Файл: Рынок ценных бумаг (Анализ развития рынка государственных ценных бумаг в России).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 513
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Анализ развития рынка государственных ценных бумаг в России
1.1 Структура рынка государственных ценных бумаг
1.3 Виды государственных ценных бумаг Российской Федерации
Глава 2 Понятие и правовое регулирование рынка ценных бумаг
2.1 Понятие рынка ценных бумаг
Государственные казначейские обязательства
Государственные казначейские обязательства – это ценные бумаги, которые являются финансовыми инструментами переходного периода. Выпуск такого типа бумаг обусловлен жестким правительственным курсом, который направлен на снижение инфляции и сокращение доходности по основным финансовым инструментам.
Выпуск казначейских обязательств (КО) начался в августе 1994 года. Эмитентом выступает Министерство финансов. Этот вид ценных бумаг выпускается сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии. Каждая серия имеет:
-единые даты выпуска обязательств;
-даты погашения;
-номинальную стоимость;
-процентную ставку.
Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Министерством финансов совместно с погашением казначейских обязательств.
Владельцами КО бумагам могут быть как юридические, так и физические лица Российской Федерации. Размещение осуществляется в следующем порядке: переводится определенное количество казначейских обязательств на счета-депо первых владельцев в центральном уполномоченном депозитарии или на счета в других уполномоченных депозитариях.
Казначейские обязательства могут приниматься в виде оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги, а также выступать в качестве залога. Могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет.
Казначейские обязательства на самом деле не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, они направляются в банк или финансовую компанию. В итоге посредник получает свои проценты, а финансовые компании проводят высокодоходные операции. Государству отчисляются 35% налога на прибыль, а предприятия, вынужденные продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, терпят убытки.
Обращение казначейских обязательств может быть в ограниченной или неограниченной форме.
Ограничения распространяются на:
-погашения казначейскими векселями кредиторской задолженности,
-права передачи казначейских обязательств только юридическим лицам,
-минимальное число индоссаментов перед предъявлением к погашению,
-сроки учета и обмена на налоговые освобождения.
Одной из отличительных особенностей казначейских обязательств является то, что они одновременно обладают рядом свойств: свойство векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.
Облигации государственного внутреннего валютного займа
Для решения условий урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР Правительство РФ приняло выпустить государственные внутренние валютные облигации займа. Условия выпуска утверждены 15 марта 1993 года Постановлением Совета Министров РФ.
Все обязательства бывшего СССР перешли к РФ, а значит и российские организации, и учреждения по их валютным счетам. По состоянию на 1 января 1992 года во Внешэкономбанке эти обязательства переоформлялись путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте. Основные условия выпуска следующие:
-эмитентом является Министерство финансов РФ;
-валюта облигационного займа - доллары США;
-процентная ставка - 3% годовых;
-даты платежа указаны на облигациях и соответствующих купонах;
-погашение производится по номинальной стоимости.
Всего было выпущено пять партий облигаций со сроком погашения 1,3,6,10,15 лет. Номинал составлял от 1 000 до 100 000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.
Расчеты по облигациям могли осуществляться и в рублях, и в иностранной валюте. Сумма основного долга по облигациям при их погашении и причитающиеся к выплате проценты освобождена от налогов, сборов, пошлин и обязательных платежей, исключая случаи, рассмотренные законодательством РФ. Облигации являются валютными ценностями, которые могут обращаться на территории России в соответствии с валютным законодательством, вывоз их за пределы страны запрещен. Валютные облигации – уникальный инструмент на рынке ценных бумаг России. То, что они имитированы в долларах США, говорит о доминирующем положении иностранных инвесторов в этом сегменте рынка. Отсюда уровень доходности валютных облигаций в значительной степени зависит от уровня доверия западных инвесторов к российским долговым обязательствам.
Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на ММВБ. Крупнейшими участниками рынка ОВВЗ являются Внешэкономбанк РФ, Международная финансовая компания, Альфа-Альянс. Внешэкономбанк выполняет решение задач по поддержке рынка облигаций ОВВЗ.
Главным платежным органом по выплате основного долга и процентов по купонам является Центральный банк Российской Федерации, источником средств которого являются валютные и золотые резервы государства.
Облигации внутреннего валютного займа – это первые ценные бумаги на рынке валютных облигаций России. Уровень их доходности намного превышает степень доходности на рынках за рубежом, что очень привлекает иностранных инвесторов.
Облигации государственного сберегательного займа
В 1995 годы создан новый вид долговых обязательств для того, чтобы привлекать к покупке ГЦБ физических лиц. Такой вид ценных бумаг носил название облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Кроме этого, эти ценные бумаги должны были служить дополнительным средством покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Стабилизация курса рубля привели к тому, что у населения пропал интерес к вложениям в твердую валюту в связи с ростом потребительских цен.
В Указе Президента РФ от 9 августа 1995 года № 836 и Постановлении Правительства РФ от 10 августа 1995 года № 812 были описаны условия выпуска ОГСЗ.
Выпуском облигаций сберегательного займа занималось Министерство финансов. Выпускались облигации сроком на один год, начиная с 27 сентября 1995 года, номинальная стоимость которых составляла 100 000 и 500 000 рублей. Облигации сберегательного займа – это государственные ценные бумаги на предъявителя. Объем их выпуска составлял 1 трлн. рублей. Каждая облигация имела четыре купона, а купонный период включал в себя четыре календарных месяца и определялся с даты начала выпуска. ОГСЗ позволяли владельцам получать доход, который превышал уровень доходности по другим государственным ценным бумагам. Доходы по купонам выплачивались ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости.[7]
Бумажная форма такого вида облигаций обусловливала простоту обращения. Не было необходимости регистрировать акт купли-продажи или передачи ценной бумаги. Такие условия привлекали физические лица, которые доверяли осязаемой бумажной форме облигации, а не ее компьютерному аналогу.
Срок размещения ОГСЗ составлял 90 дней с даты приобретения облигаций у эмитента и распространялся на физические и юридические лица. Но в течение 60-ти дневного срока дилер должен был разместить не менее 90% купленных у эмитента ценных бумаг, из них не менее
50% должно было быть реализовано за наличный расчет. Обращение ОГСЗ осуществлялось через уполномоченные банки.
Муниципальные ценные бумаги
Муниципальные ценные бумаги, или как их еще называют «субфедеральные», были созданы для привлечения денежных ресурсов в местные бюджеты. Они тесно связаны с государственными ценными бумагами. 9 ноября 1994 года по Указу Президента России «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» понятия «государственные ценные бумаги» и «облигации, выпускаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации» четко разграничены, условия их размещения и обращения очень похожи. В соответствии с решениями Федеральной комиссии муниципальные займы приравнены к государственным займам по налоговым льготам.
Данный вид ценных бумаг выпускали местные органы власти. Муниципальные ценные бумаги разделялись на бумаги общего покрытия и целевые. Займы общего покрытия выпускались для снижения дефицита местного бюджета, целевые займы – для финансирования конкретных инвестиционных проектов. Рынок муниципальных займов содержал крупные эмиссии на сотни миллиардов рублей для реализации серьезных инвестиционных проектов, мелкие займы – для финансирования проектов местного значения. За три года существования эти ценные бумаги распространились от Санкт-Петербурга до Восточной Сибири. Число зарегистрированных эмиссий составляло 43 единицы на общую сумму 3 трлн. рублей. Среди инвесторов муниципальные облигации не пользовались особой популярностью из-за их ненадежности, низкой доходности и неразвитости вторичного рынка.
Перечень выпускаемых органами власти облигаций был достаточно велик, однако выделим среди них следующие основные виды:
-займы, аналогичные ГКО и ОФЗ;
-«сельские» облигации;
-еврооблигации;
-жилищные займы;
-сберегательные займы для населения.
«Сельские» облигации выпускались субъектами Российской Федерации для погашения их задолженности перед федеральным бюджетом по товарным кредитам. Это бездокументарные ценные бумаги номинальной стоимостью 10 млн. рублей. Купонный доход по ним выплачивается в размере 10% годовых. «Сельские» облигации, или как их еще называют «агрооблигации», выпускались партиями со сроком погашения один, два и три года. Вторичный рынок этих ценных бумаг был малоактивен и низколиквиден.
На рынке муниципальных ценных бумаг лидерами являлись займы типа ГКО и ОФЗ, которые носили нецелевой характер, выпускались в бездокументарной форме и являлись именными, бескупонными или купонными.
В категорию муниципальных ценных бумаг в России входят ценные бумаги, выпускаемые местными органами местного самоуправления для привлечения средств от населения для решения определённых задач.
Как показывает практика, задачи эти почти всегда делятся на два вида: либо ликвидация образовавшегося дефицита местного бюджет, либо финансирование значимого для данного муниципалитета проекта социального развития (в области здравоохранения, образования, культуры, строительства и тому подобного).
При этом долговые обязательства на себя берут именно муниципальные власти, обязующиеся расплатиться с владельцами ценных бумаг из средств бюджета местного уровня. В законодательстве специально оговорено, что максимальная сумма долговых обязательств на этом уровне не может превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.
Таким образом, муниципальные органы власти осуществляют один из двух предусмотренных законом видов займов у населения: одним являются ссуды, другим – муниципальные ценные бумаги. Этот вариант представлен в качестве одного из основных для изыскания средств местным самоуправлением, исходя из мирового опыта, который гласит, что муниципалитетам гораздо выгоднее выпускать собственные ценные бумаги, нежели брать кредиты в коммерческих банках с высокими коммерческими ставками по их возврату.
Чаще всего муниципальные ценные бумаги представляют собой, так называемые, муниципальные облигации, которые можно разделить по трём основным критериям.
В первую группу входят облигации, которые выпущены с общим обязательством о погашении задолженности и не предусматривающие обеспечения не каким имуществом. Местные органы власти просто дают обещание, что в установленные сроки зафиксированная сумма будет возвращена владельцу облигации, в данном случае гарантирующим механизмом является принадлежащее муниципалитетам право взимать в свою пользу местные налоги.
Вторую группу составляют облигации, которые выпускаются для изыскания средств на целевые проекты, выплаты по ценным бумагам или обеспечиваются путем платёжеспособности органов управления, либо доходами от завершения проекта, если проект предполагает извлечение коммерческой прибыли (например, платная автомобильная дорога).
Третью группу составляют облигации с общим обязательством и ограниченным покрытием по налоговой способности. Отличительной особенностью данного вида облигаций от облигаций первой группы является то, что в том, что обязательность выплаты обеспечивается не способностью муниципалитета взимать местные налоги, а вполне конкретным видом тех или иных налогов и сборов (например, какие-либо таможенные сборы).
В основном преобладали жилищные займы, которые не давали ожидаемого результата из-за высокой стоимости на строительство жилья и соответственно облигаций.
Для финансирования местных бюджетов власти стали активно прибегать к выпуску еврооблигаций.
Чаще всего субфедеральные займы представлялись краткосрочными и среднесрочными займами. Но в связи с высокими темпами инфляции долгосрочные выпуски не получили широкого распространения.
Формы, выпускаемые местными органами власти, ценных бумаг были различны: именные (63%) и на предъявителя (37%), документарные и бездокументарные, соответственно 45 и 55%. Преобладали облигации, остальную часть составляли краткосрочные долговые обязательства (КДО), долговые обязательства по типу ГКО, казначейские сертификаты и казначейские обязательства.[8]