизнесу. Каким же бывает фаст-фуд?

1. Рестораны / кафе быстрого обслуживания. Они характеризуются небольшим средним чеком, ограниченным по ассортименту меню, иногда — наличием обслуживания. Чаще всего располагаются в деловых или торговых центрах, а также офисных зданиях.


2. Заведения фри-фло (free-flow), в которых подразумевается свободное перемещение по торговому залу. Здесь низкий средний чек, большой выбор готовых или приготовленных перед гостем блюд, высокая пропускная способность.

3. Быстрый и демократичный формат фаст-кэжуал (fast-casual). Это один из самых интересных форматов, находящихся между фаст-фудом и демократичным рестораном. В таких предприятиях гораздо вкуснее и разнообразнее меню и сочетается оно с быстрым обслуживанием. Еда готовится из более качественных продуктов, под индивидуальный заказ гостя, и подаётся на фарфоровой посуде. Обычно такие предприятия имеют небольшие площади, расположены на хорошем трафике, а при разработке концепции однозначно планируется создание фабрики-кухни.

4. Формат фаст-файн (fast-fine) — очередное следствие демократизации общества. Он характеризуется использованием в приготовлении еды качественных и даже деликатесных продуктов, сочетанием почти премиальной еды с быстрым обслуживанием и очень демократичной обстановкой и атмосферой.

5. Классический fast-food и его ближайший клон street-food (уличный фаст-фуд). Оба варианта чаще всего позиционируются на монопродукте, средний чек невысок, могут быть специальные акции и сезонные предложения, предполагается самообслуживание, а для стрит-фуда важно, чтобы предлагаемое блюдо можно было есть одной рукой.

Уже по итогам 2017 года, можно судить, что «культ здоровой пищи» все больше завоевывает сердца посетителей кафе и ресторанов на фоне актуальной проблемы плохой экологии, давления городской среды и переизбытка фастфудов в крупных городах. Люди хотят поесть не только вкусно, но и полезно.

Слоуфуд и здоровая пища

Как вы могли понять из названия — это здоровая альтернатива вредному фастфуду. Тенденция стала востребована и нашла своих поклонников в наших странах. Это направление в общепите базируются на медленном употреблении здоровой и вкусной пищи, а также воспитании чувства эстетики вкуса у посетителей.

При приготовлении блюд используется минимальная обработка продуктов и ингредиентов. Посетители таких заведений хотят почувствовать вкус самого микса продуктов, а не множества приправ и специй. В меню представлены все больше блюда из овощей и фруктов. Сейчас самый востребованный продукт в Европе — овощи.

Как итог, за последнее время разительно увеличилось количество суп-баров, салат-баров и, конечно, выросло число заведений для вегетарианцев. Последними, кстати, уже мало кого удивишь, многие хотя бы раз да пробовали перейти на «еду без насилия». Хорошим вариантом будет даже просто добавить вегетарианские блюда в меню вашего заведения. Этим вы убьете двух зайцев, захватив сразу несколько типов посетителей: тех, кто не приемлет вегетарианскую пищу и те, кто не прочь попробовать такие блюда или являются истинным вегетарианцами.