Файл: Жизненный цикл организации и управления организацией.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теория жизненного цикла организации: основные понятия и содержание.
1.1 Понятие жизненного цикла и его стадии.
1.2 Модели жизненного цикла предприятия
2. Практические аспекты применения теории жизненного цикла.
2.1 Методы и инструменты идентификации стадии жизненного цикла фирмы.
В чем же состоит ценность теории И. Адизеса для российских организаций? Как любая другая продуктивная теория, она характеризуется двумя компонентами: объясняющей и предсказующей. Для работы с российскими организациями важны обе. Первая способствует возбуждению чувства доверия как к самой теории, так и к использующему ее консультанту. Вторая заставляет обратить внимание на те моменты, которые обычно не рассматриваются руководством российских компаний как ключевые (например, необходимость или преждевременность введения в компании регулярного менеджмента). Кроме того, различение болезней роста и организационных патологий, лежащее в основе теории И. Адизеса, как правило, легко осваивается российскими управленцами.
Таким образом, кривая И. Адизеса позволяет проанализировать не только возможные сценарии развития организации в целом, но и перспективность привлечения тех или иных менеджеров для работы в компании. Кроме того, теория жизненных циклов дает возможность, в отличие от многих других моделей, увидеть динамику организации, а не рассматривать ее как статичное образование. Представление о динамике организации позволяет, в частности, сделать вывод о своевременности тех или иных управленческих решений. Преждевременное внедрение регулярного менеджмента - типичная ошибка многих новых российских компаний, ведущая к их ранней бюрократизации.
Таким образом, теория жизненных циклов И. Адизеса может помочь как менеджерам-практикам, так и консультантам по управлению и организационному развитию в проектировании и диагностике организаций, а также при реализации проектов организационных изменений.
Развитие организации предполагает постоянные и целенаправленные изменения в функционировании и управлении организации. Новая организационная структура, методы разработки решений, изменения системы мотивации труда - все это включает деятельность по управлению организационными изменениями. Не всегда изменения менеджмент осуществляет осознанно. Организация является живым организмом, способным совершенствоваться согласно законам развития. Помимо этого, есть множество изменений, возникающих стихийно: случайные события, влияние факторов внешней среды и пр. Однако, даже те решения, которые руководитель принимает целенаправленно, не всегда становятся полноценным новшеством. Например, постепенный рост объема продаж, поддержание высокого качества продукции, замена оборудования не являются инновациями. Изменения организационной структуры, обновление основных фондов и оборудования, осуществление инвестиционного проекта, безусловно, являются инновациями.
Жизненный цикл изменений в организации включает ряд основных этапов:
Установление цели организационных изменений;
Разработка программы нововведений;
Внедрение нововведения по результатам успешных испытаний и освоения;
Распространение изменений на всю организацию;
Физическое или моральное устаревание нововведения.
Организационные изменений проходят стадии разморозки, изменения и заморозки:
«Разморозка» - это появление дисбаланса движущих и стабилизирующих сил организации.
«Изменение» предполагает формирование совершенно нового состояния и активную трансформацию норм и ценностей деятельности.
«Заморозка» - это фиксация организационного состояния на данном новом уровне, которое должно стать относительно устойчивым и защищенным от влияния случайных изменений.
Компания «Каравай» существует с 1949 года и до сих пор прочно удерживает лидерство в сфере хлебопечения в Иркутской области, а с 2005 года успешно осваивает новые рынки сбыта в Красноярском крае, республике Бурятия, Читинской области, а также в Монголии.
В 2005 году ангарская хлебная компания «Каравай» пришла на продовольственный рынок Красноярска, выкупив красноярский муниципальный хлебокомбинат «Енисей». А с 2006 г. в его состав вошел и Шелеховский хлебозавод. В 2010 году появился и завод в столице республики Бурятия-городе Улан-Удэ. В настоящее время пищевое объединение «Каравай» включает в себя пять хлебозаводов, которые перенимают традиции и качество, проверенное десятилетиями: два в Ангарске, хлебозаводы в Шелехово, в Красноярске и в Улан-Удэ. Все они объединены единой целью ОАО «Каравай»: служить потребителю и обществу в целом, создавая вкусные и полезные продукты, обеспечивая население самым необходимым, самым важным продуктом – хлебом. Кроме того Компания имеет фирменную розничную сеть, включающая в свой состав 28 торговых точек в форматах супермаркет, универсам и гипермаркет. В состав холдинга входит и сеть кафе быстрого питания: «Макфудс» имеет в своем составе 7 кафе, «Блинок» - 3 кафе.
Компания «Каравай» входит в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ по Иркутской области.
В долгосрочных планах компании дальнейшее расширение доли рынка и охват новых территориальных рынков. Компания активно ведет внешнеэкономическую деятельность: начала экспорт готовой продукции в Монголию.
Рассмотрим на каком этапе находится хлебная компания «Каравай».
Изучив данные предприятия, можно сделать вывод, что компания находится на стадии расцвета.
Организация на этапе Расцвета в своей деятельности руководствуется заявлением о миссии, в котором излагаются причины ее существования.
Миссия компании «Каравай»: Мы производим необходимый людям социальный продукт. Мы задаем стандарты качества в хлебопекарной и кондитерской промышленности, изучаем потребности наших потребителей и внедряем новые технологии. Мы стремимся поддерживать имидж компа-нии, благодаря сплочению всех подразделений в единую команду.
Работники органи¬зации верят в важность того, что они делают. Они знают, кто является заинтере¬сованными лицами организации и каковы их потребности.
Компании, достигшие этапа Расцвета, имеют агрессивные бюджеты, но разброс превышений фактических результатов над запланированными находится в пред¬сказуемом и приемлемом диапазоне.
Проведя анализ финансовой отчетности можно говорить об успеш-ности деятельности компании и правильности принятия управленческих решений руководством.
Чистая прибыль выросла в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 916 тыс. руб. (рост составил 9%). Идет плановая работа по снижению се-бестоимости производства.
На этом этапе организация имеет сравнительно определенную струк-туру, широкую ассортиментную линейку. Успешность работы организа-ции определяется по факторам удовлетворения потребительских потреб-ностей и достижения поставленных целей. Ценится способность предвидеть будущее. Часто на данном этапе организация открывает дочерние пред-приятия, которые будут проходить аналогичные этапы развития, начиная с самого начала.
В 2005 году ангарская хлебная компания «Каравай» пришла на продовольственный рынок Красноярска, выкупив красноярский муници-пальный хлебокомбинат «Енисей». А с 2006 г. в его состав вошел и Шеле-ховский хлебозавод. В 2010 году появился и завод в столице республики Бурятия-городе Улан-Удэ. В настоящее время пищевое объединение «Ка-равай» включает в себя пять хлебозаводов, которые перенимают традиции и качество, проверенное десятилетиями: два в Ангарске, хлебозаводы в Шелехово, в Красноярске и в Улан-Удэ. Все они объединены единой целью ОАО «Каравай»: служить потребителю и обществу в целом, создавая вкусные и полезные продукты, обеспечивая население самым необходи-мым, самым важным продуктом – хлебом.
Кроме того Компания имеет фирменную розничную сеть (самая крупная в городе), включающая в свой состав 28 торговых точек в форма-тах супермаркет, универсам и гипермаркет.
В состав холдинга входит и сеть кафе быстрого питания: «Макфудс» имеет в своем составе 7 кафе, «Блинок» - 3 кафе.
Компания «Каравай» входит в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ по Иркутской области.
Расцвет — это промежуточное состояние между Ростом и Старением. Расцвет состоит из двух периодов — нарастания и спада.
На сегодняшний день компания находится в периоде нарастания эта-па Расцвет.
В долгосрочных планах компании дальнейшее расширение доли рынка и охват новых территориальных рынков.
Компания активно ведет внешнеэкономическую деятельность: начала экспорт готовой продукции в Монголию.
Не существует какой-то единственной оптимальной точки. Организа-ции долж¬ны уметь распознавать симптомы, сигнализирующие о начале спада. Такая осве¬домленность поможет им предпринять меры, которые замедлят Старение и омолодят их, позволяя оставаться в состоянии Рас-цвета. Организации всегда долж¬ны стремиться оставаться в этом состоя-нии.
Идеология Адизеса приводит к выводу, что во избежание попадания на нисходящую ветвь развития организации необходимо в период между стадиями юности и расцвета предложить новую бизнес-идею (или принци-пиально модифицировать старую), чтобы к моменту достижения стабиль-ности в рамках развития исходной бизнес идеи иметь возможность превра-тить новый бизнес в основной. Этот подход можно назвать «реинкарнаци-ей» бизнеса.
Стадия создания подразумевает регистрацию фирмы. В этот момент определяется в какой сфере будет работать компания, выбирается страте-гия и цель, разрабатывается структура предприятия и осуществляется подбор персонала, оборудования, материалов.
Стадия роста происходит в связи с расширением деятельности пред-приятия, товар уже занимает определенную позицию на рынке, нарабаты-вается клиентская база, выбирается свой сегмент рынка и проводятся ме-роприятия по обеспечению прибыльности.
Стадия зрелости или стабильности означает успешную работу на ос-нове уже использованной технологии, форм и методов менеджмента и ак-тивного развития маркетинговой деятельности. Если же компания быстро реагирует на изменения и так же адаптируется к изменяющимся потребно-стям, то она долгое время может не боятся банкротства и успешно функ-ционировать.
Условия, при выполнении которых можно остаться на плаву и не стать банкротом:
Реально смотреть на ситуацию, и не воспринимать все слишком оп-тимистично, даже если все замечательно в компании.
Важное значение выделять маркетинговой деятельности и определе-нию целей.
Осуществлять прогнозы доходов и расходов наличных денежных средств.
Активно изучать потребности на рынке.
Стараться быстро определять моменты, способствующие появлению угроз для деятельности компании.
На стадии спада существуют различные варианты ее проявления. Наименее жесткой будет реорганизация – с целью оживления деятельности компании. Происходит разработка плана по выходу из критического со-стояния, который может быть представлен слиянием, присоединением, преобразованием предприятия, вследствие чего меняется организационно-правовая форма компании.
Одной из форм реорганизации будет реструктуризация – то есть ме-роприятия направленные на улучшение управления, эффективности про-изводства, конкурентоспособности, производительности труда, уменьше-нию затрат на производство и оптимизации финансовых результатов. Этот процесс способствует восстановлению платежеспособности и ликвидности предприятия.
Если же предприятие приближается к банкротству, то проводят са-нацию компании. Санация – это мероприятия, направленные на предот-вращение банкротства и ликвидацию предприятия. Сущность этого про-цесса состоит в передаче функций управления предприятием государ-ственному уполномоченному органу.
Санация способствует:
Обеспечению возможности предприятию остаться на плаву;
Заключение сделки между кредиторами и должниками;
Достижение реализации имущества компании лучше чем при ликви-дации.
Методы осуществления санации:
Организационные – изменяется управленческий состав, сокращаются нерентабельные структурные подразделения.
Финансовые – выпуск акций для мобилизации капитала, увеличение сумм кредитов, уменьшение процентов по акциям, перевод краткосрочной задолженности в разряд долгосрочной.
Если санация оказалась недействительной, то проводят процедуру банкротства. Банкротством называется неспособность оплатить свои обя-зательства кредиторам, а так же государству по расчетам налогов и обяза-тельных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Стадия ликвидации предприятия означает прекращение деятельности в связи с банкротством по решению собственника компании или по реше-нию суда.
Заключение
Значение теории жизненного цикла организации очень велико. Управление организацией во многом зависит от изначальной теоретической концепции. Модели жизненных циклов – это один из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающий процесс развития предприятия. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления промышленным предприятием. Модели жизненных циклов являются центральными при проведении организационной диагностики, так как действительно способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях.