Файл: Рынок ценных бумаг (Анализ развития рынка государственных ценных бумаг в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 475

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К прочим участникам рынка ГЦБ можно отнести контролирующие и регулирующие органы, а также финансовые консультанты.

Функции контролирующего органа:

1. контроль над размещением и обращением облигаций;

2. получение из торговой системы информации о ходе торгов, об остатках на счетах «депо» дилеров в депозитарии, о движении средств на счетах в расчетной системе;

3. разработка форм отчетности дилеров;

4. уведомление дилеров и инвесторов по вопросам, предусмотренным нормативными актами, в целях прекращения правонарушений;

5. принятие решений о приостановлении операций дилеров, первичных дилеров, инвесторов в случае нарушений, а также о расторжении договоров о выполнении функций дилеров, первичных дилеров.

Финансовый консультант – это участник институциональной системы привлечения государством заемных средств и управления долгом, который предоставляет эмитенту и его агенту консультации по вопросам привлечения заемных ресурсов.

Основные функции финансовых консультантов:

-определять потребность заемщика в финансовых ресурсах и ее временную структуру;

-определять инструмент привлечения заемных ресурсов (долговые ценные бумаги, кредиты) и целевые рынки, на которых возможно такое привлечение;

-определять параметры привлечения заемных ресурсов, объем привлечения (объем эмиссии ценных бумаг и суммы кредита) и приемлемую цену привлекаемых финансовых ресурсов;

-предоставлять рекомендации по повышению надежности выпускаемых ценных бумаг, оптимизации их обеспечения, а также рекомендации по отдельным мероприятиям, направленным на повышение кредитного рейтинга и улучшения имиджа в глазах инвесторов институтов привлечения заемных ресурсов;

-предоставлять рекомендации для повышения надежности выпускаемых ценных бумаг, оптимизировать их обеспечение;

-давать консультации по оптимизации финансового управления и организации финансовых потоков;

-сопровождать эмитента при подготовке и проведении презентаций.

1.3 Виды государственных ценных бумаг Российской Федерации

Формирование РЦБ в России быстрыми темпами привело к увеличению объемов долговых обязательств и расширению рынка ценных бумаг. Это имеет отношение и к РГЦБ, отличающемуся высокой надежностью, ликвидностью и льготами в налогообложении.


С 1992 года с целью привлечения денежных ресурсов и покрытия растущего дефицита были выпущены следующие виды государственных ценных бумаг:

- государственные долгосрочные обязательства;

- государственные краткосрочные бескупонные облигации;

- государственные среднесрочные облигации;

- государственные казначейские векселя и казначейские обязательства;

- облигации государственного внутреннего валютного займа;

- другие государственные ценные бумаги.

Государственные долгосрочные обязательства

С 1991 года Центральным банком (ЦБ) России были размещены облигации государственного внутреннего займа. Срок размещения данных облигаций составлял 30 лет. 30 сентября 1992 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР были утверждены условия выпуска облигаций. На тот период времени величина займа страны составляла 80 млрд. рублей. В зависимости от условий обращения на рынке ценных бумаг, займ был разделен на несколько частей. С дальнейшими изменениями условий обращения государственных долгосрочных облигаций они размещались под 15 % годовых с ежегодной выплатой процентов.[5]

Инвестору имел право погашать облигации досрочно по фиксированной цене, которая объявлялась ранее. Данный метод давал возможность вычислить доходность и выбрать любой срок инвестирования, не дожидаясь 30-летнего срока погашения.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации

8 февраля 1993 года Правительством РФ принято постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций». Причиной принятия данного законодательного акта послужила высокая инфляция и растущий дефицит бюджета.

Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций (ГКО) выступает Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг - 1 млн. рублей. Выпускались ГКО в безбумажной форме, каждый выпуск оформлялся глобальным сертификатом, который хранился в ЦБ. Обладатели ценных бумаг регистрировались в книгах Банка России, затем с Министерством финансов решали вопросы о размещении и обращении ГКО. Решение о выпуске ГКО принимало Министерство финансов РФ по договоренности с Банком России. За семь дней до начала размещения бумаг информация становилась открытой. Если продавалось более 20% от общего количества нового выпуска ценных бумаг, то выпуск считался состоявшимся.

Рынок ГКО состоит из первичного и вторичного рынка. К первому относится аукцион, который связан с размещением нового тиража ценных бумаг, ко второму - фондовая биржа. Кроме этого, на вторичном рынке ведутся операции с уже выпущенными акциями или акциями, реализованными хотя бы раз.


Участники рынка ГКО тоже делятся на дилеров и инвесторов. Дилером могут выступать инвестиционные институты и банки, которые заключили договор с ЦБ России на выполнение обязанностей по обслуживанию операций с ГКО. Дилер совершает сделки от своего имени и за свой счет, но может и выполнять роль брокера, для заключения сделки от своего имени, но за счет и по поручению инвестора. Инвесторами являются юридические и физические лица, которые купили облигации и имеют право владения ими.

По срокам обращения ГКО разделяются на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводится ЦБ России.

На вторичном рынке обращение облигаций проводится в виде сделок купли-продажи при помощи фондовой биржи. Сделки с облигациями могут проводиться только на ММВБ.

Государственные среднесрочные облигации

Среднесрочные облигации - это облигации, которые выпущены на полугодие или год. В 1995 году для стабилизации финансового рынка государство решило выпускать новую государственную среднесрочную ценную бумагу, которая носила название облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном. Цель выпуска этих ценных бумаг - увеличение сроков государственной задолженности.

Эмитентом ОФЗ от имени государства является Министерство финансов Российской Федерации. 15 мая 1995 года правительство выпустило постановление «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов» для установления порядка выпуска и обращения ценных бумаг. Эмиссия ОФЗ осуществляется в виде отдельных выпусков. Объем эмиссии определяется Министерством финансов в пределах лимита государственного внутреннего долга. Инвесторами могут являться как юридические, так и физические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

Генеральный агент по обслуживанию выпусков облигаций – Центральный банк РФ. Все сделки с ОФЗ заключаются в порядке, который устанавливает ЦБ по согласованию с Министерством финансов.

Облигации федерального займа с переменным купоном были первым выпуском такого рода ГЦБ. Это именные купонные среднесрочные государственные ценные бумаги, которые дают право их владельцам получать номинальную стоимость облигаций при ее погашении и купонный доход в виде процента к номинальной стоимости. Номинальная стоимость облигаций выражается в национальной валюте и составляет 1 млн. рублей. Порядок расчета купонного дохода зависит от доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям. Купонный доход не облагается налогом на прибыль у юридических лиц и подоходным налогом у физических. Прибыль, полученная в виде разницы между ценой продажи и ценой покупки облигаций, подлежит налогообложению. Среднесрочные облигации — это долговые инструменты, срок погашения которых варьируется от 3 до 10 лет. Бумаги с таким диапазоном сроков погашения часто пользуются спросом у портфельных управляющих ПИФов, поскольку позволяют достичь разумного баланса между почти абсолютной надежностью краткосрочных облигаций (особенно государственных) и высокой прибыльностью долгосрочных доходных инструментов.


В большинстве случаев доходность по среднесрочным облигациям составляет 80-90% от доходности по долгосрочным облигациям. В августе 2005 г. доходность по 5-летним казначейским нотам составляла 4,21%, или 91% от доходности по 20-летним казначейским облигациям, равной 4,62%. Один доллар, инвестированный в долгосрочные правительственные облигации в период с 1926 по 2004 г., увеличился бы до $65,72 при среднем темпе роста в 5,4% в год. Один доллар, вложенный в среднесрочные облигации, за тот же период, увеличился бы до $61,83 при том же темпе роста, равном 5,4% ежегодно (по методу сложного процента). Таким образом, доходность по этим двум инструментам была сопоставима.[6]

Суммарная доходность в расчете на год по долгосрочным облигациям варьировалась от такого высокого уровня, как 40,4% (1982 г.), до такого низкого, как -9,2% (1967 г.). Для среднесрочных облигаций этот диапазон составлял от 29,1% (1982 г.) до -5,1% (1994 г.). Хорошо это или плохо, но долгосрочные облигации более чувствительны к колебаниям в общей динамике процентных ставок, при этом их цена более заметно увеличивается при падении ставок и сильнее снижается при их росте. Однако в конечном итоге эти сегменты рынка облигаций, как правило, обеспечивают равную доходность в долгосрочном периоде (как и в случае с акциями, в долгосрочной перспективе выигрыш от повышения уровня риска невелик.)

Надежность фондов среднесрочных облигаций значительно выше, чем долгосрочных. В период с 1930 по 2004 г. ценовая волатильность (мера риска) среднесрочных государственных облигаций составляла лишь 60% от аналогичного показателя для долгосрочных государственных облигаций. Хотя по государственным облигациям США риск дефолта минимален, по среднесрочным корпоративным облигациям риск банкротства обычно ниже, чем по долгосрочным, из-за более короткого временного периода, когда облигации подвержены этому риску. Сроки погашения среднесрочных облигаций больше всего подходят для выстраивания облигационной «лестницы» в портфеле.

Купонная доходность данных активов действительно ниже, чем у долгосрочных облигаций, что может уменьшить потенциальную прибыль инвесторов, осуществляющих вложения в начале периода значительного снижения процентных ставок (например, в 1982 г.). Так, после 1982 г. в течение длительного времени наблюдался рост стоимости долгосрочных облигаций, а также более высокая доходность по ним.

Инвестировать в такие активы следует в период, когда процентные ставки стабильны либо снижаются. Несмотря на то что во время роста процентных ставок риски по среднесрочным облигациям значительно ниже, чем по долгосрочным, они все же существуют и целесообразнее в этот период инвестировать в более краткосрочные долговые инструменты.


Практически в любой момент в портфеле среднесрочных облигаций может быть успешно выстроена облигационная «лестница». ПИФы, инвестирующие в этот сегмент рынка, обычно отличаются большей стабильностью по сравнению с ПИФами долгосрочных облигаций.

Маловероятно, что широко диверсифицированные портфели среднесрочных облигаций или паев ПИФов, специализирующихся на инвестициях в данный вид активов, в долгосрочном периоде превзойдут по доходности портфели высокодоходных акций. Однако с учетом риска они представляют собой хорошую сферу размещения капитала для консервативных инвесторов и надежный вид вложений в доходные ценные бумаги для тех инвесторов, чьи первостепенные инвестиционные интересы связаны с рынком акций.

На данный момент на рынке ценных бумаг выпущены и обращаются четыре вида ОФЗ:

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Между ГКО и ОФЗ существует много общих черт. Сходство выражается в механизме эмиссии, обращении и расчетах, на рынке ОФЗ действует та же структура участников, что и на рынке ГКО. Чаще всего рынки этих государственных ценных бумаг объединяют в один рынок ГКО-ОФЗ из-за востребованности данных рынков среди инвесторов, а значит, он пользуется большой популярностью среди потенциальных инвесторов.

Государственные казначейские векселя

14 апреля 1994 года Правительство РФ приняло Постановление о появлении на фондовом рынке казначейских векселей.

Эмитент казначейских векселей - Министерство финансов РФ. Казначейские векселя рассчитаны на юридических лиц, которые являются резидентами.

Генеральный агент по обслуживанию казначейских векселей – ЦБ России, который регистрирует сделки купли-продажи и производит погашение. Погашение ведется путем денежных переводов в день погашения на банковские счета владельцев. Казначейские векселя хранятся в ЦБ и не выдаются их владельцам на руки.

В 1994 году вексельная сумма одного казначейского векселя составляла 14 млн. рублей. Сумма задолженности федерального бюджета, на которую оформлялся один казначейский вексель, равна 10 млн. рублей. Министерство финансов должно было перечислить ЦБ России денежные средства до того момента, как наступил срок погашения серии казначейских векселей.