Файл: Основные функции в системе менеджмента. Понятие менеджмента и его основных функций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир развивается с ускоренными темпами вследствие чего появляются новые компании, сферы деятельности, бизнес-проекты. В связи с этим возникает проблема рационального решения практических вопросов для успешной деятельности существующих проектов или компаний. Решения этих проблем таит в себе такая наука, как менеджмент.

Менеджмент - современная система управления предприятиями, которая действует в условиях рыночной экономики.

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды.

Одна из важных характеристик процесса управления – функции менеджмента, которые представляют собой сочетание решений и действий, являющихся основой организационно-производственного процесса. От них зависит эффективное управление компанией и ее развитие, именно этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Гипотеза исследования: эффективная реализация основных функций менеджмента является источником успеха организации.

Целью данной работы является рассмотрение системы управления компании в качестве совокупности реализации взаимосвязанных функций менеджмента.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность менеджмента;

- определить и классифицировать функции менеджмента;

- рассмотреть общие и конкретные функции менеджмента;

- дать краткую характеристику предприятия;

- дать оценку функциям менеджмента исследуемого предприятия.

Предмет исследования – основные функции менеджмента.

Объектом данного исследования является система управления компании рынка оптовой и розничной торговли.

Теоретические основы управления организацией были исследованы в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, например, Виханским О.С., Коротковым Э., Кнышовой Е.Н.. и многими другими. В работе были использованы учебники и статьи из периодических изданий таких авторов как Белова В.П., Скобкин С.С., Пустынникова Е.В., Переверзев М.П. Данные источники можно считать надежными, так как авторы посвятили продолжительное время изучению менеджмента и теории управления организацией.


1. Понятие менеджмента и его основных функций

1.1. Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент – эффективное и производительное достижение поставленных целей компанией при помощи основных управленческих функций. Выполнение функций подразумевает собой исполнение менеджерами специальных навыков и умений. Каждая функция управления – особая сфера деятельности какого-нибудь определенного процесса управления. Система управления складывается из совокупности связанных между собой функций [3].

Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности:

  • оборонительная;
  • политическая;
  • экономическая.

На первом этапе, когда группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.

Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением [8, c.43].

Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.

Сущность менеджмента – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов [12, c. 165].

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Управление организацией осуществляется посредствам основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций [3].


Все принципы менеджмента можно сгруппировать в 2 группы: общие и частные. К общим принципам управления относятся: принцип применимости, принцип системности, принцип многофункциональности, принцип интеграции, принцип ориентации, принцип ответственности.

Основными частными принципами являются:

  • принцип сочетания централизации и децентрализации;
  • принцип научной обоснованности управления – научное предвидение, планирование во времени социально-экономического преобразования организации [13, c.86];
  • принцип плавности – заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе;
  • принцип сочетания прав, обязанности и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение [8, c. 44];
  • принцип частной автономии и свободы – все инициативы исходят из действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства;
  • принцип иерархичности и обратной связи – создание многоступенчатой структуры управления, при которой первичные звенья управляются своими же органами, находятся под контролем органов руководства следующего уровня;
  • принцип мотивации – чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрении и наказании, рассматривает ее с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее будет программа мотивации;
  • принцип государственной законности системы менеджмента – организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям государственного законодательства[13, c.87];
  • принцип органической целостности объекта и субъекта управления – управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления;
  • принцип устойчивости и мобильности системы управления – предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений [13, c. 87].

Итак, менеджмент от обычного управления отличается тем, что предполагает высокую степень свободы руководителей и подчиненных в условиях неопределенности ситуации. Управление же, сформировавшееся в рамках административной системы, основывается, наоборот, на всемерном ограничении такой свободы и идее предопределенности основных событий и процессов на много лет вперед с помощью всеохватывающего централизованного планирования. Одним из важнейших принципов управления считается обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена системы управления [3].


1.2. Понятие и классификация функций менеджмента

В современной литературе существует множество определений функций менеджмента, отражающих различные стороны и характеристики управленческой деятельности. Рассмотрим некоторые наиболее характерные из них.

Функция управления - это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами. [12, с. 265].

Функция менеджмента - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления. [9, с. 56]

Функции управления - это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления [13, с.134]

Функции управления - специфические виды управленческой деятельности, сложившиеся в процессе разделения управленческого труда, формулирующие его содержание в действии и устремленные на достижение поставленной цели. [8, с. 125]

Менеджмент считается процессом потому, что работа по достижению целей с помощью других людей представляет собой не какое-то единовременное действие, а серию непрерывных взаимосвязанных действий. Все эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Это и есть управленческие функции. Процесс управления - это сумма всех этих функций.

Функции управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.[11, с. 71]

Обобщая приведенные выше и другие имеющиеся определения и не претендуя на полный охват всех характеристик и сторон этого сложного многопланового явления, можно сказать, что функции менеджмента - это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда.

Функции менеджмента впервые были сформулированы в начале двадцатого века французским экономистом, предпринимателем и основоположником административного направления в менеджменте и процессного подхода к управлению Анри Файолем (Henry Fayol, 1841-1925 гг). В своей работе «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 году, А. Файоль выделил шесть основных направлений деятельности предприятия: технические, коммерческие, финансовые операции, охрану, счетные операции и административные. Таким образом, администрирование или управление было впервые выделено как самостоятельное направление деятельности [1].


Управлять - значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, - писал Файоль. Управлять - значит обеспечивать правильный ход всех направлений деятельности. Для этого администратор должен предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать.

Функция предвидения состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия [2, c.142].

Функция организации должна обеспечить предприятие всем необходимым для производства: материалами, оборудованием, капиталами, персоналом. При этом Файоль выделял два основных направления этой работы: организацию материального и социального «организмов» предприятия.

Функция распорядительства призвана приводить в действие организованный «социальный организм». Эта задача распределяется между различными руководителями предприятия, на каждом из которых лежит бремя и ответственность за свою часть. Цель распорядительства для каждого руководителя - извлечь наибольшую пользу из работников, находящихся в его ведении, в интересах предприятия, как целого. Согласовывание (или координация) имеет своей целью обеспечить каждому элементу «социального организма» возможность выполнять свою частную роль в согласии с другими элементами [1].

Цель контроля, как функции управления, в проверке, все ли исполняется в соответствии с принятой программой, отданными приказаниями и установленными принципами. Контроль применяется ко всему: к предметам, лицам и действиям. Он практикуется во всех областях. Операции контроля входят в круг обязанностей руководителя и его сотрудников в небольшом предприятии; в большом же - они частью переданы специальным функционерам: инспекторам, контролерам. Для того, чтобы контроль оказывался действенным, необходимо, чтобы он проводился вовремя и имел практические последствия.

Почти столетие назад А. Файоль сформулировал не только основные функции управления, но и основные принципы администрирования, общие правила, задачи, обязанности и требования к управленческому персоналу, которые легли в основу многих направлений современного менеджмента. Понимание функций менеджмента развивалось и углублялось вместе с развитием науки и практики управления.

Сегодня в литературе можно встретить различные перечни и классификации функций менеджмента. К функциям менеджмента, кроме выделенных Файолем планирования, организации, распорядительства, координации, и контроля, некоторыми авторами относятся установление целей (целеполагание), регулирование, активизация, разработка стратегии, обратная связь, руководство, коммуникация, исследование, учет и оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, переговоры, заключение сделок и другие направления деятельности. [10, с. 269]